Рабочая программа внеурочной деятельности «Край мой Смоленский» для 2 класса
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край мой Смоленский» для 2 класса

Оценка 5
docx
03.01.2021
Рабочая  программа  внеурочной деятельности «Край мой Смоленский»  для 2 класса
РП ВД Край мой Смоленский 2 класс.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12» города Смоленска

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа  внеурочной деятельности 

по общеинтеллектуальному направлению

Кружок  «Край мой Смоленский»

для 2 класса Б

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель начальных классов

Шанина Ольга Валентиновна

 

 

 


 

I. Пояснительная записка

Актуальность.

         В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.       Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

         Практическая значимость заключается:

- в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность; · в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры. · в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников

Программа разработана на основе:

        Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Москва «Просвещение» 2011 год;

        Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;

        Устава МБОУ «СШ № 12»;

        Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «СШ № 12»;

        Учебного плана МБОУ «СШ № 12» на 2019 – 2020 учебный год; 

        Календарного учебного графика МБОУ «СШ № 12» на 2019 – 2020 учебный год 

        Авторской программы регионального курса для младших школьников С.А.Болотовой «Азбука Смоленского края».

 

Цель и задачи курса

Основная цель курса — формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

 

Задачи курса:

1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города, области в истории развития России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.

2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе, умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы: умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.

3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край мой Смоленский» разработана для учеников 2 класса.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком данный курс рассчитан на 34 часа за год (1 час в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

II. Результаты освоения курса

Мониторинговая карта оценки личностных и метапредметных результатов освоения курса

Критерии

Показатели

Диагности-ческий инструмен-

тарий

Сроки проведения мониторинга

Личностные результаты

более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина Смоленской области,

обладателя и носителя родного языка (русского);

умение использовать позитивную лексику, передающую

положительные чувства в отношении своей малой Родины;

целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы Смоленского края в годовом цикле сезонов;

представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Край мой Смоленский», к

школе;

представление о социальной роли ученика (понимание и

принятие норм и правил школьной жизни, в том числе организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);

познавательные мотивы внеучебной деятельности;

представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (родного) языка;

этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;

выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение.

Прогнозируемый воспитательный результат:

- приобретение знаний  о соблюдения элементарных правил охраны памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края.

 

(1 уровень)

Методика "Лесенка"

Сентябрь

- получение обучающимися опыта соблюдения элементарных правил охраны памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края.

 (2 уровень)

Мини-проект "Профессии в моей семье"

Февраль

- получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

(3 уровень)

Методика "Лесенка"

Май

Прогнозируемый воспитательный эффект:

- формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

 

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её на

определённом этапе занятия при выполнении задания по просьбе

учителя);

выделять из темы занятия известные и неизвестные знания

и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных

этапах занятия;

фиксировать в конце занятия удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на занятии (с помощью средств,

предложенных учителем), объективно относиться к своим

успехам / неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя

шкалы оценивания, предложенные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Коммуникативные УУД:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не пере-

бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём

говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме занятия (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

Познавательные УУД:

находить и выделять при помощи взрослых информацию,

необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл,

фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

строить рассуждение (или доказательство своей точки

зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при

выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков,

подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов.

 

 

 

 

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;

(1 уровень)

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

(2 уровень)

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению

 (3 уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий

(1 уровень)

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности.

 (2 уровень)

- готовить и выступать с сообщениями.

 (3 уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- узнавать символику Смоленской области, города;

- описывать достопримечательности Смоленщины;


(1 уровень)

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.

 (2 уровень)

- самостоятельно подбирать литературу по теме; 

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета.

 (3 уровень)

 

 

 

 

 

 

Методика "Рисование по точкам"

(для отслеживания результатов всех трёх уровней)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика

"Ковер"

отслеживания результатов всех трёх уровней)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест "Логические закономерности"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета "Как ты знаешь свой край"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест "Логические закономерности"

 

 

 

 

 

Октябрь, февраль,

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь,

декабрь,

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

 

 

III. Содержание курса «Край мой Смоленский»

2 класс 34 часа

I. География Смоленской области (3 ч)

Смоленская область на карте России. Положение города на карте Смоленской области. Географическая карта Смоленской области.

Практическая работа.

Работа с географической картой России и Смоленской области.

Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.

 

II. Наш родной город (12 ч)

История возникновения города. Герб и флаг города Смоленска. Достопримечательности  города. Зоны отдыха. Улицы города. Памятные места  города. Профессии людей в городе.  Традиции  города.

Экскурсия на предприятия города.

Практическая работа.

Мини-проект «Профессии в моей семье».

Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут, проект.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.

 

III. Мир растений и животных (13 ч)

Природа Смоленской области. Растения и животные хвойных и лиственных лесов. Растения и животные пресных водоемов, лугов, полей и садов.Зеленая аптека Смоленской области. Заповедные места. Красная книга Смоленской области. Охрана растительного и животного мира.

Практическая работа.

Составление правил поведения на природе. Составление Красной книги Смоленской  области.

Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут, художественная выставка.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.

 

IV. Экология (3 ч)

Загрязнение окружающей среды. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.

Практическая работа.

Составление памятки «Забота о чистом воздухе, воде, почве».

Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут, художественная выставка

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество

 

V. Повторение (3 ч)

Викторина «Знаешь ли ты свой родной край?».

Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут, викторина.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.

 

IV. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

География Смоленской области

3

2

1

2.

Наш родной город

12

10

2

3

Мир растений и животных

13

12

1

4

Экология

3

2

1

5

Повторение

3

3

0

 

Итого

34

29

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование (2 класс)

 

№ п/п

 

 

Тема

 

Всего

Примерные сроки

Фактическая дата проведения

I

География Смоленской области

3

 

 

1

Что мы знаем о крае, в котором живём.

 

 

 

2

Смоленская область на карте России. Положение города на карте Смоленской области.

 

 

 

3

Практическая работа. Географическая карта Смоленской области.

 

 

 

II

Наш родной город

12

 

 

4

История возникновения города

 

 

 

5

История возникновения города

 

 

 

6

Герб и флаг города Смоленска

 

 

 

7

Достопримечательности  города

 

 

 

8

Достопримечательности  города

 

 

 

9

Зоны отдыха. Экскурсия

 

 

 

10

Улицы города

 

 

 

11

Памятные места моего города

 

 

 

12

Памятные места моего города

 

 

 

13

Профессии людей в городе

 

 

 

14

Профессии моих родителей

 

 

 

15

Традиции нашего города

 

 

 

III

Мир растений и животных

13

 

 

16

Самое интересное о природе Смоленской области

 

 

 

17

Растения хвойных и лиственных лесов

 

 

 

18

Животные хвойных и лиственных лесов

 

 

 

19

Растения и животные пресных водоемов

 

 

 

20

Растения и животные лугов, полей и садов

 

 

 

21

Зеленая аптека Смоленской области

 

 

 

22

Зеленая аптека Смоленской области

 

 

 

23

Заповедные места

 

 

 

24

Заповедные места

 

 

 

25

Растения родного края, занесённые в Красную книгу

 

 

 

26

Животные родного края, занесённые в Красную книгу

 

 

 

27

Охрана растительного и животного мира

 

 

 

28

Охрана растительного и животного мира

 

 

 

IV

Экология

3

 

 

29

Загрязнение окружающей среды

 

 

 

30

Почему природа в опасности

 

 

 

31

Забота о чистом воздухе, воде

 

 

 

V

Повторение

3

 

 

32

Итоговое повторение

 

 

 

33

Итоговое повторение

 

 

 

34

Викторина «Знай и люби свою малую родину»

 

 

 

Итого:

34

 

 

 


 

Средняя школа № 12» города Смоленска

Средняя школа № 12» города Смоленска

I . Пояснительная записка Актуальность

I . Пояснительная записка Актуальность

Календарного учебного графика

Календарного учебного графика

II . Результаты освоения курса

II . Результаты освоения курса

Прогнозируемый воспитательный результат: - приобретение знаний о соблюдения элементарных правил охраны памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края

Прогнозируемый воспитательный результат: - приобретение знаний о соблюдения элементарных правил охраны памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края

Коммуникативные УУД: — включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; — формулировать ответы на вопросы; — слушать партнёра по общению и деятельности, не…

Коммуникативные УУД: — включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; — формулировать ответы на вопросы; — слушать партнёра по общению и деятельности, не…

Метапредметные результаты Регулятивные

Метапредметные результаты Регулятивные

III . Содержание курса «Край мой

III . Содержание курса «Край мой

Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут, художественная выставка

Форма проведения: беседа, проблемно-ценностная дискуссия, тематический диспут, художественная выставка

Календарно-тематическое планирование (2 класс) № п/п

Календарно-тематическое планирование (2 класс) № п/п

Заповедные места 25

Заповедные места 25
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2021