Министерство образования Красноярского края
Каратузский филиал
краевого государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Минусинский сельскохозяйственный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
УД.02. Лабораторно-практических занятий «Сельскохозяйственные машины»
с.Каратузское, 2020г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее- ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО), 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования входящей в укрупненную группу профессий 35.00.00. Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Организация-разработчик: Каратузский филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Минусинский сельскохозяйственный колледж».
Разработчики: Новокрещенных Владимир Николаевич, преподаватель первой квалификационной категории.
Утверждена методическим объединением Каратузского филиала КГБПОУ Минусинского сельскохозяйственного колледжа.
Протокол №____от «____»__________2020г.
|
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
12 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.01. ЛПЗ «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МАШИНЫ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа по ЛПЗ сельскохозяйственным машинам предназначена для подготовки обучающихся со сроком обучения 2 года по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования».
При организации и проведении лабораторно-практических занятий по сельскохозяйственным машинам целесообразно соблюдать такую последовательность выполнения заданий:
- полная и частичная разборка машины или сборочной единицы;
- изучение взаимодействия деталей, условия работы составляющих частей машины и сборочных единиц, их смазывание и охлаждение;
- изучение технологических и эксплуатационных регулировок, технологических схем работы;
- изучение возможных эксплуатационных неисправностей и способов их устранения;
- изучение содержания технического обслуживания, обеспечивающих нормальную работу сборочных единиц в процессе их эксплуатации;
- сборка составных частей и машин в целом.
Степень полноты разборки учебных единиц в каждом задании определяется необходимостью создания оптимальных условий для достижения учебных целей и должна быть отражена в инструкционно – технологических картах.
На каждом задании преподаватель проводит инструктирование обучающихся по организации рабочего места и безопасности труда в процессе вводного, текущего и заключительного инструктажей.
При изучении предмета «Сельскохозяйственные машины» основное внимание следует уделять машинам, применяемым в зоне расположения учебного заведения.
Для ее эффективного использования будущие специалисты должны хорошо знать устройство машин и орудий, принцип их работы, уметь правильно настраивать рабочие органы и механизмы машин на оптимальные режимы работы в зависимости от свойств обрабатываемого материала.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели:
- подготовка сознательных, квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, глубокими и прочными знаниями;
- воспитание активных членов нашего общества с высокими нравственными качествами, творческим отношением к труду.
Задачи:
- формирование у обучающихся системы глубоких прочных знаний основ современной техники и технологии производства.
- овладение профессией и дальнейшего роста их творческого отношения к труду активной жизненной позиции.
Для изучения устройств машин, рабочей программой предусмотреноследующая последовательность:
1. Задачи и суть технологического процесса конкретной машины;
2. Элементы (рабочие органы) машин, предназначенные для реализации технологического процесса;
3. Технологические регулировки
Ведущими формами организации процесса обучения при реализации данной рабочей программы является:
- при лабораторно-практических занятиях: групповые и индивидуальные.
Вместе с тем, выше указанные методы следует подразделять на словесные, наглядные и практические. А по характеру познавательной деятельности обучающихся на репродуктивные и проблемно-поисковые.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Количество часов на освоение программы учебной (ЛПЗ) практики
Всего-100 часов.
обязательной учебной нагрузки 100 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
100 |
в том числе: лабораторные работы |
100 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ЛАБАРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МАШИНЫ»
Тематический план
№\№
|
Задания |
Количество часов |
1 |
2 |
3 |
|
ЦИКЛ I
|
28 |
1 |
Плуги общего назначения
|
2 |
2 |
Бороны
|
2 |
3 |
Катки |
2 |
4 |
Лущильники |
2 |
5 |
Зерновые сеялки |
4 |
6 |
Машины для борьбы с сорняками, болезнями и вредителями |
4 |
7 |
Машины для внесение удобрений |
4 |
8 |
Подготовка машинно-тракторных агрегатов к работе
|
8 |
|
ЦИКЛ II
|
26 |
9 |
Машины для возделывания картофеля |
6 |
10 |
Машины для заготовки сена |
6 |
11 |
Машины для послеуборочной обработки зерна |
6 |
12 |
Подготовка машинно-тракторных агрегатов к работе
|
8 |
|
ЦИКЛ III |
24 |
13 |
Режущий аппарат |
4 |
14 |
Эксцентриковое мотовило |
2 |
15 |
Шнек жатки |
2 |
16 |
Наклонная камера |
2 |
17 |
Подборщики |
2 |
18 |
Приемная камера |
2 |
19 |
Молотильный аппарат |
2 |
20 |
Соломотряс |
2 |
21 |
Подготовка машинно-тракторных агрегатов к работе
|
6 |
|
ЦИКЛ IV
|
22 |
22 |
Очистка комбайна |
2 |
23 |
Копнитель |
2 |
24 |
Основная гидросистема комбайна |
2 |
25 |
Гидросистема рулевого управления |
2 |
26 |
Вариатор ходовой части |
2 |
27 |
Коробка передач |
2 |
28 |
Мост ведущих управляющих колес |
2 |
29 |
Тормозная система |
2 |
30 |
Подготовка машинно-тракторных агрегатов к работе.
|
6 |
|
Всего |
100 |
Задание. Машины для обработки почвы, улучшения лугови пастбищ
Плуги навесной и полунавесной, приспособления к плугам. Снегопах - валкователь. Культиватор – глубокорыхлитель - удобритель. Бороны дисковые и лемешные. Мотыга вращающаяся. Катки. Культиваторы.
Задание. Машины для посева зерновых, зернобобовых, крупяных культур, подсолнечника
Сеялка зернотуковая рядовая, приспособления к сеялке.
Сеялка зерновая широкозахватная с централизованным дозированием и пневматическим транспортированием семян в сошники.
Сеялка зернотуковая для прямого посева.
Задание. Машины для подготовки и внесения удобрений
Измельчитель минеральных удобрений.
Машины для внесения пылевидных удобрений и извести.
Машины для внесения минеральных удобрений.
Машины для внесения жидких комплексных удобрений.
Машины для внесения безводного аммиака.
Подкормщик - опрыскиватель универсальный, приспособление к нему.
Машины для внесения твердых и жидких органических удобрений.
Погрузчики и тракторные прицепы
Задание. Машины для применения химических средств защиты растений
Опрыскиватели: малообъемной прицепной, двусторонний, вентиляторный тракторный, прицепной штанговый, малообъемный монтируемый.
Опыливатели: монтируемый универсальный, моторизованный переносной.
Машины для внесения фумигантов в почву.
Генератор аэрозольный.
Протравитель семян универсальный.
Задание. Машины для уборки трав и кормовых культур
Косилки навесные. Косилка многобрусная комбинированная. Косилка - Плющилка.
Грабли – ворошилка - вспушиватель ротационные. Волокуша. Копновоз. Пресс-подборщик, подборщик-метатель тюков. Тележка-подборщик тюков. Транспортировщик штабелей. Погрузчик фронтальной навесной. Силосоуборочный комбайн.
Машины для возделывания и уборки кормовых корнеплодов.
Машины для полива
Дальнеструйная дождевальная машина. Двухконсольный дождевальный агрегат для работы с водозабором из открытой оросительной сети. Короткоструйные дождевальные агрегаты.
1 |
Задание. Машины для послеуборочной обработки зерна
Машина предварительной очистки зерна. Триерный блок. Машина вторичной очистки семян. Зернопогрузчик самопередвижной. Погрузчик шнековый переносной.
Задание. Машины для уборки зерновых колосовых культур, зернобобовых, крупяных, семенников трав, подсолнечника
Жатка. Корпус жатки, мотовило, режущий аппарат, транспортирующие органы жаток. Наклонная камера. Проставка. Подвеска жатки. Валковые жатки. Подборщики.
Молотилка. Молотильный аппарат. Соломотряс. Очистка зерна. Домолачивающее устройство. Копнитель. Бункер. Шнеки и элеваторы. Передачи.
Система контрольно-предупредительной сигнализации. Указатель потерь зерна. Технологические регулировки комбайнов.
Установка двигателя на комбайне. Вариатор. Сцепление и коробка диапазонов. Мост ведущих колес. Мост управляемых колес. Гусеничная ходовая часть
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающийся должен знать:
· Заводы изготовители с/х машин. Применение с/х машин.
· Марки с/х машин для поверхностной и основной обработки почвы, их предназначение, рабочие органы. Знать регулировки этих машин.
· Виды удобрений и способы их внесения. Марки машин для внесения органических и минеральных удобрений. Основные регулировки на норму разбрасывания.
· Опылитель ОШУ-50А; опрыскиватель ОН-400-1; как проводится регулировка расходов ядохимикатов. Технику безопасности при работе с ядохимикатами.
· Марки сеялок и их назначение. Агротехнические требования к посеву. Как правильно составлять посевной агрегат. Способы посева. Основные регулировки.
· Марки машин, предназначенных для посадки, междурядной обработки и уборки картофеля. Рабочий процесс. Регулировки. Способы уборки. Общее устройство машины.
· Машины для заготовки грубых кормов, предназначение, рабочий процесс, устройство, регулировки.
· Типы и марки машин для послеуборочной обработки зерна. Сущность принципа очистки. Режим сушки зерна. Подготовку зерноочистительных машин и сушилок к работе.
· Заводы изготовители комбайнов. Марки комбайнов их. Технические характеристики. Марки комбайнов выпускаемые Красноярским заводом.
· Общее устройство и технологический процесс работы комбайна, органы управления приборов контроля.
· Устройство основной жатки и валковых ЖВН-6А; ЖРБ-4,2. Способы уборки. Установку подборщика на жатку. Основные регулировки мотовило, режущего аппарата, шнека, высота среза, наклонной камеры, уравновешивающего механизма.
· Типы молотильных аппаратов. Принципы работы молотильных аппаратов. Порядок регулировки. Причины неисправности и их устранения.
· Работу соломотряса. Решетчатый стан и удлинитель грохота их регулировки. Работу копнителя. Регулировку механизма сброса копны.
· Правила регулировки натяжения ремней и цепной передачи. Порядок установки двигателя на комбайн. Сцепление двигателя, включение молотилки.
· Устройство и работу секции многосекционного распределителя. Схемы движения рабочей жидкости при включении различных секций гидрораспределителей. Устройство и работа насоса дозатора и распределителя рулевого управления.
· Работу и регулировку вариатора ходовой части. Устройство и работу коробки передач, механизм блокировки коробки передач. Сцепление ходовой части и её регулировку.
Обучающийся должен уметь:
· Опознавать с/х машины по принципу их работы и операций.
· Разбираться в с/х машинах предназначенных для основной и сплошной обработки почвы. Выполнять самостоятельно регулировки, на глубину обработки, и расстановку рабочих органов.
· Распознавать удобрения. Производить правильно регулировки на норму разбрасывания.
· Правильно пользоваться защитными средствами при работе с ядохимикатами. Производить правильно регулировки на норму расхода ядохимикатов.
· Распознавать марки сеялок. Производить регулировки, расстановку сошников на междурядье, устанавливать на норму высева, пользоваться таблицами.
· Правильно определять неисправности и устранять их. Производить регулировки. Пользоваться инструментом и приспособлениями.
· Пользоваться машинами для заготовки грубых кормов. Определять неисправности и устранять их. Правильно проводить техническое обслуживание и основные регулировки. Пользоваться инструментом и приспособлениями.
· Правильно выполнять технологический процесс работы по очистке и сушке зерна. Производить основные регулировки.
· По внешним признакам определять марки комбайнов.
· Разбираться в технологическом процессы работы комбайна.
· Ориентироваться в марках жаток. Правильно производить все регулировки жаток, (режущие аппарата, подбор скорости оборотов мотовило, выход пальцев шнека, натяжение ремней транспорта, высоту среза).
· пользоваться таблицей подбора оборотов барабана и зазоров между барабанами на входе и выходе убираемой культуры. Определять тип МТА устранять неисправности.
· Правильно производить регулировку по очистке для данной культуры. Находить неисправности и устранять их. Пользоваться таблицей настройки очистки.
· Устанавливать двигатель. Производитьрегулировки
· Натяжения ремней и цепей. Правильно отрегулировать сцепление включения молотилки.
· Разбираться в гидросистеме. Разбирать и собирать насос, дозатор и распределитель. Правильно проводить регулировку предохранительного клапана. Производить технический уход за гидросистемой, удаление воздуха.
· Правильно производить замену ремней вариатора ходовой части и их натяжение. Производить регулировку механизма блокировки коробкипередач. Регулировать сцепление ходовой части. Правильно производить прокачку жидкости в тормозной системе (удаление воздуха). Регулировать стояночный тормоз.
Критерии оценки знаний обучающихся.
Основными критериями качества знаний обучающихся, полученных в процессе теоретического обучения являются:
· Самостоятельность;
· Перенос навыков;
· Успеваемость обучающихся;
· Уровень усвоения знаний, формирования навыков и умений;
· Увязывание конечного результата с поставленной задачей;
· Сопоставление и сравнение отдельных процессов, обобщение, выделение в них общего и типичного, сходства и различия;
· Осмысление знаний, навыков и умений;
· Раскрытие внутренней сущности явлений и процессов;
· Объяснение взаимосвязей и основных закономерностей;
· Применение полученных знаний, навыков и умений на практике и перенесение их на другие виды работ.
Оценка лабораторно-практических работ обучающихся.
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности; самостоятельно определяет нужные действия.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех или пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, общепринятых символов обозначения величин, единиц их измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе компьютер или периферийное оборудование.
6. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении практических работ.
Негрубые ошибки.
1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением правил работы на компьютере.
2. Нерациональный выбор хода выполнения работ.
Недочеты.
1. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
2. Небреженное выполнение заданий.
3. Орфографические и пунктуационные ошибки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Андреев Н.Н. Система технического обслуживания и ремонта техники./ Москва, Издательство «Агропромиздат», 1995 г.
2. Гуревич А.М., Зайцев Н.В., Акимов А.П. Техническое обслуживание машинотракторных агрегатов. /Москва, Издательство «Росагропромиздат», 1988 г.
3. Карпенко А.Н., Халанский В.М. Сельскохозяйственные машины./ Москва, издательство «Высшая школа», 1990 г.
4. Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины./ Москва, Издательство «Профтехоразование», 2000 г.
5. Шаткус Е.Г. Зерноуборочные комбайны ЕНИСЕЙ. / Красноярск, издательство «Красноярский завод комбайнов», 1986 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.