1. Лист согласования рабочей программы заместителем директора по УВР
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись заместителя директора |
Рабочая программа (ФГОС) курса внеурочной деятельности «Мир вежливости», 6г класс, основное общее образование Педагог дополнительного образования: Кухаренко Валерия Валерьевна «____»____2019 ____________ |
|
«___»________________2019г. ___________Н.Н. Олейникова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Лист согласования рабочей программы научно-методическим советом
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись руководителя НМС |
Рабочая программа (ФГОС) курса внеурочной деятельности «Мир вежливости», 6г класс, основное общее образование Педагог дополнительного образования: Кухаренко Валерия Валерьевна «____»____2019 ____________ |
|
«___»______________2019г. _____________И.Б. Фатун. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические рекомендации, на основе которых составлена рабочая программа:
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- План внеурочной деятельности МОБУ лицея №33 на 2019-2020 учебный год;
- Образовательная программа МОБУ лицея № 33 на 2019-2020 учебный год.
Программа внеурочной деятельности «Мир вежливости» составлена на основе программы внеурочной деятельности «Ежели мы вежливы, или Речевой этикет в ситуациях и заданиях» (авторы: Макарова Н.И., Макарова И.Н.) .
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий и ориентирована на реализацию духовно-нравственного направления в воспитании и развитии детей с учетом социально-психологического статуса младшего подростка, на основе требований ФГОС.
Необходимый уровень владения культурой речи в обиходно-бытовой и учебной сферах общения является одним из важных коммуникативных умений. Коммуникативно-деятельностный подход, положенный в основу курса русского языка, целью обучения ставит формирование определенных умений в конкретном виде речевой деятельности на основе знаний о способах ее осуществления. Таким образом, обучать детей речевому поведению необходимо в ситуациях живого общения, подвергая анализу не только языковую сторону речи, но и сами речевые события, которые, как известно, построены на взаимодействии вербальных и невербальных инструментов общения.
Цель программы: развитие потребности в доброжелательном общении с окружающими, соответствующем современным нормам этикета.
Задачи программы:
- расширение навыков речевого поведения в различных ситуациях (знакомство и обращение, приветствие и прощание, просьба и отказ, утешение и извинение, благодарность и поздравление);
- формирование элементарных правил речевого и поведенческого этикета, соблюдающегося дома, в школе, в других общественных местах;
- развитие представлений о хороших и плохих поступках, умения оценивать себя и других с точки зрения норм общественного договора в области этикета;
- развитие навыков распознавания эмоционального состояния окружающих и адекватного выражения своих переживаний.
Количество часов: 35 часов (1 раз в неделю).
В учебном модуле «Речевой этикет в ситуациях и заданиях» образцовая речевая стратегия рождается с участием самих обучающихся в процессе наблюдения, анализа, оценки, корректировки речевой ситуации. Первичная ситуация, предлагаемая для обсуждения, всегда является проблемной и неоднозначной, она стимулирует процессы размышления и поиска адекватного ее разрешения. Коллективно решая проблему выхода из трудного положения, в которое попадают виртуальные участники речевого взаимодействия, младшие подростки овладевают основами вербального и поведенческого этикета. После каждого обсуждения ситуация меняется и вновь подвергается осмыслению, до тех пор пока не обретет своего «идеального» воплощения. Несомненным достоинством учебного модуля является то, что, кроме цикла проблемных занятий, включающих наиболее актуальные для пятиклассников ситуации речевого общения, представлены два дополняющих друг друга дидактических материала — электронная мультимедийная книга «Речевой этикет» и справочник «Советы вежливого человека». Помимо предметного содержания, указанные источники содержат цитаты и отрывки из литературных произведений, что обеспечивает связь внеурочной деятельности с такими предметами, как «Русский язык» и «Литература».
Формы проведения занятий: практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок и т.д.; самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая) по работе с разнообразными лингвистическими единицами различной степени сложности, овладение навыками пользования словарями.
В каждом занятии прослеживаются три компонента: теоретический, игровой, практический. Выбор технологий и методик диктуется необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств учащегося.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Внеурочные занятия «нравственное воспитание» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать материалы художественной литературы, яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
1 .Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме викторин, тренингов и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение пятиклассника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Программа предназначена для учащихся 6-х классов. Программа рассчитана на 1 года. Форма организации занятий – групповая. Учебно-методический комплект
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3.Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников..-2004-2007.- №1-9.
4.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.5.
5.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост.В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
6. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Раздел I «Результаты освоения курса внеурочной деятельности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у пятиклассников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о правилах социальной коммуникации в сфере речевого и поведенческого этикета; о принятых в обществе нормах этикета по отношению к старшим и младшим; о правилах конструктивной групповой работы.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям современного общества и социальной реальности в целом): стремления к свободному общению в изменяющемся мире с обязательным учетом формул речевого этикета.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта управления коммуникацией с другими людьми (старшими, ровесниками и младшими); опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися.
Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:
В рамках когнитивного компонента:
-Ориентироваться в системе норм речевого и частично поведенческого этикета;
-ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы
В рамках ценностного и эмоционального компонентов:
-доброжелательной речевой стратегии в отношении к окружающим;
-оптимизму в восприятии мира;
-позитивной моральной самооценке, т.е. чувству морального удовлетворения при следовании нормам этикета
В рамках деятельного (поведенческого) компонента:
-умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
-умению конструктивно разрешать конфликты в ситуации «речевой агрессии»;
- выполнению норм этикета в отношении взрослых и сверстников
Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов.
Саморегуляция:
- Самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной речевой ситуации;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
- владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ
Коммуникация:
- формулировать собственное мнение и позицию в соответствии с этикетным образцом (учитывая возможные варианты):
- сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе
Реализация программы может способствовать достижению следующих
предметных результатов:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать текст на основе расшифровки записи нескольких участников обсуждения (на основе материалов медиазанятия);
- создавать аудиотекст и, как возможность, обрабатывать его с помощью специального программного обеспечения.
Личностные результаты.
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживаниям, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Раздел II «Содержание курса внеурочной деятельности»
«Приветствие и знакомство». (5 ч)
Проблемная ситуация: как надо вести себя подростку со старшими, если он первый раз пришел в гости к другу. Этикетные формулы, характерные для знакомства, и правила невербального общения в данной ситуации. Ситуации «Как познакомиться с взрослым?», «Слова приветствия», «Сколько раз в день нужно здороваться?», «Нужно ли здороваться с незнакомыми людьми?», «Нужно ли при приветствии обмениваться рукопожатием?», «Всегда ли нужно говорить старшим Вы?», «Есть ли случаи, когда можно уйти, не попрощавшись?».
«Разговор но телефону». (5 ч)
Проблемная ситуация: как нужно разговаривать, если вы позвонили другу, которого не оказалось дома, а трубку взяли старшие. Речевые стратегии и этикетные формулы, принятые в телефонной беседе. Ситуации «Как поговорить с мамой друга?», «Как поговорить со сверстником?», «Когда можно звонить?», «Как ответить на звонок?», «Что делать, если старших нет дома?», «Что делать, если ты чувствуешь, что ошибся номером?», «Что делать, если связь прервалась?», «Что сказать автоответчику?», «Как закончить разговор?».
«Поздравление». (5 ч)
Проблемная ситуация: как правильно поздравить друзей и знакомых. Этикетные умения в выборе открытки, соответствующей тому или иному празднику, возрастному и социальному статусу адресата. Составление текста поздравления, правильное обращение к адресату, стандартные пожелания, написание названий праздников, возможные ошибки в тексте поздравления. Ситуации «Когда поздравлять?», «Как выбирать поздравительную открытку?», «Как написать открытку?». Задание «Выберите поздравительную открытку для папы, мамы, учителя, учительницы, подруги, друга».
«Извинение». (5 ч)
Проблемная ситуация: нужно ли извиняться за опоздание, входя в класс. Этикетные формулы извинения, использование их в зависимости от ситуации. Ситуации «Как извиниться?», «Как ответить на извинение?».
«Просьба». (4 ч)
Проблемная ситуация: какие речевые действия предпринять, чтобы вернуть вещь, которая была отдана на время. Этикетные формулы просьбы и требования, принятые в разных ситуациях общения. Ситуация «Как попросить?».
«Согласие и отказ». (5 ч)
Проблемная ситуация: можно ли дать другу чужую вещь без спроса. Этикетные речевые формулы отказа и согласия, использование их в разных ситуациях. Речевые умения отказа и согласия в ситуации обременительной просьбы. Ситуации «Что делать, если не можешь выполнить просьбу?», «Почему друг обиделся?». «Почему Петя не любит обращаться с просьбами к сестре?», «Как согласиться?», «Как отказаться?».
«Благодарность». (6 ч)
Проблемная ситуация: когда и за что благодарят окружающих. Проблемная ситуация: нужно ли показывать свое неудовольствие полученными подарками. Речевые формулы и поведенческие умения в ситуациях, требующих благодарности. Ситуации «Как поблагодарить?», «Как ответить на благодарность?».
Раздел III «Тематическое планирование»
№ п/п |
Наименования разделов, тем |
Количество часов |
|
Тема№1 «Приветствие и знакомство» |
5ч |
1. |
Проблемная ситуация: как надо вести себя подростку со старшими, если он первый раз пришел в гости к другу.
|
1 |
2. |
Этикетные формулы, характерные для знакомства, и правила невербального общения в данной ситуации |
1 |
3. |
Ситуации «Как познакомиться с взрослым?», «Слова приветствия», |
1 |
4. |
«Сколько раз в день нужно здороваться?», «Нужно ли здороваться с незнакомыми людьми?», «Нужно ли при приветствии обмениваться рукопожатием?», |
1 |
5. |
«Всегда ли нужно говорить старшим Вы?», «Есть ли случаи, когда можно уйти, не попрощавшись?». |
1 |
|
Тема №2 «Разговор по телефону» |
5ч |
6 |
Проблемная ситуация: как нужно разговаривать, если вы позвонили другу, которого не оказалось дома, а трубку взяли старшие,
|
1 |
7 |
Речевые стратегии и этикетные формулы, принятые в телефонной беседе. |
1 |
8 |
«Как поговорить с мамой друга?», «Как поговорить со сверстником?» |
1 |
9 |
. Ситуации «Когда можно звонить?», «Как ответить на звонок?», «Что делать, если старших нет дома?», «Что делать, если ты чувствуешь, что ошибся номером?» |
1 |
10 |
«Что делать, если связь прервалась?», «Что сказать автоответчику?», «Как закончить разговор?». |
1 |
|
Тема №3 «Поздравление» |
5ч |
11-12 |
Проблемная ситуация: как правильно поздравить друзей и знакомых. Этикетные умения в выборе открытки, соответствующей тому или иному празднику, возрастному и социальному статусу адресата
|
2 |
13 |
Составление текста поздравления, правильное обращение к адресату, стандартные пожелания, написание названий праздников, возможные ошибки в тексте поздравления. Ситуации «Когда поздравлять?» |
1 |
14 |
«Как выбирать поздравительную открытку?», «Как написать открытку?» |
1 |
15 |
Задание «Выберите поздравительную открытку для папы, мамы, учителя, учительницы, подруги, друга». |
1 |
|
Тема №4 «Просьба» |
5ч |
16-17 |
Проблемная ситуация: нужно ли извиняться за опоздание, входя в класс.
|
2 |
18-19 |
Этикетные формулы извинения, использование их в зависимости от ситуации. |
2 |
20 |
Ситуации «Как извиниться?», «Как ответить на извинение?». |
1 |
|
Тема №5 «Просьба» |
4ч |
21-22 |
Проблемная ситуация: какие речевые действия предпринять, чтобы вернуть вещь, которая была отдана на время.
|
2 |
23 |
Этикетные формулы просьбы и требования, принятые в разных ситуациях общения. |
1 |
24 |
Ситуация «Как попросить?». |
1 |
|
Тема №6 «Согласие и отказ» |
5 |
25 |
Проблемная ситуация: можно ли дать другу чужую вещь без спроса.
|
1 |
26 |
Этикетные речевые формулы отказа и согласия, использование их в разных ситуациях |
1 |
27 |
Речевые умения отказа и согласия в ситуации обременительной просьбы. Ситуации «Что делать, если не можешь выполнить просьбу?» |
1 |
28 |
«Почему друг обиделся?». «Почему Петя не любит обращаться с просьбами к сестре?» |
1 |
29 |
«Как согласиться?», «Как отказаться?». |
1 |
|
Тема № 7 «Благодарность»
|
6ч |
30-31 |
Проблемная ситуация: когда и за что благодарят окружающих
|
2 |
32 |
Проблемная ситуация: нужно ли показывать свое неудовольствие полученными подарками. |
1 |
33 |
Речевые формулы и поведенческие умения в ситуациях, требующих благодарности |
1 |
34-35 |
Ситуации «Как поблагодарить?», «Как ответить на благодарность?». |
2 |
|
Итого: |
35 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.