Рабочая программа "Уроки здоровья"

  • docx
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала уроки здоровья рабпрог1-4.docx

Пояснительная записка

Наметившаяся в образовании тенденция новых подходов в вопросах воспитания и обучения способствует созданию программ по здоровье сберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Данная программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

 

Цель программы: формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

 

Задачи программы:

• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступ­ков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно под­держивать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организа­ции режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболе­вания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных иг­рах;

• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгруз­ки (релаксации);

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обра­щаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Содержание данной образовательной программы полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МОУ «ООШ №20»

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, на реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог должен учитывать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и др.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, питаться правильно. Надо, чтобы он уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, действительно будет здоров.

Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы,

связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например, «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

Содержание программы «Уроки здоровья» тесно связано с содержанием программ по окружающему миру, физической культуре, а знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях по внеурочной деятельности необходимы младшему школьнику для успешного обучения.

Программа рассчитана на 135 часов:

1 класс – 33 часа (1час в неделю)

2 класс – 34 часа (1час в неделю)

3 класс – 34 часа (1час в неделю)

4 класс – 34 часа (1час в неделю)

 

Формы работы

Форма работы с детьми, занимающимися по данной программе – это групповые занятия, которые проводятся один раз в неделю. На занятиях применяются следующие формы организации деятельности детей:

  • вводная беседа по теме;
  • проведение опытов;
  • оздоровительная минутка;
  • анализ ситуации;
  • выполнение практического задания (практикум);
  • выполнение творческого задания;
  • выполнение тестового задания;
  • психогимнастика;
  • познавательная игра.

Занятия могут проводиться как в учебных кабинетах, так и в спортивном зале, кабинете психолога, на свежем воздухе. Так как в данном курсе много занятий практической направленности педагог может спланировать различные экскурсии исходя из возможностей местонахождения школы.

 

Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть обучающиеся по окончанию курса

Познавательные

Самостоятельное формулирование познавательной цели; способность производить простейшие логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Умение пользоваться широким спектром источников информации.

Личностные

Овладение действиями смыслообразования (интерес, мотивация); действиями нравственно-этического оценивания; формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование эмоционального позитивного отношения к себе и окружающим; личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Регулятивные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, способность к волевому усилию.

Коммуникативные

Умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

формирование умения работать в парах и малых группах;

формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

учитывать позицию собеседника (партнера).

Формы учёта знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы

  Наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове­дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здоро­вого образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после прой­денной темы; в конце года проведение нестан­дартных уроков и праздников на повто­рение изученного за всю начальную школу.

Использование различных анкет и тестов для детей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы (1 год обучения)

Этап начального ознакомления с основными понятиями и пред­ставлениями

Цель: формирование у ученика основы здорового образа жизни и умения выполнять элементарные правила здоровьесбережения.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элемен­тарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления об основных по­нятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровь­есбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Гигиена (10ч) Дружи с водой. Забота о глазах, о коже. Уход за ушами, за зубами, за руками и ногами.

Практические занятия (3часа)

Питание и сон (3ч) Как следует питаться. Как сделать сон полезным?

Практическое занятие (1час)

Поведение и настроение (4ч) Поведение в школе. Настроение в школе, после школы.

Практическое занятие (1час)

Вредные привычки (3ч) Курение. Алкоголь.

Практическое занятие (1час)

Строение человека (2ч) Мышцы, кости и суставы.

Практическое занятие (1часа)

Закаливание и поведение на воде (7ч) Как закаляться. Обтирание и обливание. Игры и упражнения на воде.

Практические занятия (3часа)

Игры (4ч) Народные игры. Подвижные игры.

Практические занятия (3часа)

 

 

 

 

 

Тематическое планирование в 1 классе

№ п/п

Тема.

Дата

Гигиена (10ч)

1.

Советы доктора Воды

2.

Друзья Вода и Мыло. Практическое занятие

3.

Глаза - главные помощники человека

4.

Чтобы уши слышали

5.

Почему болят зубы

Здоровые зубы и уход за ними.

6.

Чтобы зубы были здоровыми. Практическое занятие

7.

Как сохранить улыбку красивой?

8.

Личная гигиена школьника

9.

Зачем человеку кожа

Забота о коже.

10.

Если кожа повреждена. Практическое занятие

Питание и сон (3ч)

11.

Питание - необходимое условие для жизни человека Здоровая пища и сон - лучшие лекарства.

12.

Здоровая пища для всей семьи. Практическое занятие

13.

Сон — лучшее лекарство

Поведение и настроение (4ч)

14.

От чего зависит настроение человека

15.

Я пришел из школы

16.

Я — ученик. Практическое занятие

17.

Режим дня

Вредные привычки (3ч)

18.

Привычки вредные и полезные

19.

Вредные привычки

20.

Вредные привычки. Практическое занятие

Строение человека (2ч)

21.

Скелет - наша опора

Осанка - стройная спина (мышцы, кости, суставы).

22.

Осанка — стройная спина! Практическое занятие

Закаливание и поведение на воде (7ч)

23.

Если хочешь быть здоров

24.

Правила безопасности на воде

25.

Игры и упражнения на воде

26.

Обучение плаванию

27.

Обучение плаванию. Практическое занятие

28.

Обучение плаванию. Практическое занятие

29.

Обучение плаванию. Практическое занятие

Игры (4ч)

30.

Русские игры. Практическое занятие

31.

Народные игры. Практическое занятие

32.

Подвижные игры. Практическое занятие

33.

Доктора природы. Обобщающее занятие




 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты к концу 1 класса

К концу 1 класса обучающиеся должны знать:

  • правила личной гигиены;
  • особенности органов зрения и слуха;
  • правила ухода за зубами, ушами;
  • от чего зависит правильная осанка;
  • как ухаживать за кожей;
  • для чего нужны человеку кости, мышцы, суставы;
  • что такое правильное, полноценное питание;
  • что такое режим дня, как его соблюдать;
  • правила поведения в школе;
  • чем угрожают организму вредные привычки;
  • способы закаливания организма.

До                 Должны уметь:

  • правильно умываться, чистить зубы, уши;
  • правильно сидеть при письме, во время чтения;
  • ухаживать за кожей;
  • выполнять упражнения для развития мышц и мелкой моторики;
  • распределять продукты питания на неделю по их калорийности;
  • оказывать первую медицинскую помощь;
  • соблюдать правила поведения в школе;
  • не поддаваться влиянию вредных привычек;
  • правильно чередовать различные виды деятельности и отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы (2 год обучения)

Этап углубленного изучения

Цель: формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни.

Болезни (6ч) Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит.

Практическое занятие (1час)

Экскурсия (1час)

Прививки (2ч) Прививки от болезней.

Экскурсия (1час)

Лекарства (4ч) Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений.

Практическое занятие (1час)

Безопасность (10ч) Безопасность при любой погоде. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транс­порте, на воде. Правила обращения с огнем. Как уберечься от поражения электрическим током, от порезов, ушибов, переломов. Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными.

Практическое занятие (1час)

Экскурсия (1час)

Первая помощь (9ч) Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, па­рами, газом, при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении, при травмах. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и ко­шек.

Практические занятия (4часа)

Медицина (3ч) Сегодняшние заботы медицины.

Практические занятия (2часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование уроков здоровья во 2 классе

№ п/п

Темы

Дата

Болезни (6ч)

1.

Причина болезни

2.

Признаки болезни

3.

Как здоровье?

4.

Как организм помогает себе сам

5.

Здоровый образ жизни. Практическое занятие

6.

Какие врачи нас лечат. Экскурсия

Прививки (2ч)

7.

Инфекционные болезни

8.

Прививки от болезней. Экскурсия

Лекарства (4ч)

9.

Какие лекарства мы выбираем

10.

Домашняя аптечка. Практическое занятие

11.

Отравление лекарствами

12.

Пищевые отравления

Безопасность (10ч)

13.

Если солнечно и жарко

14.

Если на улице дождь и гроза

15.

Опасность в нашем доме. Практическое занятие

16.

Как вести себя на улице. Экскурсия

17.

Вода - наш друг

18.

Чтобы огонь не причинил вреда

19.

Чем опасен электрический ток

20.

Травмы

21.

Укусы насекомых

22.

Что мы знаем про собак и кошек

Первая помощь (9ч)

23.

Отравление ядовитыми веществами

24.

Отравление угарным газом

25.

Как помочь себе при тепловом ударе. Практическое занятие

26.

Как уберечься от мороза

27.

Растяжение связок и вывих костей

28.

Переломы. Практическое занятие

29.

Если ты ушибся или порезался. Практическое занятие

30.

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее

тело. Практическое занятие

31

Укус змеи

Медицина (3 ч)

32

Расти здоровым. Практическое занятие

33

Воспитай себя

34

Я выбираю движение. Практическое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты к концу 2 класса

                              К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

  • правила здорового образа жизни;
  • продукты, приносящие пользу организму;
  • причины и признаки болезней;
  • правила безопасного поведения в доме, на улице, в природе;
  • правила оказания первой помощи;
  • различные внешние проявления настроения;
  • приёмы управления своим настроением;
  • правила подготовки ко сну;
  • причины тревожного сна.

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать режим дня;
  • правильно пользоваться лекарственными препаратами;
  • оказывать первую помощь при различных видах травм;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • владеть приёмами управления своим настроением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы (3 год обучения)

Этап углубленного изучения

Цель: формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни

Воспитание личностных качеств (22ч) Как воспитывать уверенность и бесстрашие? Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Почему мы говорим неправду. Почему мы не слушаемся родителей? Надо уметь сдерживать себя. Вредные привычки. Как относиться к подаркам. Как следует относиться к наказаниям. Твоя одежда. Как вести себя с незнакомыми людьми. Как вести себя, когда что-то болит. Что такое дружба? Спешите делать добро.

Практические занятия (8 часов)

Этикет (3ч) Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях.

Практические занятия (3часа)

Моя безопасность (6ч) Как вести себя в общественных местах. Умеем ли мы вежливо общаться. Что делать, если не хочется в школу. Чем заняться после школы. Что такое дружба. Как доставить родителям радость? Спешите делать добро.

Практические занятия (4часа)

Повторение (3ч) Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни

Практические занятия (2часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование уроков здоровья в 3 классе

№ п/п

Темы

Дата

Воспитание личностных качеств (17ч)

1.

     Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

2.

     Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

3.

Спеши делать добро. Практическое занятие

4.

    Почему мы говорим неправду. Практическое занятие

5.

«Неправда — ложь» в пословицах и поговорках.

6.

    Почему мы не слушаемся родителей? Практическое занятие

7.

    Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

8.

    Надо уметь сдерживать себя. Практическое занятие

9.

Как воспитать в себе сдержанность.

10.

Как отучить себя от вредных привычек.

11.

    Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

12.

    Как относиться к подаркам. Я принимаю подарок.

    Урок 12. Я принимаю подарок

13.

     Я дарю подарки. Практическое занятие

14.

    Как следует относиться к наказаниям. Практическое занятие

15.

«Встречают по одёжке». Твоя одежда

16.

    Как вести себя с незнакомыми людьми.

17.

    Как вести себя, когда что-то болит.

Этикет (3ч)

18.

     Как вести себя за столом. Правила поведения за столом.

      Практическое занятие

19

     Сервировка стола. Практическое занятие

20.

     Как вести себя в гостях. Практическое занятие

Моя безопасность (6ч)

21.

    Как вести себя в транспорте и на улице. Практическое занятие

22.

     Как вести себя в театре, кино, школе. Практическое занятие

23.

     Умеем ли мы вежливо общаться. Практическое занятие

24.

     Умеем ли мы разговаривать по телефону? Практическое занятие

25.

    Что делать, если не хочется в школу.

26.

    Чем заняться после школы.

Воспитание личностных качеств (5 ч)

27.

    Что такое дружба.

28.

    Кто может считаться настоящим другом? Практическое занятие

29.

     Как доставить родителям радость?

30.

     Как помочь больным и беспомощным.

31.

     Спешите делать добро. Практическое занятие

Повторение (3ч)

32.

    Огонек здоровья.

33.

     Путешествие в страну здоровья. Практическое занятие

34.

      Культура здорового образа жизни (урок-соревнование).

     Практическое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты к концу 3 класса

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

  • правила поведения за столом;
  • правила поведения в общественных местах (в транспорте, в театре, на
    улице, в школе);
  • как вести себя с незнакомыми людьми;
  • как нужно одеваться;
  • вредные для здоровья поступки;
  • интересные и безопасные способы времяпровождения.

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила личной гигиены;
  • вежливо общаться по телефону;
  • организовать свой досуг;
  • сервировать стол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы (4 год обучения)

Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель: умение перевести знания по здоровьесбережению в навыки.

Наше здоровье (9ч) Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. Учимся думать и действовать. Принимаю решение.

Практические занятия ( 3 ч)

Вредные привычки (14ч) Злой волшебник — табак. Зависимость. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? Злой волшебник — алкоголь. Злой волшебник — наркотик. Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения. Моя семья.

Практические занятия ( 3 ч)

Повторение (11ч) Нестандартные уроки и праздники о дружбе, о чистоте и здоровье, питание.

Практические занятия ( 9 ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование уроков здоровья в 4 классе

№ п/п

Темы

Дата

Наше здоровье (9ч)

1.

Что такое здоровье?

2.

Что такое эмоции?

3.

Чувства и поступки.

4.

Стресс.

5.

Учимся думать и действовать. Практическое занятие

6.

Учимся находить причину и последствия событий. Практическое занятие

7.

Умей выбирать.

8.

Принимаю решение.

9.

Я отвечаю за свое решение. Практическое занятие

Вредные привычки (14ч)

10.

Злой волшебник — табак.

11.

Зависимость.

12.

Умей сказать НЕТ!

13.

Как сказать НЕТ.

14.

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?

15.

Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения. Практическое занятие

16.

Волевое поведение. Помоги себе сам.

Практическое занятие

17.

Злой волшебник — алкоголь.

18.

Алкоголь – ошибка.

19.

Алкоголь - сделай выбор.

20.

Злой волшебник — наркотик.

21.

Наркотик - тренинг безопасного поведения.

22.

Мальчишки и девчонки. Мы – одна семья.

Практическое занятие

23.

Моя дружная семья.

Повторение (11ч)

24.

  Дружба.

25.

День здоровья. Практическое занятие

26.

Умеем ли мы правильно питаться? Практическое занятие

27.

Я выбираю кашу. Практическое занятие

28.

Чистота и здоровье. Практическое занятие

29.

Откуда берутся грязнули? (Игра-путешествие).Практическое занятие

30.

Чистота и порядок. Практическое занятие

31.

Будем делать хорошо и не будем плохо. Практическое занятие

32.

КВН «Наше здоровье».

33.

Я здоровье берегу - сам себе я помогу. Практическое занятие

34.

Будьте здоровы! Практическое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты к концу 4 класса

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • что такое эмоции, стресс и как они влияют на здоровье;
  • полезные для здоровья привычки и занятия;

-какие вредные для здоровья вещества содержатся в алкогольных напитках,
сигаретах, наркотиках;

- о толерантности как качестве личности.

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила здорового образа жизни;
  • критически относиться к употреблению алкоголя, табака, наркотиков;
  • делать здоровый выбор в ситуации пассивного курения;
  • отказать в ситуации давления;
  • владеть приёмами самообслуживания.