Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
· Предметные недели;
· Библиотечные уроки;
· Деловые беседы;
· Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
· Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Содержание программы – 1 класс (33 часа)
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1 1 1 1 1
1 |
В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
7 |
|
|
2. |
Математическая грамотность |
1
1 1 1
1 1 1 |
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про медведя, лису и мишкин мед. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
7 |
|
|
3. |
Креативное мышление |
1 1 |
История со словом «дедушка». Рассказы по картинкам. |
|
|
Итого |
2 |
|
|
4. |
Финансовая грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 |
За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
7 |
|
|
5. |
Естественно-научная грамотность |
1 1
1 1 1 1 1 1 |
Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
6. |
Глобальная компетентность |
1 1 |
Комплексное задание «Найденыш» Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» |
|
|
Итого |
2 |
|
|
|
Итого |
33 |
|
|
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
Дата проведения |
||
Теория |
Практика |
План |
Факт |
|||
Читательская грамотность |
||||||
1. |
В. Бианки. Лис и мышонок. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
2. |
Русская народная сказка. Мороз и заяц. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
3. |
В. Сутеев. Живые грибы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
4. |
Г. Цыферов. Петушок и солнышко. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
5. |
М. Пляцковский. Урок дружбы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
6. |
Русская народная сказка. Как лиса училась летать. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
7. |
Е. Пермяк. Четыре брата. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Математическая грамотность |
||||||
8. |
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
9. |
Про козу, козлят и капусту. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
10. |
Про петушка и жерновцы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
11. |
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
12. |
Про наливные яблочки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
13. |
Про Машу и трех медведей. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
14. |
Про медведя, лису и мишкин мед. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Креативное мышление |
||||||
15. |
История со словом «дедушка». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
16. |
Рассказы по картинкам. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Финансовая грамотность |
||||||
17. |
За покупками. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
18. |
Находчивый колобок. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
19. |
День рождения мухи-цокотухи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
20. |
Буратино и карманные деньги. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
21. |
Кот Василий продает молоко. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
22. |
Лесной банк. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
23. |
Как мужик золото менял. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Естественно-научная грамотность |
||||||
24. |
Как Иванушка хотел попить водицы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
25. |
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
26. |
Про репку и другие корнеплоды. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
27. |
Плывет, плывет кораблик. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
28. |
Про Снегурочку и превращения воды. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
29. |
Как делили апельсин. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
30. |
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
31. |
В. Сутеев. Яблоко. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Глобальная компетентность |
||||||
32. |
Комплексное задание «Найденыш» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
33. |
Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Итого: |
33 |
16,5 |
16,5 |
|
|
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
2. |
Математическая грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
3. |
Креативное мышление |
1 1 |
История со словом «фотоальбом». Рассказы по картинкам. |
|
|
Итого |
2 |
|
|
3. |
Финансовая грамотность |
1 1
1 1
1 1 1 |
Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
7 |
|
|
4. |
Естественно-научная грамотность |
1 1 1 1 1 1
1 |
Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
7 |
|
|
5. |
Глобальная компетентность |
1
1 |
Комплексное задание «Футбол и дружба» Комплексное задание «Случай в гостях» |
|
|
Итого |
2 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
Дата проведения |
||
Теория |
Практика |
План |
Факт |
|||
Читательская грамотность |
||||||
1. |
Михаил Пришвин. Беличья память. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
2. |
И. Соколов-Микитов. В берлоге. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
3. |
Лев Толстой. Зайцы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
4. |
Николай Сладков. Веселая игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
5. |
Обыкновенные кроты. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
6. |
Эдуард Шим. Тяжкий труд. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
7. |
Про полевого хомяка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
8. |
Про бобров. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Математическая грамотность |
||||||
9. |
Про беличьи запасы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
10. |
Медвежье потомство. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
11. |
Про зайчат и зайчиху. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
12. |
Лисьи забавы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
13. |
Про крота. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
14. |
Про ежа. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
15. |
Про полевого хомяка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
16. |
Бобры строители. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Креативное мышление |
||||||
17. |
История со словом «фотоальбом». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
18. |
Рассказы по картинкам |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Финансовая грамотность |
||||||
19. |
Беличьи деньги. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
20. |
Поврежденные и фальшивые деньги. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
21. |
Банковская карта. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
22. |
Безопасность денег на банковской карте. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
23. |
Про кредиты. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
24. |
Про вклады. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
25. |
Ловушки для денег. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Естественно-научная грамотность |
||||||
26. |
Про белочку и погоду. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
27. |
Лесные сладкоежки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
28. |
Про зайчишку и овощи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
29. |
Лисьи норы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
30. |
Корень часть растения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
31. |
Занимательные особенности яблока. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
32. |
Про хомяка и его запасы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Глобальная компетентность |
||||||
33. |
Комплексное задание «Футбол и дружба» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
34. |
Комплексное задание «Случай в гостях» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Итого: |
34 |
17 |
17 |
|
|
Содержание программы 3 класс (34 ч)
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 |
Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
7 |
|
|
2. |
Естественно-научная грамотность |
1 1 1 1 1 1
1 1 |
Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
3. |
Финансовая грамотность |
1 1 1
1 1 1
1 |
Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия и социальные пособия. Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Как сэкономить семейные деньги? |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения. |
|
Итого |
7 |
|
|
4. |
Математическая грамотность |
1 1 1 1 1
1 1
1 |
Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
5. |
Глобальная компетентность |
1 1 |
Комплексное задание «Говорим на одном языке». Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» |
|
|
Итого |
2 |
|
|
6. |
Креативное мышление |
1 1 |
История со словом «почта». Рассказы по картинкам. |
|
|
Итого |
2 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
Дата проведения |
||
Теория |
Практика |
План |
Факт |
|||
Читательская грамотность |
||||||
1. |
Про дождевого червяка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
2. |
Кальций. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
3. |
Сколько весит облако? |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
4. |
Хлеб, всему голова. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
5. |
Про мел. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
6. |
Про мыло. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
7. |
История свечи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Естественно-научная грамотность |
||||||
8. |
Дождевые черви. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
9. |
Полезный кальций. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
10. |
Про облака. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
11. |
Про хлеб и дрожжи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
12. |
Интересное вещество мел. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
13. |
Чем интересно мыло и как оно «работает»? |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
14. |
Про свечи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
15. |
Волшебный Магнит. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Глобальная компетентность |
||||||
16. |
Комплексное задание «Говорим на одном языке». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
17. |
Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Финансовая грамотность |
||||||
18. |
Что такое «бюджет»? |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
19. |
Семейный бюджет. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
20. |
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
21. |
Пенсия и социальные пособия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
22. |
Наследство, вклад выигрыш. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
23. |
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
24. |
Как сэкономить семейные деньги? |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Креативное мышление |
||||||
25. |
История со словом «почта». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
26. |
Рассказы по картинкам. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Математическая грамотность |
||||||
27. |
Расходы и доходы бюджета. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
28. |
Планируем семейный бюджет. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
29. |
Подсчитываем семейный доход. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
30. |
Пенсии и пособия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
31. |
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
32. |
Подсчитываем расходы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
33. |
Расходы на обязательные платежи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
34. |
Подсчитываем сэкономленные деньги. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Итого: |
34 |
17 |
17 |
|
|
Содержание программы 4 класс (34 ч)
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1 1
1 1 1 1 1 |
Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы Предметы обихода русской избы История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
2. |
Естественно-научная грамотность
|
1 1 1 1 1 1 1 1 |
Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
3. |
Финансовая грамотность |
1 1 1 1 1 1 |
Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
6 |
|
|
4. |
Математическая грамотность |
1 2 1 1 1 1 1 |
В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Организуем экскурсию Отправляемся в путешествие. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
5. |
Глобальная компетентность |
1
1 |
Комплексное задание «Экологичная обувь». Комплексное задание «Этичная одежда». |
|
|
Итого |
2 |
|
|
6. |
Креативное мышление |
1 1 |
История со словом «спички». Рассказы по картинкам. |
|
|
Итого |
2 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
Дата проведения |
||
Теория |
Практика |
План |
Факт |
|||
Читательская грамотность |
||||||
1. |
Старинная женская одежда. |
1 |
0,5 |
0,5 |
05.09 |
|
2. |
Старинные женские головные уборы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
12.09 |
|
3. |
Старинная мужская одежда и головные уборы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
19.09 |
|
4. |
Жилище крестьянской семьи на Руси. |
1 |
0,5 |
0,5 |
26.09 |
|
5. |
Внутреннее убранство русской избы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
03.10 |
|
6. |
Предметы обихода русской избы. |
1 |
|
|
17.10 |
|
7. |
История посуды на Руси. |
1 |
0,5 |
0,5 |
24.10 |
|
8. |
Какие деньги были раньше в России |
1 |
0,5 |
0,5 |
31.10 |
|
Естественно-научная грамотность |
||||||
9. |
Томат. |
1 |
0,5 |
0,5 |
07.11 |
|
10. |
Болгарский перец. |
1 |
0,5 |
0,5 |
14.11 |
|
11. |
Картофель. |
1 |
0,5 |
0,5 |
28.11 |
|
12. |
Баклажан. Семейство Паслёновые. |
1 |
0,5 |
0,5 |
05.12 |
|
13. |
Лук. |
1 |
0,5 |
0,5 |
12.12 |
|
14. |
Капуста. |
1 |
0,5 |
0,5 |
19.12 |
|
15. |
Горох. |
1 |
0,5 |
0,5 |
26.12 |
|
16. |
Грибы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
09.01 |
|
Глобальная компетентность |
||||||
17. |
Комплексное задание «Экологичная обувь». |
1 |
0,5 |
0,5 |
16.01 |
|
18. |
Комплексное задание «Этичная одежда». |
1 |
0,5 |
0,5 |
23.01 |
|
Финансовая грамотность |
||||||
19. |
Потребительская корзина. |
1 |
0,5 |
0,5 |
30.01 |
|
20. |
Прожиточный минимум. |
1 |
0,5 |
0,5 |
06.02 |
|
21. |
Инфляция. |
1 |
0,5 |
0,5 |
13.02 |
|
22. |
Распродажи, скидки, бонусы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
27.02 |
|
23. |
Благотворительность. |
1 |
0,5 |
0,5 |
05.03 |
|
24. |
Страхование. |
1 |
0,5 |
0,5 |
12.03 |
|
Математическая грамотность |
||||||
25. |
В бассейне. |
1 |
0,5 |
0,5 |
19.03 |
|
26. |
Делаем ремонт. |
1 |
0,5 |
0,5 |
26.03 |
|
27. |
Делаем ремонт. |
1 |
0,5 |
0,5 |
02.04 |
|
28. |
Праздничный торт. |
1 |
0,5 |
0,5 |
16.04 |
|
29. |
Обустраиваем участок. |
1 |
0,5 |
0,5 |
23.04 |
|
30. |
Поход в кино. |
1 |
0,5 |
0,5 |
30.04 |
|
31. |
Организуем экскурсию |
1 |
0,5 |
0,5 |
07.05 |
|
32. |
Отправляемся в путешествие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
14.05 |
|
Креативное мышление |
||||||
33. |
История со словом «спички». |
1 |
0,5 |
0,5 |
21.05 |
|
34. |
Рассказы по картинкам. |
1 |
0,5 |
0,5 |
28.05 |
|
|
Итого: |
34 |
17 |
17 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.