РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука безопасности»
для обучающихся 1 « » класса
МОУ «СОШ »
Энгельсского муниципального района
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности».
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания, развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этаповобучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 1 классах направлено на достижение следующих целей:
1. воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
2. развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;
3. освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
4. формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Рабочая программа первого класса рассчитана на 33 часа, 2-4классов на 34 часа, по одному часу в неделю Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности города и района.
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Азбука безопасности» на этапе основного общего образования являются:
1. использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
2. выделение характерных причинно-следственных связей; 3.творческое решение учебных и практических задач;
4. сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
5. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
6. самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
7. соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
8. использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера:
1. основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
2. иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
3. техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
4. элементарные правила поведения дома, в школе, на улице. В транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоѐмах.
5. основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
1. ведения здорового образа жизни;
2. действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
3. пользования бытовыми приборами;
4. использования по назначению лекарственных препаратов;
5. пользования бытовыми приборами;
6. соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
7. соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
8. соблюдения мер безопасного поведения на водоѐмах в любое время года;
9. оказание первой помощи в неотложных состояниях;
10. вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Личностные результаты:
1. усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
2. формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
3. развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
4. формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
5. формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
1. умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
2. умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
3. умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
4. умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
5. освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
6. умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
1. формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2. формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
3. формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
4. формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
5. понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
6. знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
7. знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
8. умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
9. умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
10. умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
11. овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
1. Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах.
2. Безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне.
3. Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям.
4. Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением.
5. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.
6. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
1. Переход улиц и дорог по сигналам пешеходного светофора.
2. Переход улиц и дорог по пешеходным переходам.
3. Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости.
4. Воздержание от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
5. Движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части в сопровождении взрослых);
6. Движение группы детей в сопровождении взрослых.
7. Мы - пассажиры. Правила этичного, вежливого и безопасного поведения в общественном транспорте.
Учащиеся должны уметь переходить улицы и дороги, соблюдая сигналы пешеходного светофора, по пешеходным переходам, а также вне зоны видимости пешеходных переходов.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Контроль и практическая часть |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебно-методическими материалами |
1. |
Ознакомительная экскурсия. |
1 |
Урок обобщение. Викторина. |
http://zdd.1september.ru/ |
2. |
Дорога в школу и домой. |
1 |
Изготовление маршрутного листа «Дом – школа - дом».
|
http://www.spas-extreme.ru/ |
3. |
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. |
1 |
Викторина « Наш друг светофор»
|
http://www.km-school.ru/ |
4. |
Контрольная работа № 1 |
1 |
Тест «Транспорт. Светофор. Дорожные знаки» |
http://www.km-school.ru/ |
5. |
Что такое транспорт. |
1 |
Конкурс «Угадай скорее знак» |
http://zdd.1september.ru/ |
6. |
Светофор. |
1 |
Тест «Транспорт. Светофор. Дорожные знаки» |
https://kids.kaspersky.ru/ |
7. |
Дорожные знаки. |
1 |
Игра «Узнай знак». |
https://kids.kaspersky.ru/ |
8. |
Контрольная работа № 2 |
1 |
Тест; Презентация. «Наши друзья – дорожные знаки». |
|
9. |
Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. |
1 |
Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки» |
http://zdd.1september.ru/ |
10 |
Что такое проезжая часть дороги. |
1 |
Викторина «Дорожный калейдоскоп». |
http://kuhta.clan.ru |
11 |
Мы – пассажиры. |
1 |
Игра «Какой ты пассажир?» |
http://kuhta.clan.ru |
12 |
Контрольная работа № 3 |
1 |
Обобщающий урок – экскурсия. |
|
13 |
Пешеходный переход. |
1 |
Конкурс рисунков «Я и дорога». |
http://zdd.1september.ru/ |
14 |
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. |
1 |
Викторина «Дорожные ловушки». |
http://www.spas-extreme.ru/ |
15 |
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. |
1 |
Анкетирование «Правила дорожные знать каждому положено». |
http://www.spas-extreme.ru/ |
16 |
«Я – пешеход». Экскурсия. |
1 |
Экскурсия: «Виды дорожной разметки». |
http://kuhta.clan.ru |
17 |
Контрольная работа. |
1 |
Проект «Безопасный путь домой». |
|
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Контроль и практическая часть |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебно-методическими материалами |
1. |
Огонь- друг и враг человека |
1 |
проигрывание ситуации: «Вызов пожарной службы, скорой помощи, полиции». Зарисовка номеров «01», «02», «03» |
http://www.goodlife.narod.ru |
2. |
Чем опасен огонь |
1 |
Конкурс рисунков по теме «Пожар» |
http://www.goodlife.narod.ru |
3. |
От чего происходят пожары |
1 |
Сюжетно ролевая игра «Телефон спасения»
|
http://www.goodlife.narod.ru |
4. |
Пожары в жилище |
1 |
Презентация на тему: «Огонь – друг или враг?» |
http://www.goodlife.narod.ru |
5. |
Личная безопасность в доме |
1 |
Игра-ситуация «Звонят в дверь». |
http://www.spas-extreme.ru/ |
6. |
Личная безопасность на улице |
1 |
Коллаж «Каждый должен знать, как на улице гулять» (коллективная работа) |
http://www.spas-extreme.ru/ |
7. |
Террористическая безопасность |
1 |
Рисунок на тему «Фото робот опасного человека»
|
http://www.hsea.ru |
8. |
Безопасность на льду |
1 |
Игра «Аукцион знаний» Выпуск буклетов
|
http://www.hsea.ru |
9. |
Подручные средства спасения на воде |
1 |
Анкетирование «Безопасность на водоёме»
|
http://www.hsea.ru |
10 |
Первая помощь спасенному из воды |
1 |
Практическое занятие: оказание первой медицинской помощи. |
http://www.hsea.ru |
11 |
Введение. Виды ЧС, причины и последствия |
1 |
Квест-игра «Азбука безопасности» |
http://www.km-school.ru/ |
12 |
Классификация ЧС |
1 |
Презентация. Сигнал «Внимание всем!» |
http://www.km-school.ru/ |
13 |
ЧС экологического характера |
1 |
Ребусы по экологической безопасности. |
http://www.spas-extreme.ru/ |
14 |
Виды детского травматизма |
1 |
Презентация. «Профилактика детского травматизма» |
http://www.spas-extreme.ru/ |
15 |
Виды детского травматизма |
1 |
Викторина. «Можно ли уберечься от травм» |
http://www.km-school.ru/ |
16 |
Школьный травматизм |
1 |
Презентация. «Чтобы не было в школе травм» |
http://www.hsea.ru |
17 |
Первая помощь при травмах |
1 |
Тестирование. «Будь внимательным и осторожным». |
http://www.hsea.ru |
18 |
Основы ЗОЖ |
1 |
Викторина «Сам себе я помогу – я здоровье сберегу!»
|
www.zarnitza.ru |
19 |
Основы ЗОЖ |
1 |
Проект «Мы за здоровый образ жизни» |
www.zarnitza.ru |
|
Итого |
36 |
|
|
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Контроль и практическая часть |
Дата |
|
План |
Корректировка |
||||
1. |
Ознакомительная экскурсия. |
1 |
Урок обобщение. Викторина. |
02.09 |
|
2. |
Дорога в школу и домой. |
1 |
Изготовление маршрутного листа «Дом – школа - дом».
|
09.09 |
|
3. |
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. |
1 |
Викторина « Наш друг светофор»
|
16.09 |
|
4. |
Контрольная работа № 1 |
1 |
Тест «Транспорт. Светофор. Дорожные знаки» |
23.09 |
|
5. |
Что такое транспорт. |
1 |
Конкурс «Угадай скорее знак» |
30.09 |
|
6. |
Светофор. |
1 |
Тест «Транспорт. Светофор. Дорожные знаки» |
07.10 |
|
7. |
Дорожные знаки. |
1 |
Игра «Узнай знак». |
14.10 |
|
8. |
Контрольная работа № 2 |
1 |
Тест; Презентация. «Наши друзья – дорожные знаки». |
21.10 |
|
9. |
Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. |
1 |
Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки» |
28.10 |
|
10 |
Что такое проезжая часть дороги. |
1 |
Викторина «Дорожный калейдоскоп». |
11.11 |
|
11 |
Мы – пассажиры. |
1 |
Игра «Какой ты пассажир?» |
18.11 |
|
12 |
Контрольная работа № 3 |
1 |
Обобщающий урок – экскурсия. |
25.11 |
|
13 |
Пешеходный переход. |
1 |
Конкурс рисунков «Я и дорога». |
02.12 |
|
14 |
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. |
1 |
Викторина «Дорожные ловушки». |
09.12 |
|
15 |
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. |
1 |
Анкетирование «Правила дорожные знать каждому положено». |
09.12 |
|
16 |
«Я – пешеход». Экскурсия. |
1 |
Экскурсия: «Виды дорожной разметки». |
16.12 |
|
17 |
Контрольная работа. |
1 |
Проект «Безопасный путь домой». |
23.12 |
|
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Контроль и практическая часть |
Дата |
|
План |
Корректировка |
||||
1. |
Огонь- друг и враг человека |
1 |
проигрывание ситуации: «Вызов пожарной службы, скорой помощи, полиции». Зарисовка номеров «01», «02», «03» |
13.01 |
|
2. |
Чем опасен огонь |
1 |
Конкурс рисунков по теме «Пожар» |
20.01 |
|
3. |
От чего происходят пожары |
1 |
Сюжетно ролевая игра «Телефон спасения»
|
27.01 |
|
4. |
Пожары в жилище |
1 |
Презентация на тему: «Огонь – друг или враг?» |
03.02 |
|
5. |
Личная безопасность в доме |
1 |
Игра-ситуация «Звонят в дверь». |
10.02 |
|
6. |
Личная безопасность на улице |
1 |
Коллаж «Каждый должен знать, как на улице гулять» (коллективная работа) |
17.02 |
|
7. |
Террористическая безопасность |
1 |
Рисунок на тему «Фото робот опасного человека»
|
24.02 |
|
8. |
Безопасность на льду |
1 |
Игра «Аукцион знаний» Выпуск буклетов
|
03.03 |
|
9. |
Подручные средства спасения на воде |
1 |
Анкетирование «Безопасность на водоёме»
|
10.03 |
|
10 |
Первая помощь спасенному из воды |
1 |
Практическое занятие: оказание первой медицинской помощи. |
17.03 |
|
11 |
Введение. Виды ЧС, причины и последствия |
1 |
Квест-игра «Азбука безопасности» |
24.03 |
|
12 |
Классификация ЧС |
1 |
Презентация. Сигнал «Внимание всем!» |
31.03 |
|
13 |
ЧС экологического характера |
1 |
Ребусы по экологической безопасности. |
07.04 |
|
14 |
Виды детского травматизма |
1 |
Презентация. «Профилактика детского травматизма» |
14.04 |
|
15 |
Виды детского травматизма |
1 |
Викторина. «Можно ли уберечься от травм» |
21.04 |
|
16 |
Школьный травматизм |
1 |
Презентация. «Чтобы не было в школе травм» |
28.04 |
|
17 |
Первая помощь при травмах |
1 |
Тестирование. «Будь внимательным и осторожным». |
05.05 |
|
18 |
Основы ЗОЖ |
1 |
Викторина «Сам себе я помогу – я здоровье сберегу!»
|
12.05 |
|
19 |
Основы ЗОЖ |
1 |
Проект «Мы за здоровый образ жизни» |
19.05 |
|
|
Итого |
36 |
|
|
|
Литература и учебно-методическое обеспечение.
1.Программы общеобразовательных учреждений авторов: Л.П. Анастасовай,
П.В.Ижевского, Н.В. Ивановой«Основы безопасности жизнедеятельности 1 -
4 классы» (2010)
2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности 1 - 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В.Иванова.
—3-е изд. —М.: Просвещение, 2011.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
2. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): – М.: Просвещение, 2006.
3. Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 кл. – М.: Мнемозина, 2007.
4. Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. – М.: Мнемозина, 2005.
5. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл.: Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
6. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
7. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го класса./Козловская Е.А., С.А. Козловский – М.: Издательский Дом Третий Рим.
8. Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». – Москва, 1997.
9. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
10. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк. в 2ч./Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
11. Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.
12. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
13. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
14. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
15. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
16. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
учебно-методические пособия по ПДД:
· Производственное объединение «Зарница» www.zarnitza.ru
· Компания «Профтехнология» www.profteh.com
Видео- материалы
· Дорога полна неожиданностей (5 частей)
DVD - материалы
· Добрые дороги детства
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.