02-28 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Голынковская средняя школа»
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № 1
от « 24 » августа 2020 г.
Руководитель МО________ И.И. Кругликова
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по УВР Директор школы
_________ Л.Н. Новикова ________ Г.А.Тимофеева
« 28 » августа 2020 г. Приказ № 91 от 28.08.2020г.
Программа внеурочной деятельности
«Информационное пространство»
для обучающихся 9 класса
Рабочая программа составлена
учителем информатики
Панфиловой Юлией Владимировной.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе нормативных документов:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12 2012 г.);
2. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Голынковская средняя школа»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России от 28.12.2018 года №345 Москва «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования»;
5. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011.
6. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Н. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 – 88с.
Согласно учебному плану МБОУ «Голынковская средняя школа» на изучение внеурочной деятельности в 9 классе отводится 17 часов, из расчета 0,5 час. в неделю
Класс 9
Количество часов:
всего – 17 часов
в неделю – 0,5 час в неделю
Плановых практических работ – 14 ч.
Лекций – 7ч
Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники старшеклассниками является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде рефератов, докладов, отчетов: в текстовых редакторах набираются тексты с символами различной конфигурации, таблицы, рисунки, диаграммы, формулы, внедряются мультимедийные объекты; графические редакторы позволяют получать элементарные рисунки и композиции из них, схемы, диаграммы, табличные процессоры - создавать диаграммы и решать задачи. В процессе работы с документами некоторые из входящих в них объектов предварительно получаются с помощью специализированных аппаратных средств, например сканера или цифровой камеры. Создание электронных документов сложно и интересно. Не случайно по качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятельности учащихся.
Для самореализации учеников важно умение работать с тематическими документами и материалами учебных предметов - математики, физики, химии, истории, литературы и др., так как в современных условиях образования большое внимание отводится не только на изучение именно этих предметов, но и на творческую деятельность учащихся. В современных условиях образования немало внимания отводится участию школьников в сетевых Интернет-конкурсах и проектах, а данный курс даст навыки самостоятельной работы, стимулирует активность учащихся,повысит их технологические умения в работе с прикладными программными средствами, и также поможет приобрести навыки работы с теми программами, которые не изучаются в базовом курсе информатики.Все эти возможности выпускники школ могут получить на элективном курсе «Проектная деятельность школьников средствами ИКТ». Приобретенные знания, умения и навыки пригодятся им как в школе, так и после поступления в высшие учебные заведения или на работу.
Курс носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых опыт самостоятельной разработки проектов,знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин, сформировать и закрепить соответствующие навыки оперирования прикладными программными средствами в процессе оформления тематических документов. Работая с материалами, ребята учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое.
Учитель, ведущий элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, корректируя как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома: она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере.
В курсе применяется значительное количество программных средств, не изучаемых школьниками в базовом курсе информатики. С большинством из них учащиеся знакомятся при оформлении документов и материалов по математике, в дальнейшем, при работе с материалами других дисциплин, происходит отработка сформированных навыков. Среди используемых программ учителю необходимо иметь в наличии текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, программы обработки графической информации Microsoft Paint.
· Формирование и отработка навыков создания проектов на компьютере, тематических документов и материалов по школьным дисциплинам;
· привитие культуры работы с документами и материалами;
· выработка коммуникативных умений;
· расширение технологических навыков;
· подготовка к научной деятельности и выбору будущей профессии;
· демонстрация межпредметных связей информатики и других дисциплин;
· выработка знаний о правилах оформления документов;
· освоение прикладных программных средств, не являющихся типовыми для школьного курса информатики.
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты. Основными метапредметными результатами, формируемыми при данного курса, являются:
· владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;
· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя:
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, диаграммы;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
При проведении курса применяются лекционные занятия и компьютерные практикумы-проекты.
Вступительное занятие курса начинается мотивацией важности изучаемого материала. Основной мотив: правильное оформление проектов, тематических документов и материалов говорит о грамотности и компетентности пользователя. На первом занятии предлагается материал и примеры готовых проектов.
Сам курс имеет модульно-блочную структуру. Каждый блок связан с определенным этапом разработки проекта и начинается с лекции, в которой раскрываются специфика и особенности работы на данном этапе, перечисляются используемые средства. Если предлагаемое к использованию средство (программное) ученикам не знакомо, то выдаются сведения о правилах работы с этим средством.Обучение практическим навыкам можно организовать в эффективной форме практикумов-проектов. Практикумы-проекты сочетают в себе элементы репродуктивной и продуктивной деятельности, предоставляют учащемуся выбор содержания работы и значительный простор для проявления своего творчества. Таким образом, они создают предпосылки для реализации индивидуальной образовательной траектории.Свойства практикумов-проектов воплощаются за счёт предоставления учащимся широкого выбора содержательного направления проекта при его фиксированной структуре и алгоритмизации технологической стороны. Ученик получает детальное руководство по тому, как реализовать тот или иной элемент осваиваемой информационной технологии. Практикумы-проекты нацелены на отработку и/или формирование навыков создания на компьютере тематических проектов, документов и материалов.
Изложение блока можно проводить по-разному. Предлагается использовать два варианта: первый заключается в параллельном изложении возможностей реализации проекта средствами разных программ, второй предполагает рассмотрение решений сначала с помощью одного программного средства, потом другого. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, частично приведенные в таблице.
Вариант изложения |
Плюсы |
Минусы |
Параллельное изложение |
Сопоставление возможностей обоих программных средств, выбор оптимального пути решения задачи, количественное сокращение времени на изучение материала |
При низком уровне абстрагирования и неумении сопоставления фактов возникают сложности в усвоении материала и пробелы в формировании соответствующих умений
|
Последовательное изложение |
Более глубокое изучение возможностей каждого из программных средств по отдельности |
Неумение сопоставлять преимущества программных средств с последующим выбором оптимального пути решения, фрагментарность материала |
Учителю предлагается выбор варианта изложения курса с учетом специфики контингента учащихся.
Заканчивается блок отчетным занятием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные материалы.
Итогом курса является зачетная работа «Тематический проект по ...» (вместо многоточия указывается название школьной дисциплины), в которой ученик должен представить оформленный материал к разделам соответствующей школьной дисциплины. Ученикам, подготовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам средних классов в виде мини-урока. Данное предложение предварительно согласуется с учителем-предметником. Разработанные материалы могут быть представлены на научной конференции школьников «Шаг в будущее», в сетевых фестивалях и конкурсах для учащихся, также найти применение в практической деятельности учителей-предметников, тем самым пополнить школьную медиатеку.
Учащиеся:
· знают назначение прикладного программного обеспечения компьютера;
· имеют базовые навыки работы на компьютере;
· имеют представление о способах обработки различных видов информации;
· владеют основами подготовки электронных документов, в том числе в текстовом процессоре Word, табличном процессоре Excel и одном из графических редакторов;
· умеют представлять данные в табличном виде, строить графики функций;
· имеют представление об аппаратных и программных средствах получения электронных копий с материальных носителей;
· имеют базовые навыки моделирования объектов и процессов средствами ранее освоенных программных сред;
· владеют базовыми знаниями и умениями по школьным дисциплинам.
Введение (1 ч).
Актуальность элективного курса и области реализации полученных умений и навыков учащихся. Что такое проект. Виды проектов. Требования к проекту. Этапы работы над проектом: подготовка, планирование, моделирование, реализация, оформление, рецензирование, защита. Демонстрация проектов, выполненных учащимися. Анкетирование учащихся для выявления мотивации выбора данного курса, предметных интересов и уровня владения ИКТ.
1 блок - Подготовительный этапразработки проекта (2 ч)
Выбор научно- предметной области проекта. Постановка цели проекта или исследования (как правильно определить цель и каким требованиям она должна отвечать).Методы сбора и изучение всей доступной информации по выбранной теме и проекта, с помощью различных средств ИКТ.Определение задач согласно поставленной цели.Программы сканирования и распознавания материалов. FineReader.
2 блок – Планирование работы над проектом (2 ч)
Выбор методов и
последовательности решенияпоставленных задач.Возможности прикладных программных средств по работе с электронными
документами.
Текстовый процессор Word. Табличный процессор Excel.
Программы обработки графической информации. Microsoft Paint, Corel DRAW,
AdobePhotoshop. Другие программные средства.
3 блок – Этап моделирования (3ч)
Специфика математических документов иправила их оформления.Специфика материалов по дисциплинам естественно-научного цикла (физика, астрономия, химия, биология и т.д.), гуманитарного цикла. Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Внедрение графических объектов в текстовые документы. Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы.Сканирование математических рисунков. Редактирование их средствами программ компьютерной графики. Автофигуры текстового процессора Word.
4 блок – Реализация проекта (4 ч)
Создание проектной работы по выбранной теме учебной дисциплины. (Учащийся или группа выбирают тему проектной работы по интересам, по рекомендации учителей предметников)
Темы по физике:
· Решение физических задач «Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений».
· Лабораторная работа.
· Материалы разделов учебника («Электричество», «Оптика»,«Механические колебания» и т.д.).
Темы по астрономии:
· Решение задач по астрономии.
· Материалы разделов учебника «Основные сведения о планетах Солнечной системы», «Небесная сфера. Астрономические координаты», «Карта звездного неба»,«Планеты»,«Космические корабли».
Темы по химии.
· Решениезадач с химическим содержанием.
· Лабораторная работа.
· Материалы разделов учебника «Периодическая система Д. И. Менделеева», .
Темы по информатике:
Темы по биологии, географии, истории, литературе, алгебре, геометрии.
Исследовательские и проектные работы на свободную тему.
Организация взаимодействия пользователя с компьютером. Понятие интерфейса. Состав интерфейса. Типы диалогов.
Создание занимательных материалов к дисциплинам естественно-математического цикла.Оформление тематических кроссвордов, сканвордов и криптограмм, тематических ребусов.
5 блок – Оформление проекта(3 ч)
Правила оформления и структура пояснительной записки к проекту. Формулирование выводов по работе над проектом. Дополнительные материалы представляющие разработку (визитка автора, аннотация, приложения ,и т.д.).
6 блок – Подготовка проекта к представлению аудитории (3 ч)
Подготовка к защите проекта. Презентация для представления проекта. Защита проекта. Экспертная или общественная оценка проекта: актуальность, технический уровень, качество графики на экране дисплея, эргономический уровень, научность представленного материала, дидактический уровень. Самоанализ, перспективы работы и рефлексия.
№ п/п |
Тема и содержание занятия |
Дата проведения урока |
Форма проведения занятия |
|
9 «А» |
9 «Б» |
|||
1. |
Что такое проект? Научные исследования? |
04.09 |
03.09 |
Лекция |
2. |
Проекты и их виды. |
11.09 |
10.09 |
Лекция |
3. |
Требования к проекту. Этапы работы над проектом. |
02.10 |
15.10 |
Практическая работа |
4. |
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор темы проекта. |
09.10 |
22.10 |
Лекция Практическая работа |
5. |
Выбор научно-предметной области проекта. Постановка цели проекта. |
06.11 |
19.11 |
Практическая работа |
6. |
Формулирование цели проекта. |
13.11 |
26.11 |
Лекция Практическая работа |
7. |
Определение задач согласно поставленной цели. |
04.11 |
18.12 |
Практическая работа |
8. |
Гипотезы и задачи проектов. |
11.12 |
25.12 |
Практическая работа |
9. |
Планирование проекта |
15.01 |
14.01 |
Лекция Практическая работа |
10. |
Знакомство с методами сбора и изучение всей доступной информации по выбранной теме проекта. |
22.01 |
28.01 |
Лекция Практическая работа |
11. |
Изучение доступной информации с помощью различных средств в ИКТ. |
12.02 |
04.02 |
Практическая работа |
12. |
Выбор методов и последовательности решения поставленных задач. |
19.02 |
25.02 |
Практическая работа |
13. |
Создание проектной работы. |
12.03 |
11.03 |
Практическая работа |
14. |
Создание проектной работы. |
19.03 |
18.03 |
Лекция Практическая работа |
15. |
Оформление и структура пояснительной записки к проекту. Формулировка выводов по работе над проектом. |
09.04 |
15.04 |
Практическая работа |
16. |
Дополнительные материалы представляющие разработку (визитка автора, аннотация, приложения и т.д.). |
16.04 |
29.04 |
Практическая работа |
17. |
Подготовка к защите проекта. Презентация для представления проекта. Защита работы. |
07.05 14.05 |
06.05 13.05 |
Конференция |
|
Всего: |
17 |
7, 14 |
Лекций Практических работ |
После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, коммуникативными умениями и способами деятельности:
· знают этапы разработки проектов;
· знают специфику оформления проектов, документов и материалов по школьным дисциплинам;
· умеют оформлять документы и материалы школьных дисциплин (схемы, диаграммы, формулы, таблицы, рисунки) с помощью прикладных программных средств компьютера;
· владеют навыками поиска тематической информации в Интернет, энциклопедиях, справочниках и т.д.;
· владеют навыками работы с графической информацией средствами пакетов компьютерной графики;
· умеют сканировать и редактировать тематические материалы (тексты, рисунки, схемы, таблицы);
· имеют представление о занимательных материалах и умеют создавать их на компьютере;
· владеют способами продуктивной деятельности.
Как следствие, повышение активности учащихся в сетевых конкурсах различных творческих и исследовательских работ, качества подготовки рефератов, проектов на научной конференции школьников.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
1.Залогова Л.
А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний,
2001.
2. Калина О. Г., Павлова Л. С. Программа HyperChem на уроках
химии//Информатика и образование. 2001. №8.
3. Кишик A. AdobePhotoshop: Эффективный самоучитель. М.: DS, 2002.
4. Мураховский В. И. Компьютерная графика: Популярная энциклопедия.
М.: АСТ-Пресс, 2002.
5. Нифантьев Э. Е., Ахлебинин А. К., Лихачев В. Н. Компьютерные модели в
обучении химии // Информатика и образование. 2002. № 7.
6. Пономаренко С .AdobeIllustrator 10. СПб: БХВ-Петербург, 2002.
7. Попов A. Excel: Практическое руководство. СПб: Питер, 2000.
8. Развлечения на досуге. Смоленск: Русич, 1997.
9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
10. Русских С.И. Графические объекты Word//Информатика и
образование. 2001. №6.
11. Симонович С.В. Новейший самоучитель работы на компьютере.
М.: АСТ-Пресс, 2002.
12. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии:
Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО «Московские учебники», 2007.
13.Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная
технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
14. Школьные учебники по математике, алгебре, геометрии, физике, химии и
т.д.
15. Интернет – ресурсы
http://www.rusedu.info/ - ИТ в образовании
http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm - Образовательные ресурсы интернета.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.