ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно‑ нравственной компетенции — «становиться лучше».
Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ – актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.
Введение курса « Увлекательный мир театра» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС, предназначен для реализации в одном отдельно взятом классе.
Специфическая цель курса «Увлекательный мир театра» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
· о рождении театра
· что такое театр и его разновидности
· связь театра с жизнью
· кто работает в театре
· отличие театра от других видов искусств
2. Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
3. Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
· концентрировать внимание
· управлять фантазией
· обладать образным видением
· научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
4. В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
· о технике сцены
· об оформлении сцены
· о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
· об этюде и его разновидностях
· о структуре этюда
· о сценарии и форме его написания
· о выразительных средствах и их разновидностях
· что такое событие и событийный ряд
· что такое второй план и внутренний монолог
· что такое сюжет и его структура
· что такое фрагмент
5. Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
· логическое мышление
· способность выстраивания событийного ряда
· способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
· способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
· способность выражения мысли через сопутствующее событие
· способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
· образное видение
6. Через постановочную работу развить:
· чувство ответственности
· чувство коллективизма
· коммуникабельность
· адекватность мышления
· дисциплинированность
· организаторские способности
· умение преподнести и обосновать свою мысль
· художественный вкус
· трудолюбие
· активность
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.
Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Увлекательный мир театра».
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
· театральные игры и упражнения
· беседа
· иллюстрирование
· изучение основ сценического мастерства
· мастерская образа
· мастерская костюма, декораций
· инсценирование прочитанного произведения
· постановка спектакля
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Программа кружка «Сказочный мир театра» включает разделы:
1. Театр.
2. Основы актёрского мастерства.
3. Просмотр спектаклей в театрах города.
4. Наш театр.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Сказочный мир театра» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. ФОРМЫ.ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
№ п/п |
Тема раздела |
Форма |
Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 |
Театр |
беседа |
I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
экскурсия |
I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
||
2 |
Основы актёрского мастерства |
изучение основ сценичес-кого мастерства |
I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
актёрский тренинг |
II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
||
3 |
Просмотр спектаклей в театрах города |
просмотр спектакля |
I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
беседа |
I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
||
иллюстри-рование |
I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
||
4 |
Наш театр |
мастерская образа |
II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
мастерская костюма, декораций |
II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
||
инсцениро-вка, постановка спектакля |
II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
||
выступле-ние |
II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс (68 часов)
№ п/п |
Тема
|
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
|
Раздел «Театр» |
4 |
4 |
– |
1. |
Вводное занятие. Театральные профессии. |
1 |
1 |
– |
2. |
Театральная игра. Как вести себя на сцене. |
1 |
1 |
- |
3. |
Древнегреческий и современный театр. |
1 |
1 |
- |
4. |
Театральные жанры. |
1 |
1 |
– |
|
Основы актёрского мастерства |
20 |
3 |
17 |
5 |
Язык жестов. |
1 |
– |
1 |
6-7
|
В мире пословиц, поговорок, скороговорок. |
2 |
– |
2 |
8-9
|
Мимика . Пантомима |
2 |
1 |
1 |
10-11
|
Интонация. Дикция. |
2 |
– |
2 |
12-13
|
Темп речи. |
2 |
– |
2 |
14
|
Рифма. Ритм. |
1 |
– |
1 |
15
|
Основы актерского мастерства. |
1 |
– |
1 |
16 |
Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». (Викторина) |
1 |
– |
1 |
17-18
|
Театральная азбука (считалки, потешки и др.) |
2 |
– |
2 |
19-20
|
Искусство театрального образа. Костюмы. |
2 |
1 |
1 |
21-22
|
Основы театральной культуры |
2 |
1 |
1 |
23-24
|
Диалог. Монолог. |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» |
6 |
– |
6 |
25-28
|
Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. |
4 |
– |
4 |
29-30
|
Иллюстрирование |
2 |
- |
2 |
|
Наш театр |
38 |
– |
38 |
31-41
|
Инсценирование народных сказок о животных. |
11 |
- |
11 |
42 |
Показ спектакля по народным сказкам. |
1 |
- |
1 |
43-54
|
Работа над спектаклем ко Дню Победы |
12 |
– |
12 |
55 |
Показ спектакля |
1 |
- |
1 |
56-65
|
Инсценирование сказок А. С Пушкина, К.И.Чуковского. |
10 |
- |
10 |
66 |
Показ спектакля |
1 |
- |
1 |
67 |
Показ спектакля |
1 |
- |
1 |
68 |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
Итого |
68 |
11 |
57 |
Литература
1. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.-с.331-334
2. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград,2009
3. Е. Черная: Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос. Лань 2012г.
4.Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.
5 . Константин Станиславский: Работа актера над собой. Азбука 2015 г.
6. Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением [ Текст ] С.Л. Соловейчик// 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 С.
7. Пушкин А. С. Сказки.
8. Полищук, Сарабьян: Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по метод. величайших режиссеров. 2015 г.
9. Чуковский К.И. Сказки.
10. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
11. youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
12. http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.
13. http://biblioteka.portal-etud.ru – Сборник детских пьес и постановок
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.