Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Создание занимательных материалов на компьютере» составлена в соответствии:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
2. Основной образовательной программы основного общего образования
3. Учебного плана МБОУ Переснянской СШ
Программа рассчитана на 68 часов
11 класс – 2 час в неделю
Планируемые результаты
После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
• знают, что понимается под занимательностью;
• знают виды занимательных элементов и умеют создавать и оформлять их с использованием разнообразного прикладного программного обеспечения компьютера;
• владеют типовым и специализированным программным обеспечением;
• умеют подавать занимательный материал окружающим;
• имеют представление о межпредметных связях между информатикой и профильными дисциплинами;
• владеют способами продуктивной деятельности.
Содержание учебного курса
Тема 1. Занимательность.
Что понимать под занимательностью. Элементы занимательности. Их классификация
Тема 2. Кроссворды
Виды кроссвордов. Правила их составления и оформления. Разгадывание кроссвордов с помощью электронных энциклопедий. Оформление кроссвордов средствами текстового процессора.
Тема 3. Ребусы
Ребус как способ шифровки рисунками. Правила составления и разгадывания ребусов. Создание и оформление ребусов. Оформление ребусов в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов.
Тема 4. Создание оформление занимательных задач
Виды занимательных задач. Их особенности. Правила разработки. Оформление задачрисунков в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов.
Тема 5. Сканворды
Правила составления и разгадывания сканвордов. Создание и оформление сканвордов. Оформление сканвордов в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов.
Тема 6. Криптограммы
Правила составления криптограмм. Рабочая область. Разработка занимательного материала по собственному выбору. Апробация выполненной работы младшими школьниками.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Тема 1. Занимательность.
|
4 |
2 |
Тема 2. Кроссворды
|
20 |
3 |
Тема 3. Ребусы
|
16 |
4 |
Тема 4. Создание оформление занимательных задач
|
10 |
5 |
Тема 5. Сканворды
|
8 |
6 |
Тема 6. Криптограммы
|
10 |
|
ВСЕГО: |
68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование раздела |
Тема урока |
Кол–во часов |
Дата
|
Примечание
|
|||||
Теория |
Практика
|
план |
факт |
|||||||
1 |
Тема 1. Занимательность.
|
Занимательность: учение через увлечение. |
|
1 |
|
|
|
|||
2 |
|
Что понимать под занимательностью. |
|
1 |
|
|
||||
3 |
|
Элементы занимательности. Их классификация |
|
2 |
|
|
|
|||
4 |
Тема 2. Кроссворды |
Составление и оформление кроссвордов. |
Составление и оформление кроссвордов. |
2 |
|
|
||||
5 |
|
Виды кроссвордов. Правила их составления и оформления. |
|
2 |
|
|
|
|||
6 |
|
. |
Разгадывание кроссвордов с помощью электронных энциклопедий. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. |
4 |
|
|
||||
7 |
|
|
Автоматизация создания кроссвордов с помощью специализированных программ («Генератор кроссвордов», CROSSWORDS & WORD GAMES, «Классический кроссворд», «КроссМастер»). |
8 |
|
|
|
|||
8 |
|
|
Оформление кроссвордов средствами текстового процессора Word. |
4 |
|
|
|
|||
9 |
Тема 3. Ребусы
|
|
Создание и оформление ребусов. |
4 |
|
|
|
|||
10 |
|
Ребус как способ шифровки рисунками. Правила составления и разгадывания ребусов |
|
2 |
|
|
||||
11 |
|
|
Разработка ребусов — творческий процесс. |
6 |
|
|
|
|||
12 |
|
|
Оформление ребусов в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов. |
4 |
|
|
||||
13 |
Тема 4. Создание оформление занимательных задач
|
|
Создание и оформление занимательных задач. |
2 |
|
|
|
|||
14 |
|
Виды занимательных задач. Их особенности. Правила разработки. Оформление задач-рисунков в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов |
|
2 |
|
|
||||
15
|
|
|
Создание и оформление словесных головоломок. |
2 |
|
|
|
|||
16 |
|
Анаграммы, метаграммы, логогрифы. |
|
2 |
|
|
|
|||
17 |
|
Применение языков программирования для разработки словесных головоломок. |
|
2 |
|
|
|
|||
18 |
Тема 5. Сканворды
|
|
Создание и оформление сканвордов. |
2 |
|
|
||||
19 |
|
Сканворд как таблично-словесная шифровка. Технология создания и решения сканвордов |
|
2 |
|
|
|
|||
20 |
|
|
Автоматизация создания сканвордов с помощью специализированных программ (CROSSWORDS & WORD GAMES). |
2 |
|
|
||||
21 |
|
|
Оформление сканвордов средствами текстового процессора Word. |
2 |
|
|
|
|||
22 |
Тема 6. Криптограммы |
|
Создание и оформление криптограмм |
2 |
|
|
||||
23 |
|
Криптограмма как таблично-цифровая шифровка. Технология создания и решения криптограмм |
|
2 |
|
|
|
|||
24 |
|
|
Оформление криптограмм средствами текстового процессора Word. |
2 |
|
|
|
|||
25 |
|
|
Создание тематических занимательных материалов по профилю. |
4 |
|
|
|
|||
|
|
Итого |
|
68 |
|
|
|
|||
Список используемой литературы
1. Газман О. С, Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
2. Гурин Ю. В. Лучшие игры на бумаге. СПб.: Кристалл, 2000.
3. Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
4. Зубрилин А. А. Викторины по информатике // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2005. № 2.
5. Зубрилин А. А. Занимательные задачи на уроках информатики // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2004. № 5.
6. Зубрилин А. А. Игровой компонент в обучении информатике // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2001. № 3.
7. Зубрилин А. А. Игровой компонент на уроках информатики // Информатика и образование. 2001. № 8—10.
8. Зубрилин А. А. Игровые моменты при изучении телекоммуникационных технологий//Информатика и образование. 2002. №11.
9. Зубрилин А. А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний // Информатика и образование. 2002. № 8.
10. Зубрилин А, А. Сканворды на уроках информатики // Информатика и образование. 2004. № 5, 7, 8.
11. Кулагина Г. А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
12. Ливийский В. С. На досуге. Новосибирск, 1986.
13. Мураховский В. И. Компьютерная графика: Популярная энциклопедия. М.: ACT-Пресс, 2002.
14. Павлова И. М. Практические задания для работы в графическом редакторе // Информатика и образование. 2002. № 10.
15. Пономаренко С. Adobe Illustrator 10. СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
16. Развлечения на досуге. Смоленск: Русич, 1997.
17. Русских С. И. Графические объекты Word // Информатика и образование. 2001. № 6.
18. Сабанцев Ю. В. «Кроссворд» на Visual Basic // Информатика и образование. 1999. № 5.
19. Симонович С. В. Новейший самоучитель работы на компьютере. М.: АСТ-Пресс, 2002.
20. Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 1998.
21. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
22. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10—11 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
23. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лабораторий Базовых Знаний, 2001.
24. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.
25. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994.
26. Энциклопедия игр и развлечений: Книга для детей и взрослых. М.: АСТ-Пресс, 1999.
1. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Corel DRAW 9.0» («Кирилл и Мефодий»).
2. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Word 2000» («Кирилл и Мефодий»).
3. Обучающий диск «Обучение: Adobe Illustrator 2» («Медиа-Сервис2000»).
4. Обучающий диск «Обучение: Corel DRAW 12» («Медиа-Сервис2000»).
5. Обучающий диск «Обучение: Работа с векторной графикой» («Медиа-Сервис 2000»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.