Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность", 9 класс
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность", 9 класс

Оценка 5
Образовательные программы
pptx
математика
9 кл
29.03.2023
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность", 9 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математическая грамотность" для 9 класса, 1 год обучения
Рабочая программа Математическая грамотность 9кл.pptx

Титульный лист программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования «Город

Титульный лист программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования «Город

Титульный лист программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
муниципального образования «Город Донецк»






Рабочая программа внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
основного общего образования, 9 класс
обще интеллектуального направления
Срок реализации программы 1 год


Составитель: Высочин Е.А.
г. Донецк
2022

ПРИНЯТА
Педагогическим советом МБОУ СОШ №18
Протокол № ___ от ____________.
 

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 18
Подпись директора_____________ Горелова О. В.
Приказ от ____________№ ____
 

Общая характеристика программы

Общая характеристика программы

Общая характеристика программы

Программа основного общего образования внеурочной деятельности «Математическая грамотность» рассчитана на 1 год обучения (9 класс), 34 часа (1 час в неделю), реализуется из части учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса.

Общая характеристика программы.
Целью программы «Математическая грамотность» является формирование математической грамотности учащихся 9 класса при решении компетентностно-ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся.
Технология обучения адаптирована под начальный уровень математической грамотности учащихся 9 класса.
Итогом обучения по программе является тестирование учащихся в рамках Международной программы по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment)

Общая характеристика программы

Общая характеристика программы

Общая характеристика программы

Изучение курса математической грамотности позволит учащимся сформировать три уровня компетентности:
-воспроизведение
применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, применение алгоритмов, работа с формулами, непосредственное выполнение вычислений.
– установление связей
Строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. В таких задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
размышления
 включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. От учащихся требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты

Общая характеристика программы

Общая характеристика программы

Общая характеристика программы

Программа направлена на достижение следующих результатов обучения:
Метапредметные и предметные










Личностные результаты
Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей. Для потенциальных участников международного исследования PISA установлены уровни форсированности математической грамотности. По итогам тестирования 15-летние учащиеся должны показать не менее 40% выполненных заданий 3-4 уровня, не менее 11 % выполненных заданий 5-6 уровня

Математическая грамотность

Уровень узнавания и понимания

Находит и извлекает математическую информацию в любом контексте

Уровень применения

Применяет математические знания для решения проблем

Уровень анализа и синтеза

Составляет математическую модель на основе анализа ситуации

Уровень оценки в рамках предметного содержания

Интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

Уровень оценки в рамках метапредметного содержания

Интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

Общая характеристика программы

Общая характеристика программы

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р
2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
3.Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (5-9 класс)
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
5.СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
6.Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.

Общая характеристика программы 7

Общая характеристика программы 7

Общая характеристика программы


7. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом об обеспечении работы по повышению функциональной грамотности».
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».
 9. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».
 10. Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО».
11.  Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 №03¬1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности».
 12. Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 г. №АЗ-581-03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах РФ».
13 Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятий и 4 содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
14.Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ № 18 на 2022-2023 учебный год.
15. Основная образовательная программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18

Структура курса (разделы/темы)

Структура курса (разделы/темы)

Структура курса (разделы/темы)

Раздел 1. Введение. Количество
Раздел 2. Пространство и форма
Раздел 3. Изменения и зависимости
Раздел 4. Неопределенность и данные

Календарно-тематический план (фрагмент)

Календарно-тематический план (фрагмент)

Календарно-тематический план (фрагмент)

Текст, картинка

Тема раздела

Тема занятия

Часы

Дата

Форма занятия, виды деятельности

1

Введение

Что такое математическая грамотность. Математическая грамотность и деятельность человека

1

10.09.

Групповая Мозговой штурм, составление

2

Количество

Вычисления и сравнения чисел в бытовой ситуации
Создание количественной модели ситуации
Решение задач на определение достаточности денежных средств для покупки с учетом скидки
Пропорции в быту

1


2


2


1

17.09


24.09-01.10

08.10-15.10

22.10

Работа в парах. Практикум


Групповая работа. Практикум

Экскурсия в магазин, практикум



Групповая работа Практикум

Дополнительная часть итогового проекта

Дополнительная часть итогового проекта

Дополнительная часть итогового проекта

План. Внеурочное занятие: математическая грамотность

План. Внеурочное занятие: математическая грамотность

План. Внеурочное занятие:  математическая грамотность Класс:  9 Тема занятия: Неопределенность и данные Тип занятия:  общеметодологической направленности. Цели :   научить применять полученные знания по теории вероятности при оценке неопределеености. Планируемые результаты: предметные :учащиеся научатся прогнозировать исход игры, применяя базовые знания по теории вероятности

развивающие:развивать мыслительные операции анализ, синтез Методическое обеспечение: лото, листы с заданием. Техническое обеспечение: проектор

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма этапа

 1 этап. Мотивации.
Цель этапа: -Мотивировать к изучению
темы

-Показывает лото и просит назвать слова ассоциации, возникающие по поводу темы урока, лото и занятием по математической грамотности
Организует коллективную деятельность детей
-Формулируют тему урока

Составляют кластер из слов ассоциаций
(цифры, числа, игра, неопределенность, данные, вероятность, выигрыш и тд)

Мозговой штурм

2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель этапа: научить анализировать условие, извлекать необходимые данные, фиксировать затруднения, применять полученные знания ,
Девятиклассник работает с некоторой игровой ситуацией с информацией, представленной в достаточно явном виде, но в тексте, где есть и другая числовая информация. Это отличает данное комплексное задание от традиционных математических задач. Учащимся также дано изображение конкретной карточки из заданий 1 и 2, однако, это скорее, иллюстративный материал, поскольку вся необходимая для ответа на вопрос информация содержится в тексте.

-Предлагает изучить вопрос А из задания1 (листы с заданием на столах) и вычислить вероятность
 
Демонстрирует верное решение
Предлагает приступить к вопросу Б
-Организует обсуждение намеченного плана решения задания

 Вспоминают определение и формулу классической вероятности, делают простейшие вычисления
 
Сверяют ответ
Учащиеся составляют план решения вопроса Б задания1
Обосновывают свое мнение
Вычисляют вероятность
Демонстрируют решение

. Работа в парах

Методическое обеспечение: лото, листы с заданием

Методическое обеспечение: лото, листы с заданием

развивающие:развивать мыслительные операции анализ, синтез Методическое обеспечение: лото, листы с заданием. Техническое обеспечение: проектор

3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.                                                       
 Цель этапа: обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся применения формулы при решении практической задачи
(Ситуация, предложенная в задании 2, усложняется за счёт того, что ученик должен проанализировать условие задачи и понять, какие исходы можно считать благоприятными, то есть требуется умение правильно понимать математический текст)

-Работа с условием задания 2 Организует коллективную деятельность детей
Организует проверку групповой работы
Организует коллективное обсуждение представленных решений.

 -Анализируют условие
- Выбирают благоприятные исходы
Вычисляют вероятность
Демонстрируют решение

Групповая работа

4 этап  Этап включения изученного в систему знаний. 
Цель этапа. Научить: -ориентироваться в разных способах выполнения задания; -использовать приобретённые знания и умения при выполнении задания; -выполнять учебное действие в соответствии  с учебным заданием; -представлять результат своей деятельности.

- Предлагает приступить к заданию 3
Заполните таблицу по условию и о Организует коллективную деятельность детей
Организует проверку групповой работы
Озвучивает, что учебная задача разрешена.

Выдвигают гипотезы и выбирают метод разрешения проблемной ситуации
 Заполняют таблицу и определяют на сколько цена лотерейного билета выше ожидаемого выйгрыша.
 

Групповая работа

. 5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель этапа:
Научить: -соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности

Организует фронтальный опрос
- Что обобщили на уроке?
- Что-то вам захотелось узнать? -Предлагает заполнить таблицу   
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю


Отвечают на вопросы и заполняют таблицу


Индивидуальная работа

3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.                                                       
 Цель этапа: обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся применения формулы при решении практической задачи
(Ситуация, предложенная в задании 2, усложняется за счёт того, что ученик должен проанализировать условие задачи и понять, какие исходы можно считать благоприятными, то есть требуется умение правильно понимать математический текст)

-Работа с условием задания 2 Организует коллективную деятельность детей
Организует проверку групповой работы
Организует коллективное обсуждение представленных решений.

 -Анализируют условие
- Выбирают благоприятные исходы
Вычисляют вероятность
Демонстрируют решение

Групповая работа

Тематический план (фрагмент) Текст №

Тематический план (фрагмент) Текст №

Тематический план (фрагмент)

Текст

Тема раздела

Тема занятия

Кол-во
часов

Планируемые результаты

Примечание

1

Введение

Что такое математическая грамотность. Математическая грамотность и деятельность человека

1

Находят и извлекают информацию

2

Количество

 

6

 

-Вычисления и сравнения чисел в бытовой ситуации
-Создание количественной модели ситуации
-Решение задач на определение достаточности денежных средств для покупки с учетом скидки
-Пропорции в быту

 
 
 
 
 
 

Применяют математические знания при решении проблем

Тест№1

3.
 

Пространство и форма

 

8

 


 

 

- Интерпретация перспективы с фото и рисунка
-Вычисление расстояния по плану, рисунку
-Площадь многоугольника
-Определение площади неправильной фигуры с использованием приведенного масштаба
-Соотношение трехмерных моделей
 

 
 
 
 
 

Интерпретируют и оценивают математические данные в контексте лично значимой ситуации
Составляет математическую модель на основе анализа ситуации

 Тест№2
Тест№3

Дополнительные материалы Текст

Дополнительные материалы Текст

Дополнительные материалы

Текст

Ссылка на фрагмент : https://docs.google.com/spreadsheets/d/10K3Mwsu3FHwKGCSGVxcKqTARnhNLXNGZhpewWUuNKK0/edit?usp=sharing…

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023