Рабочая программа. Внеурочная деятельность. "Жизненные навыки" 3 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. "Жизненные навыки" 3 класс

Оценка 4.7
doc
07.05.2020
Рабочая программа. Внеурочная деятельность. "Жизненные навыки"  3 класс
Внеурочка по психологии.doc

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Уроки психологии в первом (втором, третьем) классе / Под ред. С. В. Кривцовой, 2010 г., Генезис, Москва.

Цель программы – развитие эмоционального интеллекта детей. Программа «Жизненные навыки» задумана как поддерживающая и обучающая программа по психологии. Под руководством педагога-психолога дети 6 – 9 лет в течение всего года, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам.

Задачи:

создать в рамках образовательного учреждения психологически и безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;

дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;

создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;

передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Описание места кружка в учебном плане

Кружок «Жизненные навыки» изучается в МАОУ Заборьевской СОШ  с 1 по 3 класс в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на один час в неделю – в 1 классе 33 часа, во 2 и 3 классе 34 часа. Общий объём отведенного времени составляет 101 час.

Характеристика программы

Программа «Жизненные навыки» проводиться в рамках внеурочной деятельности в начальной школе. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения. В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.

Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность чувств – признание ценности своих и чужих чувств и эмоций, что реализуется в общении с людьми.

Ценность безопасности – основывается на осознании принятия людей такими, какие они есть, с их проблемами, чувствами и эмоциями.

Ценность дружбы. Дружба одна из основных сфер человеческой жизни, без которой невозможно решить свои жизненные задачи.

Ценность толеранстности проявляется в способности принять другого человека, понять его и наладить контакт.

Ценность ответственности – проявление одного из важных человеческих качеств, которое помогает осуществить свои жизненные задачи.

 

Содержание внеурочной деятельности

Тема «Дом моей души: забота о теле – забота о себе»

1.Вводное. Какой я? Помочь детям вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными.

2.Строим тело. Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа, спокойно обсудить тревоги, связанные с телом.

3.Как я воспринимаю мир. Изучаем руки. Обратить внимание детей на то, что воспринимать мир можно разными способами; дать детям возможность изучить свою руку, руку другого человека; помочь осознать, что прикосновения бывают разными; показать в безопасной обстановке, как можно обходиться с разными прикосновениями; создать условия для развития децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека; способствовать развитию милосердия и толерантности.

4.Я умею двигаться. Дать детям возможность почувствовать разные движения своего тела, получить удовольствие от движений, сравнить разные движения.

5.Забота о теле – это забота о себе. Уточнить жизненную важность заботы о здоровье, обратить внимание детей на связь между здоровьем тела и здоровьем духа; помочь детям более серьезно и заинтересованно отнестись к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия.

6.Портрет в полный рост. Дать детям возможность самим пережить чувство боли и задуматься о том, как по-разному чувствительны к боли другие дети, тем самым способствовать развитию децентрации; организовать ребят на поддержку друг другу с помощью создания большого портрета; познакомить детей со схемой человеческого тела.

Тема «Праздники: ценности и радости»

1.Любимый праздник. Помочь детям увидеть, что ощущение праздника, представления о празднике могут различаться у детей и взрослых, а также у разных детей между собой. Научить детей отличать праздничное настроение от любого другого.

2.Как просто делать подарки! Показать детям, что праздник можно создавать самому, а делать подарки – искусство, требующее прежде всего фантазии, а не денег.

3.Дорога к празднику. Дать детям понять и почувствовать на собственном опыте, что праздник, праздничное настроение может возникнуть и при совсем не праздничных обстоятельствах, что можно самому создать себе праздник.

4.Праздник ожидания праздника. Научить детей проявлять терпение в ожидании радостного события.

5.Бесконечный праздник. Показать детям ценность праздника, его отличие от будней.

6.Радости и ценности. Обратить внимание детей на разнообразие ценностей, развивать в детях толерантность к ценностям других.

7.Я готовлюсь к празднику. Показать детям, что ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.

Тема «Отношения с другими»

1.Карта отношений. Дать возможность ребенку почувствовать, что он, как и каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри нее и исследовать ее.

2.Отношения, которые мне нравятся. Показать детям, что отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях для каждого.

3.Что я знаю о другом. Дать детям возможность встать на позицию другого человека, проявить эмпатию.

4.Планеты и орбиты. Дать понять, что отношения бывают разными, помочь детям научиться распознавать эти отношения, увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени.

5.Взаимодействие. Дать детям возможность получить разный опыт взаимодействия, понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, желания, потребности.

6.Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету. Отработать умение договариваться, учитывая интересы других людей.

7.Полет на космическом корабле. Дать детям возможность получить опыт проживания конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве; потренировать децентрацию, выход в метапозицию в конфликтной ситуации; помочь научиться распознавать интересы других сторон конфликта.

8.Такие разные отношения. Подвести итоги размышлений о взаимоотношениях, поговорить об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.

Тема «Отношения с собой. Мое достояние»

1.Мое достояние. Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят.

2.Кто я? Дать возможность почувствовать, что в разных ситуациях человек выступает в разных ролях.

3.Мой стиль. Дать представление об индивидуальном стиле, о том, что входит в это понятие.

4.Я глазами других. Дать детям возможность посмотреть на себя глазами других.

5.Уважение к чужому достоянию. Научить детей видеть и уважать чужое достояние.

6.Самое ценное. Обобщить полученный опыт по данной теме; закрепить и уточнить это понятие, прояснить то, что осталось непонятным.

Результаты освоения внеурочной деятельности

Личностные умения и навыки:

Предложить кому-либо помощь.

Выразить свои теплые чувства другому.

Осознать свои чувства.

Наградить себя.

Определять, что мне нравится.

Извиняться.

Справляться со своими эмоциями.

Благодарить.

Занять свое свободное время.

Проявить заботу о другом.

Метапредметные умения и навыки:

Слушать.

Задавать вопросы.

Следовать инструкциям.

Доводить задание до конца.

Дискутировать.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные умения и навыки:

Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.

Учиться исследовать свои качества и свои особенности.

Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.

Учиться наблюдать.

Моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные умения и навыки:

Говорить и принимать комплименты.

Не отвлекаться.

Закончить и начать разговор.

Делиться.

Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.

Учиться работать в паре и в группе.

Выполнять различные роли.

Слушать и понимать речь других ребят.

Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

 

Проектный выход программы

На основе изучения каждой темы детьми создаются специальные предметы, которые будут напоминать о проведенном времени и формировать чувство безопасности.

3 класс:

Фантастическое тело

Портрет в полный рост

Календарь ожидания праздника

 

Методы и средства работы

Тренинговая форма

Просмотр мультипликационных отрывков

Техника коллажа

Работа с текстами с элементами критического мышления

Рисование, лепка из пластилина

Ролевые игры

Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия

Моделирование образцов поведения

Рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов

 

 

Календарно-тематический план

Название занятия

Количество часов

Дата проведения

По плану

Фактически

 

 

 

34

 

 

I

«Дом моей души: забота о теле – забота о себе»

7

 

1

Вводное. Какой я?

1

 

2

Строим тело.

1

 

3

Как я воспринимаю мир.

1

 

4

Я умею двигаться.

1

 

5

Забота о теле – это забота о себе.

1

 

6

Портрет в полный рост.

2

 

II

«Праздники: ценности и радости»

9

 

1

Любимый праздник.

1

 

2

Как просто делать подарки!

2

 

3

Дорога к празднику.

1

 

4

Праздник ожидания праздника.

1

 

5

Бесконечный праздник.

1

 

6

Радости и ценности.

2

 

7

Я готовлюсь к празднику.

1

 

III

«Отношения с другими»

12

 

1

Карта отношений.

2

 

2

Отношения, которые мне нравятся.

2

 

3

Что я знаю о другом.

1

 

4

Планеты и орбиты.

2

 

5

Взаимодействие.

1

 

6

Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету.

1

 

7

Полет на космическом корабле.

2

 

8

Такие разные отношения.

1

 

IV

«Отношения с собой. Мое достояние»

6

 

1

Мое достояние.

1

 

2

Кто я?

1

 

3

Мой стиль.

1

 

4

Я глазами других.

1

 

5

Уважение к чужому достоянию.

1

 

6

Самое ценное.

1

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение предмета

1. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом (втором, третьем) классе / Под ред. С. В. Кривцовой. 2002 г., Генезис, Москва.

2. С. В. Кривцова. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 (2, 3) классе. Рабочая тетрадь школьника. 2009 г., Генезис, Москва.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заседание №1 ШМО учителей

начальных классов

28.08.2015 года

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________Кабилова О.В.

29.08.2015 года

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАБОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

                                                                                                                         Утверждено

                                                                                                                            Директор МАОУ

Заборьевской СОШ

________________Сизова Н.В.

«____»______________2015 год

                                                                                                          Приказ 212 от 31.08.2015

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Жизненные навыки. Уроки психологии

в 3 «В» классе»

                                                 Составлена Волковой О.В.на основе

                                                                                     методического пособия: С. В. Кривцова,

                                                  Жизненные навыки. Уроки психологии в        

                                                                                      начальной школе.

 

 

 

 

 

2015- 2016 учебный год


Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки

Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т

Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т

Строим тело. Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа, спокойно обсудить тревоги, связанные с телом

Строим тело. Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа, спокойно обсудить тревоги, связанные с телом

Праздник ожидания праздника. Научить детей проявлять терпение в ожидании радостного события

Праздник ожидания праздника. Научить детей проявлять терпение в ожидании радостного события

Мое достояние. Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят

Мое достояние. Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят

Коммуникативные умения и навыки:  

Коммуникативные умения и навыки:  

Как я воспринимаю мир. 1 4

Как я воспринимаю мир. 1 4

IV «Отношения с собой. Мое достояние» 6 1

IV «Отношения с собой. Мое достояние» 6 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020