Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Уроки психологии в первом (втором, третьем) классе / Под ред. С. В. Кривцовой, 2010 г., Генезис, Москва.
Цель программы – развитие эмоционального интеллекта детей. Программа «Жизненные навыки» задумана как поддерживающая и обучающая программа по психологии. Под руководством педагога-психолога дети 6 – 9 лет в течение всего года, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам.
Задачи:
создать в рамках образовательного учреждения психологически и безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Описание места кружка в учебном плане
Кружок «Жизненные навыки» изучается в МАОУ Заборьевской СОШ с 1 по 3 класс в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на один час в неделю – в 1 классе 33 часа, во 2 и 3 классе 34 часа. Общий объём отведенного времени составляет 101 час.
Характеристика программы
Программа «Жизненные навыки» проводиться в рамках внеурочной деятельности в начальной школе. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения. В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.
Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность чувств – признание ценности своих и чужих чувств и эмоций, что реализуется в общении с людьми.
Ценность безопасности – основывается на осознании принятия людей такими, какие они есть, с их проблемами, чувствами и эмоциями.
Ценность дружбы. Дружба одна из основных сфер человеческой жизни, без которой невозможно решить свои жизненные задачи.
Ценность толеранстности проявляется в способности принять другого человека, понять его и наладить контакт.
Ценность ответственности – проявление одного из важных человеческих качеств, которое помогает осуществить свои жизненные задачи.
Содержание внеурочной деятельности
Тема «Дом моей души: забота о теле – забота о себе»
1.Вводное. Какой я? Помочь детям вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными.
2.Строим тело. Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа, спокойно обсудить тревоги, связанные с телом.
3.Как я воспринимаю мир. Изучаем руки. Обратить внимание детей на то, что воспринимать мир можно разными способами; дать детям возможность изучить свою руку, руку другого человека; помочь осознать, что прикосновения бывают разными; показать в безопасной обстановке, как можно обходиться с разными прикосновениями; создать условия для развития децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека; способствовать развитию милосердия и толерантности.
4.Я умею двигаться. Дать детям возможность почувствовать разные движения своего тела, получить удовольствие от движений, сравнить разные движения.
5.Забота о теле – это забота о себе. Уточнить жизненную важность заботы о здоровье, обратить внимание детей на связь между здоровьем тела и здоровьем духа; помочь детям более серьезно и заинтересованно отнестись к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия.
6.Портрет в полный рост. Дать детям возможность самим пережить чувство боли и задуматься о том, как по-разному чувствительны к боли другие дети, тем самым способствовать развитию децентрации; организовать ребят на поддержку друг другу с помощью создания большого портрета; познакомить детей со схемой человеческого тела.
Тема «Праздники: ценности и радости»
1.Любимый праздник. Помочь детям увидеть, что ощущение праздника, представления о празднике могут различаться у детей и взрослых, а также у разных детей между собой. Научить детей отличать праздничное настроение от любого другого.
2.Как просто делать подарки! Показать детям, что праздник можно создавать самому, а делать подарки – искусство, требующее прежде всего фантазии, а не денег.
3.Дорога к празднику. Дать детям понять и почувствовать на собственном опыте, что праздник, праздничное настроение может возникнуть и при совсем не праздничных обстоятельствах, что можно самому создать себе праздник.
4.Праздник ожидания праздника. Научить детей проявлять терпение в ожидании радостного события.
5.Бесконечный праздник. Показать детям ценность праздника, его отличие от будней.
6.Радости и ценности. Обратить внимание детей на разнообразие ценностей, развивать в детях толерантность к ценностям других.
7.Я готовлюсь к празднику. Показать детям, что ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.
Тема «Отношения с другими»
1.Карта отношений. Дать возможность ребенку почувствовать, что он, как и каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри нее и исследовать ее.
2.Отношения, которые мне нравятся. Показать детям, что отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях для каждого.
3.Что я знаю о другом. Дать детям возможность встать на позицию другого человека, проявить эмпатию.
4.Планеты и орбиты. Дать понять, что отношения бывают разными, помочь детям научиться распознавать эти отношения, увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени.
5.Взаимодействие. Дать детям возможность получить разный опыт взаимодействия, понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, желания, потребности.
6.Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету. Отработать умение договариваться, учитывая интересы других людей.
7.Полет на космическом корабле. Дать детям возможность получить опыт проживания конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве; потренировать децентрацию, выход в метапозицию в конфликтной ситуации; помочь научиться распознавать интересы других сторон конфликта.
8.Такие разные отношения. Подвести итоги размышлений о взаимоотношениях, поговорить об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.
Тема «Отношения с собой. Мое достояние»
1.Мое достояние. Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят.
2.Кто я? Дать возможность почувствовать, что в разных ситуациях человек выступает в разных ролях.
3.Мой стиль. Дать представление об индивидуальном стиле, о том, что входит в это понятие.
4.Я глазами других. Дать детям возможность посмотреть на себя глазами других.
5.Уважение к чужому достоянию. Научить детей видеть и уважать чужое достояние.
6.Самое ценное. Обобщить полученный опыт по данной теме; закрепить и уточнить это понятие, прояснить то, что осталось непонятным.
Результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные умения и навыки:
Предложить кому-либо помощь.
Выразить свои теплые чувства другому.
Осознать свои чувства.
Наградить себя.
Определять, что мне нравится.
Извиняться.
Справляться со своими эмоциями.
Благодарить.
Занять свое свободное время.
Проявить заботу о другом.
Метапредметные умения и навыки:
Слушать.
Задавать вопросы.
Следовать инструкциям.
Доводить задание до конца.
Дискутировать.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные умения и навыки:
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.
Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
Учиться наблюдать.
Моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные умения и навыки:
Говорить и принимать комплименты.
Не отвлекаться.
Закончить и начать разговор.
Делиться.
Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
Учиться работать в паре и в группе.
Выполнять различные роли.
Слушать и понимать речь других ребят.
Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Проектный выход программы
На основе изучения каждой темы детьми создаются специальные предметы, которые будут напоминать о проведенном времени и формировать чувство безопасности.
3 класс:
Фантастическое тело
Портрет в полный рост
Календарь ожидания праздника
Методы и средства работы
Тренинговая форма
Просмотр мультипликационных отрывков
Техника коллажа
Работа с текстами с элементами критического мышления
Рисование, лепка из пластилина
Ролевые игры
Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия
Моделирование образцов поведения
Рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов
Календарно-тематический план
№ |
Название занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
По плану |
Фактически |
|
|
|
34 |
|
|
I |
«Дом моей души: забота о теле – забота о себе» |
7 |
|
1 |
Вводное. Какой я? |
1 |
|
2 |
Строим тело. |
1 |
|
3 |
Как я воспринимаю мир. |
1 |
|
4 |
Я умею двигаться. |
1 |
|
5 |
Забота о теле – это забота о себе. |
1 |
|
6 |
Портрет в полный рост. |
2 |
|
II |
«Праздники: ценности и радости» |
9 |
|
1 |
Любимый праздник. |
1 |
|
2 |
Как просто делать подарки! |
2 |
|
3 |
Дорога к празднику. |
1 |
|
4 |
Праздник ожидания праздника. |
1 |
|
5 |
Бесконечный праздник. |
1 |
|
6 |
Радости и ценности. |
2 |
|
7 |
Я готовлюсь к празднику. |
1 |
|
III |
«Отношения с другими» |
12 |
|
1 |
Карта отношений. |
2 |
|
2 |
Отношения, которые мне нравятся. |
2 |
|
3 |
Что я знаю о другом. |
1 |
|
4 |
Планеты и орбиты. |
2 |
|
5 |
Взаимодействие. |
1 |
|
6 |
Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету. |
1 |
|
7 |
Полет на космическом корабле. |
2 |
|
8 |
Такие разные отношения. |
1 |
|
IV |
«Отношения с собой. Мое достояние» |
6 |
|
1 |
Мое достояние. |
1 |
|
2 |
Кто я? |
1 |
|
3 |
Мой стиль. |
1 |
|
4 |
Я глазами других. |
1 |
|
5 |
Уважение к чужому достоянию. |
1 |
|
6 |
Самое ценное. |
1 |
|
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение предмета
1. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом (втором, третьем) классе / Под ред. С. В. Кривцовой. 2002 г., Генезис, Москва.
2. С. В. Кривцова. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 (2, 3) классе. Рабочая тетрадь школьника. 2009 г., Генезис, Москва.
СОГЛАСОВАНО
Заседание №1 ШМО учителей
начальных классов
28.08.2015 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________Кабилова О.В.
29.08.2015 года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАБОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Утверждено
Директор МАОУ
Заборьевской СОШ
________________Сизова Н.В.
«____»______________2015 год
Приказ 212 от 31.08.2015
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Жизненные навыки. Уроки психологии
в 3 «В» классе»
Составлена Волковой О.В.на основе
методического пособия: С. В. Кривцова,
Жизненные навыки. Уроки психологии в
начальной школе.
2015- 2016 учебный год
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.