Рабочая программа внеурочки (ФГОС) Сказочный мир театра

  • doc
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сказочный мир театра.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной  задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно‑ нравственной компетенции — «становиться лучше».

Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание  у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ – актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.

Введение курса « Увлекательный мир театра» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и  обусловлен переходом на новый ФГОС, предназначен для реализации в одном отдельно взятом классе.

Специфическая цель курса «Увлекательный мир театра» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

1.     Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:

·     о рождении театра

·     что такое театр и его разновидности

·     связь театра с жизнью

·     кто работает в театре

·     отличие театра от других видов искусств

2.   Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.

3.     Через упражнения из области актёрского мастерства научить:

·     концентрировать внимание

·     управлять фантазией

·     обладать образным видением

·     научить анализировать и владеть психофизическим состоянием

4.     В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:

·     о технике сцены

·     об оформлении сцены

·     о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

·     об этюде и его разновидностях

·     о структуре этюда

·     о сценарии и форме его написания

·     о выразительных средствах и их разновидностях

·     что такое событие и событийный ряд

·     что такое второй план и внутренний монолог

·     что такое сюжет и его структура

·     что такое фрагмент

5.     Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:

·     логическое мышление

·     способность выстраивания событийного ряда

·     способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения

·     способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану

·     способность выражения мысли через сопутствующее событие

·     способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства

·     образное видение

6. Через постановочную работу развить:

·     чувство ответственности

·     чувство коллективизма

·     коммуникабельность

·     адекватность мышления

·     дисциплинированность

·     организаторские способности

·     умение преподнести и обосновать свою мысль

·     художественный вкус

·     трудолюбие

·     активность

Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.

Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Увлекательный мир театра».

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

·     театральные игры  и упражнения

·     беседа

·     иллюстрирование

·     изучение основ сценического мастерства

·     мастерская образа

·     мастерская костюма, декораций

·     инсценирование прочитанного произведения

·     постановка спектакля

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Программа кружка «Сказочный мир театра» включает разделы:

1. Театр.

2. Основы актёрского мастерства.

3. Просмотр спектаклей в театрах города.

4. Наш театр.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса «Сказочный мир театра» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. ФОРМЫ.ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

№ п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

Театр

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценичес-кого мастерства

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3

Просмотр спектаклей в театрах города

просмотр спектакля

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

иллюстри-рование

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

4

Наш театр

мастерская образа

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

инсцениро-вка, постановка спектакля

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

выступле-ние

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

                         

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 класс (68 часов)

№ п/п

Тема

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Раздел «Театр»

4

4

1.

Вводное занятие. Театральные профессии.

1

1

2.

Театральная игра. Как вести себя на сцене.

1

1

-

3.

Древнегреческий и современный театр.

1

1

-

4.

Театральные жанры.

1

1

 

Основы актёрского мастерства

20

3

17

5

Язык жестов.

1

1

6-7

 

 

В мире пословиц, поговорок, скороговорок.

2

2

8-9

 

 

Мимика . Пантомима

2

1

1

10-11

 

 

Интонация. Дикция.

2

2

12-13

 

 

Темп речи.

2

2

14

 

Рифма. Ритм.

1

1

15

 

Основы актерского мастерства.

1

1

16

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».  (Викторина)

1

1

17-18

 

 

Театральная азбука (считалки, потешки и др.)

2

2

19-20

 

 

Искусство театрального образа. Костюмы.

2

1

1

21-22

 

 

Основы театральной культуры

2

1

1

23-24

 

 

Диалог. Монолог.

2

1

1

 

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

6

6

25-28

 

 

 

 

Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

4

4

29-30

 

 

Иллюстрирование

2

-

2

 

Наш театр

38

38

31-41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценирование  народных  сказок о животных.

11

-

11

42

Показ спектакля по народным сказкам.

1

-

1

43-54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над спектаклем ко Дню Победы

12

12

55

Показ спектакля

1

-

1

56-65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценирование сказок А. С Пушкина,  К.И.Чуковского.

10

-

10

66

Показ спектакля

1

-

1

67

Показ спектакля

1

-

1

68

Итоговое занятие

1

-

1

 

Итого

68

11

57

 

 

 

 

Литература

1. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.-с.331-334

2. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград,2009

3. Е. Черная: Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос. Лань 2012г.

4.Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.

5 . Константин Станиславский: Работа актера над собой. Азбука 2015 г.

 6.  Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением [ Текст ] С.Л. Соловейчик// 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 С.

7.  Пушкин А. С. Сказки.

8. Полищук, Сарабьян: Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по метод. величайших режиссеров. 2015 г.

9. Чуковский К.И. Сказки.

10. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».

11. youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».

12. http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.

13. http://biblioteka.portal-etud.ru – Сборник детских пьес и постановок


Скачано с www.znanio.ru