Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ленинградской области
«Подпорожский политехнический техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Социальная психология»
2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.03 «Технология деревообработки»
|
Рассмотрен на заседании МК
По ППССЗ
Председатель _______________
Протокол № __.
от «___»_______2023г.
Преподаватель: Шершнев А.Ю.
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплин……стр.4
2. Структура и содержание учебной дисциплины …………………..…стр. 6
3. Условия реализации учебной дисциплины………………………….стр. 11
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины..….стр.12
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Социальная психология» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Задачи дисциплины – знакомство студентов:
•
с социально-психологическими характеристиками (свойства, процессы и состояния)
индивида как субъекта социальных отношений, группы как целостных образований;
• с закономерностями социального поведения людей и групп;
• с феноменом взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее интересная
его форма – общение;
• с массовыми психическими явлениями, субъектами которых выступают средние по
количественному составу и большие социальные группы;
• с психологическими механизмами социальных влияний на человека и его общности
как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия;
• с активными методами и технологиями социального психологического воздействия;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- использовать вербальные и невербальные средства общения в профессиональной деятельности;
- давать психологическую оценку личности; - владеть способами бесконфликтного общения;
- формировать психологический климат в коллективе;
- применять приемы психологической саморегуляции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать: - основные задачи и методы психологии;
- психические процессы и состояния;
- структуру личности; - функции и средства общения;
- принципы эффективного общения; - этапы профессиональной адаптации;
- принципы профилактики эмоционального "выгорания" специалиста;
- основы делового общения;
- основы психосоматики; - определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика";
- методы саморегуляции
владеть:
- навыками принятия решений в нестандартных ситуациях;
- приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы |
48 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
20 |
практические занятия |
12 |
Самостоятельная работа |
16 |
Дифференцированный зачет |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем в часах |
1 |
2 |
3 |
Раздел 1. Предмет социальной психологии, значение и место теории в социально-психологической науке |
3 |
|
Тема 1. Социальная психология как наука, ее предмет и метод |
Содержание |
|
Объект, предмет, задачи социальной психологии. Методологические принципы социальной психологии. Типология методов социальной психологии. Роль социальной психологии в жизни общества, методы исследования и диагностики (наблюдение, опрос, эксперимент, контент-анализ, моделирование, социометрия); методы обработки и интерпретации результатов исследования и диагностики; методы коррекции и терапии; методы социально-психологического обучения и развития (дискуссия, деловые игры, тренинги личностного роста). |
||
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
||
Раздел 2. Социальная психология личности |
9 |
|
Тема 2.1. Типология и социально-психологические характеристики личности.
|
Содержание |
|
Характеристика социально-психологических теорий личности Основные теоретические концепции современной зарубежной социальной психологии: психодинамическое направление, психосоциальная концепция личности Э. Эриксона, социокультурная концепция К. Хорни, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К. Юнга, классификация социальных характеров Э. Фромма, бихевиоризм, когнитивный подход в психологии, гуманистическая психология. |
||
Тема 2.2. Социализация личности
|
Содержание |
|
Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность. Понятие социализации. Источники социализации: семья, система образования, СМИ, общественные организации. Стадии социализации: первичная, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая и послетрудовая. Основные психологические механизмы социализации: имитация, идентификация, чувство стыда и вины. Результат успешной социализации. |
||
Тема 2.3. Проблемы асоциализации личности.
|
Содержание |
|
Отклонения социального развития Виды отклонений в социальном поведении: аддиктивное, девиантное, суицидное, делинквентное. Причины отклоняющегося поведения. Этапы формирования аддикции. Человек как жертва социализации в современном мире. Виктимология. Факторы виктимизации: микрофакторы, мезофакторы, макрофакторы. |
||
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
||
Раздел 3. Социальная психология отношений, общностей и социальных институтов |
14 |
|
Тема 3.1. Характеристика межличностных отношений |
Содержание |
|
Природа межличностных отношений. Совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Характеристика межличностных отношений и их классификация. Социально-психологические феномены в группах и коллективах. |
||
Тема 3.2. Психология общения |
Содержание |
|
Содержание, структура и функции общения . Содержание общения. Цели общения. Средства общения. Структура общения. Функции общения |
||
Тема 3.3. Группа как социально-психологический феномен |
Содержание |
|
Понятие «группа», разновидности социальных групп. Основные функции и виды социальных групп. Стадии формирования и развития группы |
||
Тема 3.4. Природа конфликтов и пути их разрешения |
Содержание |
|
Классификация конфликтов по ряду факторов: способу их разрешения, природы возникновения, последствий для участников, степени выраженности. Основные причины конфликтов, характеристика этапов развития. Основные межличностные стили разрешения конфликтов. |
||
Тема 3.5. Технологии управления конфликтами. |
Содержание |
|
Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Процесс психологического посредничества. Технологии эффективного общения и поведения в конфликте. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликте |
||
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
||
Раздел 4 Деловое общение |
|
|
Тема 4.1. Аргументы и их влияние на эффективность общения. |
Содержание |
4 |
Понятие аргументации и коммуникационного процесса, базовые элементы. Роль аргументации в коммуникативном процессе. Характеристика структуры аргументации: тезис, аргументы, демонстрация. Анализ разновидностей критики тезиса, критерии оценки аргументов. |
||
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
||
В том числе, практических занятий: · Составление плана профессиональной перспективы. · Изучение социальных ролей личности и влияние их на поведение личности · Изучение стилей общения и выявление эффективного стиля общения · Изучение динамических процессов в малой группе на примере студенческой группы · Изучение эффективного стиля поведения в конфликте. · Изучение эффективных способов общения в поисках работы |
(12) |
|
Зачетная работа |
6 |
|
Всего: |
48 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет Социально-экономических дисциплин, оснащенный следующим оборудованием и техническими средствами обучения:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: рабочее место преподавателя, парты учащихся (в соответствие с численностью учебной группы), доска, персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультмедиапроектор, экран, лазерная указка, шкафы для хранения учебных материалов по предмету.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания .
Основные источники
1.Панфилова А.П. Психология общения Учебник. Академия/ 2020
Дополнительные источники.
1. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с.
2. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. –
304 с.
3. Петрова, Ю. А. Психология делового общения и культура речи: учебное пособие / Ю. А. Петрова. — 2-е изд. — Саратов: Вузовское образование, 2019. — 183 c. — ISBN 978-5-4487-0340-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79821.html (дата обращения: 17.06.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Дополнительные источники (при необходимости)
1. Социальная психология общения: монография / под общ.ред. А.Л. Свенцицкого. — М: ИНФРА-М, 2017. — 256 с.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла;
- в печатной форме на языке Брайля;
для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа;
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла;
для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
Формы контроля обучения: - устный опрос, - письменное тестирование; - контрольные работы; - домашнее задание творческого характера; - практические задания; - активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.) Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.