Рабочая программа внеурочной деятельности "Лаборатория исследований (русский язык)"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лаборатория исследований (русский язык)"

docx
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Лаборатория исследований_Лаборатория исследований.docx

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Лаборатория исследований»

(русский язык, литература)

5 – 11 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель русского языка и литературы

Полегешко Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Основной общеобразовательной программой основного общего образования МОУ Школа с. Катравож,  Основной общеобразовательной программой среднего общего образования МОУ Школа с. Катравож  и учебным планом.

Современные тенденции развития общества определяют особые новые требования для организации образовательного процесса. Для успешного обучения в школе и последующей социализации современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Кроме того, имеет место тот факт, когда определенное количество обучающихся испытывают трудности не только в адаптации к образовательной среде, но и в освоении школьных программ, организации своего поведения.

Метод проектов, который в настоящее время достаточно активно используется в образовательной практике, способствует успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность обучающемуся проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности. Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, а специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.

 

Цель  программы:  формирование основных компетентностей обучающихся в  индивидуальной и коллективной  внеурочной и познавательной деятельности посредством метода проектов и исследовательской деятельности.

 

Образовательные задачи:

         сформировать  систему базовых знаний по созданию исследовательского  проекта;

         научить составлять план и осуществлять деятельность по решению заданной проблемы с помощью учителя, самостоятельно осуществлять текущий контроль своей деятельности;

         привить навык использования информационных источников и средств ИКТ при выполнении индивидуальных или коллективных проектов и в учебной деятельности.

Воспитательные задачи:

         воспитывать  уважение к значимым общечеловеческим ценностям (социальному партнерству, толерантности, диалогу);

         воспитывать способность к методической работе и самоорганизации.

Развивающие задачи:

         развивать гибкость и оригинальность мышления;

         развивать коммуникативные навыки,

         развить гибкую самооценку.

 

Сроки реализации программы: 1 год.

Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.

 

Место и роль предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с ФГОС: программа направлена на формирование у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- выявление способностей, развитие и поддержка одаренных детей.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, ориентирован на самостоятельную работу обучащихся. С помощью этого метода обучающиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и учатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Программа имеет интеллектуально - познавательное направление.

 

Место предмета в учебном плане: на изучение данного курса отводится 34 часа.

 

Технологии обучения: предметно-ориентированные технологии; технологии личностно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология диалогового обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

 

Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся:

·         Самостоятельная работа с источниками информации, обобщение и систематизация полученной информации, интегрирование ее в личный опыт.

·         Проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.

·         Самостоятельная и коллективная деятельности, включение своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

 

Форма контроля: оценка достижения результатов освоения программы на основе выполнения презентации проектного продукта.

Методы контроля:  консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Метапредметные результаты:

1. Обучающиеся учатся работать с первичной идеей.

2. Закрепляется навык планирования деятельности.

3. Совершенствуется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.

4. Обучающийся получает дальнейшее развитие опыта защиты своей идеи.

5. Развивается опыт самоопределения.

6. Формируется и закрепляется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

7. Обучающиеся совершенствуют умение взаимодействовать в паре, в группе.

8. Закрепляется опыт первичной исследовательской деятельности.

 

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия (УУД), а именно:

а) личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература,  средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его; 

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

в) познавательные:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ, выбирать основания для  сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

г) коммуникативные:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

 

Оцениваемые универсальные учебные действия:

         внутренняя сформированность позиции школьника;

         мотивация учения;

         сформированность познавательных мотивов;

         сформированность способов решения и общего способа действий;

         стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным  обществу;

         сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника;

         коммуникативные действия, осуществление сотрудничества;

         установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами;

         сформированность действия смыслообразования;

         сформированность действия личностного самооценивания.

 

В процессе реализации программы

формируются

         рефлексивные умения

         поисковые (исследовательские) умения

         навыки оценочной самостоятельности

         умения и навыки работы в сотрудничестве

         коммуникативные умения

         презентационные умения и навыки;

обеспечивается

         создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

         максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

         развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

         формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

         формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

         приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

         формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

 

Возможные результаты проектной деятельности: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, фотоальбом, экскурсия, презентация.

 

Содержание программы

Содержание внеурочной деятельности с определением основных видов внеурочной деятельности

Содержание учебной дисциплины

Характеристика основных видов деятельности

Введение в образовательную программу – 1 ч.

1.

Что такое проект. Виды проектов

 

Диагностика уровня школьной мотивации.

 Знакомство с понятием «проект»

Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Проект – это пять «П» - проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Классификация учебных проектов по виду деятельности.  Презентация исследовательских работ обучающихся.

От проблемы к цели – 6 ч.

2.

Что такое проблема

 

Знакомство с понятием «проблема»; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра “Посмотри на мир чужими глазами”.

Подготовка исследовательских проектов. Задание 2.

3.

Как выбрать тему проекта? Этапы проектной деятельности

Знакомство с этапами проектной деятельности (подготовительный, планирование, реализация проекта, представление проекта, осмысление и оценка проекта).

Требования, предъявляемые к формулировке темы. Предложение большого числа подтем, формулировка их обучающимися. Организация выбора тем проектов, связанных с областью интересов обучающихся.

4.

Что такое «гипотеза»

 

Знакомство с понятием «гипотеза»; формирование умения выдвигать гипотезу, развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия (“Сходство и различие”). Игра “Найди причину”.

5.

Учимся постановке цели и задач работы

 

Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”. Правила совместной работы в парах.

6.

Учимся  составлять план работы. Проектный продукт

Развитие умения планирования работы. Знакомство с перечнем проектных продуктов. Правила представления информации в компьютерной презентации.

7.

Дневник исследователя

Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по проекту. Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом.

Работа с информационными источниками – 5 ч.

8.

Источники информации

 

Знакомство с понятием “источник информации”. Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.

Подготовка исследовательских проектов. Задание 6.

Понятия: источник информации.

9.

Работа с каталогами

Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.

Понятия: каталог

10.

Работа со справочной литературой

Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок.  Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной информации.

11.

Использование электронных энциклопедий

Содержание электронных  энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках.

12.

Работа со статистическим материалом

Статистические таблицы и приемы работы с ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.

Создание публикаций – 6 ч.

13.

Виды публикаций

Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия.

14.

Реферат. Структура реферата. Оформление реферата

Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции. Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка  литературы, нумерация разделов.

15.

Критерии оценивания реферата

Критерии оценивания реферата. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления  работы требованиям.

16.

Тезисы

Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания.

17.

Технические возможности создания публикаций

Информационные технологии. Офисные программы WORD

18.

Технические возможности создания публикаций

Информационные технологии. Офисные программы WORD

Представление информации – 6 ч.

19.

Оформление портфолио проекта

Задачи портфолио; состав портфолио проекта.

20.

Содержание информации

Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице.

21.

Оформление ссылок

Действия при оформлении ссылок

22.

Библиографические правила цитирование источников.

Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме

23.

Дизайн информации

Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.

24.

Дизайн информации

Правила оформления текста в офисных программах WORD

Презентация продукта – 8 ч.

25.

Формы презентации

Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования

26.

Составление текста к публичному выступлению

Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

27.

ЧТО и КАК мы говорим

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего.

28.

Допустимые и недопустимые речевые обороты

Нормы речи при публичном выступлении.

 

29.

Методы привлечения внимания в аудитории

Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). 

30.

Работа с вопросами

Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.

31.

Публичное выступление

Практическая работа

32.

Представление работ

Практическая работа

Анализ результатов работ – 2 ч.

33.

Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания

Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии  и процедура оценивания.

34.

Оценка. Самооценка

Оценка и самооценка.  «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех  и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа с. Катравож имени героя Советского Союза А.М. Зверева»

                         

 

Обсуждено и согласовано

на заседании

методического объединения

___________________________________

Протокол № ___

от __ __________ 2019 г.

 

Утверждаю

Директор МОУ Школа с. Катравож

_____________ И.А. Колистратова

Приказ № ____

от ___ ___________ 2019 г.

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Лаборатория исследований»

(русский язык, литература)

 

 

 

Педагог: Полегешко С.А., учитель русского языка и литературы

Год составления: 2019-10-15

Классы: 5 - 11

Общее количество часов по плану: 34

Тематическое планирование составлено на основе Основной общеобразовательной программой основного общего образования МОУ Школа с. Катравож,  Основной общеобразовательной программой среднего общего образования МОУ Школа с. Катравож  и учебным планом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Катравож

2019

 

Раздел

Тема внеурочной деятельности

Количество часов

Дата

 

План

Факт

Введение в образовательную программу – 1 ч.

1.

Что такое проект. Виды проектов

 

1

 

 

От проблемы к цели – 6 ч.

2.

Что такое проблема

 

1

 

 

3.

Как выбрать тему проекта? Этапы проектной деятельности

1

 

 

4.

Что такое «гипотеза»

 

1

 

 

5.

Учимся постановке цели и задач работы

 

1

 

 

6.

Учимся  составлять план работы. Проектный продукт

1

 

 

7.

Дневник исследователя

1

 

 

Работа с информационными источниками – 5 ч.

8.

Источники информации

 

1

 

 

9.

Работа с каталогами

1

 

 

10.

Работа со справочной литературой

1

 

 

11.

Использование электронных энциклопедий

1

 

 

12.

Работа со статистическим материалом

1

 

 

Создание публикаций – 6 ч.

13.

Виды публикаций

1

 

 

14.

Реферат. Структура реферата. Оформление реферата

1

 

 

15.

Критерии оценивания реферата

1

 

 

16.

Тезисы

1

 

 

17.

Технические возможности создания публикаций

1

 

 

18.

Технические возможности создания публикаций

1

 

 

Представление информации – 6 ч.

19.

Оформление портфолио проекта

1

 

 

20.

Содержание информации

1

 

 

21.

Оформление ссылок

1

 

 

22.

Библиографические правила цитирование источников.

1

 

 

23.

Дизайн информации

1

 

 

24.

Дизайн информации

1

 

 

Презентация продукта – 8 ч.

25.

Формы презентации

1

 

 

26.

Составление текста к публичному выступлению

1

 

 

27.

ЧТО и КАК мы говорим

1

 

 

28.

Допустимые и недопустимые речевые обороты

1

 

 

29.

Методы привлечения внимания в аудитории

1

 

 

30.

Работа с вопросами

1

 

 

31.

Публичное выступление

1

 

 

32.

Представление работ

1

 

 

Анализ результатов работ – 2 ч.

33.

Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания

1

 

 

34.

Оценка. Самооценка

1

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)