Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района
Хабаровского края
«Согласовано» протокол ШМО №__ от «___»______201___ г |
«Утверждена» Протокол педсовета №__ «___»______201___г |
«Утверждаю» Приказ №___ от «___»______201___ г Директор подпись/ФИО ___/______ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Индивидуальные коррекционные занятия для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
(наименование учебного предмета, курса)
учителя начальных классов
Бадулиной Анастасии Анатольевны
Ф.И.О. учителя
201___год
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей ОВЗ) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе авторского учебно-методического комплекта Е.В. Языкановой «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс» и программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития». Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР, обучающихся по АООП НОО.
Пояснительная записка
Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющие нарушение в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности. Неравномерность формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.
Дети с ЗПР характеризуются повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, незрелостью эмоций, воли, поведения, ограниченным запасом общих сведений и представлений, несформированностью навыков интеллектуальной деятельности, замедлено восприятие (они многое не замечают в окружающем мире). У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. У таких детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. Не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики.
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Данная программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
• на работу с эмоционально мотивационной сферой;
• на развитие свойств внимания;
• на развитие объема механической и смысловой памяти;
• ориентацию в пространстве тела;
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в плане;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на обучение самоконтролю;
• на развитие произвольности.
Цель программы: применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи:
высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);
способности к эмпатии, сопереживанию);
классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);
высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);
способности к эмпатии, сопереживанию);
классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Форма коррекционной работы: внеурочная.
Объем нагрузки:
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий рассчитана на 4 года по 2 часа в неделю, 1 класс – 66 часов (33 недели), 2-4 классы по 68 часов (34 недели), всего 270 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут в 1 классе, по 20 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на детей 1 – 4-х классов, обучающихся по АООП НОО, разработанный на основании специальных (коррекционных) программ 7 вида.
Формы организации занятий
Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Методы, используемые на занятиях:
· Игровые методы
· Арт-терапия
· Сказкотерапия
· Кинезиологические упражнения
· Релаксационные упражнения
Структура занятий
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.
Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов.
Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся:
· логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
· увеличить скорость и гибкость мышления;
· выделять существенные признаки и закономерности предметов;
· сравнивать предметы, понятия;
· обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
· определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
· концентрировать, переключать своё внимание;
· развивать свою память;
· улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
· уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
· самостоятельно выполнить задания;
· осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
· решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
· находить несколько способов решения задач;
· работать в группе.
Основной показатель качества освоения программы личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов:(сформированость внутренней позиции обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации).
Выпускник научится:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД ( обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение).
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД (дети научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты –тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевать действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач).
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД (учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы определяют следующие принципы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Содержание программы:
1 класс (66 ч)
· Задания ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
· Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
· Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
· Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
2 класс (68 ч)
· С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
· Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
· Задания включают в себя совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
· В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо производить анализ, синтез, сравнение.
· В программу включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
3 класс (68 ч)
· Свойства, признаки и составные части предметов. Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
· Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
· Действия предметов Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
· Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями. Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
· Элементы логики (10 часов) Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
· Развитие творческого воображения. Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
4 класс (68 ч)
· Сравнение. Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
· Решение задач с помощью таблиц и графов.
· Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно - следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
· Развитие творческого воображения Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
· Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
Формы подведения итогов
Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:
· сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 4-х лет занятий;
· поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
· косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);
· отзывы учителей, родителей.
Формы психологического контроля
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики.
Сентябрь - входящая диагностика. Цель - определить уровень сформированности мыслительных процессов.
Диагностика внимания:
· методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);
· методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);
Диагностика памяти:
· методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;
· методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).
Диагностика мышления:
· Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития); - исследование
вербальнологического мышления
Диагностика зрительно-моторной координации:
· гештальт-тест Бендер
· методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);
· методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения).
Форма проведения – Тестирование.
Май - итоговая диагностика. Цель - определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года.
Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.
Форма проведения – Тестирование.
Диагностическая таблица
№ |
Ф.И.О. ребёнка |
Развитие внимания |
Развитие памяти |
Развитие мышления |
Развитие зрительно- моторной координации |
1 |
|
|
|
|
|
Материально-технические условия и информационно-методические условия реализации программы
Материально-техническая база образовательной организации приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательной организации, в наличии необходимое учебно-материальное оснащения образовательного процесса и создана соответствующая образовательная и социальная среда.
В соответствии с требованиями ФГОС МБОУ НОШ № 3 обеспечена современной информационной базой: компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, сканеры; сайт школы.
Все имеющиеся средства обеспечивают информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета). Они направлены на предоставление широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Материально-технические ресурсы обеспечения реализации коррекционно-развивающей программы:
· учебное оборудование (учебное оборудование для проведения психокоррекционных занятий (самоподготовка, индивидуальное занятие, другая форма занятий);
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски и др.).
Список литературы
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004
2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2002.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
4. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006
5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003
6. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров
7. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
8. Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов/- М.: Ось-89, 2006.
10. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998
11. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов - на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.
12. Языканова Е.В., составление «Начало формыРазвивающие задания: тесты, тигры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2012
Календарно – тематическое планирование
1 класс ( 66 часов )
№ п/п |
Кол-во часов |
Дата по факту |
Тема занятия |
Вид деятельности |
Форма деятельности |
|
2 |
|
Незнайка развивает познавательные способности. Игра «Выполни по образцу» |
Игровая деятельность. |
Познавательная игра. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игра «Раскрась фигуру» |
Познаватель-ная деятельность. |
Игры на развитие внимания. |
|
2 |
|
Буратино тренирует внимание. Игры «Составь новые слова» «Внимание» |
Познаватель-ная деятельность. |
Игры на развитие внимания. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игра «Найди фигуру» |
Соревнование. |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Тренируем зрительную память. Игра «Запомни и нарисуй» |
Урок-игра. |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Задания Красной Шапочки. Игра «Найди буквенную закономерность». |
Игровая деятельность |
Игры на развитие мышления. |
|
2 |
|
Развиваем внимание. Игры «Найди разбойника» «Незаконченные рисунки» |
Познаватель-ная деятельность |
Игры на развитие внимания. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Угадай фамилии мальчиков. Игра «Найди лишнее» |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Составляем новые слова. Игра «Сравни зайчиков» |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Найди отличия. Игра «Лабиринт» |
Игровая деятельность |
Игры на развитие внимания. |
|
2 |
|
Золушка тренирует слуховую память. Игра «Найди слова в цепочках» |
Игровая деятельность |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Тренировка зрительной памяти. Игра «Составь новые слова» Ответь быстро на вопросы. |
Игровая деятельность |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Поиск закономерностей. Дорисуй недостающие фигуры. Игра «Магические треугольники» |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Помоги Винни-Пуху» «Художник». |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Игра «Шифровальщики». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Найди цыплёнка» «Лабиринт» |
Игровая деятельность |
Игры на развитие внимания. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Расшифруй слова. Игра «Магический квадрат» |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Ответь быстро» «Так же, как…» |
Игровая деятельность |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Тренируем зрительную память. Запомни и нарисуй. Игра «Отгадай слово» |
Игровая деятельность |
Игры на развитие памяти, речи ,мышления. |
|
2 |
|
Поиск закономерностей. Назови номер фигуры. Игра «Отгадай слово» |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Дорисуй маски. Игра «Разгадай кроссворд». |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Кто длиннее всех? Отгадываем ребусы. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Найди одинаковые части. Игра «Наборщик».
|
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Произнеси слова наоборот. Игра «Отгадай сказочного героя». |
Игровая деятельность |
Игры на развитие внимания. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Помоги Незнайке правильно написать слова. Игра «Составим новые слова». |
Игровая деятельность |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Тренируем зрительную память. Запомни и нарисуй. Отгадываем ребусы. |
Игровая деятельность |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Поиск закономерностей. Заполни пустые квадраты. Игра «Четвёртый лишний». |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Нарисуй слово схематично. Отгадываем кроссворды. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Игры «Помоги обезьянкам узнать своё имя» «Найди фигуру». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Кому звонил Чебурашка» «Зашифруй слова». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Ответь на вопросы. Игра «Расшифруй пословицу». |
Игровая деятельность |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Тренируем зрительную память. Игра «Найди 10 отличий». |
Игровая деятельность |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Конкурс эрудитов. |
|
Тестирование. |
Календарно – тематическое планирование
2 класс ( 68 часов)
№ п/п |
Кол-во часов |
Дата по факту |
Тема занятия |
Вид деятельности |
Форма деятельности |
|
2 |
|
Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления. |
Тестирование. |
Тестирование. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности. |
Познаватель-ная деятельность. |
Игры на развитие внимания. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи. |
Познаватель-ная деятельность. |
Игры на развитие внимания. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей. |
Соревнование. |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые здания. |
Урок-игра. |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая». |
Игровая деятельность |
Игры на развитие мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры на развитие внимания, воображения, мышления. |
|
2 |
|
Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи. |
Познаватель-ная деятельность |
Задачи и упражнения на развитие мышления, воображения, внимания. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Игра «Лабиринт» |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания и мышления. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
|
2 |
|
Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику. |
Игровая деятельность |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая- одинаковая». |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник», «Фантазёр». Ребусы. |
Познаватель-ная деятельность |
Задачи и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения. |
|
2 |
|
Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Составление ребусов. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку» |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
|
2 |
|
Логически-поисковые задачи. Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». Тренировка слуха. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание оп перекладыванию спичек. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. |
|
2 |
|
Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы.
|
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Слоговица». Пословицы». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
|
2 |
|
Тренируем зрительную память. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия» |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. |
|
2 |
|
Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления, быстроты реакции». |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». Графический диктант. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, речи. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Игры «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. |
Познаватель ная деятельность. |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
Игровая деятельность. |
Игры и упражнения на развитие памяти, воображения. |
|
2 |
|
Конкурс эрудитов. |
Тестирование. |
Тестирование. |
Календарно – тематическое планирование
3 класс ( 68 часов )
№ п/п |
Кол-во часов |
Дата по факту |
Тема занятия |
Вид деятельности |
Форма деятельности |
|
2 |
|
Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления. |
Тестирование. |
Тестирование. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности. |
Познаватель-ная деятельность. |
Игры на развитие внимания. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи. |
Познаватель-ная деятельность. |
Игры на развитие внимания. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей. |
Соревнование. |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые здания. |
Урок-игра. |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая». |
Игровая деятельность |
Игры на развитие мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры на развитие внимания, воображения, мышления. |
|
2 |
|
Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи. |
Познаватель-ная деятельность |
Задачи и упражнения на развитие мышления, воображения, внимания. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Игра «Лабиринт» |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания и мышления. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
|
2 |
|
Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику. |
Игровая деятельность |
Игры на развитие памяти. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая- одинаковая». |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник», «Фантазёр». Ребусы. |
Познаватель-ная деятельность |
Задачи и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения. |
|
2 |
|
Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Составление ребусов. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку» |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
|
2 |
|
Логически-поисковые задачи. Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». Тренировка слуха. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание оп перекладыванию спичек. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. |
|
2 |
|
Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления. |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы.
|
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Слоговица». Пословицы». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
|
2 |
|
Тренируем зрительную память. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
|
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия» |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. |
|
2 |
|
Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления, быстроты реакции». |
|
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». Графический диктант. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, речи. |
|
2 |
|
Тренируем внимание. Игры «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
|
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. |
Познаватель ная деятельность. |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
|
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
Игровая деятельность. |
Игры и упражнения на развитие памяти, воображения. |
|
2 |
|
Конкурс эрудитов. |
Тестирование. |
Тестирование. |
Календарно – тематическое планирование
4 класс ( 68 часов )
№ п/п |
Кол-во часов |
Дата по факту |
Тема занятия |
Вид деятельности |
Форма деятельности |
1. |
2 |
|
Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления. |
Тестирование. |
Тестирование. |
2. |
2 |
|
Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности. |
Познаватель-ная деятельность. |
Игры на развитие внимания. |
3. |
2 |
|
Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи. |
Познаватель-ная деятельность. |
Игры на развитие внимания. |
4. |
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей. |
Соревнование. |
Игры на развитие памяти. |
5. |
2 |
|
Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые здания. |
Урок-игра. |
Игры на развитие памяти. |
6. |
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая». |
Игровая деятельность |
Игры на развитие мышления. |
7. |
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры на развитие внимания, воображения, мышления. |
8. |
2 |
|
Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи. |
Познаватель-ная деятельность |
Задачи и упражнения на развитие мышления, воображения, внимания. |
9. |
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
10. |
2 |
|
Тренируем внимание. Игра «Лабиринт» |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания и мышления. |
11. |
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
12. |
2 |
|
Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику. |
Игровая деятельность |
Игры на развитие памяти. |
13. |
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая- одинаковая». |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления. |
14. |
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник», «Фантазёр». Ребусы. |
Познаватель-ная деятельность |
Задачи и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения. |
15. |
2 |
|
Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Составление ребусов. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения. |
16. |
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку» |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
17. |
2 |
|
Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
18. |
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
19. |
2 |
|
Логически-поисковые задачи. Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
20. |
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». Тренировка слуха. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
21. |
2 |
|
Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание оп перекладыванию спичек. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. |
22. |
2 |
|
Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления. |
23. |
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы.
|
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
24. |
2 |
|
Тренируем внимание. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Слоговица». Пословицы». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
25. |
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
26. |
2 |
|
Тренируем зрительную память. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
27. |
2 |
|
Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия» |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
28. |
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. |
Познаватель-ная деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. |
29. |
2 |
|
Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления, быстроты реакции». |
30. |
2 |
|
Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». Графический диктант. |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, речи. |
31. |
2 |
|
Тренируем внимание. Игры «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». |
Игровая деятельность |
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
32. |
2 |
|
Тренируем слуховую память. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. |
Познаватель ная деятельность. |
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
33. |
2 |
|
Совершенствуем воображение. Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
Игровая деятельность. |
Игры и упражнения на развитие памяти, воображения. |
34. |
2 |
|
Конкурс эрудитов. |
Тестирование. |
Тестирование. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.