Рабочая программа внеурочной деятельности "История моего села"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "История моего села"

Оценка 4.8
rtf
22.05.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности "История моего села"
ВД_РП_ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА.rtf

         Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рекомендована                                    Согласовано                                  Утверждаю

ШМО учителей «___»                       Зам.директора по ВР                     Директор школы

Протокол №1     от                            _______      ______

«__» августа  2019 г.                           «__» августа  2019 г.                     «__» августа 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА»

 

8-9 классы

 

2019-2021 учебный год

(срок  реализации программы)

 

 

 

 

 

 

 

Дурновцева Светлана Анатольевна

(Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую   программу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Орджоникидзевское, 2019

 

                     Пояснительная записка

Данная программа направлена на развитие духовно-нравственных ценностей: развитие гражданских, патриотических позиций, приобщение учащихся к познанию своей малой родины, сохранению духовных и материальных ценностей. В Федеральном государственном образовательном  стандарте общего образования формирование гражданской идентичности заявлено как «одна из приоритетных задач нового» .

Актуальность изучаемой деятельности

 

Наш район гордится своими людьми, трудовыми подвигами земляков, тысячи человек ушли на защиту Отечества в 1941 году, из них очень многие не вернулись. В районе имеются природные заповедные зоны «Ивановские озера», обширные таёжные угодья, где обитает множество животных, в том числе и редких. Так же в районе есть и степные районы, где было развито сельское хозяйство. С начала прошлого века добывалась золотая руда, в 30-х годах прошлого века была построена и функционировала гидроэлектростанция. Отсюда новизной программы является то, что автор в данной программе делает попытку использовать материал по краеведению в образовательный процесс. Знание истории своей малой родины, настоятельная необходимость формирования гражданской идентичности детей. Об этом все чаще говорят сегодня политики, ученые, общественные деятели.

          Основой программы «История моего села» послужили идеи Л.И. Маленковой о том, что любое воспитательное воздействие должно состоять из частей: предписывающей (что надо сделать?), аргументирующей (зачем надо сделать?) и методической (как лучше это сделать?) В этом случае, считает автор, «ребенок (подросток) имеет возможность оспорить аргумент или внести в него изменения, избрать собственные пути реализации действия, корректированного под свои желания и возможности». Воспитание в системе образования должно стать «сферой взаимодействия и сотрудничества взрослых и детей, обращаясь в большей мере не к методам «передачи» ценностей, а к методам воспитания в них культуры ценностного выбора, мировоззренческого самоопределения» - прописано в концепции духовно-нраственного воспитания личности. В этом заключается ее актуальность.

Цель программы – создание условий для развития гражданских позиций, чувства патриотизма;

Задачи программы –

Обучающие:

ü  дать учащимся системные знания о малой родине в соответствии с его возрастом и способностями;

ü  научить применять полученные знания и умения в своей повседневной жизни;

Развивающие:

ü  развивать у воспитанников гражданские позиции, патриотические чувства;

ü  развивать творческие способности;

ü  Воспитательные:

ü  прививать любовь к родному краю;

ü  воспитывать гордость за малую родину, чувство ответственности, потребность в сохранении традиций;

      

  Отличительной особенностью данной программы является вовлечение семей учащихся, старожилов села, ветеранов, местное сообщество в конструктивную деятельность. Содержание блоков расширяется с последующим годом обучения. Основной акцент сделан на формирование универсальных учебных действий: умения работать с предъявленной информацией, понимать скрытый смысл текстов. Регулярная работа с архивными документами и сведениями, добытыми обучающимися, позволит диагностировать продвижение обучающихся в личностном развитии.

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы - учащиеся 7 - 9 классов;

 

Сроки реализации: 2019-2021 гг.  Этапы реализации: 2019 -2020 гг – блок «Я и моё село», 2020-2021 гг - блок «Родной район».

 

Форма обучения и режим занятий -  внеурочная деятельность, занятия групповые, индивидуальные, проводятся 1 раз в неделю. Место проведения – класс, школьный кабинет боевой славы.

 

Ожидаемые результаты - Программа «История моего села» предусматривает достижение трех уровней результатов:

Первый уровень результатов – древо своей родословной (до седьмого колена), толковый словарик   класса; знание заведующих Орджоникидзевской школы, директоров и учителей, работавших в данной школе;

 Второй уровень результатов – карта своей улицы, социальная реклама о дружбе; коллекция школьных форм и сумок; Красная Книга местной флоры и фауны; интервью дошкольников «Взгляд снизу»;

Третий уровень результатов – сценарий семейного праздника, мультимедиа презентации  своей семьи, известных выпускников школы, учителей; Книга жалоб местных лекарственных растений; карта местности с. Орджоникидзевское»; рукописная книга «Дети войны в лицах», карта «Места  боевых сражений моего прадеда».

Четвертый уровень результатов – достопримечательности моего района, Почетные люди района, карта района в фотографиях.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «История моего села»:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к составлению своей родословной, познания истории и традиций школы, села, сведений об орденоносцах своего села;

метапредметные результаты — сбор и систематизация информации, постановка задачи, выдвижение способов решения, планирование работы, установление связи с социальным окружением, умение договариваться, организация мероприятий; умение самостоятельно работать;

предметные результаты — материалы по краеведению (география, ботаника, история).

В таблице 1 представлено общее количество часов:

Таблица 1

Классы:

1 блок

2 блок

3 блок

4 блок

Итого

Кол-во часов

34

34

68

 

         Количество часов разделено на теоретические и практические части. Теоретическая часть предусматривает работу над документами, в интернете, изучение литературы, музейных материалов и т.д., например, изучение родословной, принципы структурирования, виды древа родословной.  Практическая часть – непосредственную деятельность, например, составление своей родословной.

 

 

Содержание программы

 

Блок 1. «Я и моя семья»

Теоретическая часть:

·      «Толковый словарик класса»: Ведение классного словарика, где записываются толкования незнакомых для них слов;

·      «Человек без друзей, что дерево без корней»: Пословицы о дружбе, для чего нужны друзья?

·      «История моей дружбы»: Ценность дружбы;

·      «Мой любимый уголок»: Коллаж любимых мест в селе, в школе, дома;

·      «Семья и школа»: Семья и школа – одинаково важны.

·      «Символы округа»: Характеристика символов округа;

Практическая часть:

·      «Моя родословная»: история семьи (до седьмого поколения);

·      «Мой дом – моя крепость»: Семейные традиции и обычаи (совместно с родителями);

·      «Мой дом на карте»: Наблюдение по карте края, округа; сопоставление;

Блок 2. «Моя школа»

Теоретическая часть:

·         «Мой любимый вид спорта»: Значение спорта для жизни и здоровья, виды спорта, любимый спорт;

·         «Выпускник, на которого я хотел бы быть похожим»: Знакомство с биографией и творчеством;

·         «Достижения моей школы»: Знакомство с грамотами, кубками школы;

·         «Учителя нашей школы в лицах»: Знакомство с историей школы, с ее учителями;

Практическая часть:

·           «Мой класс»: Изучение хобби одноклассников;

·           «История моей школы»: Изучение школьной традиции, гордость за свою школу, ее учителей и выпускников;

·           «История школьной формы и сумки»: Изменения школьной формы, сумки;

Блок 3. «Родная природа»

Теоретическая часть:

·           «Лекарственные растения рядом»: Изучение растительного мира родного края, в школьном дворе, на пришкольном участке;

·           «Животный мир моей малой родины»: Изучение представителей, питание животных, места их обитания; исчезающие, редкие виды;

·           «Природа моего края в опасности»: Экологические десанты, акции, волонтерское движение;

Практическая :

·           «Растительный мир моей малой родины»: Изучение видов, классификация (лекарственные, ядовитые, декоративные, культурные, комнатные), латинские названия, эксперименты по скрещиванию;

Блок 4. «Мой район»

Теоретическая часть:

·         «Имена родного края»: Изучение названий местностей, (сакральные места);

·         «Трудовые ордена моих земляков»: Знакомство с биографией, историей награждения;

·         «Боевой орден в моем доме»:

·         «Места боевых сражений моих земляков»: Знакомство с документальной литературой, личным архивом участников войны;

Практическая:

·           «Я шагаю по улице родного села»: Знакомство со знатными людьми, ветеранами, живущими на этой улице;

·           «Наши старожилы»: Знакомство со старейшинами села.

·           «Творческие люди района (мастера своего дела)»: Техника, шитье национальной одежды, умельцы;

·           «Дети войны»: Знакомство с ветеранами, чье детство прошло в годы войны;

 

Учебно – тематический план

 

Наименование

 блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

теоретически

практические

1                    год обучения. Блок «Я и моя семья»

 

1

Моя родословная

4

 

4

Составление родословного древа своей семьи

2                     

Человек без друзей, что дере-во без корней

2

2

 

Анализ ситуаций из своей жизни;

Составление призыва к социальной рекламе

3                     

История моей дружбы

1

1

 

Анализ дружбы из жизни учащихся;

Социальная реклама

4                     

Мой любимый уголок

2

2

 

Мультимедийная презентация

5                     

Мой дом – моя крепость

3

 

3

Наблюдение, опрос; Мультимедийная презентация

6                     

История моего села

3

1

2

Мультимедийная презентация. Сбор информации

7                     

Мой дом на карте

2

 

2

Наблюдение; Составление карты своей улицы

     Блок «Моя школа»

 

8

Мой класс

2

 

2

Разработка проекта «Хобби», ее презентация

9

История моей школы

4

 

4

Знакомство и встреча с ветеранами педагогического труда, выпускниками; разработка проекта «Моя школа»

10

Выпускник, на которого я хотел бы быть похожим

2

2

 

м/м презентация. Сбор информации

11

Достижения моей школы

2

2

 

Сбор и систематизация материала для стенда в коридоре, создание видеоролика для школьного сайта

12

Учителя нашей школы в лицах

4

4

 

м/м презентация

13

История школьной формы и сумки

2

 

2

Показ моды: 60-х, 70-х, 80-х; современная форма и будущее

14

Итоги, резерв

1

 

1

 

Итого:

34

14

20

 

 

 

II год обучения. Блок «Родная природа»

 

1

Растительный мир моей малой родины

3

3

 

Составление гербария; составление рекламы для баннера на улицах села;

2

Лекарственные растения рядом

2

2

 

Разработка проекта «Книга жалоб»; составление текста рекламы на баннерах (на Центральной улице)

3

Животный мир моей малой родины

4

2

2

Проект «Красная Книга» фауны Орджоникидзевского района

4

Природа моего края в опасности

2

 

2

Проект «Красная Книга» флоры Орджоникидзевского района

 

Блок «Мой район»

 

5

Я шагаю по улице родного села

3

 

3

Интервью, сбор и систематизация материалов;

Разработка проекта «Живая улица»

6

История моего района

2

2

 

Интервью, сбор и систематизация материалов; Разработка проекта «История района»

7

Имена родного края

5

5

 

Разработка проекта «Азбука родного края»; составление карты местности сельских поселений в фотографиях

8

Наши старожилы

2

 

2

Организация встречи со старожилами. Презентация видеоролика

9

Трудовые ордена моих земляков

3

3

 

Разработка проекта «Орденоносцы в лицах»

10

Творческие люди района (мастера своего дела)

2

 

2

Разработка проекта «Сказка, реальность, мечта»

11

Боевой орден в моем доме

1

1

 

Презентация м/медиа презентации

12

Дети войны

1

 

1

Запись биографий. Создание рукописной книги «Дети войны в лицах»

13

Места боевых сражений моих земляков

2

2

 

Составление карты «Места боевых сражений моих земляков»

14

Подведение итогов, резерв

2

2

 

 

Итого:

34

22

12

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

Наименование

 блоков, тем

Дата проведения

 

план

факт

 

 

1год обучения. Блок «Я и моя семья»

 

1.                   

Моя родословная. Что такое генеалогическое древо

 

 

 

2.                   

Сбор сведений о родословной своей семьи.

 

 

 

3.                   

Проект: «Составление родословного древа»

 

 

 

4.                   

Защита проекта

 

 

 

5.                   

Человек без друзей, что дерево без корней

 

 

 

6.                   

Рассказы о дружбе

 

 

 

7.                   

История моей дружбы. Мини-сочинение

 

 

 

8.                   

Мой любимый уголок. Где мы любим играть

 

 

 

9.                   

Мой любимый уголок. Природа моего села

 

 

 

10.               

Мой дом – моя крепость. Рассказ о семейных традициях

 

 

 

11.               

Мой дом – моя крепость. М/м презентация

 

 

 

12.               

Мой дом – моя крепость. Супружеские пары – старожилы нашего села.

 

 

 

13.               

История моего села. Просмотр фильма

 

 

 

14.               

История моего села. Работа с архивными документами

 

 

 

15.               

История моего села. Составление рассказа для статьи в газету

 

 

 

16.               

Мой дом на карте. Экскурсия по улицам села.

 

 

 

17.               

Составление фотопрезентации

 

 

 

 

Блок «Моя школа»

 

18

Мой класс. Хобби моего класса

 

 

 

19

Мой класс. Почему важна дружба?

 

 

 

20

История моей школы. Просмотр фильма

 

 

 

21

История моей школы. Работа с архивными документами

 

 

 

22

История моей школы. Оформление презентации

 

 

 

23

История моей школы. Оформление презентации

 

 

 

24

Выпускник, на которого я хотел бы быть похожим. Сбор сведений

 

 

 

25

Выпускник, на которого я хотел бы быть похожим. Мини-сочинение

 

 

 

26

Достижения моей школы.  Работа с фотодокументами, архивными материалами

 

 

 

27

Достижения моей школы. Оформление стенда

 

 

 

28

Учителя нашей школы в лицах. Работа с документами

 

 

 

29

Учителя нашей школы в лицах. Встреча с учителями - ветеранами

 

 

 

30

Учителя нашей школы в лицах. Оформление статьи по результатам интервью

 

 

 

31

Учителя нашей школы в лицах. Оформление фотоальбома

 

 

 

32

История школьной формы и сумки. Просмотр презентации

 

 

 

33

История школьной формы и сумки. Работа с фотодокументами

 

 

 

34

Итоги, резерв

 

 

 

Итого:

34

 

 

 

 

II год обучения. Блок «Родная природа»

 

 

1

Растительный мир моей малой родины

 

 

 

2

Растения родного края

 

 

 

3

Составление гербария: «У нас под ногами»

 

 

 

4

Лекарственные растения рядом

 

 

 

5

Изучение растительного мира родного края, в школьном дворе, на пришкольном участке;

 

 

 

6

Животный мир моей малой родины

 

 

 

7

Составление презентации «Животные нашего леса»

 

 

 

8

Составление и защита презентации «Животные нашего леса»

 

 

 

9

Оформление информационного стенда «Животный мир . Орджоникидзевское»

 

 

 

10

Природа моего края в опасности. Экологическое бедствие

 

 

 

11

Составление информационных буклетов

 

 

 

 

Блок «Мой район»

 

 

 

12

Я шагаю по улице родного села. Просмотр М/м презентации

 

 

 

13

Я шагаю по улице родного села. Виртуальная экскурсия.

 

 

 

14

Я шагаю по улице родного села. Самые лучшие люди моей улицы

 

 

 

15

История моего района. Просмотр фильма

 

 

 

16

История моего района. Сбор информации

 

 

 

17

Имена родного края. Составление словаря названий

 

 

 

18

Имена родного края. Работа с литературой и архивными документами

 

 

 

19

Имена родного края. Работа с информацией

 

 

 

20

Имена родного края. Оформление альбома.

 

 

 

21

Имена родного края. Оформление стенда с информацией

 

 

 

22

Наши старожилы. Люди моего села

 

 

 

23

Наши старожилы. Работа с библиотечными документами

 

 

 

24

Трудовые ордена моих земляков. Работа с архивными документами

 

 

 

25

Трудовые ордена моих земляков.

 

 

 

26

Трудовые ордена моих земляков. Экскурсия. Интервью. Фотографии.

 

 

 

27

Творческие люди района (мастера своего дела)

 

 

 

28

Творческие люди района. Минисочинение «Я хочу так научиться»

 

 

 

29

Боевой орден в моем доме. Рассказ об орденах ВОВ

 

 

 

30

Дети войны. Просмотр презентации. Встреча с интересными людьми

 

 

 

31

Места боевых сражений моих земляков. Составление «Карты сражений»

 

 

 

32

Места боевых сражений моих земляков. Составление «Карты сражений»

 

 

 

33

Подведение итогов, резерв

 

 

 

34

Подведение итогов. Выставка работ

 

 

 

Итого:

34

 

 

 

Методическое обеспечение

 

Основная форма работы с детьми – проектная деятельность.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в работе; отражаются на страницах рабочей тетради для самостоятельных работ;

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых путем самообразования;

Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого – либо объекта или вида деятельности;

Проект школьника – это средство активизации познавательной деятельности, развития и формирования личностных качеств;

В ходе проектной, исследовательской деятельности могут быть сформированы следующие способности:

·           рефлексия (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось/ не получилось, видеть трудности, ошибки);

·           целеполагание (ставить и удерживать цели);

·         планирование (составлять план своей деятельности);

·         моделирование (представлять способ действия, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Цель работы над проектом – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащегося через проектную деятельность.

Задачи

1.        способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;

2.        формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве (координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно относиться к людям, сопереживать);

3.        формировать способности к организации деятельности и управлении ею (воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения);

4.        формировать умения решать творческие задачи;

5.        формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

Алгоритм действий:

1.        Знакомство с темой;

2.        Сбор информации;

3.        Выбор проекта;

4.        Работа над проектом;

5.        Презентация;

Источник информации: энциклопедии, книги, видеокассеты, рассказы взрослых, экскурсии.

Итог работы над проектом – собранная и систематизированная картотека по теме;

Проекты отличаются друг от друга:

·                    Результатом:

- продукты: макет, видеофильм, альбом, рассказ, карта, сценарий, Красная Книга (флоры и фауны Орджоникидзевского района), словарь топонимов, рукописная книга и т.д.

- мероприятия: показ моды 60-х, 70-х гг; выставка, экскурсии, посещение на дому и др.

·                    Количественным составом:

- индивидуальная деятельность (продукт – результат одного ученика), в последующем могут быть объединены в общее (например, выставка, рукописная книга);

- работа в малых группах (коллаж, макет, карта, видеофильм);

- коллективная деятельность (альбом)

·                    Продолжительностью:

- от 40 минут до нескольких месяцев (в старших классах);

·                    Этапом и наличием промежуточных результатов;

Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своих характеристикам проекты (длительные, кратковременные; индивидуальные, групповые).

Кроме того, если известно, что кто-то из учеников умеет что-то делать, можно привязать конкретный проект по теме и представить учащемуся возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо пожеланий школьников, учитель руководствуется его психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои возможности и желания. После завершения работы над проектом надо представить школьникам возможность рассказать о ходе работы, показать то, что у них получилось и получить похвалу в свой адрес.

На представлении результата работы присутствуют родители, члены общественности, другие учащиеся.

 

Формы и виды контроля

 

«Моя родословная»: портфолио

«Толковый словарик класса»:

портфолио

«Лекарственные растения рядом»:

Гербарий; реклама

«Я шагаю по улице родного села»

Видеофильм

«Человек без друзей, что дерево без корней»:

Материалы выставки

«Мой класс»:

портфолио

«Животный мир моей малой родины»:

Красная Книга фауны района

«Имена родного края»

Карта, макет

«История моей дружбы»:

портфолио

«История моей школы»:

Книга воспоминаний

«Растительный мир моей малой родины»:

Красная Книга флоры района

«Наши старожилы»

Видеофильм

«Выпускник, на которого я хотел бы быть похожим»: медиа презентация

«Природа моего края в опасности»:

Книга жалоб; реклама

«Мой любимый уголок»:

м/м презентация

«Достижения моей школы»

Стенд, видеофильм

«Семья и школа»:

портфолио

«Учителя нашей школы в лицах»:

медиа презентация

«История школьной формы и сумки»:

Показ моды

«Трудовые ордена моих земляков»

Электронный альбом

«Мой дом – моя крепость»:

м/м презентация

«Мой дом на карте»:

выставка

«Творческие люди района (мастера своего дела)»

Выставка

 «Боевой орден в моем доме»

Портфолио

«Дети войны»

Рукописная книга в лицах

«Места боевых сражений моих земляков»

Карта боевых сражений, портфолио

 

 

 

 

Оценка проекта

 

критерии

Баллы

Полн соот-т

частично

Не соотв-т

1

самостоятельность работы над проектом

3

1

0

2

актуальность и значимость темы

3

1

0

3

полнота раскрытия темы

3

1

0

4

оригинальность решения проблемы

5

3

0

5

артистизм и выразительность выступления

2

1

0

6

как раскрыто содержание проекта в презентации

3

1

0

7

использование средств наглядности, технических средств

2

1

0

8

ответы на вопросы

2

1

0

 

Максим балл: 

23

 

 

 

Список литературы

 

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт;

2.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3.      Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. ISBN 5-93134-169-2

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка Данная программа направлена на развитие духовно-нравственных ценностей: развитие гражданских, патриотических позиций, приобщение учащихся к познанию своей малой родины, сохранению духовных и материальных ценностей

Пояснительная записка Данная программа направлена на развитие духовно-нравственных ценностей: развитие гражданских, патриотических позиций, приобщение учащихся к познанию своей малой родины, сохранению духовных и материальных ценностей

Регулярная работа с архивными документами и сведениями, добытыми обучающимися, позволит диагностировать продвижение обучающихся в личностном развитии

Регулярная работа с архивными документами и сведениями, добытыми обучающимися, позволит диагностировать продвижение обучающихся в личностном развитии

Содержание программы Блок 1

Содержание программы Блок 1

Я шагаю по улице родного села»:

Я шагаю по улице родного села»:

История школьной формы и сумки 2 2

История школьной формы и сумки 2 2

Итого: 34 22 12

Итого: 34 22 12

Учителя нашей школы в лицах

Учителя нашей школы в лицах

Имена родного края. Работа с информацией 20

Имена родного края. Работа с информацией 20

Цель работы над проектом – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащегося через проектную деятельность

Цель работы над проектом – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащегося через проектную деятельность

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат

Оценка проекта № критерии

Оценка проекта № критерии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020