Иванова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: духовно-нравственное,
Кружок: «Азбука добра»
Начальное общее образование: 2 класс, 68 часов
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе:
авторской программы «Этика: азбука добра»,
Хомяковой И.С. и Петровой В.И.
Автор – составитель программы
учитель начальных классов:
Иванова И.В. - первая квалификационная категория;
2018г.
ВВЕДЕНИЕ
Программа кружка «Азбука добра» разработана и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа является модифицированной, разработана и составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой «Этика: азбука добра».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.
Практическая значимость программы направлена на нравственное развитие личности каждого ребенка, который имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, а также на использование помощи родителей для формирования первоначального представления о моральных нормах и правилах в обществе и в семье.
Реализация программы рассчитана на один год. Общее кол-во часов в год - 68 часов:
1). 34 часа внеурочной деятельности используется, как часы регулярных еженедельных занятий. Продолжительность занятия — 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
2). 20 часов используются в период осенних и весенних каникул, занятия проводятся 5 раз в неделю по 2 часа ежедневно.
3). 14 часов — это разовые мероприятия (праздники, конкурсы, выставки, экскурсии, проекты, акции, сборы и др.)
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 8-9 лет. Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, тестов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей будет представлена на конкурсах разного уровня (школа-город-республика), выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются компьютер, мультимедийный проектор.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
Задачи программы:
ü Обучающие - познакомить обучающихся начальной школы с нравственными понятиями и разнообразными видами деятельности; дать начальные представления о моральных нормах, правилах поведения и взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
ü Воспитательные – воспитывать такие личностные качества как доброта, отзывчивость, уважение к окружающим людям, уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и традиций образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
ü Развивающие - формировать потребности и мотивы нравственного поведения обучающихся; обогатить эмоциональный мир школьников; формировать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
2. Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
В процессе освоения данной программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, о семье, труде, учении, обучающиеся начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, понятие семьи, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в ходе реализации программы «Азбука добра» включены упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, о семье, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням, но во втором классе возможно формирование только первого и второго уровня и частично третьего уровня.
ü Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
ü Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
ü Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Во втором классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлена на конкурсах, выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях. Конкурсы является важным итоговым этапом занятий. Они проводятся внутри класса, школы, города и республики. Результаты участия вписываются в портфолио детей. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Система отслеживания и оценивания результатов освоения программы «Азбука добра» также проходит через диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии |
Показатели |
Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения |
Знает основные моральные нормы и правила поведения |
Диагностика нравственной воспитанности: - диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; - диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родите лей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения |
Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей |
|
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
3. Содержание курса кружка внеурочной деятельности
Содержание программы «Азбука добра» ориентировано на вовлеченность родителей и детей в игровые, творческие формы, в проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков и ответственности перед семьёй.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:
Тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов и тем |
Формы проведения |
Формы организации |
|
теоретические |
практические |
|||
Раздел 1. Школьный этикет-15ч |
||||
1. |
Дисциплина в школе и классе Что такое дежурство. Кто такие дежурные |
Беседа в классе, вопросы по теме. Рассказ с элементами обсуждения о значимости книг в жизни каждого человека. Практическое занятие: уборка в классе, взаимодействие с родителями. Тренинг: помощь мамы в уходе за цветами. Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Игра с элементами театрализации «Мой любимый урок»
|
1 |
2 |
2. |
В библиотеке: люби книгу Как обращаться с книгами |
1 |
2 |
|
3. |
Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка |
1 |
2 |
|
4. |
Гигиена тела и школьных принадлежностей |
1 |
1 |
|
5. |
Твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Порядок в твоем портфеле. |
1 |
1 |
|
6. |
Уход за цветами в кабинете |
1 |
1 |
|
Раздел 2. Правила общения– 10 ч |
||||
7. |
Сопереживание, помощь друзьям |
Беседа с элементами обсуждения о дружбе и друзьях. Практическое занятие с использованием презентации родителей о классе. Тренинг: Твои друзья и друзья семьи. Кто важнее и нужнее? «Театр в классе» - зарисовки классной жизни. |
1 |
1 |
8. |
Дал слово - держи |
1 |
3 |
|
9. |
Диалоги со сверстниками Я, ты, он, она – вместе классная семья |
1 |
3 |
|
Раздел 3. Как стать трудолюбивым – 12 ч |
||||
10. |
Учусь все делать сам Организация деятельности Помоги себе сам |
Беседа об обязанностях в семье. Рассказ с элементами обсуждения о семейных традициях. Практическое занятие с привлечением родителей класса для изготовления подарков для дедушек и бабушек в семье. Тренинг «Береги честь семьи» Экскурсия в краеведческий музей «Традиции и обычаи русского народа». Игра с элементами театрализации «Русская горница» |
1 |
3 |
11. |
Взаимопомощь в школе Взаимопомощь дома |
1 |
3 |
|
12. |
Беречь результаты труда своего и чужого. Сохраним школьное имущество |
1 |
3 |
|
Раздел 4. Правила опрятности и аккуратности – 9 ч |
||||
13. |
Правила личной гигиены Береги свое здоровье – профилактика заболеваний |
Встреча с медицинским работником школы, беседа о здоровом образе жизни. Просмотр обучающего видео по теме «Здоровье - оберегай, от болезней – убегай! » с элементами обсуждения. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи с привлечением мам и пап, медицинских работников. Экскурсия в медицинский кабинет школы. Игра с элементами театрализации «Помощь четвероногому другу» |
1 |
2 |
14. |
Бережное отношение к своей одежде дома Бережное отношение к домашнему имуществу. |
1 |
2 |
|
15. |
Бережное отношение к школьным принадлежностям Сберегу природу в своём городе |
1 |
2 |
|
Раздел 5. Внешкольный этикет – 8 ч |
||||
16. |
Правила поведения в общественных местах В транспорте На детских игровых площадках |
Беседы – инструктажи о правилах поведения в общественных местах. Практическое занятие: посещение вместе с родителями класса театральных представлений в театре «Сказка» в г.Абакан , в ДК Визит г.Саяногорска. Участие в акции «Кормушки для птиц» с привлечением родителей класса. |
1 |
3 |
17. |
Бережное отношение к природе Я – юный эколог |
1 |
3 |
|
Раздел 6. Наши мероприятия – 14 ч |
||||
18. |
Участие в мероприятиях, посвященных дню пожилого человека. |
Практическое занятие: изготовление открыток и поздравление пожилых людей по микрорайону школы, с привлечение родителей класса. |
|
2 |
19. |
Участие в мероприятиях, посвященных Дню Матери. |
Подготовка и участие детей и родителей класса в фестивале хоровых коллективов школы ко дню Матери.
|
|
2 |
20. |
Обычаи и традиции русской Масленицы. |
Организация, подготовка и участие детей и родителей класса в школьном КТД «Масленица». Посещение этнографического комплекса «Ымай» детей и родителей класса. |
|
4 |
21. |
Участие в мероприятиях, посвященных дню Защитника Отечества |
Экскурсия в пожарную часть п.Черемушки: «Профессия папы-пожарный!». Игровая программа с элементами театрализации «Наши мамы – лучше всех» |
|
1 |
22. |
Участие в мероприятиях, посвященных дню 8 Марта |
|
1 |
|
23. |
Участие в мероприятиях, посвященных дню Космонавтики. |
Тренинг – игра «Дорога в космос».
|
|
1 |
24. |
Участие в мероприятиях, посвященных дню Победы. |
Практическое занятие: изготовление открыток и поздравление ветеранов микрорайона, с привлечение родителей класса. Участие детей и родителей в городском мероприятии «Бессмертный полк». |
|
3 |
Итого |
18 |
50 |
||
68 ч |
4. Список литературы:
Используемый для разработки программы и организации образовательного процесса:
Рекомендуемый для детей и родителей:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.