МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина»
_______________________ Н.Ю. Андреева
Приказ № _____от «___» __________2020 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Математика после уроков»
название предмета
12-13 лет, 7 класс
возраст, класс
2020-2021 учебный год
срок реализации программы
Учитель: Дроздова Ирина
Михайловна, учитель математики, высшая
ФИО,
должность, кв. категория
Поселок совхоза им. Ленина
2020
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 7 класса «Математика после уроков» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Место курса внеурочной деятельности «Математика после уроков» в учебном плане МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина» определяется Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 2012 года. Курс предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана и рассчитан на 35 часов в год (по 1 часу в неделю).
Основная цель курса внеурочной деятельности:
- создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, формирование устойчивого интереса к предмету математика
Задачи курса:
Обучающие:
™ Научить правильно применять математическую терминологию;
™ Совершенствовать навыки счёта;
™ Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
™ Воспитательные:
™ Формировать навыки самостоятельной работы;
™ Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
™ Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
™ Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
™ Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
™ Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
™ Развивать вариативное мышление, воображение, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Новизна программы заключается в том, что содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Общая характеристика
В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, практических заданий, проектных задач, дидактических и развивающих игр.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
Возраст детей, участвующие в реализации данной программы 12-13 лет.
Срок реализации данной образовательной программы 2020-2021 учебный год.
Занятия внеурочной деятельности проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов
Наполняемость группы 25 человек.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
В личностном направлении:
G формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
G формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
G развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
G формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
G воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
G формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
G развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
G формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
G умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
G умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;
G умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
G умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.
G развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
В предметном направлении:
G овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
G умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
G владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
G умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «Математика после уроков» обучающиеся должны/получат возможность
знать/понимать:
ü основные ключевые понятия математики;
ü способы решения головоломок, ребусов;
ü некоторые сведения об истории математической науки, о счете у первобытных людей;
ü о некоторых великих математиках и их достижениях;
ü иметь навыки быстрого счета, счета на руках;
ü о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;
ü головоломку Пифагора, Колумбово яйцо;
ü методы рассуждений;
ü простые и сложные высказывания;
ü составные части математических высказываний;
ü необходимые и достаточные условия.
уметь:
ü решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;
ü решать задачи на переливание жидкости;
ü правильно употреблять математические термины;
ü решать задачи на математическую логику;
ü строить логические рассуждения;
ü самостоятельно принимать решения, делать выводы.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.
Раздел II. Учебно – тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
|
1 |
Понятие множества. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Пустое множество. Пересечение множеств. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3 |
Действия со смешанными числами. Загадочные дроби. |
1 |
|
1 |
|
4 |
Перестановки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
5 |
Размещения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6 |
Сочетания. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
7 |
«Сказочные» задачи. |
1 |
|
1 |
|
8 |
Расстояние между точками. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
9 |
Задачи на делимость. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
10 |
Логические задачи и принцип Дирихле. |
1 |
|
1 |
|
11 |
Разложение многочлена на множители. |
1 |
|
1 |
|
12 |
Центральная симметрия. |
1 |
|
1 |
|
13 |
Осевая симметрия. |
1 |
|
1 |
|
14 |
Умножение и деление разложенных многочленов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
15 |
Теорема Безу. Схема Горнера. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
16 |
Комбинаторная геометрия. |
1 |
|
1 |
|
17 |
В стране рыцарей и лжецов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
18 |
Решение задач с помощью уравнений. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
19 |
Геометрические миниатюры. |
1 |
|
1 |
|
20 |
Доказательство от противного. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
21 |
Инвариант. Остатки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
22 |
Математические игры. |
1 |
|
1 |
|
23 |
Спичечная мозаика. |
1 |
|
1 |
|
24 |
Эйлеровы графы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
25 |
Инвариант. Четность. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
26 |
Задачи на взвешивание. |
1 |
|
1 |
|
27 |
Логические задачи, решаемые таблицами. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
28 |
Системы счисления. |
1 |
1 |
|
|
29 |
Логические задачи, решаемые кругами Эйлера. |
1 |
|
1 |
|
30 |
Игра-конкурс «Математический Эльбрус» |
2 |
|
2 |
|
31 |
Весенний математический букет |
2 |
|
2 |
|
32 |
Итоговое занятие. Защита проектов. |
2 |
|
2 |
|
|
Итого: |
35 |
9,5 |
25,5 |
|
Раздел III. Содержание изучаемого курса
Основные методические особенности курса:
1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий до заданий со звездочкой;
2. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:
| Логические задачи.
| Задачи на смекалку.
| Задачи на взвешивание.
| Задачи со спичками.
| Геометрия на плоскости.
| Проценты.
| Пропорции.
| Действия с рациональными числами.
Раздел IV. Методическое обеспечение образовательной программы.
Разнообразные формы внеурочной деятельности помогают взаимопониманию между учащимися, учат их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.
На занятиях внеурочной деятельности преобладают следующие формы работы:
ü решение задач;
ü участие в дистанционных математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру»,
ü знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
ü проектная деятельность;
ü самостоятельная работа;
ü работа в парах, в группах;
ü творческие работы;
ü подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся других классов (параллелей).
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.
¯ Т.С. Безлюдова. Математика после уроков. Факультативные занятия. 7 класс. Мозырь. Белый ветер.
¯ Ф.Ф. Нагибин. Математическая шкатулка. М. Просвещение.
¯ Я.И. Перельман. Занимательная математика. Ростов на Дону. ЗАО «Книга».
¯ И.Ф. Шарыгин. Наглядная геометрия. М. «Дрофа».
¯ Н.А. Криволапова. «Внеурочная деятельность. Программа развитья познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы». Москва. «Просвещение».
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
_________________ Л.Н. Птичкина
Протокол МО № _____ от «___» __________ 2020 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________________ Е.М. Путятина.
«___» _____________ 2020 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.