Рабочая программа внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности

Оценка 4.7
doc
22.12.2019
Рабочая программа внеурочной деятельности
РП Азбука добра 2 класс.doc

Иванова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск  средняя общеобразовательная школа № 5.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление: духовно-нравственное,

Кружок: «Азбука добра»    

Начальное общее образование: 2 класс, 68 часов

Срок реализации: 1 год

Разработана на основе:

авторской программы «Этика: азбука добра»,

Хомяковой И.С. и Петровой В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор – составитель  программы

учитель  начальных классов:

Иванова И.В. - первая квалификационная категория;

 

 

 

 

 

 

 

2018г.

ВВЕДЕНИЕ

 

       Программа кружка «Азбука добра» разработана и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа является модифицированной, разработана и составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой «Этика: азбука добра».

       Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.

       Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.

       Практическая значимость программы направлена на нравственное развитие личности каждого ребенка, который  имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, а также на  использование помощи родителей для  формирования первоначального представления о моральных нормах и правилах в обществе и в семье. 

       Реализация программы рассчитана на один год.  Общее кол-во часов в год - 68 часов:

1). 34 часа внеурочной деятельности используется, как часы регулярных еженедельных занятий. Продолжительность занятия   — 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

2).  20 часов используются в период осенних и весенних каникул, занятия   проводятся 5 раз в неделю по 2 часа ежедневно.

3). 14 часов — это   разовые мероприятия (праздники, конкурсы, выставки, экскурсии, проекты, акции, сборы и др.)             

       Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Возраст детей, которым адресована программа – 8-9 лет. Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, тестов.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей будет представлена на конкурсах разного уровня (школа-город-республика), выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях.

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются компьютер, мультимедийный проектор.

 

1. Цель и задачи программы

       Целью программы является - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.               

Задачи программы:  

ü Обучающие - познакомить обучающихся начальной школы с нравственными понятиями и разнообразными видами деятельности; дать начальные представления о моральных нормах,    правилах   поведения и  взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

ü Воспитательные – воспитывать такие личностные качества как доброта, отзывчивость, уважение к окружающим людям, уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и традиций образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

ü Развивающие  - формировать потребности и мотивы нравственного поведения обучающихся; обогатить эмоциональный мир школьников; формировать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

 

2. Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

В процессе освоения данной программы  обучающиеся  получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, о семье, труде, учении, обучающиеся  начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, понятие семьи, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

У обучающихся  будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в ходе реализации  программы «Азбука добра» включены упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, о семье,  трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням, но во втором классе возможно формирование только первого и второго уровня и частично третьего уровня.

ü Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

ü Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

ü Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Во втором   классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  представлена на конкурсах, выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях. Конкурсы является важным итоговым этапом занятий. Они проводятся  внутри класса, школы, города и республики. Результаты участия вписываются в портфолио детей. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

       Система отслеживания и оценивания результатов освоения программы «Азбука добра» также проходит через диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». 

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

- диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

- диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родите

лей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

 

3. Содержание курса кружка внеурочной деятельности

       Содержание программы «Азбука добра» ориентировано на вовлеченность родителей и детей в игровые, творческие формы, в проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков и ответственности перед семьёй.

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:

Тематическое планирование

 

№ п/п

Название разделов и тем

Формы проведения

Формы организации

теоретические

практические

Раздел 1.  Школьный этикет-15ч

1.

Дисциплина в школе и классе

Что такое дежурство. Кто такие дежурные

Беседа в классе,  вопросы по теме.

Рассказ с элементами обсуждения о значимости книг в жизни каждого человека.

Практическое занятие: уборка в классе, взаимодействие с родителями.

Тренинг: помощь  мамы в уходе за цветами.

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Игра с элементами театрализации «Мой любимый урок»

 

1

2

2.

В библиотеке: люби книгу

Как обращаться с книгами

1

2

3.

Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка

1

2

4.

Гигиена тела и школьных принадлежностей

1

1

5.

Твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Порядок в твоем портфеле.

1

1

6.

Уход за цветами в кабинете

1

1

Раздел 2.   Правила   общения– 10 ч

7.

Сопереживание, помощь друзьям

Беседа с элементами обсуждения о дружбе и друзьях.

Практическое занятие с использованием  презентации родителей о классе.

Тренинг: Твои друзья и друзья  семьи. Кто важнее и нужнее?

 «Театр в классе» -   зарисовки классной жизни.

1

1

8.

Дал слово - держи

1

3

9.

Диалоги со сверстниками

Я, ты, он, она – вместе классная семья

1

 3

Раздел   3. Как стать трудолюбивым – 12 ч

10.

Учусь все делать сам

Организация деятельности

Помоги себе сам

Беседа об обязанностях в семье.

Рассказ с элементами обсуждения   о семейных традициях.

Практическое занятие с привлечением родителей класса для изготовления подарков для дедушек и бабушек в семье.

Тренинг «Береги честь семьи»

Экскурсия в краеведческий музей «Традиции и обычаи русского народа».

Игра с элементами театрализации «Русская горница»

1

3

11.

Взаимопомощь в школе

Взаимопомощь дома

 1

3

12.

Беречь результаты труда своего и чужого. Сохраним школьное имущество

1

3

Раздел 4.  Правила опрятности и ак­куратности – 9 ч

13.

Правила личной гигиены

Береги свое здоровье – профилактика заболеваний

Встреча  с медицинским работником школы, беседа о здоровом образе жизни.  

Просмотр обучающего видео по теме «Здоровье - оберегай, от болезней – убегай! »  с элементами обсуждения.

Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи с привлечением мам и пап, медицинских работников.

Экскурсия в медицинский кабинет школы.

Игра с элементами театрализации «Помощь четвероногому другу»

1

2

14.

Бережное отношение к своей одежде дома

Бережное отношение к домашнему имуществу.

1

2

15.

Бережное отношение к школьным принадлежностям

Сберегу природу в своём городе

1

2

Раздел 5. Внешкольный этикет – 8 ч

16.

Правила поведения в общественных местах

В транспорте

На детских игровых площадках

Беседы – инструктажи о правилах поведения в общественных местах.

Практическое занятие: посещение вместе с родителями класса театральных  представлений в театре «Сказка» в г.Абакан ,  в ДК Визит г.Саяногорска.  

Участие в акции  «Кормушки  для птиц»  с привлечением  родителей класса.

1

3

17.

Бережное отношение к природе

Я – юный эколог

1

3

Раздел 6. Наши мероприятия – 14 ч

18.

Участие   в мероприятиях, посвященных    дню пожилого человека.

Практическое занятие: изготовление открыток  и поздравление пожилых людей по микрорайону школы, с привлечение родителей класса.

 

2

19.

Участие в мероприятиях, посвященных    Дню Матери.

Подготовка и участие детей и родителей класса в фестивале хоровых коллективов школы ко дню Матери.

 

 

2

20.

Обычаи и традиции русской Масленицы.

Организация, подготовка и участие детей и родителей  класса в школьном КТД «Масленица». Посещение этнографического комплекса «Ымай» детей и родителей класса.

 

4

21.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню Защитника Отечества

Экскурсия в пожарную часть п.Черемушки: «Профессия папы-пожарный!».

Игровая программа с элементами театрализации «Наши мамы – лучше всех»

 

1

22.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню 8 Марта

 

1

23.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню Космонавтики.

Тренинг – игра «Дорога в космос».

 

 

1

24.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню Победы.

Практическое занятие: изготовление открыток  и поздравление ветеранов микрорайона, с привлечение родителей класса. Участие детей и родителей  в городском мероприятии «Бессмертный полк».

 

3

Итого

18

50

68 ч

 

4.      Список литературы:

 

 Используемый для  разработки программы и организации образовательного процесса:

 

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравст­венности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9. 
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост.  Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  9. Черемисина, В.Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста  / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  10.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

 

Рекомендуемый для детей и родителей:

 

  1. Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.
  2. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006 год
  3. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 6 -7 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  4. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004
  5. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
  6. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991
  7. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
  8. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010
  9. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
  10. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2019