муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12» города Смоленска
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
Кружок «Край мой Смоленский»
для 2 класса Б
Составитель:
учитель начальных классов
Шанина Ольга Валентиновна
I. Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Практическая значимость заключается:
- в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность; · в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры. · в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
Программа разработана на основе:
– Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
– Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Москва «Просвещение» 2011 год;
– Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;
– Устава МБОУ «СШ № 12»;
– Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «СШ № 12»;
– Учебного плана МБОУ «СШ № 12» на 2019 – 2020 учебный год;
– Календарного учебного графика МБОУ «СШ № 12» на 2019 – 2020 учебный год
– Авторской программы регионального курса для младших школьников С.А.Болотовой «Азбука Смоленского края».
Цель и задачи курса
Основная цель курса — формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города, области в истории развития России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе, умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы: умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.
3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край мой Смоленский» разработана для учеников 2 класса.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком данный курс рассчитан на 34 часа за год (1 час в неделю).
II. Результаты освоения курса
Мониторинговая карта оценки личностных и метапредметных результатов освоения курса
Критерии |
Показатели |
Диагности-ческий инструмен- тарий |
Сроки проведения мониторинга |
Личностные результаты — более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина Смоленской области, обладателя и носителя родного языка (русского); — умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей малой Родины; — целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы Смоленского края в годовом цикле сезонов; — представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года; — внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Край мой Смоленский», к школе; — представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе организации и подготовки общих праздничных событий в течение года); — познавательные мотивы внеучебной деятельности; — представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года; — эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (родного) языка; — этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; — представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики; — потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке; — выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение. |
Прогнозируемый воспитательный результат: - приобретение знаний о соблюдения элементарных правил охраны памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края.
(1 уровень) |
Методика "Лесенка" |
Сентябрь |
- получение обучающимися опыта соблюдения элементарных правил охраны памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. (2 уровень) |
Мини-проект "Профессии в моей семье" |
Февраль |
|
- получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. (3 уровень) |
Методика "Лесенка" |
Май |
|
Прогнозируемый воспитательный эффект: - формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края. |
|
|
|
Метапредметные результаты Регулятивные УУД: — понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; — сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её на определённом этапе занятия при выполнении задания по просьбе учителя); — выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения; — планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); — планировать последовательность операций на отдельных этапах занятия; — фиксировать в конце занятия удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на занятии (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам; — оценивать правильность выполнения заданий, используя шкалы оценивания, предложенные учителем; — соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; — контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. Коммуникативные УУД: — включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; — формулировать ответы на вопросы; — слушать партнёра по общению и деятельности, не пере- бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; — договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; — высказывать мотивированное суждение по теме занятия (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); — поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; — признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; Познавательные УУД: — находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; — понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; — анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; — классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; — сравнивать объекты по заданным критериям; — устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; — строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами; — проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов. |
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; (1 уровень) - планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; (2 уровень) - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению (3 уровень)
-готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий (1 уровень) - формировать навыки коллективной и организаторской деятельности. (2 уровень) - готовить и выступать с сообщениями. (3 уровень)
- узнавать символику Смоленской области, города; - описывать достопримечательности Смоленщины;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; -
устанавливать причинно-следственные связи; - устанавливать аналогии. (2 уровень) - самостоятельно подбирать литературу по теме; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета. (3 уровень)
|
Методика "Рисование по точкам" (для отслеживания результатов всех трёх уровней)
Методика "Ковер" отслеживания результатов всех трёх уровней)
Тест "Логические закономерности"
Анкета "Как ты знаешь свой край"
Тест "Логические закономерности"
|
Октябрь, февраль, Апрель
Сентябрь, декабрь, май
Сентябрь
Декабрь
Май |
III. Содержание курса «Край мой Смоленский»
2 класс 34 часа
I. География Смоленской области (3 ч)
Смоленская область на карте России. Положение города на карте Смоленской области. Географическая карта Смоленской области.
Практическая работа.
Работа с географической картой России и Смоленской области.
Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.
II. Наш родной город (12 ч)
История возникновения города. Герб и флаг города Смоленска. Достопримечательности города. Зоны отдыха. Улицы города. Памятные места города. Профессии людей в городе. Традиции города.
Экскурсия на предприятия города.
Практическая работа.
Мини-проект «Профессии в моей семье».
Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут, проект.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.
III. Мир растений и животных (13 ч)
Природа Смоленской области. Растения и животные хвойных и лиственных лесов. Растения и животные пресных водоемов, лугов, полей и садов.Зеленая аптека Смоленской области. Заповедные места. Красная книга Смоленской области. Охрана растительного и животного мира.
Практическая работа.
Составление правил поведения на природе. Составление Красной книги Смоленской области.
Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут, художественная выставка.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.
IV. Экология (3 ч)
Загрязнение окружающей среды. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.
Практическая работа.
Составление памятки «Забота о чистом воздухе, воде, почве».
Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут, художественная выставка
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество
V. Повторение (3 ч)
Викторина «Знаешь ли ты свой родной край?».
Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут, викторина.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.
IV. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
География Смоленской области |
3 |
2 |
1 |
2. |
Наш родной город |
12 |
10 |
2 |
3 |
Мир растений и животных |
13 |
12 |
1 |
4 |
Экология |
3 |
2 |
1 |
5 |
Повторение |
3 |
3 |
0 |
|
Итого |
34 |
29 |
5 |
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/п
|
Тема |
Всего |
Примерные сроки |
Фактическая дата проведения |
|
I |
География Смоленской области |
3 |
|
|
|
1 |
Что мы знаем о крае, в котором живём. |
|
|
|
|
2 |
Смоленская область на карте России. Положение города на карте Смоленской области. |
|
|
|
|
3 |
Практическая работа. Географическая карта Смоленской области. |
|
|
|
|
II |
Наш родной город |
12 |
|
|
|
4 |
История возникновения города |
|
|
|
|
5 |
История возникновения города |
|
|
|
|
6 |
Герб и флаг города Смоленска |
|
|
|
|
7 |
Достопримечательности города |
|
|
|
|
8 |
Достопримечательности города |
|
|
|
|
9 |
Зоны отдыха. Экскурсия |
|
|
|
|
10 |
Улицы города |
|
|
|
|
11 |
Памятные места моего города |
|
|
|
|
12 |
Памятные места моего города |
|
|
|
|
13 |
Профессии людей в городе |
|
|
|
|
14 |
Профессии моих родителей |
|
|
|
|
15 |
Традиции нашего города |
|
|
|
|
III |
Мир растений и животных |
13 |
|
|
|
16 |
Самое интересное о природе Смоленской области |
|
|
|
|
17 |
Растения хвойных и лиственных лесов |
|
|
|
|
18 |
Животные хвойных и лиственных лесов |
|
|
|
|
19 |
Растения и животные пресных водоемов |
|
|
|
|
20 |
Растения и животные лугов, полей и садов |
|
|
|
|
21 |
Зеленая аптека Смоленской области |
|
|
|
|
22 |
Зеленая аптека Смоленской области |
|
|
|
|
23 |
Заповедные места |
|
|
|
|
24 |
Заповедные места |
|
|
|
|
25 |
Растения родного края, занесённые в Красную книгу |
|
|
|
|
26 |
Животные родного края, занесённые в Красную книгу |
|
|
|
|
27 |
Охрана растительного и животного мира |
|
|
|
|
28 |
Охрана растительного и животного мира |
|
|
|
|
IV |
Экология |
3 |
|
|
|
29 |
Загрязнение окружающей среды |
|
|
|
|
30 |
Почему природа в опасности |
|
|
|
|
31 |
Забота о чистом воздухе, воде |
|
|
|
|
V |
Повторение |
3 |
|
|
|
32 |
Итоговое повторение |
|
|
|
|
33 |
Итоговое повторение |
|
|
|
|
34 |
Викторина «Знай и люби свою малую родину» |
|
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.