Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Берегиня»
для 5-7 класса
|
Содержание
1.Пояснительная записка .................................................................................3
2.Содержание программы...................................................................................5
3. Содержание тематического планирования ………………..………..………..9
4.Календарно-тематический план ...................................................................12
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение............... 21
6. Список литературы......................................................................................... 22
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Берегиня» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва «Просвещение» 2010 г.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Берегиня» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет изучение родословной, изучение истории села Слюсарево, топонимика окрестностей села. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Цели программы:
- сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
- расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских
работ;
- воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых
подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему
краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания
ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих
способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях,
интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с
документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся 5-7 классов.
Программные модули:
«Я и моя семья»
– изучение генеалогического древа своего рода;
– формирование культуры отношений в семье.
«Слюсарево-колыбель моя»
– показать детям, что именно они являются хранителями нашей истории, носителями культуры, связующим звеном между прошлым и настоящим;
– развитие личности на приоритеты общечеловеческих ценностей, народно-национальных и культурно-исторических традиций.
«Край родной, берёзовый»
– формирование экологической культуры школьников через изучение природы своей местности;
«Колокола памяти»
-формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою малую Родину;
- воспитание у подростков заботливого, бережного отношения к старшему поколению, желания оказать ему необходимую помощь и поддержку.
2.Содержание программы
Программа рассчитана на три года обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 102 часа. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов; поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, жители села, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
· групповая работа;
· экскурсии;
· беседы, викторины;
· коллективные творческие дела;
· смотры-конкурсы, выставки;
· экскурсии, поездки, походы;
· трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
· вести устный диалог на заданную тему;
· участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
· участвовать в работе конференций, чтений.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса краеведения являются:
· первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Малой Родины, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
· познавательный интерес к прошлому своей Родины;
· изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
· уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
· навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
· следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
· обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
Метапредметные результаты изучения краеведения включают следующие умения и навыки:
· формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
· планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
· соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
· работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
· собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
· использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
· применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
· решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
· использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
· планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
· определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения краеведения включают:
· определение исторических процессов, событий во времени,
· установление синхронистических связей истории Руси и своей Малой Родины;
· составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
· определение и использование исторических понятий и терминов;
· поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
· анализ информации, содержащейся в архивах школьного краеведческого музея,
· поиск и оформление материалов древней истории своего края.
Ожидаемые результаты
В ходе усвоения программы внеурочной деятельности, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника:
1. Знает фактический материал по истории школы, поселка, выступает на классных часах, работает с отдельными экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему.
2. Свободно владеет фактическим материалом по истории своей малой родины, имеет прочные навыки экскурсовода, выступает со своей научной темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с историей России.
3. Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной личности, как толерантность, готовность защищать Родину.
Формы подведения итогов реализации программы
Текущий контроль |
Итоговый контроль |
Знания экспозиций и фондов, организация выставок, проведение экскурсий, классных часов. |
Участие в научно-практических конференциях школы, района. |
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здоровообраза жизни, о технике безопасности при экскурсии и походе, способах и средствах передвижения на местности пешком, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в походе и на экскурсии, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений, обучающихся к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, духовно-нравственной воспитанности социально-коммуникативных компетенций.
Оценка достижения планируемых результатов внеурочной деятельности.
Оценивание результатов внеурочной деятельности осуществляется по следующим критериям:
1. повышение интереса к творческой деятельности,
2. повышение мотивация к публичным выступлениям.
3. повышение социальной активности;
4. развитие навыков самостоятельной творческой деятельности;
5. динамика вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
Оценочная деятельность учащихся заключается в определении учеником границ знания/незнания своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые предстоит решить в ходе осуществления внеурочной деятельности.
Формы и инструментарий фиксации результатов во внеурочной деятельности:
Направления
|
Формы и инструментарий оценивания результатов |
Общеинтеллектуальное |
- уровневая таблица мониторинга результатов; |
- карты самооценки; |
|
- дипломы призёров олимпиад; |
|
- уровневая карта развития самооценки; |
3. Содержание тематического планирования
(5класс, 34 часа)
Раздел I. «Я и моя семья» (8 ч.)
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.
Понятие краеведение. Направления краеведения: историческое, географическое, биологическое, литературное и др. Цели, задачи. Предмет исследования. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Наука генеалогия. Что означает твое имя, твоя фамилия. Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи. Где работают мои родители. Составление генеалогического древа семьи. История моей семьи (в фотографиях). Старая фотография рассказывает…. Составление герба своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России.
Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия».
Раздел II. «Слюсарево – колыбель моя» (8 ч.)
Раздел посвящен истории родного края. Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Сбор материала об учителях села. Сбор материала об учителях – ветеранах. Творческая работа «Любимый учитель». Достопримечательности села Слюсарево. Сбор материала о крестьянской утвари и пище. Презентация «Умельцы нашего села»
Раздел III. «Край родной берёзовый. Топонимика окрестностей села» (8 ч.)
Названия окрестностей села (дороги, луга). Сбор названий окрестностей села. Составление карт села с названиями его окрестностей (полей). Творческая работа «Я рисую родной край!» (рисунки, зарисовки окружающей природы). Фотовыставка «Живи, родное село!».
Раздел IV Колокола памяти. (8ч)
Ветераны ВОВ, участники Сталинградской битвы. Великая Отечественная война-люди и судьбы. (проекты)
Раздел V. Итоговое занятие. (2 ч.)
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Открытое мероприятие.
Всего: 34 ч.
( 6класс, 34 часа)
Раздел I. «Я и моя семья»(8 ч.)
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.
Понятие краеведение. Виды краеведческого поиска. Основные цели и задачи краеведческой работы. Особенности работы с краеведческими материалами. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Мой дом, его обустройство, окружающая природа. Мои друзья, соседи. Достопримечательности моей улицы. Мои родители, место их работы. Мои бабушка и дедушка. Корни своей фамилии. Деятельность родителей в рисунках детей. Семейные традиции. Реликвии, семейные фотографии. Встречи с родственниками детей. Беседы.
«Знаменитые фамилии России»… Беседа о знаменитых фамилиях. Составление презентации. Фамилии нашего села. Сбор материала о распространенных фамилиях на селе. Исследовательская работа «История моей семьи – история моего народа».
Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint.
Раздел II. «Слюсарево – колыбель моя» (8 ч.)
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм односельчан на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад жителей с. Слюсарево в победу над врагом. Знакомство с книгой памяти Волгоградской области Котовского района.
Экскурсия к памятнику воинам ВОВ в родном селе. Встреча с людьми, чье детство прошло в годы войны. Оформление материала о ветеранах. Женщины, участники войны. Экскурсия в Котовский краеведческий музей.
Раздел III. ««Слюсарево - колыбель моя. Топонимика окрестностей села»(8 ч.)
Географическое положение села. «Соседи». Площадь территории, граница. Оценка географического положения своего села на карте области. Обозначение на карте границ и «соседей» района.
Названия окрестностей села (дороги, луга). Сбор названий окрестностей села. Составление карт села с названиями его окрестностей (полей). Фотовыстовка “Живи родное село!”
Раздел IV Колокола памяти. (8ч)
Ветераны ВОВ, участники Сталинградской битвы. Великая Отечественная война-люди и судьбы. (проекты)
Раздел V. Итоговое занятие. (2 ч.)
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Открытое мероприятие.
Всего: 34 ч.
(7класс, 34 часа)
Раздел I. «. «Я и моя семья»(8 ч.)
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.
Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? Основные цели и задачи краеведческой работы. Особенности работы с краеведческими материалами. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
«Что в имени тебе моем…» Составление презентации. Интересные семейные истории. «Исчезнувшие фамилии « на селе. Фотовыставка «История старинной фотографии моих предков». Увлечения моей семьи. Моя семья и труд. Моя семья и образование. Любимые занятия в семье детей и взрослых.
Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint.
Раздел II. «. «Слюсарево – колыбель моя» ( 8 ч.)
Дата образования села. Исторические предпосылки для массового заселения. Документы, рассказавшие о происхождении села. Тематический поиск: «История села, рассказанная старожилами». Сельские праздники. Посиделки. Игры на посиделках. Частушки и песни. Обзор традиционных ремесел. Тематический поиск «Семьи сельских умельцев».
Раздел III. ««Слюсарево - колыбель моя. Топонимика окрестностей села» (8 часов)
Река Солодовка. Пруды в окрестностях села. Родники. Изучение название реки. Составление карты села. Конкурс «картографов».
Раздел IV Колокола памяти. (8ч)
Ветераны ВОВ, участники Сталинградской битвы. Великая Отечественная война-люди и судьбы. (проекты)
Раздел V. Итоговое занятие. (2ч.)
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий. Подготовка и проведение массовых мероприятий силами учащихся ( беседы, классные часы, праздники и вечера). Открытое мероприятие.
Всего: 34 ч.
4.Календарно-тематический план
Первый год
Название модуля |
Тема |
Общее кол-во часов |
Теоретический |
Практический |
Я и моя семья |
1 Что в имени тебе моём. |
1 |
1 |
|
2 История моей фамилии. |
2 |
1 |
1 |
|
3 Родословная моей семьи. |
2 |
1 |
1 |
|
4 Удивительные профессии нашего рода. |
1 |
|
1 |
|
5 Мои родители- моя любовь и забота. |
2 |
|
2 |
|
Слюсарево – колыбель моя |
1 История села Слюсарево. |
3 |
1 |
2 |
2 Моя улица. |
1 |
|
1 |
|
3 Мой дом. |
2 |
1 |
1 |
|
4 Традиции села . |
2 |
|
2 |
|
Край родной, берёзовый |
1 Знакомство с природой родного края. |
2 |
1 |
1 |
2 Растения и животные школьного двора . |
2 |
1 |
1 |
|
3 Растения и животные села Слюсарево. |
2 |
1 |
1 |
|
3 Как помочь своему селу? |
2 |
|
2 |
|
Колокола памяти. |
1 Великая Отечественная война-люди и судьбы. |
2 |
1 |
1 |
2 Ветераны Великой Отечественной войны- наши земляки. |
4 |
1 |
3 |
|
3Защитники Сталинграда- наши земляки. |
2 |
|
2 |
|
Открытое мероприятие |
|
2 |
|
2 |
|
Итого |
34 |
10 |
24 |
Второй год
Название модуля |
Тема |
Общее кол-во часов |
Теоретический |
Практический |
Я и моя семья |
1 История одной фотографии. |
2 |
1 |
1 |
2 Герб моей семьи. |
2 |
1 |
1 |
|
3 Здесь живёт моя семья. |
1 |
|
1 |
|
4 Традиции нашей семьи. |
2 |
|
2 |
|
5 Отцы и дети |
1 |
|
1 |
|
Слюсарево колыбель моя |
1Топонимика села Слюсарево. |
1 |
1 |
|
2 Народные промыслы. |
2 |
|
2 |
|
3 Песни наших бабушек. |
2 |
|
2 |
|
4Русская народные праздники |
3 |
1 |
2 |
|
Край родной, берёзовый |
1 Животные нашего края |
2 |
1 |
1 |
2 Растения нашего края |
2 |
1 |
1 |
|
3 Водоёмы нашего края |
2 |
1 |
1 |
|
4 Красная книга природы |
1 |
1 |
|
|
5 Разработка экологической тропы |
2 |
1 |
1 |
|
Колокола памяти. |
1 Дети войны. |
2 |
1 |
1 |
2 Женщины –трактористки |
2 |
1 |
1 |
|
3 Операции «Память», «Забота». |
3 |
|
3 |
|
Открытое мероприятие |
|
2 |
|
2 |
|
Итого |
34 |
11 |
23 |
Третий год
Название модуля |
Тема |
Общее кол-во часов |
Теоретический |
Практический |
Я и моя семья |
1 Родительский дом- начало начал. |
1 |
1 |
|
2 День Отца |
2 |
1 |
1 |
|
3 День Матери |
2 |
1 |
1 |
|
4 Папа, мама, я- дружная семья. |
2 |
|
2 |
|
5 Дружба, любовь, семья. |
1 |
|
1 |
|
Слюсарево –колыбель моя |
1 Наше село- кладезь талантов. |
3 |
|
3 |
2 Место села Слюсарево на карте Котовского района. |
2 |
1 |
1 |
|
3 А я люблю свои места родные. |
3 |
1 |
2 |
|
Край родной, берёзовый |
1 Охрана природы родного края. |
1 |
1 |
|
2 Редкие, охраняемые растения и животные родного края. |
2 |
1 |
1 |
|
3 Территории, нуждающиеся в нашей помощи. |
2 |
|
2 |
|
4 Экологический проект. Проблемы родного края. |
3 |
1 |
2 |
|
Колокола памяти |
1.Жители села- участники военных конфликтов. |
2 |
1 |
1 |
2 На страже Родины. |
2 |
1 |
1 |
|
3 Операция «Забота» |
2 |
|
2 |
|
4 Военно-патриотическая игра «Зарница» |
2 |
|
2 |
|
Открытое мероприятие |
|
2 |
|
2 |
|
Итого |
34 |
10 |
24 |
Содержание программы
Год |
Модуль |
Название занятия |
Форма занятия |
Приёмы и методы |
Техническая оснащённость |
1 |
«Я и моя семья». |
1.Что в имени тебе моём. |
Беседа |
Беседа, рассказ. |
Книги, фотоальбомы. |
|
|
2.Что означают наши имена. |
Занятие- практикум |
Практический, деловая игра. |
Словарь, магнитофон. |
|
|
3. История моей фамилии. |
Беседа |
Беседа, рассказ. |
Словарь, видео двойка. |
|
|
4. Генеалогия. |
Беседа. |
Рассказ, беседа. |
Словари, справочники. |
|
|
5. Родословная моей семьи. |
Занятие- практикум |
Практический, исследовательский. |
Фотоальбомы, магнитофон. |
|
|
6. Какие бывают профессии. |
Проблемная беседа |
Работа с книгой, беседа, метод «Если бы...». |
Книги, энциклопедии |
|
|
7. Удивительные профессии нашего рода. |
Занятие- практикум |
Практический, поручение, демонстрация. |
Магнитофон. фотоальбом. |
|
|
8. Мои родители- моя любовь и забота. |
Занятие- игра |
Познавательная игра, создание воспитывающей ситуации. |
Видео магнитофон |
|
«Слюсарево - колыбель моя» |
9-10. История села Слюсарево |
Занятие- путешествие во времени |
Беседа, рассказ, демонстрация. |
Магнитофон, фотовыставка. |
|
|
11. История села Слюсарево |
Встреча со старожилами села. |
Проблемно- поисковый. |
Магнитофон, фотоаппарат |
|
|
12. История села Слюсарево |
Встреча со старожилами села. |
Проблемно- поисковый. |
Магнитофон, фотоаппарат |
|
|
13. Моя улица. |
Занятие- практикум |
Проблемно- поисковый, исследовательский. |
Фотоаппарат. |
|
|
14. Мой дом. |
Занятие- практикум. |
Исследовательский наблюдение. |
Фотоаппарат, фотоальбом |
|
|
15-16.Традиции села. |
Занятие- встреча |
Исследовательский беседа. |
Магнитофон. |
|
«Край родной, берёзовый». |
17. Знакомство с природой родного края. |
Беседа |
Познавательные игры, демонстрация, беседа, рассказ. |
Слайды, фотовыставка, гербарий. |
|
|
18. Знакомство с природой родного края. |
Занятие- путешествие |
Наблюдение, поручение, беседа. |
Магнитофон, фотоаппарат |
|
|
19. Растения и животные школьного двора |
Беседа |
Демонстрация, работа с книгой, метод вживания. |
Магнитофон, книги , энциклопедии |
|
|
20. Растения и животные школьного двора |
Экскурсия |
Наблюдение,исследовательский. |
Фотоаппарат |
|
|
21. Растения и животные села Слюсарево. |
Беседа |
Демонстрация, работа с книгой |
Энциклопедии, гербарий |
|
|
22. Растения и животные села Слюсарево. |
Экскурсия |
Наблюдение,исследовательский. |
Фотоаппарат |
|
|
23-24.Помоги своему селу. |
Экологическая акция |
Проблемно- поисковый, практический |
Фотоаппарат, видеомагнитофон, ПК |
|
«Коло-кола памяти». |
25. Великая Отечественная война- люди и судьбы. |
Беседа |
Рассказ,беседа., просмотр материалов на CD |
ПК, книги, CDR |
|
|
26. Великая Отечественная война- люди и судьбы. |
Занятие-практикум |
слушание аудиозаписи |
Магнитофон, справочники |
|
|
27. Ветераны Великой Отечественной войны- наши земляки. |
Беседа |
Демонстрация, работа с книгой, рассказ. |
Книги памяти, магнитофон |
|
|
28. Ветераны Великой Отечественной войны- наши земляки. |
Занятие - встреча |
Исследовательский |
Фотоаппарат, магнитофон. |
|
|
29. Ветераны Великой Отечественной войны- наши земляки. |
Занятие - встреча |
Исследовательский |
Фотоаппарат, магнитофон. |
|
|
30. Ветераны Великой Отечественной войны- наши земляки. |
Занятие - встреча |
Исследовательский |
Фотоаппарат, магнитофон. |
|
|
31. Защитники Стилинграда- наши земляки. |
Занятие- практикум |
Изучение документов. |
Видеомагнитофон, магнитофон |
|
|
32. Защитники Стилинграда- наши земляки. |
Занятие- практикум |
Изучение документов,., работа с книгой, слушание аудиозаписи |
|
Год |
Модуль |
Название занятия |
Форма занятия |
Приёмы и методы |
Техническая оснащённость |
|||||
2 |
«Я и моя семья» |
1 История одной фотографии |
Беседа |
Беседа, наблюде-ние,демонстрация |
Фотоальбомы, магнитофон, справочная литература. |
|||||
|
|
2 История одной фотографии. |
Занятие- практикум |
Практический, работа с книгой. Наблюдение. |
Фотоальбомы, магнитофон, справочная литература. |
|||||
|
|
3 .Герб. Его признаки, элементы. |
Лекция с элементами беседы. |
Беседа, рас-сказ,наглядные методы |
ПК, CD диск, справочная литература |
|||||
|
|
4 Герб моей семьи. |
Занятие- практикум |
Практический, беседа |
Канцтовары, справочная литература |
|||||
|
|
5 Здесь живёт моя семья. |
Заоч. путе шествие |
Рассказ, де монстрация |
Канцтовары, фотоальбом |
|||||
|
|
6 Традиции нашей семьи. |
Занятие практикум |
Беседа, иллюстрациядемонстрац. |
Магнитофон, фотоальбом |
|||||
|
|
7 Традиции нашей семьи. |
Смотр творческих работ |
Практический, наглядный |
Магнитофон, фотоальбом |
|||||
|
|
8 Отцы и дети. |
Час семейного общения |
Наглядные, словесные, практическ. |
Видеомагнитофон |
|||||
|
«Слюсарево - колыбель моя» |
9 Топонимика села Слюсарево. |
Лекция с элементами беседы |
Рассказ, беседа |
Книги, словари. |
|||||
|
|
10 Народные промыслы |
Творч.мастерская |
Практич., словесные |
Магнитофон, фотоаппарат |
|||||
|
|
11 Народные промыслы |
Творч.мастерская |
Практич., словесные |
Магнитофон, фотоаппарат |
|||||
|
|
12 Песни наших бабушек. |
Занятие- встреча . |
Словесные, практич. |
Фотоаппарат, баян. |
|||||
|
|
13 Песни наших бабушек. . |
Занятие-встреча . |
Словесные, практич. |
фотоаппарат, баян. |
|||||
|
|
14Русские народные праздники |
Занятие- встреча |
Словесные, практич. |
Фотоаппарат, баян. |
|||||
|
|
15 Русские народные праздники |
Занятие- практикум |
Исследовательский. |
Магнитофон, баян. |
|||||
|
|
16 Русские народные праздники. |
КТД |
Наглядные, практич. |
Магнитофон, муз.инструмен |
|||||
|
«Край родной, берёзовый». |
17 Знакомство с животными нашего края. |
Беседа, игра |
Рассказ, демонстрац |
Энциклопедия,магнитофон |
|||||
|
|
18 Знакомство с растениями нашего края. |
Беседа с игры |
Рассказ, демонстрац. |
Энциклопедия, гербарий |
|||||
|
|
19 Растения и животные нашего края. |
Смотр творческ. работ |
Практич. исследова- тельский |
Фотовыставка. магнитофон |
|||||
|
|
20 Растения и животные нашего края. |
Экскурсия |
Исследовательский. |
Фотоаппарат |
|||||
|
|
21 Водоёмы нашего края. |
Заочное путешест. |
Словесные, демонстрац. |
Видеодвойка |
|||||
|
|
22 Водоёмы нашего края. |
Экскурсия в природу |
Исследовательский, наблюдение |
Фотоаппарат видеокамера |
|||||
|
|
23 Красная книга природы. |
Проблемная беседа |
метод «Если бы...» |
ПК, справочник. |
|||||
|
|
24. Разработка экологической тропы. |
Практи кум |
Практич., |
Фотоаппарат |
|||||
|
«Колокола памяти» |
25. Дети войны. |
Беседа, практич. работы. |
Работа с документами |
Книги, фотоальбом |
|||||
|
|
26. Дети войны. |
Занятие- встреча. |
Словесные, практич. |
Книги, фотоальбом |
|||||
|
|
27. Женщины- трактористки. |
Беседа с практич. работы. |
Работа с книгой, документами |
Книги, магнитофон |
|||||
|
|
28. Женщины- трактористки |
Оформление альбома |
Практич. |
Магнитофон. |
|||||
|
|
29. Тимуровская работа.(оказание посильной помощи одиноким односельчанам) |
Операция «Забота» |
Пример,поручение. |
Лопата, грабли. |
|||||
|
|
30.Тимуровская работа.(оказание посильной помощи одиноким односельчанам) |
Операция «Забота» |
Пример,поручение. |
Лопата, грабли. |
|||||
|
|
31-32. Поздравление ветеранов на дому. |
Операция «Память» |
Практич. |
Магнитофон |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
3 |
«Я и моя семья» |
1 Родительский дом- начало начал. |
Дискуссионный час |
Ролевая игра, беседа. |
Магнитофон |
|||||
|
|
2 Забота о родителях -дело совести каждого |
Беседа |
Беседа. Демонстрац. работа с книгой. |
Книги, Магнитофон |
|||||
|
|
3 Об отце говорю с уважением. |
Конкурс сочинений |
Практич. словесные |
Магнитофон |
|||||
|
|
4 Я люблю свою маму. |
Конкурс сочинений |
Практич. словесные |
Магнитофон |
|||||
|
|
5 Фотографии из семейного альбома. |
Фотовыставка |
Практич., словесные |
Магнитофон |
|||||
|
|
6, 7 Папа, мама, я- дружная семья. |
Соревнование |
Создание воспит ситуации. |
Видеомагнитофон. |
|||||
|
|
8 Дружба, любовь, семья. |
Круглый стол |
Диспут |
Магнитофон |
|||||
|
«Слюсарево - колыбель моя» |
9, 10,11 Наше село- кладезь талантов |
Занятие-встреча |
создание воспит. Ситуации. |
Магнитофон, фотоаппарат. |
|||||
|
|
12 Место села Слюсарево на карте Котовского района |
Проблемн. беседа |
Словесные. |
Карта |
|||||
|
|
13 Место села Слюсарево на карте Котовского района |
Занятие- практикум |
Проблемно- исследоват. |
Карта, атлас энциклопедии |
|||||
|
|
14 А я люблю свои места родные. |
Поход |
Наблюдение |
Палатки, тур.снаряжен |
|||||
|
|
15 А я люблю свои места родные |
Занятие- практикум |
Проектная деятельность |
Энциклопедии |
|||||
|
|
16 А я люблю свои края родные |
Защита проектов |
Словесные, практически |
Магнитофон |
|||||
|
«Край родной, берёзовый» |
17 Охрана природы родного края. |
Проблемная беседа |
Проблемно- поисковый, беседа |
Энциклопедии |
|||||
|
|
18 Редкие, охраняемые растения и животные края. |
Беседа, диспут |
рассказ, демонстрац. |
Энциклопедии CDR |
|||||
|
|
19 Редкие, охраняемые растения и животные края. |
Занятие- практикум |
Учебная дискуссия |
Энциклопедии |
|||||
|
|
20 Территории, нуждающиеся в нашей помощи. |
Экскурсия |
Проблемно- поисковый |
Фотоаппарат |
|||||
|
|
21Территории, нуждающиеся в нашей помощи. |
Конкурс листовок |
Соревнова ние |
Магнитофон |
|||||
|
|
22 Экологический проект. |
Лекция с элементами беседы. |
Словесные, наглядные. |
ПК |
|||||
|
|
23, 24 Экологический проект. Проблемы родного края. |
Занятие- практикум |
Исследова тельский метод |
Фотоальбом, энциклопедии |
|||||
|
«Колокола памяти» |
25 Жители села- участники военных конфликтов. |
Беседа |
Словесные, наглядные |
Альбом,магнитфон. |
|||||
|
|
26 Жители села- участники военных конфликтов. |
Занятие- встречи |
Пример, беседа |
Альбом,магнитфон. |
|||||
|
|
27 На страже Родины |
Урок мужества |
Воспит.ситуация. |
Видеодвойка. магнитофон |
|||||
|
|
28 На страже Родины. |
Занятие- практикум |
Переписка с солдатами. |
Конверты |
|||||
|
|
29, 30 Тимуровская работа (оказание посильной помощи одиноким односельчанам) |
Операция «Забота» |
Пример, поручение. |
Грабли,мотыга. |
|||||
|
|
31, 32 Военно- патриотическая игра «Зарница» |
Соревнование |
Соревнование, пример. |
Компас, спорт. инвентарь |
|||||
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
· Компьютеры
· Проектор
· Экран
· Фотоаппарат
· Музыкальный центр
· Карты РФ, Волгоградской области, Котовского района
Кабинет географии и биологии, где представлены представители флоры и фауны, гербарии, коллекции горных пород, приборы и инструменты, карты по тематикам.
6. Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
4. Уроки служения Отечеству: Сталинградская битва. Методическое пособие с электронным приложением / под общ. Ред. А. Н. Вырщикова. – М.: Глобус, 2008. – 250 с.
5. Волгоградская область. Туризм / [ред. Е. С. Кулько ; худ. ред. Ю. О. Гоздинская]. – [Волгоград] : [Издатель], 2014. – 40 с.
6. Волгоградская область. Путеводитель / [ред. Е. С. Кулько ; худ. ред. Ю. О. Гоздинская]. – Волгоград : Издатель, 2014. – 158 с.
7. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
8. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
9. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
10. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
11. Коваль В. Э. Геральдический стиль Волгоградской области; Волгогр. отд. Рос. фонда культуры ; ВолГУ. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2014. – XIV, 242 с.
12. Николаенко Е. Н. Волга течет на Олимп. – Волгоград : Издатель, 2014. – 320 с.
13. Погребной В.И. Моя малая родина: История Котовского района.-Волгоград: ГУ «Издатель», 2000-3-4с.: ил.
14. Погребной В.И. Моя малая родина: История Котовского района/ Погребной В.И. Изд. 20е доп..-Волгоград: ГУ «Издатель», 2000-3-4с.: ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.