МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Математика. Повторение курса в формате ОГЭ»
название
14-16 лет, 9 класс (9 «А», 9 «Г»)
возраст, класс
2020-2021 учебный год
срок реализации программы
Учитель: Дроздова Ирина Михайловна, учитель математики, высшая
ФИО, должность, кв. категория
Поселок совхоза им. Ленина
2020
I. Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Математика. Повторение курса в формате ЕГЭ» составлена на основе следующих нормативных документов:
· Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
· Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
· Приказ Министерства образования и науки РФ №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
· Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Программа составлена на 34 часа с периодичностью 1 час в неделю (продолжительность занятия 45 минут) и рассчитана на обучающихся 9 класса.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущую роль в математике играет формирование алгоритмического мышления, воспитание умений действовать по заданным алгоритмам и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.
Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 5 – 9 классов повторяется блоками.
Осваивая курс математики, одни школьники ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Поэтому при организации кружковой работы необходимо использовать дифференцированный подход. При этом каждый ученик самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться.
Во время занятий продолжается развитие основных приемов и навыков курса алгебры:
- вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач, задач на проценты и др., на кружке этим вопросам уделяется больше внимания.
Одна из целей кружка состоит в том, чтобы познакомить обучающихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.
Цели:
- расширение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 9 класса к экзамену по алгебре;
- формирование устойчивого интереса к предмету.
Задачи:
- развить математические способности школьников;
- обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена;
- расширить и углубить знания по математике;
- повысить математическую культуру.
Возраст детей, участвующие в реализации данной программы 14-16 лет.
Срок реализации данной образовательной программы 2020-2021 учебный год.
Занятия внеурочной деятельности проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов
Наполняемость группы 25 человек.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
В личностном направлении:
G формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
G формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
G развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
G формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
G воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
G формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
G развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
G формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
G умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
G умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;
G умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
G умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.
G развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
В предметном направлении:
G овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
G умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
G владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
G умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «Математика. Повторение курса в формате ОГЭ» обучающиеся должны/получат возможность
Знать/понимать
· методы преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих дроби, корни, степень;
· способы преобразования алгебраических выражений;
· основные методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений, нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;
· методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
· свойства функции;
· алгоритм исследования функции;
· уметь:
· применять методы преобразования числовых выражений, содержащих дроби, корни, степень на практике;
· применять способы преобразования алгебраических выражений на практике;
· применять методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств на практике;
· строить график любой функции, находить область определения и множество значений функции, исследовать функцию по алгоритму;
· записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые формулы, определения, свойства.
Критерием успешной работы внеурочной деятельности должно служить качество математической подготовки обучающихся, подготовка к олимпиадам, умение использовать различные методы и приемы решения поставленных задач, успешная сдача экзамена за курс основной школы в форме ОГЭ.
Методы и формы работы с учащимися с ОВЗ:
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — воспитание познавательного интереса у школьников. Это касается и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ следующие:
ü формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
ü развитие памяти и внимания;
ü формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);
ü развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
ü формирование учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий).
При организации учебно – воспитательного процесса используется следующие подходы:
v замедленный темп обучения;
v предупреждение умственных и физических перегрузок (структурное упрощение содержания обучения;
v дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут;
v соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности);
v использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание;
v организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;
v наглядно – практический характер обучения;
v опора на знания и жизненный опыт учащихся;
v установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
v сознательное усвоение учащимися различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема;
v рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
v система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков.
II. Учебно-тематический план
№ занятия |
Темы |
Количество часов |
Дата проведения |
|||||
всего |
теория |
практика |
По плану |
По факту |
||||
|
Рациональные неравенства и их системы. |
8 |
1,75 |
6,25 |
|
|
||
1 |
Числовые неравенства. Сравнение величин. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
2 |
Рациональные неравенства. Решение систем неравенств и совокупностей. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
3 |
Линейные неравенства, содержащие модуль. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
4 |
Квадратные неравенства. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
5 |
Линейные неравенства с параметром. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
6 |
Квадратные неравенства с параметром. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
7 |
Метод интервалов. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
8 |
Решение олимпиадных задач |
1 |
- |
1 |
|
|
||
Системы уравнений. |
10 |
2,25 |
7,75 |
|
|
|||
9 |
Рациональные уравнения с двумя переменными. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
10 |
Решение систем уравнений. Метод подстановки. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
11 |
Решение систем уравнений. Метод алгебраического сложения |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
12 |
Решение систем уравнений. Метод разложения на множители. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
13 |
Решение систем уравнений. Метод введения новых переменных. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
14 |
Решение систем уравнений. Симметрические системы уравнений. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
15 |
Решение систем уравнений. Графический метод. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
16 |
Решение текстовых задач. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
17 |
Решение текстовых задач. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
18 |
Решение олимпиадных задач |
1 |
- |
1 |
|
|
||
Числовые функции |
7 |
1,5 |
5,5 |
|
|
|||
19 |
Функции. Способы задания функций. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
20 |
Свойства функций. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
21 |
Линейная функция. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
22 |
Квадратичная функция и ее свойства. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
23 |
Степенные функции. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
24 |
Кусочно заданные функции. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
25 |
Решение олимпиадных задач. |
1 |
- |
1 |
|
|
||
Прогрессии. |
5 |
1,25 |
3,75 |
|
|
|||
26 |
Числовая последовательность и ее свойства. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
27 |
Арифметическая прогрессия. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
28 |
Арифметическая прогрессия |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
29 |
Геометрическая прогрессия. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
30 |
Геометрическая прогрессия. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
|
||
31 - 34 |
Решение вариантов ОГЭ. |
4 |
- |
4 |
|
|
||
|
Итого: |
34 |
6,75 |
27,25 |
|
|
||
III. Содержание программы.
Основные методические особенности курса:
1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий до заданий со звездочкой;
2. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:
Содержание: повторить, углубить и систематизировать знания по данным темам.
Содержание: повторить, углубить и систематизировать знания по данным темам.
· Квадратичная функция и ее свойства.
· Степенные функции.
· Кусочно заданные функции.
Содержание: повторить, углубить и систематизировать знания по данным темам.
4. Прогрессии (5 часов).
· Числовая последовательность и ее свойства.
· Арифметическая прогрессия.
· Геометрическая прогрессия.
Содержание: повторить, углубить и систематизировать знания по данным темам.
5. Решение вариантов ОГЭ (3 часа).
Содержание: повторить решение экзаменационных задач по алгебре, геометрии, задач на логику, комбинаторных задач, тестов прошлых лет (ГИА). Провести тестирование в форме и по материалам ОГЭ.
IV. Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
Разнообразные формы внеурочной деятельности помогают установить взаимопонимание между учащимися, учат их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.
На занятиях преобладают следующие формы работы:
V. Список литературы
1. Математика: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов И.В. Ященко. М.: Издательство «Национальное образование», 2020, 2021. — (ОГЭ ФИПИ – школе).
2. Математика. 40 тренировочных вариантов. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону. ООО «Легион». 2020, 2021
3. Сборник рабочих программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Издательство «Просвещение», Москва, 2018
Интернет - ресурсы
http://schoolmathematics.ru/ege/zadanie-v10,
http://www.coolreferat.com/,
www.zadanonadom.ru,
matematikalegko.ru
http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/GIA-2013-Matematika-Demonstracionnyj-variant-REALNAYA-MATEMATIKA-1659/Default.aspx
www.mathgia.ru - Открытый банк задач по математике (ОГЭ)
http://www.mathnet.spb.ru/ Дмитрий Гущин – сайт элементарной математики
http://wvvw.fipi.ru/ - ФИПИ
http://www.ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал ЕГЭ
http://egeigia.ru/ - Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам
http://uztest.ru/ онлайн тесты по по математике (ОГЭ, ЕГЭ).
http://festival.1september.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.ziimag.narod.ru/
http://www.alleng.ru/
http://bbk50.narod.ru/
http://smekalka.pp.ru/
http://pedsovet.su/load/18
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
_________________ Л.Н. Птичкина
Протокол ШМО № _____ от «___» ______ 2020 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
_________________ О.В. Сукманова
«___» _____________ 2020 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.