Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика. Повторение курса в формате ОГЭ". 9 класс.

  • docx
  • 31.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Математика. Повторение курса в формате ОГЭ..docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина»

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ
                                                                                            Директор МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина»
________________ Н.Ю. Андреева
 Приказ №___ от   «___»_______________2020 г.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа внеурочной деятельности

 

 «Математика. Повторение курса в формате ОГЭ»

название

 

14-16 лет, 9 класс (9 «А», 9 «Г»)

возраст, класс

 

2020-2021 учебный год

 срок реализации программы

 

 

 

 

Учитель: Дроздова Ирина Михайловна, учитель математики, высшая

ФИО, должность, кв. категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поселок совхоза им. Ленина

2020

 

 

I.                   Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Математика. Повторение курса в формате ЕГЭ» составлена на основе следующих нормативных документов:

·         Закон  РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

·         Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

·         Приказ Министерства образования и науки РФ №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

·         Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Программа составлена на 34 часа с периодичностью 1 час в неделю (продолжительность занятия 45 минут)  и рассчитана на обучающихся 9 класса.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущую роль в математике играет формирование алгоритмического мышления, воспитание умений действовать по заданным алгоритмам и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.

Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 5 – 9 классов повторяется блоками.

Осваивая курс математики, одни школьники ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Поэтому при организации кружковой работы необходимо использовать дифференцированный подход. При этом каждый ученик самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться.

Во время занятий продолжается развитие основных приемов и навыков курса алгебры:

- вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;

- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.

           Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач, задач на проценты и др., на кружке этим вопросам уделяется больше внимания.

Одна из целей кружка состоит в том, чтобы познакомить обучающихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.

Цели:

- расширение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 9 класса к экзамену по алгебре;

- формирование устойчивого интереса к предмету.

Задачи: 

- развить математические способности школьников;

- обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена;

- расширить и углубить знания по математике;

- повысить математическую культуру.

Возраст детей, участвующие в реализации данной программы 14-16 лет.

Срок реализации данной образовательной программы 2020-2021 учебный год.   

Занятия внеурочной деятельности проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов  

Наполняемость группы 25 человек.

                Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

        В личностном направлении:

G  формирование ответственного отношения к учению, готовности  и способности к  саморазвитию;

G  формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;

G  развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

G  формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

G  воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

G  формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

G  развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

          В метапредметном направлении:

G  формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

G  умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;

G  умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;

G  умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);

G  умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.

G  развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

      В предметном направлении:

G  овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;

G  умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно  и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

G  владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;

G  умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.

        В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению  «Математика. Повторение курса в формате ОГЭ» обучающиеся должны/получат возможность

Знать/понимать

·    методы преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих дроби, корни, степень;

·    способы преобразования алгебраических выражений;

·    основные методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений, нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;

·    методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;

·    свойства функции;

·    алгоритм исследования функции;

·    уметь:

·    применять методы преобразования числовых выражений, содержащих дроби, корни, степень на практике;

·    применять способы преобразования алгебраических выражений на практике;

·    применять методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств на практике;

·    строить график любой функции, находить область определения и множество значений функции, исследовать функцию по алгоритму;

·    записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые формулы, определения, свойства.

Критерием успешной работы внеурочной деятельности должно служить качество математической подготовки обучающихся, подготовка к олимпиадам, умение использовать различные методы и приемы решения поставленных задач, успешная сдача экзамена за курс основной школы в форме ОГЭ.

Методы и формы работы с учащимися с ОВЗ:

           Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — воспитание познавательного интереса у школьников. Это касается и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ следующие:

ü  формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;

ü  развитие памяти и внимания;

ü  формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);

ü  развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

ü  формирование учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий).

При организации учебно – воспитательного процесса используется следующие подходы:

v  замедленный темп обучения;

v  предупреждение умственных и физических перегрузок (структурное упрощение содержания обучения;

v  дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут;

v  соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности);

v  использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание;

v  организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;

v  наглядно – практический характер обучения;

v  опора на знания и жизненный опыт учащихся;

v  установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

v  сознательное усвоение учащимися различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема;

v  рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;

v  система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.                Учебно-тематический план

занятия

Темы

Количество часов

Дата проведения

всего

теория

практика

По плану

По факту

 

Рациональные неравенства и их системы.

8

1,75

6,25

 

 

1

Числовые неравенства. Сравнение величин.

1

0,25

0,75

 

 

2

Рациональные неравенства. Решение систем неравенств и совокупностей.

1

0,25

0,75

 

 

3

Линейные неравенства, содержащие модуль.

1

0,25

0,75

 

 

4

Квадратные неравенства.

1

0,25

0,75

 

 

5

Линейные неравенства с параметром.

1

0,25

0,75

 

 

6

Квадратные неравенства с параметром.

1

0,25

0,75

 

 

7

Метод интервалов.

1

0,25

0,75

 

 

8

Решение олимпиадных задач

1

-

1

 

 

Системы уравнений.

10

2,25

7,75

 

 

9

Рациональные уравнения с двумя переменными.

1

0,25

0,75

 

 

10

Решение систем уравнений. Метод подстановки.

1

0,25

0,75

 

 

11

Решение систем уравнений. Метод алгебраического сложения

1

0,25

0,75

 

 

12

Решение систем уравнений. Метод разложения на множители.

1

0,25

0,75

 

 

13

Решение систем уравнений. Метод введения новых переменных.

1

0,25

0,75

 

 

14

Решение систем уравнений. Симметрические системы уравнений.

1

0,25

0,75

 

 

15

Решение систем уравнений. Графический метод.

1

0,25

0,75

 

 

16

Решение текстовых задач.

1

0,25

0,75

 

 

17

Решение текстовых задач.

1

0,25

0,75

 

 

18

Решение олимпиадных задач

1

-

1

 

 

Числовые функции

7

1,5

5,5

 

 

19

Функции. Способы задания функций.

1

0,25

0,75

 

 

20

Свойства функций.

1

0,25

0,75

 

 

21

Линейная функция.

1

0,25

0,75

 

 

22

Квадратичная функция и ее свойства.

1

0,25

0,75

 

 

23

Степенные функции.

1

0,25

0,75

 

 

24

Кусочно заданные функции.

1

0,25

0,75

 

 

25

Решение олимпиадных задач.

1

-

1

 

 

Прогрессии.

5

1,25

3,75

 

 

26

Числовая последовательность и ее свойства.

1

0,25

0,75

 

 

27

Арифметическая прогрессия.

1

0,25

0,75

 

 

28

Арифметическая прогрессия

1

0,25

0,75

 

 

29

Геометрическая прогрессия.

1

0,25

0,75

 

 

30

Геометрическая прогрессия.

1

0,25

0,75

 

 

31

-

34

Решение вариантов ОГЭ.

4

-

4

 

 

 

Итого:

34

6,75

27,25

 

 

 

III.             Содержание программы.

Основные методические особенности курса:

1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий до заданий со звездочкой; 

2. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.  

Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:

  1. Рациональные неравенства и их системы (8 часов).
  • Числовые неравенства. Сравнение величин.
  • Рациональные неравенства.
  • Решение систем неравенств и совокупностей. Линейные неравенства, содержащие модуль.
  • Квадратные неравенства.
  • Линейные неравенства с параметром.
  • Квадратные неравенства с параметром.
  • Метод интервалов.

Содержание: повторить, углубить и систематизировать знания по данным темам.

  1. Системы уравнений (11 часов).
  • Рациональные уравнения с двумя переменными.
  • Решение систем уравнений. Метод подстановки.
  • Решение систем уравнений. Метод алгебраического сложения
  • Решение систем уравнений. Метод разложения на множители.
  • Решение систем уравнений. Метод введения новых переменных.
  • Решение систем уравнений. Симметрические системы уравнений.
  • Решение систем уравнений. Графический метод.
  • Решение текстовых задач. Задачи на работу.
  • Решение текстовых задач. Задачи на движение.
  • Решение текстовых задач. Задачи на проценты.

           Содержание: повторить, углубить и систематизировать знания по данным темам.

  1. Числовые функции (8 часов).
  • Функции. Способы задания функций.
  • Свойства функций.
  • Линейная функция.

·         Квадратичная функция и ее свойства.

·         Степенные функции.

·         Кусочно заданные функции.

            Содержание: повторить, углубить и систематизировать знания по данным темам.

4.     Прогрессии (5 часов).

·         Числовая последовательность и ее свойства.

·         Арифметическая прогрессия.

·         Геометрическая прогрессия.

            Содержание: повторить, углубить и систематизировать знания по данным темам.

5.     Решение вариантов ОГЭ (3 часа).

Содержание: повторить решение экзаменационных задач по алгебре, геометрии, задач на логику, комбинаторных задач, тестов прошлых лет (ГИА). Провести тестирование в форме и по  материалам ОГЭ.

 

 

 

 

 

IV. Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы.

Разнообразные  формы внеурочной деятельности помогают установить взаимопонимание между учащимися, учат их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.

            На занятиях преобладают следующие формы работы:

  • беседа;
  • индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;
  • выразительное чтение;
  • самостоятельная творческая работа;
  • обсуждение проблемных вопросов;
  • защита творческих работ;
  • работа с графическими объектами.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Список литературы

 

1.      Математика: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов  И.В. Ященко. М.: Издательство «Национальное образование», 2020, 2021. — (ОГЭ  ФИПИ – школе).

2.      Математика. 40 тренировочных вариантов. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону. ООО «Легион». 2020, 2021

3.      Сборник рабочих программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Издательство «Просвещение», Москва, 2018

Интернет - ресурсы

http://schoolmathematics.ru/ege/zadanie-v10,

http://www.coolreferat.com/,

 www.zadanonadom.ru,

matematikalegko.ru

http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/GIA-2013-Matematika-Demonstracionnyj-variant-REALNAYA-MATEMATIKA-1659/Default.aspx 

www.mathgia.ru - Открытый банк задач по математике (ОГЭ)

http://www.mathnet.spb.ru/ Дмитрий Гущин – сайт элементарной математики

http://wvvw.fipi.ru/ - ФИПИ

http://www.ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал ЕГЭ

http://egeigia.ru/ - Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам

http://uztest.ru/ онлайн тесты по по математике (ОГЭ, ЕГЭ).

http://festival.1september.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://www.ziimag.narod.ru/

http://www.alleng.ru/

http://bbk50.narod.ru/

http://smekalka.pp.ru/

http://pedsovet.su/load/18

 

 

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

 

_________________ Л.Н. Птичкина

 

Протокол ШМО № _____ от «___» ______ 2020 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

 

_________________ О.В. Сукманова

 

«___» _____________ 2020 г.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru