Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
№ 5 «Гимназия»
Рассмотрено на заседании методической кафедры начальных классов Протокол № ___ от « ___» _____________ 2019г |
Утверждаю: Директор МАОУ №5 «Гимназия» ____________В.Н. Подлиповская « ____ » августа 2019г. Приказ №___________________ |
Согласовано:
Заместитель директора по УР
________Н.В. Котельникова
«____» _________________2019г
Заместитель директора по МР
О.А.Евсеева
«____» ______________________
Протокол заседания методического
совета школы № ___ от « ___» августа 2019г
_
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мы – дети природы»
на 2019-2020 учебный год
Класс: 3
Количество учебных часов по программе: 34
Составитель: Федоришина С.С., учитель начальных классов
г. Мегион, 2019г.
Содержание
|
Пояснительная записка |
3 |
1. |
Планируемые результаты освоения предмета. |
3 |
2. |
Содержание учебного предмета |
5 |
3. |
Учебно-тематическое планирование |
6 |
|
Календарно – тематическое планирование |
7 |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы дети природы» для 3 класса составлена на основании:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009;
Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;
Образовательной программы начального основного общего образования МАОУ № 5 «Гимназия»;
Порядка о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности педагогов МАОУ №5 «Гимназия»;
Примерной программы интегрированного курса краеведения "Мы - дети природы" (Интегрированный курс краеведения "Мы - дети природы": Книга для учителя начальных классов / Авт.-сост. Т. К. Орлова, Л. Г. Демус, Н. Г. Богордаева, Л. Н. Нечаева; Под.ред. Т. К. Орловой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП "Полиграфист"; 2003.)
1. Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
· интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
· ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
· понимание причин успеха в учебе;
· понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
· отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои);
· объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначныхситуациях;
· осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели;
· строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления;
· пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов;
· выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях;
· признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание, определять для себя наказание).
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
· определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя и самостоятельно;
· выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе;
· планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно;
· работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
· оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха.
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
· самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
· ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
· находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ);
· владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
· анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий;
· классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия;
· сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия;
· устанавливать причины явлений и их следствия;
· устанавливать аналогии (в т.ч. создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно;
· представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
· сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
· строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
· работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
· излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
· быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки;
· участвовать в диалоге: слушать и слышать другого;
· понимать позицию другого, выраженную в явном и Неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
· создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно;
· использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
· работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения;
· предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Учащиеся получат возможность научиться:
· распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.
2. Содержание программы.
Природа югорского края.
Многообразие природы. Растения родного края: водоросли, мхи, папоротники, лишайники, их отличительные признаки.
Ягоды нашего края.
Чудачка морошка-ранняя летняя ягода. Секреты долголетия брусники. Сладкая ягода черники. Царица болот-клюква. Вечнозелёная толокнянка, или медвежья ягода, её значение.
Способы заготовки ягод на зиму.
Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные; их приспособленность к условиям жизни Севера.
Нуждающиеся в охране растения родного края: зверобой пятнистый, кувшинка чисто-белая, пион марьин корень и др.
Виды животных в Югре, требующие особого внимания за сохранением популяции в природе: барсук, кабан, рысь, северный олень, черно-бурая обыкновенная лисица и др.
Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва».
Подземная кладовая Югры.
Многообразие полезных ископаемых родного края.
Мансийская легенда о происхождении нефти.
Нефть, газ, каменный уголь, торф- «земное тепло» Югры.
Использование песка и глины.
Драгоценные полезные ископаемые: горный хрусталь, золото и др.
Земля и люди югорского края.
Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры.
Происхождение отдельных имён и фамилий народов севера. Что могут рассказать имена и фамилии о прошлом края?
Географические названия- свидетели прошлого. История в названии улиц и площадей твоего города. Происхождение названия города, в которым ты живёшь.
Герб твоего города, его описание, форма; цвета, используемые на щитах. Что означают фигуры на гербе?
Музей родного города . Ценность музее для потомков, ценность исторических находок, бережное их сохранение.
Современные архитектурные памятники югорского края.
Традиционные праздники северных народов.
Современные национальные праздники Югры: День оленевода, День рыбака и др.
Художники югорского края.
Художники хантыйского народа. Югра в творчестве художника В. Игошева и др.
Декоративно-прикладное искусство: резьба по дереву и кости.Орнаменты: бисерное плетение, шитьёпо ткани, шитьё по меху. Самодеятельные мастера: Шешкин П. и др.
3. Учебно- тематическое планирование
№ п/п |
Темы и основное содержание |
Всего уроков |
В том числе |
|||
Теория |
Практика |
Экскурсии |
Проект. деятель ность |
|||
1. |
Природа югорского края. |
10 |
8 |
1 |
1 |
|
2. |
Подземная кладовая Югры. |
8 |
6 |
1 |
1 |
|
3. |
Земля и люди югорского края. |
8 |
7 |
1 |
|
|
4. |
Художники югорского края. |
8 |
5 |
1 |
1 |
1 |
|
Итого |
34 |
26 |
4 |
3 |
1 |
Календарно- тематическое планирование
№ п./п |
Дата |
Тема занятия |
Кол. час. |
Элементы содержания |
|
план |
факт |
||||
Природа югорского края (10 ч) |
|||||
1 |
4 09 |
|
Многообразие природы. Растения родного края. |
1 |
Познакомиться с многообразием природы. Растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники. Знать ягоды нашего югорского края. Познакомиться с разнообразием животных: растительноядные, насекомоядные, хищные, приспособленность к условиям жизни Севера. Изготавливать кормушки из подручных материалов. Знать растения и животных занесенных в красную книгу Югры. |
2 |
11.09
|
|
Ягоды нашего края. |
1 |
|
3 |
18.09 |
|
Способы заготовки ягод на зиму. |
1 |
|
4, 5 |
25.09 2.10 |
|
Разнообразие животных, их приспособленность к условиям жизни Севера. |
2 |
|
6 |
9.10 |
|
Растения Югры нуждающиеся в охране. |
1 |
|
7 |
16.10 |
|
Животные Югры нуждающиеся в охране. |
1 |
|
8 |
23.10 |
|
Роль заповедников Югры в охране природы. |
1 |
|
9 |
30.10 |
|
Практическое занятие: подкормка птиц. |
1 |
|
10 |
13.11
|
|
Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
|
Подземная кладовая Югры (8 ч) |
|||||
11 12 |
20.11 27.11 |
|
Многообразие полезных ископаемых родного края. |
2 |
Ознакомить со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых. Показывать на карте залежи полезных ископаемых и обозначение их на контурной карте ХМАО. Познакомить и с происхождением нефти, с использованием песка и глины. Готовить сообщение о полезных ископаемых из дополнительной литературы. |
13 |
4.12 |
|
Мансийская легенда происхождения нефти. |
1 |
|
14 |
11.12 |
|
Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры. |
1 |
|
15 |
18.12 |
|
Использование песка и глины. |
1 |
|
16 |
25.12 |
|
Драгоценные полезные ископаемые. |
1 |
|
17 |
15.01 |
|
Практическая работа: размещение полезных ископаемых на карте ХМАО. |
1 |
|
18 |
22.01 |
|
Экскурсия в музей. |
1 |
|
Земля и люди югорского края (8 ч) |
|||||
19 |
29.01 |
|
Югорская земля во глубине веков. |
1 |
Узнать историю своего края, людей, которые прославили нашу Югру. Познакомить с современными архитектурными памятниками нашего края. Знать историю города. Познакомить с праздниками «Вороний день», «Медвежий праздник»
|
20 |
5.02 |
|
Происхождение отдельных имен и фамилий народов Севера. |
1 |
|
21 |
12.02 |
|
Географические названия – свидетели прошлого. |
1 |
|
22 |
19.02 |
|
Герб твоего города, района. |
1 |
|
23 |
26.02 |
|
Ценность музеев для потомков. |
1 |
|
24 |
4.03 |
|
Современные архитектурные памятники нашего края. |
1 |
|
25 |
11.03 |
|
Традиционные праздники северных народов:Медвежий праздник, Вороний день. |
1 |
|
26 |
18.03 |
|
Современные национальные праздники Югры: день оленевода, день рыбака. |
1 |
|
Художники югорского края (8 ч) |
|||||
27 |
1.04 |
|
Художники хантыйского народа : Г.Райшев , М.Тебетев. |
1 |
Знать особенности украшения одежды народов Севера. Разнообразие орнаментов. Символика. Подбирать самостоятельно литературу по теме; анализировать и синтезировать необходимую информацию. Выбирать форму участия в проектной деятельности, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. |
28 |
8.04 |
|
Югра в творчестве художника В.Игошева. |
1 |
|
29 |
15.04 |
|
Декоративно-прикладное искусство: резьба по дереву, кости. |
1 |
|
30 |
22.04 |
|
Орнаменты: бисерное плетение, шитье по ткани, шитье по меху. |
1 |
|
31 |
29.04 |
|
Самодеятельные мастера: П Шешкин. |
1 |
|
32 |
6.05 |
|
Практическая работа: изображение рисунка герба города. |
1 |
|
33 |
13.05 |
|
Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
|
34 |
20.06 |
|
Проект «Я живу в Югре» |
1 |
|
Итого за год: 34 часа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.