Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Ладушки"
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Ладушки"

Оценка 5
docx
18.11.2021
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Ладушки"
Ладушки.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Основная общеобразовательная школа п. Пырьях»

 

              

                                                                                                                                                           Приложение к ООП ООО                                                                                                                                                            

Приказ  от 30.08.2020 г. № 102-О                

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛАДУШКИ»

 

1-4 классы

Составитель: Загребельная О.Н., учитель начальных классов, первая кв. категория.

 Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования.

 

2020 – 2021 учебный год

 

 

І. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности  художественно-эстетического направления

 «Ладушки».

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Ладушки»

К концу года обучающиеся должны знать:

·  название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

·  название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

·  правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

·  Некоторые традиции удмуртского народа (куколка-оберег из ткани, изделия из теста в удмуртской кухне).

К концу учебного  года обучающиеся должны уметь:

·                                  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

·                                  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

·                                  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

·                                                                    экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками «через край», «петельный шов».

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

·  интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

·  познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

·  адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

·  внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

·  устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·  планировать свои действия;

·  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

·  адекватно воспринимать оценку учителя;

·  различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

·  проявлять познавательную инициативу;

·  самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

·  допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

·  учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  договариваться, приходить к общему решению;

·  соблюдать корректность в высказываниях;

·  задавать вопросы по существу;

·  контролировать действия партнёра.

Обучающиеся получит возможность научиться:

·  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

·  владеть монологической и диалогической формой речи;

·  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научится:

·  высказываться в устной и письменной форме;

·  анализировать объекты, выделять главное;

·  осуществлять синтез (целое из частей);

·  проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

·  устанавливать причинно-следственные связи;

·  строить рассуждения об объекте.

Обучающиеся получит возможность научиться:

·  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·  использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по предложенной программе:

·  развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

·  расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

·  познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

·  использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

·  познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

·  совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

·  оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

·  сформировать навыки работы с информацией.

 

Программа внеурочной деятельности «Ладушки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа  разработана для занятий с обучающимися 6,5-10 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Внеурочная деятельность «Ладушки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

 

Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами.

Связь занятий «Умелые ручки», с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия внеурочной деятельности и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), технология (работа с разными материалами и др.), изобразительное искусство (применение фантазии, выдумки, развитие художественно-эстетического вкуса и др.), краеведение (изучение обычаев народа, обработка льна, шерсти и др.)

Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.

 

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

           Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

 

Особенности реализации программы:

Внеурочная деятельность «Ладушки» проводится во второй половине дня. Местом проведения занятий может быть кабинет технологии, кабинет начальных классов.

Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:

- по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная, групповая, индивидуальная;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль;

- по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий.

На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

 

Место программы внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности «Ладушки» рассчитана для проведения занятий  во второй половине дня. Продолжительность обучения 1 учебный год.  Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30-40 мин. Количество часов за год: 33 часа.

 

 

Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.

 

Тематический план.

 В программу внеурочной деятельности «Ладушки» входит ряд разделов «Работа с пластическими материалами»,  «Работа с тканью»,  «Работа с природным материалом»,  «Работа с бумагой и картоном» «Работа с тканью» «Текстильные материалы». В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ «ЛАДУШКИ»

1 -4 классы

 

Дата

по

плану

Дата

факт

Тема

Кол-во часов

Техника, материалы

1.

02.09.

 

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1 ч.

Знакомство с правилами ТБ на занятиях.

I. «Работа с природным материалом». (4 часа)

2.

09.09.

 

Осенние фантазии из природного материала.

1 ч.

Мозаика.

3.

16.09.

 

Поделки из кленовых «парашютиков».

1 ч.

Аппликация.

4.

23.09.

 

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

1 ч.

Аппликация.

5.

30.09.

 

Картины из листьев. Продолжение работы.

1 ч.

Аппликация.

II. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

6.

07.10.

 

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»

1 ч.

Оригами.

7.

14.10.

 

Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

1 ч.

Аппликация, вырезание.

8.

21.10.

 

Аппликация из геометрических фигур.

1 ч.

Аппликация, вырезание.

9.

28.10.

 

Фантазии из «ладошек». Продолжение работы.

1 ч.

Аппликация, вырезание.

10.

04.11.

 

Букет из роз.

1 ч.

Моделирование.

11.

11.11.

 

Новогодний ангелок.

1 ч.

Бумагопластика.

12.

18.11.

 

Цветочные фантазии.

1 ч.

Торцевание.

13.

25.11.

 

Цветочные фантазии. Продолжение работы.

1 ч.

Торцевание.

14.

02.12.

 

Чудо-елочка.

1 ч.

Моделирование, вырезание.

15.

09.12.

 

Чудо-елочка. Продолжение работы.

1 ч.

Моделирование, вырезание.

16.

16.12.

 

«Робот». Подготовка модулей.

1 ч.

Оригами-мозаика.

17.

23.12.

 

«Робот». Сборка изделия.

1 ч.

Оригами-мозаика.

III. «Работа с тканью». (5 часов)

18.

13.01.

 

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

1 ч.

Аппликация.

19.

20.01.

 

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

1 ч.

Аппликация.

20.

27.01.

 

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

1 ч.

Шитье.

21.

03.02.

 

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

1 ч.

Шитье.

22.

10.02.

 

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

1 ч.

Шитье.

IV. «Работа с пластическими материалами». (7 часов)

23.

17.02.

 

Рисование пластилином

1 ч.

Рисунок

24.

24.02.

 

Рисование пластилином

1 ч.

Рисунок

25.

03.03.

 

Разрезание смешанного пластилина

1 ч.

Рисунок

26.

10.03.

 

Рисование пластилином

1 ч.

Рисунок

27.

17.03.

 

Коллективная работа «Корзина с цветами»

1 ч.

Аппликация.

28.

08.04.

 

Лепка из солёного теста

1 ч.

Лепка

29.

15.04.

 

Лепка из солёного теста

1 ч.

Лепка

V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)

30.

22.04.

 

Куколка-оберег из ткани.

1 ч.

Изделие из ткани

31.

29.04.

 

Аппликация из пуговиц и ткани.

1 ч.

Аппликация.

32.

06.05.

 

Аппликация из пуговиц и ткани.

1 ч.

Аппликация.

33.

13.05.

 

Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». Итоговое занятие. Выставка работ.

1 ч.

Клубок шерстяных ниток, картон.

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Ладушки»

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Ладушки»

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Программа внеурочной деятельности «Ладушки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Ладушки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности

Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами

Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами

На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски

На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?»

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?»
Скачать файл