Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бамматюртовская средняя общеобразовательная школа им.М.Муталимова»
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей физико-математического цикла руководитель ШМО ____________________________________ (подпись) (фамилия, инициалы) Протокол от «____» августа 202___г.№ __ |
СОГЛАСОВАНА зам. директора по УВР
_____________________________ (подпись) (фамилия, инициалы)
«______» августа 202___г.
|
УТВЕРЖДЕНА приказом директора
от «____» августа 202__г. №___
___________________ / Пашаева З.Ю /
|
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»
5 класс (базовый уровень)
на 2020-2021учебный год
Ахмедовой Тамилы Вахаевны,
учителя математики
Бамматюрт 2020г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1] (далее – ФГОС ООО) и писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении предметной области «Математика».
Предметная область «Математика» может быть реализована через:
1) занятия по предметной области «Математика», учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы математического образования;
3) включение занятий по предметной области «Математика» во внеурочную деятельность в рамках реализации программы работы с одаренными обучающимися.
Данный учебный предмет имеет своей целью развитие мышления, прежде всего, и формирование абстрактного мышления.
Изучение предмета «Математика» способствует решению следующих задач:
1) формирование алгоритмических умений и навыков, эвристических приемов, как общего, так и конкретного характера;
2) формирование таких качеств мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность;
3) формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Ценностные ориентиры:
- социальная солидарность,
- труд и творчество,
- наука,
- искусство,
- природа,
- человечество.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС»
Изучение курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4. Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2. Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5. Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить практические вычисления с процентами, использовать прикидки и оценки, выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной прямой точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА»
ТЕМА 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА – 4 ЧАСА
Ряд натуральных чисел. Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисление по формулам.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 7 ЧАСОВ
Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Буквенные выражения. Угол. Виды углов. Градусная мера углов. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Равенство фигур. Треугольник. Виды треугольников.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 7 ЧАСОВ
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень с натуральным показателем. Решение текстовых задач арифметическими способами. Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы. Уравнение. Корень уравнения.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 4. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 4 ЧАСА
Обыкновенные дроби. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 5. ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ – 13 ЧАСОВ
Открытие десятичных дробей. Достоверное и невозможное события Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Проценты. Решение текстовых задач арифметическими способами. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА»
№ занятия |
№ занятия в теме |
Тема занятия |
Основные виды учебной деятельности |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
5.2 класс |
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
|
ТЕМА 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА – 4 ЧАСА |
|
|||||
1 |
1 |
Различные системы счисления. Десятичная запись натуральных чисел |
Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала «Как считали в старину» |
1 учеб. неделя |
|
|
2 |
2 |
Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе |
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «На чей аршин мерить вернее?». Работа в малых группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов о числах» |
2 учеб. неделя |
|
|
3 |
3 |
Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
3 учеб. неделя |
|
|
4 |
4 |
Примеры зависимостей между величинами, их представление в виде формул. Вычисление по формулам |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение |
4 учеб. неделя |
|
|
ТЕМА 2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 7 ЧАСОВ |
|
|||||
5 |
1 |
Сложение и вычитание натуральных чисел |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
5 учеб. неделя |
|
|
6 |
2 |
Текстовые задачи на сложение и вычитание натуральных чисел |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение |
6 учеб. неделя |
|
|
7 |
3 |
Свойства сложения. Буквенные выражения |
Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала «Язык, понятный всем» |
7 учеб. неделя |
|
|
8 |
4 |
Числовые и буквенные выражения: модели и решения в общем виде |
Построение моделей решения задач с помощью буквенных выражений. Обсуждение корректности и рациональности способов решения задачи |
8 учеб. неделя |
|
|
9 |
5 |
Построение угла, равного данному |
Работа в малых группах над алгоритмом построения угла, обсуждение и объяснение результата, построение углов |
9 учеб. неделя |
|
|
10 |
6 |
Построение треугольника, равного данному по трем сторонам |
Работа в малых группах над алгоритмом построения треугольника, обсуждение и объяснение результата, построение треугольника |
10 учеб. неделя |
|
|
11 |
7 |
Построение треугольника, равного данному по двум сторонам и углу между ними |
Работа в малых группах над алгоритмом построения треугольника, обсуждение и объяснение результата, построение треугольника |
11 учеб. неделя |
|
|
ТЕМА 3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 7 ЧАСОВ |
|
|||||
12 |
1 |
Свойства умножения |
Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств умножения |
12 учеб. неделя |
|
|
13 |
2 |
Деление с остатком |
Обсуждение докладов учащихся на тему «Что на что делится?». Работа в малых группах по составлению задач на деление с остатком |
13 учеб. неделя |
|
|
14 |
3 |
Текстовые задачи на умножение и деление натуральных чисел |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
14 учеб. неделя |
|
|
15 |
4 |
Степень с натуральным показателем |
Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств умножения; формулирование свойств степени |
15 учеб. неделя |
|
|
16 |
5 |
Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок. |
Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением правил порядка действий и раскрытия скобок |
16 учеб. неделя |
|
|
17 |
6 |
Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы |
Работа в малых группах над алгоритмом приведения подобных слагаемых, обсуждение и объяснение результата, составление формул |
17 учеб. неделя |
|
|
18 |
7 |
Уравнение. Корень уравнения |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
18 учеб. неделя |
|
|
ТЕМА 4. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 4 ЧАСА |
|
|||||
19 |
1 |
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. |
Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала «Попасть в дроби» |
19 учеб. неделя |
|
|
20 |
2 |
Основное свойство дроби |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
20 учеб. неделя |
|
|
21 |
3 |
Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел |
Обсуждение различных способов решения задач с применением правил сравнения обыкновенных дробей и смешанных чисел |
21 учеб. неделя |
|
|
22 |
4 |
Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
22 учеб. неделя |
|
|
ТЕМА 5. ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ – 13 ЧАСОВ |
|
|||||
23 |
1 |
Открытие десятичных дробей. |
Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала «От шестидесятиричных к десятичным дробям» |
23 учеб. неделя |
|
|
24 |
2 |
Прикидки результатов вычислений |
Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением прикидки результатов вычислений |
24 учеб. неделя |
|
|
25 |
3 |
Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной |
Работа в малых группах над алгоритмом перевода десятичной дроби в обыкновенную и обыкновенной в десятичную |
25 учеб. неделя |
|
|
26 |
4 |
Решение текстовых задач арифметическими способами |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение |
26 учеб. неделя |
|
|
27 |
5 |
Основные свойства уравнений |
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Зачем нужны уравнения?». Работа в малых группах: «Объяснение свойств уравнений» |
27 учеб. неделя |
|
|
28 |
6 |
Решение текстовых задач с помощью уравнений |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение |
28 учеб. неделя |
|
|
29 |
7 |
Откуда берутся средние величины |
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Среднестатистический человек». Работа в малых группах: «Нахождение среднего значения измеряемой величины» |
29 учеб. неделя |
|
|
30 |
8 |
Работа с таблицами |
Работа над составлением и анализом таблиц «В нашем классе, доме, городе…» и их последующее обсуждение |
30 учеб. неделя |
|
|
31 |
9 |
Работа с диаграммами |
Работа над составлением и анализом диаграмм «В нашем классе, доме, городе…» и их последующее обсуждение |
31 учеб. Неделя |
|
|
32 |
10 |
Координатная плоскость. График |
Работа в малых группах над алгоритмом построения координатной плоскости и графика, обсуждение и объяснение результата, выполнение графической работы |
32 учеб. неделя |
|
|
33 |
11 |
Страшные проценты |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
33 учеб. неделя |
|
|
34 |
12 |
Комбинации и перестановки |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам, графы |
34 учеб. неделя |
|
|
35 |
13 |
Достоверное и невозможное события |
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Случайности не случайны». Работа в малых группах: «Нахождение вероятности события» |
35 учеб. неделя |
|
|
9
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс 5-2
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Изменения |
Причины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.