Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Основы православной культуры»
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Основы православной культуры»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
религиоведение
9 кл—10 кл
26.09.2021
Рабочая программа      внеурочной деятельности  (духовно-нравственное направление) «Основы православной культуры»
Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Основы православной культуры»
Программа по 3религииt.docx

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»

                               

                   

 

                                                                                         «Утверждаю»

Директор МБОУ «Софринская СОШ № 2»

 _________________    Никонова Н.В.

                                                                            Приказ от «____»__________   2021 г. № ____  

 

 

 

Рабочая программа                                                

внеурочной деятельности

(духовно-нравственное направление)

«Основы православной культуры»

 

3 а класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Составитель: Самбур Н.А.,

учитель начальных классов

 

2021 год

 

Пояснительная записка

 

             Рабочая программа по основам православной культуры разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения для 3 года обучения школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» (автор Людмила Леонидовна Шевченко, доктор педагогических наук, действительный член Международной педагогической академии, член союза писателей России) изданной Центром поддержки культурно- исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году.

            Образовательная программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

·         Федерального Закона "Об образовании" от 29 декабря 2012 №273-ФЗ;

·         Примерной основной образовательной программы начального общего образования от 08.04.2015 №115;

·         Федерального образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (зарегистрирован в Минюст от 22.12.2009 №15785) "Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования");

·         Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 и 22.09.2011 г. "2357, 18.12 2012, 29.12.2014 г., 18.05.2015 г. "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №272";

·         СанПиН, 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление от 29.12.10 г. "189, зарегистрированного в Минюсте 03.03.2011 г. №19993);

·         Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17. декабря 2010 г. Пункт 18.2.2.»

 

                                  Цели и задачи данной программы

               Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

           В программе обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой, рассматриваются новые стороны основной темы года. Авторская программа по предмету Л.Л. Шевченко предполагает выделение общей темы для каждого года обучения. Общей темой третьего года обучения является «Преображение. Человек преображённый».

Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества[1].

Программа курса внеурочной деятельности, являясь продолжением изучения православной культуры во 1 и 2 классах, позволяет решить следующие задачи:

  1. Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.
  2. Дать знаний о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и её источника в Боге Красоте.
  3. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).
  4. Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).
  5. Дать знания и показать на примерах житий святых как строилась система отношений христиан к ближним (по Евангелию: 1 этап – любовь к ним), отношения к Богу (заповеди: так Бог повелел).
  6. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

В программе углублена связь христианских заповедей и нравственной проблематики, характерной для детей данного возраста.

            Главной целью данного курса в соответствии с реализацией принципов государственной политики в сфере образования является: дать первичное представление о православной культуре, знакомство с красивым миром православной культуры, введение в радость православных праздников, источником которых являлась христианская вера, знакомство детей с традициями жизни христиан: день Ангела, празднование Пасхи.

                                               Основные задачи:

- актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;

- развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном аспекте;

- приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов православной культуры;

- формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм христианской этики.

Непременным условием формирования восприятия детей является применение методов работы, пробуждающих творческую активность.

Важно, чтобы на занятиях создавалась «поисковая ситуация», при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный и музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный

 

Основные направления и ценностные основы

духовно ­-нравственного развития

 

1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

2.Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.

3. Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства — жанров, интонации, религии — через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.

         Организация духовно­-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое воспитание

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Нравственное и духовное воспитание

Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.

4. Интеллектуальное воспитание

Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.

5. Здоровьесберегающее воспитание

Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание

Ценности: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества.

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание

Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.

8. Правовое воспитание и культура безопасности

Ценности: правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде

9. Воспитание семейных ценностей

Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших.

10. Формирование коммуникативной культуры

Ценности: русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.

11. Экологическое воспитание

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных.

Все направления духовно­нравственного развития, воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций                                   

 

                               Общая характеристика курса

   На занятиях ОПК дети познакомятся с системой духовно- нравственных ценностей русского человека:

-Важными историческими событиями России;

-Героическим прошлым родной страны;

-Историей возникновения славянской письменности и старославянским алфавитом;

-Основами иконописи и церковной архитектуры;

-Основными Православными праздниками;

-Символикой христианской православной культуры,

-Основными библейскими сюжетами.

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обо­значенными в «Примерном содержании образования по учеб­ному предмету „Православная культура", программой опре­деляются следующие общие задачи обучения и воспитания:

-Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной карти­ны мира на основе традиционных для России православ­ных культурных ценностей;

-Воспитание школьников, как благочестивых граждан, об­ладающих добродетелями в православном понимании, осо­знающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении;

-Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духов­но-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего мно­гокомпонентную структуру содержания, конкретизируют­ся:

                              Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые.

Формы обучения: комбинированный урок, виртуальная экскурсии, проведение праздников.

Виды деятельности: слушание рассказа учителя, обсуждения - размышления, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на темы нравственного выбора.

Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет "Православная культура" относится к образовательным областям "Обществознание", "Искусство" и "Филология", то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.

                                      Место курса во внеурочной деятельности

                 Курс «Православная культура» изучается с 1 по 4 классы по 1 часу в неделю.

3 класс - 34 учебных недели (34 часа в год);

               Работы по программе в основном коллективная, а также используются групповая и индивидуальная. Занятия проводятся во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

Личностные результаты

1.                  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

2.                  Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

3.                  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

4.                  Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

5.                  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6.                  Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

       Метапредметные результаты 

1.                  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

2.                  Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

3.                  Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

4.                  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

5.                  Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

6.                  Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

7.                  Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 

      Предметные результаты

 Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

1.                  Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

2.                  Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

3.                  Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

 

В результате изучения курса «Основы православной культуры» 3 класса

  Ученик научится:

  - иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях православной культуры в рамках библейских и евангельских Заповедей доброй жизни (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к Богу, к родителям, Родине, ответственности) и о последствиях нарушения Заповедей Божиих;

- иметь первичные сведения из истории христианства, знать главные евангельские события, основные вехи ветхозаветной истории и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;

      - уметь применять христианские духовно-нравственные правила в общении с     ближними (в семье, в школе) на эмоциональном и оценочном уровнях.

уметь пользоваться терминами и понятиями курса;

уметь организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества;

уметь использовать полученные знания

уметь видеть прекрасное, которое пробуждает нравственные качества: доброту, сочувствие, забота о красивом мире;

знать о том, что во все века составляло славу России: о её святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей;

Ученик получит возможность научиться:

-устанавливать причинно- следственные связи;

- уметь выражать свое отношение к событиям, описанным в тексте

-строить рассуждения

-высказывать и обосновывать свою точку зрения,

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы, уметь обсуждать разные события.

- называть и показывать события, изображенные на иконах, фресках;

- описывать события, составлять тексты;

- объяснять происходящее;

- узнавать по рисункам события из детской библии, героев притчи;


                                                  Словарь

            Курс занятий призван значительно пополнить, словарный запас школьников терминами православной культуры и духовной традиции.

Новые слова: артель, архангел, Библия, благовест, благовение, Благодатная, благодать, великомученица, Воскрешение Лазаря, говение, Голгофа, гордыня, евангелист, житие, завет, зодчество, искупление, лествица, месяцеслов, милосердие, милостыня, мощи, омофор, ангел, апостолы, Благовещение, Богородица, буквица, Вербное воскресенье, грех, Евангелие, заповеди, икона, иконостас, именины, исповедь, кадило, кириллица, колокольня, колядки, крещение, кроткий, культура, лампада, молитва, монах, мученик, небесный покровитель, отрок, Пасха, Покров, послу­шание, пост, причастие, равноапостольные, святки, святой, сми­рение, сретение, старец Симеон, плащаница, покаяние, почитание, преподобный, притча, Радоница, рака, распятие, риза, святитель, собор, таинство, трапеза, тропарь, усопший, успение, херувим, чудотворец.

 

                                  Содержание программы

 

                    Раздел «Отечество Небесное. Бог» (8ч.)

1. Бог просвещающий

О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. Религия - вера и почитание Бога. Религиозные представления разных народов. Христианство - одна из основных религий мира. Религиозная культура. Православие как основная религия в России. Христианское понимание происхождения знания о Боге. Особенность этого знания: просве­щение человека Божественным светом. Священное Писание, Священное Предание, жития святых. Кого называют просвещенным человеком? О чем свидетельствует Священная история? Историческое источники как свидетельство о совершенном Богом спасении людей. Отражение Священного Предания в церковных песнопениях и иконографии. Представление иконы «Вседержитель». Словарик иконописца: Вседержитель; живопись; мозаика; фреска. Церковнославянский язык как язык обучения детей грамоте в Древней Руси. Учебные книги. Азбучная молитва в стихах. «В начале было Слово...». Смысл поговорки « Начать с азов ».

2. Что говорит о Боге православная культура?

Что Бог открыл о Себе людям? Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублева. О святом иконописце Андрее Рублёве. О чем и как рассказывает икона «Троица»? Как готовился православный иконописец к написанию иконы? Словарик иконописца: иконы «Спас в Силах», «Спас Нерукотворный». Храмы в честь Святой Троицы. Андроников монастырь. Отражение события явления Троицы в поэзии. Праздник Святой Троицы. Церковнославянская азбука: буква «Т» (твердо, истинно), Троица Святая. Смысл поговорки «Сначала аз да бука, а потом науки».

3. Свет на горе Фавор

В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей. Изображения смысла (в христианском понимании) события живописными и графическими средствами: рисунки на темы «Сверхсветлый мрак», «Светлое облако». Представление иконы «Преображение Господне» Феофана Грека. Анализ смысла иконы на трех уровнях: сюжетном (что изображено?), богословском (какой смысл события?), дидактическом (чему учит событие?). Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами: Бог и человек (пророки, ученики). Словарик иконописца: духовная красота иконы; горки на иконе - символическое изображение духовного роста). О святом Григории Паламе. Фаворский свет. Церковнославянская азбука: буква «Фита» - символ Божественного, Церкви Божией. В греч. языке: Бог - Феос. «Ф» на иконах Богоматери: «МР ФУ» (Митир Фэу) - Матерь Божия. Ключевые слова христианской культуры с буквой «Ф»: Фавор, Вифлеем, Голгофа, Гефсимания, акафист. События Священной истории, с ними связанные.

4. Бог спасающий

Милость Божия к людям. Христос - Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Исцеление расслабленного. Воскрешение дочери Иаира. Как мог человек получить помощь Божию? Вера и примирение с ближними как условия получения помощи. О Царствии Небесном. Беседа Христа с Никодимом о духовном рождении человека. Таинство Крещения. Рассказ о Божием Царстве в поэзии. Отличие иконописи от живописи на религиозные темы: икона «Воскрешение дочери Иаира» и картина В.Д. Поленова на ту же тему. Представление икон - фресок «Чудесный улов»; «Насыщение пятью хлебами». Их анализ на трех уровнях. Словарик иконописца; образы и символы христианского религиозного искусства: голубь, рыба, корабль, нимб и др. Церковнославянская азбука: буква «Ц»; слова - милость, Царствие Небесное, Церковь.

5. Что говорит о человеке православная культура?

Притча о талантах. Что такое талант? Смысл выражения «зарыть талант в землю». Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божий. Где они скрыты в человеке? Человек - образ и подобие Божие. От чего зависит возможность уподобления Богу? Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Стремление человека к добру - к подобию Божию. Отличие человека от животного. Духовная работа человека над собой. В каких делах каждый может раскрыть свои таланты? Какими качествами украшается душа человека? Взаимосвязь христианских понятий «смирение - радость». Их отражение в духовных песнопениях: «Слуху моему дай радость и веселие» (Псалом 50). Примеры проявления красоты человека в рассказах Священной истории (Богородица. Авель. Авраам. Иосиф.). Спаситель как проявление высшей красоты. Отражение этого смысла в поэзии: К.Д. Бальмонт. «Одна есть в мире красота» (Повторение материала 2-го года). Рассказы о человеке в росписях храма Спаса на Сенях Ростова Великого (Сотворение человека. Изгнание из рая). Рассказы о человеке в детской православной литературе. Церковнославянская азбука: слова - образ, душа, чудо.

6. Христиане в православном храме

Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют христиане? Символ православной веры. Таинства Православной Церкви. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия - благодарение. Духовный смысл. Духовная красота преображенного человека. В чем она проявляется? Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Благочестивое поведение православных людей: традиции посещение храма в воскресные и праздничные дни. Московский Кремль - сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор - самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). История Царя колокола. Музыка колоколов в красках и линиях: рисуем звон. Святые зодчие Флор и Лавр. Словарик зодчего: слова - зодчий, притвор, четверик, алтарь, купол. Церковнославянская азбука: буква «Л» (люди); слова - Литургия, Причащение, Таинство.

7. Святыни Подмосковья

Храмы : Преображенский кафедральный собор, Смоленский собор, Николо-Иоасафовский собор, храм св. вмч. Георгия Победоносца, храм свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, обители, монастыри, храм свв. апп. Петра и Павла в с. Прохоровке. Чудотворные иконы: икона Знамение, Смоленская икона Божией Матери, икона «Никола Ратный», Мощи Святых.

8. Золотое правило жизни

Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства)? Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Христа в иконописи: представление иконы Вседержителя с Евангелием «Заповедь новую даю вам». Церковнославянская азбука: отражение основной темы урока в языке («Не судите»). С лова - «доброта»,«красота (лепота)», «любовь», «милосердие». Как изобразить доброе, красивое в рисунке? Какой поступок можно назвать красивым? Доброта моей души. Чем я могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что делать, если люди совершают по отношению ко мне злой поступок?

 

                       Раздел «Добродетели в жизни христианина» (8ч.)

1.      Добро и зло

Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появились в мире. Грех как проявление зла. Два брата – Исав и Иаков. Что означает благословение для христиан? Что стало причиной недостойного поступка Исава? Следование телесным страстям, обожествление природы, дурной пример, страсти - источники порабощения человека злом. Какой я? Что есть во мне: что люблю, чем увлекаюсь, кому подражаю? Что рассказывается о христианском благочестии в литературе Древней Руси. «Поучение» князя Владимира Мономаха. «Юности честное зерцало». Что значит быть почтительным сыном и дочерью? Как положено было вести себя детям? Церковнославянская азбука: о добре и зле. Слова: «благотворяй», «злотворяй»; выражение «Возлюбленне, не уподобляйся злому, но благому». Благое как доброе, полезное для самого человека и для окружающих. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение.

2.      Как Бог строил дом спасения человека

Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. Как Бог строил дом спасения. О Богородице – лествице, послужившей соединению небесного и земного. Песнопения, посвященные празднику Рождества Богородицы. Представление иконы: Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Название и сюжет иконы. Как христиане поднимаются по небесной лестнице? Где начало этого пути? Таинства Церкви. Кто помогает человеку? Почему Христос сказал о Себе: «Я есть путь». Легок ли путь жизни христианина? Препятствия на этом пути. Представление иконы: «Аз есмь Лоза истинная». Церковнославянская азбука: слова и выражения, раскрывающие Божественный источник знания - «свет», «просвещение», «Я есть путь...». Словарик иконописца: из истории иконописи - о первых иконах Богородицы, написанных евангелистом Лукой.

3.      Воеводы сил любви. Добродетели

Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие – страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей и семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина. Церковнославянская азбука: слова, обозначающие добродетели, - «кротость», «смирение», и др.; выражения: «Знай себя», «Уклонись от зла и сотвори благо».

4.      Непобедимое оружие христиан

Что чем командует в человеке: дух телом или тело духом? Какими душевными качествами проявляется в человеке эта борьба? Всегда ли ведется эта брань? Как и чем укрепляется человек в этой борьбе? Помощники человека в духовной брани. Возможна ли гармония (согласие) духовного и телесного в человеке? Чем люди живы? Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные. О чем христиане прежде всего просили Бога? Рассказ о Марфе и Марии -ответ на этот вопрос. Размышление о хлебе духовном в поэзии. Церковнославянская азбука: «Отче наш».

5.      Защита святынь. Силы тьмы

В чем сила человека? Священная история о падении людей-исполинов. Что стало причиной их гибели? Страсти гнева, тщеславия, гордости. Проявляются ли они во мне? Как с ними бороться? Как зло воевало против святынь? Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы. Преподобный Иоанн Дамаскин. Представление иконы: икона Божией Матери «Троеручница». Христианские святыни на Святой Земле: храм Воскресения Господня.

6.      Небесные помощники

Воевода Небесных Сил бесплотных - Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Представление иконы: Архангел Михаил в иконографии разных христианских стран. Словарик иконописца: символы цветов в православной иконе. Почитание Небесных Сил бесплотных в церковных песнопениях, в русской поэзии, прозе. Храмы, освященные в честь Архангела Михаила. Архангельский собор Московского Кремля: история создания, архитектура.

7.      Увенчанные венцами. Христианская семья

Пример проявление добродетелей в жизни христианской семьи. Семья - малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Любовь - высшая добродетель. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев. В чем проявлялась жертвенная любовь детей и родителей? Мужество и любовь в последние дни жизни. Представление иконы: святые Царственные страстотерпцы. О чем молились Царственные мученики в последние дни? Русские поэты - в поддержку их духовных сил. Церковнославянская азбука: о почитании родителей, о мужестве - «Заступи в старости отца твоего и не опечаль его»; «Премудрость смиренного вознесет главу его».

8.      Добрый ответ

Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Что ему мешает, что помогает проявить доброе в себе? Смысл Евангельских слов «Дух бодр, плоть же немощна». Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде. Когда человек должен отвечать за свои поступки? Представление иконы: Страшный Суд. Церковнославянская азбука: рассказ о красивой буквице «Ж» (Живете) - начертание и духовный смысл.

 

Раздел «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые» (10ч.)

1.      Как преображался человек? По ступенькам восхождения

Как преображался человек? О чем возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Как Савл стал апостолом Павлом. Чему учит христиан пример святых? Житийная литература. Поэзия. Устное народное творчество. Каких святых изображают на иконах? Представление иконы «Собор Всех Святых». Церковнославянская азбука: заповедь о любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего, как самого себя».

2.      Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга

Начало подъема по ступенькам духовного преображения. Прообраз - 15 ступеней Иерусалимского храма. Путь к святости - путь в Церковь Небесную. Соборность (кафоличность) Церкви. Что объединяет всех христиан Церкви Христовой? Каждая ступенька - преодоление какой-то страсти и приобретение христианской добродетели. Любимый ученик Христа Иоанн Богослов. Добродетель любви. Представление иконы «Свя­той апостол Иоанн Богослов». Чудо о Гусаре и иконе. Церковнославянская азбука: Иоанн Богослов: «Бог есть Любовь».

3.      Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники

Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Чем отличается эта икона от одноименной картины? Православное паломничество. Путешествие по святым местам - Киево-Печерская Лавра. Святые Антоний и Феодосии Печерские. Из истории зодчества. Представление иконы: мозаики Софийского Собора в Киеве. Словарик иконописца: перспектива, время, цвет, свет в иконе. Церковнославянская азбука: слова из текстов урока.

4.      Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец

Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Христианская добродетель умеренность. Ее проявление в жизни людей Руси. Как понимает это качество современный человек? Святой воин, инок Киево-Печерской обители. Словарик зодчего. Церковнославянская азбука: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его».

5.      Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской

О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Смысл песнопения: «В вере - добродетели, в добродетели - разум, в разуме - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, братолюбие и любовь». Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. Житие князя в поэзии. Церковнославянская азбука: о словах князя «Не в силе Бог, а в правде». В чем подвиг святого князя?

6.      Ступенька «Надежда на Бога ». Смиренный чудотворец

О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Троице-Сергиева лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи. Храмы лавры. Церковнославянская азбука: «Блаженны нищий духом, потому что им принадлежит Царствие Небесное».

7.      Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец

О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери. Церковнославянская азбука: «Радость моя, не время нам унывать».

8.      Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних

Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Повторение притчи о блудном сыне. Углубление понимания ее смысла: отношения человека к Богу - страх раба (выполняющего повеления господина), страх наемника (ожидающего оплаты за труды), страх сына (боящегося огорчить отца). Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский. О почитании святого на Руси. «Микола Милостивый». Почему на Руси святого называют «Миколой » ? Представление иконы: «Николай Чудотворец» в житии. Почитание святого Николая Чудотворца, отраженное в народном фольклоре, поэзии. Церковнославянская азбука: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Смысл заповеди блаженства в жизни святителя Николая Чудотворца.

9.      Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста

Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию прославляют как Честнейшую Херувим? Крест Христов. Что означает для христиан следование путем Христа? Крестопоклонная неделя на Руси. Страстная неделя Великого Поста.

Апостол Павел о христианской любви. Ее качества. Как христиане поднимаются по лестнице Божественной Любви? Почему первая и предпоследняя ее ступеньки - терпение? Христианский смысл поговорок «Бог терпел и нам велел», «Терпенье и труд все перетрут». Песнопения Пасхального канона и его связь с « Лествицей любви» апостола Павла. Церковнославянская азбука: слова - «терновый венец»; песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».

 

        Раздел «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои» (9ч.)

1.      Принявший венец победы

Кто такие герои? Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Представление иконы: «Чудо Георгия о змие». Георгиевские кавалеры. Церковнославянская азбука: евангельские заповеди в жизни святых - «Любите врагов ваших». Смысл слов из песнопения в честь великомученика Георгия: « Посеяв в слезах - пожнешь в веселии ». Храмы России, освященные в честь великомученика Георгия Победоносца.

2.      Доброе имя - в славе моего Отечества

Наука побеждать полководца-христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. В чем они? Верность. В чем она? Верность памяти предков. Каких своих предков-воинов я знаю? Каких воинов русской истории мы знаем? Как следует вести себя человеку: солдату - в бою; детям - с родителями, людьми? Чему полководец Суворов учил детей. Поведение девочки и мальчика - христиан. Как дочь Суворова относилась к своему отцу. Русские поэты о воинской славе Суворова. Представление иконы: святые христианские воины. Святой воин Артемий. Святой Никита Воин. Святой Иоанн Воин. Церковнославянская азбука: «Доброе имя лучше многого богатства».

3.      Россия помнит. Святыни родного края

Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита Отечества. Смоленская ико­на Божией Матери на Бородинском поле. Какую христианскую добродетель проявили защитники Отечества? Как был построен храм Христа Спасителя. Надпись на памятных медалях Александра III: «Не нам, не нам, но имени Твоему». Ее смысл. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Святыни Бородина. Рассказ об иконе «Спас Бородинский». Святыни родного края в русской поэзии и музыке: М.Ю. Лермонтов «Бородино»; П. И. Чайковский. Молитва Кресту в музыке на религиозную тему. Церковнославянская азбука: евангельские истины в жизни людей «Друг ко другу любовь прилежную имейте». Можно ли любить врагов (Отечества; своих личных)? В чем проявляется эта любовь?

4.      Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские

Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Значение слов «Мне отмщение и Аз воздам», «В покаянии прими меня, Господи». Как объяснить слова песнопения, посвященного Новомученикам: «Новоявленные звезды... Станьте, непобедимые, среди нас». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя -православного зодчего; разрушителя святынь - вандала. Разрушенные в 30-е годы Московские храмы - святыни: Страстной монастырь, Чудов Михаило-Архангельскоий, Воз­несенский монастыри и др. Родословное древо памяти Российских родов - Новомучеников Российских - эстафета памяти: рода Чичаговых, Олсуфьевых, Бибиковых, Оболенских, Тучковых, Гагариных, Шаховских. Исследование. Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Особенность композиции икон данной иконографии: соборность, устремленность к Горнему миру, иерархическое расположение. Церковнославянская азбука.

5.      Священный долг

Всенародный подвиг. Христианский щит: броня - вера и любовь, шлем - надежда спасения. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Представление иконы: Икона Божией Матери «Казанская». Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.

6.      Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным

Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери: Казанская, Владимирская, Иверская, Смоленская, Почаевская, Донская. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Церковнославянская азбука: слова - Царица Небесная, Честнейшая Херувим. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». О христианских качествах души, необходимых для выполнения призыва апостола. Выставка «Мир православной культуры в наших рисунках». Тема - «Благодарение».

7.      Благословение

Благословение детей. Смысл благословения. Представление иконы: «Благословение детей». Ответственность христиан перед Богом, перед людьми, перед собой. Как восста­новить и сохранить образ Божий? Может ли живой человек иметь мертвую душу? Каки­ми качествами проявляется духовная смерть в человеке? Как христиане понимали смерть. «Символ веры» о воскресении. Может ли быть рай на земле? Райское состояние души - что это такое? Может ли жизнь быть адом? Какие качества человека свидетель­ствуют о смерти его души? Пробуждение души. Что это такое? Может ли дух и душа человека засыпать и просыпаться? Когда это происходит? Слово «Бдение» («Бдите и молитесь»), «Всенощное бдение». Почему христиане не боялись смерти? Подвиг воина Евгения Родионова. Христианская заповедь любви. Любовь к Богу и ближним - высшая христианская добродетель. Церковнославянская азбука: смысл Пасхального песнопения «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Храм Воскресения Господня.

8.      Богомудрые учители веры и благочестия

Путешествие по святым местам Русской земли. Оптина Пустынь - центр духовной жизни. Старчество. Смысл благодарения. Смысл благословения. Святые старцы. Представление иконы: «Преподобные Старцы Оптинские». Христианский смысл поговорок преподобного Амвросия Оптинского: «Кто уступает, тот больше приобретает», «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем - мое почтение». Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и церковные песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители. Почему христиане все события своей жизни сопровождали словами «Слава Богу за все»?

 

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Название раздела программы

Общая тема: Преображение. Человек преображённый

Количество часов

Количество контрольных работ

1.

Отечество Небесное. Бог

8

нет

2.

Добродетели в жизни христианина

8

нет

3.

Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые

9

нет

4.

Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Герои

8

 нет

 

Итого

34

нет

 

Календарно-тематическое планирование кружка в 3а классе                                                  на 2021-2022 учебный год.

№№

п/п

Тема уроков

Характеристика деятельности учащихся

Коли-чество часов

Дата проведения

План

Факт

                                                       1 триместр (10 часов)

                                 Общая тема: Преображение. Человек преображённый

                                                Раздел «Отечество Небесное. Бог»                           

1.

Бог просвещающий

дать знания: православная картина мира, история православной религии и искусства, православная словесность, нравственная культура; -развивать способности к творческой деятельности.

1

 

 

2.

Что говорит о Боге православная культура?

дать знания о главном христианском догмате и показать его преломление в православной культуре: иконописи, словесной, христианской этике, образе жизни православного христианина.

1

 

 

3

Свет на горе Фавор

дать знания о христианском мировоззрении. О смысле жизни православного христианина. Овладение умением видеть взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота». Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей радостное мироощущение, желание поделиться радостью праздника с близкими

1

 

 

4.

Бог спасающий

-раскрыть понятия «милость», «жалость», «божья благодать».

1

 

 

5.

Что говорит о человеке православная культура?

раскрыть понятия «милость», «жалость», «божья благодать». Знакомство с репродукцией некоторых икон.

1

 

 

6.

Христиане в православном храме

Овладение нравственными нормами поведения христиан. Получение опыта переживания базовых ценностей общества (Человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в

целом.

1

 

 

7.

Святыни Подмосковья

Формирование умения видеть связь между нравственными и эстетическими понятиями «красивое – доброе – послушание».

Совершенствование внимания, воображения, памяти, общения. Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности,

организаторского таланта, культуры речи.

1

 

 

8.

Золотое правило

обобщение по теме, постановка христианского нравственного эталона как нормы жизни христиан. Получение опыта переживания базовых ценностей общества (Человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в

целом.

1

 

 

                                       Раздел «Добродетели в жизни христианина»

9.

Добро и зло

Чтение рассказа о добром поступке. Заучивание пословиц о добре и послушании. Уметь различать добро и зло. Уметь проявлять любовь к ближнему и знать, что счастье человека зависит от счастья других людей.знакомство детей с основными понятиями христианской аскетики- учения о духовно-нравственном развитии человека.

Обогащение эмоционального

мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности.

   1

 

 

10.

Как Бог строил дом спасения человека

преемственность понятий добра и зла в истории развития человеческого общества, представление христианской

 картины устройства мира как Божественного домостроительства. Познакомить детей с внутренним устройством храма. Познакомить детей с правилами поведения в храме. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать благоговейное отношение к храму, умение восхищаться его красотой.

Развивать способность чувствовать красоту и премудрость Божьего мира. Воспитывать у детей радостное восприятие мира, желание восхищаться его красотой

1

 

 

11.

Воеводы сил любви. Добродетели

Формирование умения устанавливать взаимосвязь этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое». Развитие умений самоанализа на основе христианской традиции. Получение опыта переживания базовых ценностей общества (Человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в

целом.

   1

 

 

12.

Непобедимое оружие христиан

формирование умений анализа понятий христианской этики, размышления о ценностях жизни современного человека в сопоставлениями с ценностями христианскими. Рассуждать по теме полученной информации; участвовать в работе пар. Развитие чуткости, доброты, отзывчивости.

Развитие активности, творческих способностей.

    1

 

 

13.

Защита святынь. Силы тьмы

Формирование умения распознавать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех», воспитание на примере жизни христиан, воплотивших христианские добродетели.

   1

 

 

14.

Небесные помощники

завершение разработки понятий «добро» и «зло», как абсолютных в христианской этике. Развивать способность чувствовать красоту и премудрость Божьего мира. Воспитывать у детей радостное восприятие мира, желание восхищаться его красотой

1

 

 

15.

Увенчанные венцами. Христианская семья

завершение разработки понятий «добро» и «зло», как абсолютных в христианской этике. Знать и понимать, что родительский дом – начало всех начал. Понимать и проявлять достойное уважение к родителям, уметь соблюдать культуру отношений в семье. Формировать осознанное понимание значимости бабушек и дедушек в жизни детей, семьи, общества.

    1

 

 

16.

Добрый ответ

Получение опыта переживания базовых ценностей общества (Человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в

целом.

    1

 

 

         Раздел «Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые»

17.

Как преображался человек? По ступенькам восхождения

определение для детей духовно-нравственных ориентиров и показ христианского пути совершенствования человека. . Обогащение эмоционального

мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности.

1

 

 

18.

Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга

определение для детей духовно-нравственных ориентиров и показ христианского пути совершенствования человека, дать пример воплощения в жизни христиан добродетели любви. Обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности.

1

 

 

19.

Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники

Уточнить и расширить нравственные понятия «совесть», «дружба», «забота» с точки зрения христианской этики. Развивать умение оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики. Воспитывать умение прислушиваться к голосу своей совести, чтобы сделать правильный нравственный выбор.

1

 

 

20.

Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец

Анализировать жизнь и деятельность Или Муромца. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям православной культуры и к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых. Помочь детям осознать, что милосердие способно творить чудеса. Развивать в детях стремление помогать окружающим. Воспитывать у детей чувство милосердия и сострадания.

1

 

 

21.

Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли русской

-показать отражение христианской нормы в жизни христиан, в объектах православной культуры. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям православной культуры и к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых. Помочь детям осознать, что милосердие способно творить чудеса. Развивать в детях стремление помогать окружающим. Воспитывать у детей чувство милосердия и сострадания. Уметь проявлять любовь к ближнему и знать, что счастье человека зависит от счастья других людей.

1

 

 

22.

Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец

 -показать отражение христианской нормы в жизни святых, в объектах православной культуры, знакомство детей с основными понятиями христианской аскетики- учения о духовно-нравственном развитии человека.

1

 

 

23.

Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец

Уметь проявлять любовь к ближнему и знать, что счастье человека зависит от счастья других людей. Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия, учить в конфликтных ситуациях не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга. Развивать качества воли, умение уступить другу в споре. Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания. Сформулировать понятие «священный долг»

1

 

 

24.

Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних

дать понятие христианского покаяния и смирения на примере эпизодов жития святителя Николая Мирликийского. Иметь представление о добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая. Храмы на Руси в честь святителя Николая.

1

 

 

25.

Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у креста

-раскрыть христианское понятие «Любовь», показать отражение этого содержания Священной истории в иконописи, традициях жизни христиан.

1

 

 

                  Раздел «Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Герои»

26.

Принявший венец победы

показать взаимосвязь и преемственность святости и христианской жертвы жизни за Отечество, «за друга своя», сформировать уважение к подвигу святого. Рассказать, как христианские заповеди выполняли в своей жизни христианские святые и герои. Вспомнить имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество.

Получение опыта переживания базовых ценностей общества (Человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

1

 

 

27.

Доброе имя – в славе моего Отечества

Знать, что такое Отечество, имя нашей Родины. Знать, уметь различать государственные символы. Знать государственные праздники. Знать значение своего имени. Иметь представление о самых распространённых на Руси именах, их значении, о том, как давались имена, что значит «славное имя», «известное имя»

1

 

 

28.

Россия помнит. Святыни родного края

-рассказать о чудотворных иконах, с которыми христиане связывают победу на фронтах Великой Отечественной войны, сформировать уважение к подвигу защитников Отечества Знать, что такое Отечество, имя нашей Родины. Знать, уметь различать государственные символы. Знать государственные праздники.

1

 

 

29.

Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские

Выяснить, чему учил Христос учеников. Узнать, кто такие Новомученики и Исповедники. Уточнить и расширить нравственные понятия «совесть», «дружба», «забота» с точки зрения христианской этики. Развивать умение оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики. Воспитывать умение прислушиваться к голосу своей совести, чтобы сделать правильный нравственный выбор.

1

 

 

30.

Священный долг

Знать, что такое Отечество, имя нашей Родины. Знать, уметь различать государственные символы. Знать государственные праздники. Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия, учить в конфликтных ситуациях не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга. Развивать качества воли, умение уступить другу в споре. Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания. Сформулировать понятие «священный долг»

1

 

 

31.

Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным

дать знания о традиции почитания Богородицы на Руси, формировать нравственное качество «благодарность»

1

 

 

32.

Благословение

раскрыть христианское понятие преодоления смерти Воскресением Христовым, показать отражение этой темы в литературе, иконографии, церковных песнопениях.  Знать значение праздника «День народного единства». Познакомиться с иконой Казанской Божией Матери – святыней и заступницей русского народа. Сформулировать понятие «священный долг»

1

 

 

33.

Богомудрые учители веры и благочестия

-показать оптинских старцев как пример христианской духовной жизни, дать знания о плодах духовного возрастания человека. Рассказать, как христианские заповеди выполняли в своей жизни христианские святые и герои. Вспомнить имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество.

Получение опыта переживания базовых ценностей общества (Человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

1

 

 

34.

Итоговый урок

Различать добро и зло. Иметь представление о совершенстве природы, её красоте и гармонии, о человеке как венце творения и его отношения к миру, о знаниях, преобразующих душу. Обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и

толерантности. Расширить

представления учащихся о

русских обычаях и праздниках.

1

 

 

 

                     Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Печатная продукция.

1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2 год обучения. Книга первая, вторая. 3-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 136 с.

2. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя:

2 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 128 с.

3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 2 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2008.- 112с.

4. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета; музыкальные материалы; СD - диск).

                                     Технические средства обучения

оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,

DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира

(фото- и видеокамера).

Экранно-звуковые пособия

Материалы на CD и DVD носителях

    

«Согласовано»

Рук. кафедры начальных классов    _____________        Сорокина Г.В.

«____»  августа   2021 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР                                                                                                               ___________       Корна Е.А.

«___»   августа     2021 г.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Родине, семье, согражданам; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества [1]

Родине, семье, согражданам; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества [1]

Основные направления и ценностные основы духовно ­-нравственного развития 1

Основные направления и ценностные основы духовно ­-нравственного развития 1

Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций

Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций

Формы обучения: комбинированный урок, виртуальная экскурсии, проведение праздников

Формы обучения: комбинированный урок, виртуальная экскурсии, проведение праздников

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 3

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 3

Словарь Курс занятий призван значительно пополнить, словарный запас школьников терминами православной культуры и духовной традиции

Словарь Курс занятий призван значительно пополнить, словарный запас школьников терминами православной культуры и духовной традиции

Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами:

Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами:

Музыка колоколов в красках и линиях: рисуем звон

Музыка колоколов в красках и линиях: рисуем звон

Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей и семью грехами

Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей и семью грехами

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим

Церковнославянская азбука: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»

Церковнославянская азбука: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»

Собор Новомучеников и Исповедников

Собор Новомучеников и Исповедников

Календарно-тематическое планирование кружка в 3а классе на 2021-2022 учебный год

Календарно-тематическое планирование кружка в 3а классе на 2021-2022 учебный год

Золотое правилообобщение по теме, постановка христианского нравственного эталона как нормы жизни христиан

Золотое правилообобщение по теме, постановка христианского нравственного эталона как нормы жизни христиан

Развитие чуткости, доброты, отзывчивости

Развитие чуткости, доброты, отзывчивости

Ступенька «Благочестие». Святой богатырь

Ступенька «Благочестие». Святой богатырь

Принявший венец победы показать взаимосвязь и преемственность святости и христианской жертвы жизни за

Принявший венец победы показать взаимосвязь и преемственность святости и христианской жертвы жизни за

Ступенька «Благодарение». Перед

Ступенька «Благодарение». Перед

Технические средства обучения оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,

Технические средства обучения оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2021