Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" 7 класс

  • docx
  • 29.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Математика после уроков 7 класс.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    « Средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина»

 

 

 

 

 

                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ 

                                                                             Директор МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина»

                                                                                _______________________ Н.Ю. Андреева

                                                                           Приказ № _____от «___» __________2020 г.

 

                                                                                                                  



Рабочая программа внеурочной деятельности

 

 «Математика после уроков» 

      название предмета

12-13 лет, 7 класс

возраст, класс

 

2020-2021 учебный год

 срок реализации программы

 

 

Учитель: Дроздова Ирина Михайловна, учитель математики, высшая
ФИО, должность, кв. категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поселок совхоза им. Ленина

2020

 

 

 

Раздел 1. Пояснительная записка

 

           Программа внеурочной деятельности для 7 класса «Математика после уроков» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.  Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

          Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

  Место курса внеурочной деятельности «Математика после уроков» в учебном плане МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина» определяется Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 2012 года. Курс предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана и рассчитан на 35 часов в год (по 1 часу в неделю).

      Основная цель курса внеурочной деятельности:

            - создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, формирование устойчивого интереса к предмету математика

     Задачи курса:

Обучающие:

Научить правильно применять математическую терминологию;

Совершенствовать навыки счёта;

Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные:

Формировать навыки самостоятельной работы;

Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;

Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;

Развивать вариативное мышление, воображение, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

        Новизна программы заключается в том, что содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Общая характеристика

          В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.

 Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, практических заданий, проектных задач, дидактических и развивающих игр.

   В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

        Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

        Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

         В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.

Возраст детей, участвующие в реализации данной программы 12-13 лет.

Срок реализации данной образовательной программы 2020-2021 учебный год.   

Занятия внеурочной деятельности проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов  

Наполняемость группы 25 человек.

                Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

        В личностном направлении:

G  формирование ответственного отношения к учению, готовности  и способности к  саморазвитию;

G  формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;

G  развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

G  формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

G  воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

G  формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

G  развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

          В метапредметном направлении:

G  формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

G  умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;

G  умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;

G  умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);

G  умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.

G  развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

      В предметном направлении:

G  овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;

G  умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно  и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

G  владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;

G  умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.

        В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению  «Математика после уроков» обучающиеся должны/получат возможность

знать/понимать:

ü  основные ключевые понятия  математики;

ü  способы решения головоломок, ребусов;

ü  некоторые  сведения об истории математической науки, о счете у первобытных людей;

ü  о некоторых великих математиках и их достижениях;

ü  иметь навыки быстрого счета, счета на руках;

ü  о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;

ü  головоломку Пифагора, Колумбово яйцо;

ü  методы рассуждений;

ü  простые и сложные высказывания;

ü  составные части математических высказываний;

ü  необходимые и достаточные условия.

уметь:

ü  решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;

ü  решать задачи на переливание жидкости;

ü  правильно употреблять математические термины;

ü  решать задачи на математическую логику;

ü  строить логические рассуждения;

ü  самостоятельно принимать решения, делать выводы.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II.  Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

2.

3.

4.

5.

 

1

Понятие множества.

1

1

 

 

2

Пустое множество. Пересечение множеств.

1

0,5

0,5

 

3

Действия со смешанными числами. Загадочные дроби.

1

 

1

 

4

Перестановки.

1

0,5

0,5

 

5

Размещения.

1

0,5

0,5

 

6

Сочетания.

1

0,5

0,5

 

7

«Сказочные» задачи.

1

 

1

 

8

Расстояние между точками.

1

0,5

0,5

 

9

Задачи на делимость.

1

0,5

0,5

 

10

Логические задачи и принцип Дирихле.

1

 

1

 

11

Разложение многочлена на множители.

1

 

1

 

12

Центральная симметрия.

1

 

1

 

13

Осевая симметрия.

1

 

1

 

14

Умножение и деление разложенных многочленов.

1

0,5

0,5

 

15

Теорема Безу. Схема Горнера.

1

0,5

0,5

 

16

Комбинаторная геометрия.

1

 

1

 

17

В стране рыцарей и лжецов.

1

0,5

0,5

 

18

Решение задач с помощью уравнений.

1

0,5

0,5

 

19

Геометрические миниатюры.

1

 

1

 

20

Доказательство от противного.

1

0,5

0,5

 

21

Инвариант. Остатки.

1

0,5

0,5

 

22

Математические игры.

1

 

1

 

23

Спичечная мозаика.

1

 

1

 

24

Эйлеровы графы.

1

0,5

0,5

 

25

Инвариант. Четность.

1

0,5

0,5

 

26

Задачи на взвешивание.

1

 

1

 

27

Логические задачи, решаемые таблицами.

1

0,5

0,5

 

28

Системы счисления.

1

1

 

 

29

Логические задачи, решаемые кругами Эйлера.

1

 

1

 

30

Игра-конкурс «Математический Эльбрус»

2

 

2

 

31

Весенний математический букет

2

 

2

 

32

Итоговое занятие. Защита проектов.

2

 

2

 

 

Итого:

35

9,5

25,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Содержание изучаемого курса

 

Основные методические особенности курса:

1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий до заданий со звездочкой; 

2. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.  

Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:

|  Логические задачи.

|  Задачи на смекалку.

|  Задачи на взвешивание.

|  Задачи со спичками.

|  Геометрия на плоскости.

|  Проценты.

|  Пропорции.

|  Действия с рациональными числами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел IV. Методическое обеспечение образовательной программы.

 

Разнообразные формы внеурочной деятельности помогают взаимопониманию между учащимися, учат их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.

            На занятиях внеурочной деятельности преобладают следующие формы работы:

ü  решение задач;

ü  участие в дистанционных математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру»,

ü  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

ü  проектная деятельность;

ü  самостоятельная работа;

ü  работа в парах, в группах;

ü  творческие работы;

ü  подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся других классов (параллелей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.

 

¯  Т.С. Безлюдова. Математика после уроков. Факультативные занятия. 7 класс. Мозырь. Белый ветер.

¯  Ф.Ф. Нагибин. Математическая шкатулка. М. Просвещение.

¯  Я.И. Перельман. Занимательная математика. Ростов на Дону. ЗАО «Книга».

¯  И.Ф. Шарыгин. Наглядная геометрия. М. «Дрофа».

¯  Н.А. Криволапова. «Внеурочная деятельность. Программа развитья познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы». Москва. «Просвещение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

_________________ Л.Н. Птичкина

Протокол МО № _____ от «___» __________ 2020 г.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________________ Е.М. Путятина.

 «___» _____________ 2020 г.