Титульный лист программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
муниципального образования «Город Донецк»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
основного общего образования, 9 класс
обще интеллектуального направления
Срок реализации программы 1 год
Составитель: Высочин Е.А.
г. Донецк
2022
ПРИНЯТА | УТВЕРЖДАЮ |
Общая характеристика программы
Программа основного общего образования внеурочной деятельности «Математическая грамотность» рассчитана на 1 год обучения (9 класс), 34 часа (1 час в неделю), реализуется из части учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса.
Общая характеристика программы.
Целью программы «Математическая грамотность» является формирование математической грамотности учащихся 9 класса при решении компетентностно-ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся.
Технология обучения адаптирована под начальный уровень математической грамотности учащихся 9 класса.
Итогом обучения по программе является тестирование учащихся в рамках Международной программы по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment)
Общая характеристика программы
Изучение курса математической грамотности позволит учащимся сформировать три уровня компетентности:
-воспроизведение
применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, применение алгоритмов, работа с формулами, непосредственное выполнение вычислений.
– установление связей
Строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. В таких задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
- размышления
включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. От учащихся требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты
Общая характеристика программы
Программа направлена на достижение следующих результатов обучения:
Метапредметные и предметные
Личностные результаты
Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей. Для потенциальных участников международного исследования PISA установлены уровни форсированности математической грамотности. По итогам тестирования 15-летние учащиеся должны показать не менее 40% выполненных заданий 3-4 уровня, не менее 11 % выполненных заданий 5-6 уровня
Математическая грамотность | |
Уровень узнавания и понимания | Находит и извлекает математическую информацию в любом контексте |
Уровень применения | Применяет математические знания для решения проблем |
Уровень анализа и синтеза | Составляет математическую модель на основе анализа ситуации |
Уровень оценки в рамках предметного содержания | Интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
Уровень оценки в рамках метапредметного содержания | Интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации |
Общая характеристика программы
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р
2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
3.Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (5-9 класс)
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
5.СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
6.Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.
Общая характеристика программы
7. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом об обеспечении работы по повышению функциональной грамотности».
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».
10. Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО».
11. Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 №03¬1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности».
12. Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 г. №АЗ-581-03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах РФ».
13 Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятий и 4 содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
14.Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ № 18 на 2022-2023 учебный год.
15. Основная образовательная программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18
Календарно-тематический план (фрагмент)
Текст, картинка
№ | Тема раздела | Тема занятия | Часы | Дата | Форма занятия, виды деятельности |
1 | Введение | Что такое математическая грамотность. Математическая грамотность и деятельность человека | 1 | 10.09. | Групповая Мозговой штурм, составление |
2 | Количество | Вычисления и сравнения чисел в бытовой ситуации | 1 | 17.09 | Работа в парах. Практикум |
План. Внеурочное занятие: математическая грамотностьКласс: 9Тема занятия: Неопределенность и данные Тип занятия: общеметодологической направленности.Цели : научить применять полученные знания по теории вероятности при оценке неопределеености.Планируемые результаты: предметные :учащиеся научатся прогнозировать исход игры, применяя базовые знания по теории вероятности
развивающие:развивать мыслительные операции анализ, синтезМетодическое обеспечение: лото, листы с заданием.Техническое обеспечение: проектор
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма этапа |
1 этап. Мотивации. | -Показывает лото и просит назвать слова ассоциации, возникающие по поводу темы урока, лото и занятием по математической грамотности | Составляют кластер из слов ассоциаций | Мозговой штурм |
2 этап. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | -Предлагает изучить вопрос А из задания1 (листы с заданием на столах) и вычислить вероятность | Вспоминают определение и формулу классической вероятности, делают простейшие вычисления | .Работа в парах |
развивающие:развивать мыслительные операции анализ, синтезМетодическое обеспечение: лото, листы с заданием.Техническое обеспечение: проектор
3 этап. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | -Работа с условием задания 2Организует коллективную деятельность детей | -Анализируют условие | Групповая работа |
4 этап. Этап включения изученного в систему знаний. | - Предлагает приступить к заданию 3 | Выдвигают гипотезы и выбирают метод разрешения проблемной ситуации | Групповая работа |
. 5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Организует фронтальный опрос |
| Индивидуальная работа |
3 этап. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | -Работа с условием задания 2Организует коллективную деятельность детей | -Анализируют условие | Групповая работа |
Тематический план (фрагмент)
Текст
№ | Тема раздела | Тема занятия | Кол-во | Планируемые результаты | Примечание |
1 | Введение | Что такое математическая грамотность. Математическая грамотность и деятельность человека | 1 | Находят и извлекают информацию | |
2 | Количество |
| 6 |
| |
-Вычисления и сравнения чисел в бытовой ситуации | | Применяют математические знания при решении проблем | Тест№1 | ||
3. | Пространство и форма |
| 8 |
|
|
| - Интерпретация перспективы с фото и рисунка | | Интерпретируют и оценивают математические данные в контексте лично значимой ситуации | Тест№2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.