РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на педсовете Директор ГКОУ Шафрановская
протокол №_____ санаторная школа-интернат:
от «___»_____2019г. _________ А. Д. Аипова
«___»_____2019г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир экскурсий»
Срок реализации-1год
Составили:.
Нуриева Н.Д.
Хайруллина Е.И.
Шафраново 2019 год
1. Пояснительная записка………………………………………………………..………
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности……………………………………………………………………………
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности………………………………………..
4. Тематическое планирование экскурсий……………………………………………….
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
курса внеурочной деятельности……………………………………………………….
1. Пояснительная записка.
Программа экскурсионной деятельности составлена для обучающихся шафрановской санаторной школы- интернат с целью привлечения интереса учащихся к истории района, где они проживают и учатся, к истории и культуре своего родного края.
Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование».
Не менее важным в экскурсионной деятельности является развитие кругозора, разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
Педагогический потенциал образовательных экскурсий даёт воспитанникам живой жизненный опыт общения. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у воспитанников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Экскурсионно-познавательная программа включают в себя изучение культуры и достопримечательностей места посещения, его истории и литературы.
Цель экскурсионной работы –углубленное изучение школьной программы, создание условий для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.
Задачи: -приобрести знания о родном крае, его истории и культурных ценностях;
- воспитать у воспитанников чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию;
-приобщить воспитанников к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
-совершенствовать нравственное и физическое развитие детей и подростков.
Место внеурочной деятельности «Мир экскурсий» в учебном плане: - в неделю 1 час на каждого руководителя, - за год- 34 часа на каждого руководителя. В течение года планируется посетить 12экскурсий и 5-6 из них выездных.
Объектом изучения являются жизнь родного края во всех направлениях. После экскурсии на классном часе или на соответствующем уроке воспитанники обмениваются впечатлениями, обсуждают увиденное и определяют с помощью учителя свой прирост в знаниях.
Программа предусматривает практические занятия-экскурсии-внеаудиторные занятия, во время которых дети добывают полезную информацию под руководством педагогов(руководителей курса ) Программа составлена и рассчитана для детей 1-6классов, реализуется как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов по представлению классных руководителей. При организации экскурсий на природу
Данный курс рассчитан на 1 год.
Ожидаемые результаты:
Экскурсии в процессе воспитания рассматривается как
важный инструмент формирования следующих способностей воспитанников:
1.Разбираться в ключевых проблемах современной жизни: исторических,
экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных.
2. Ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и
мировоззрения нашего региона.
3. Социально адаптироваться к жизни в современном мире, уметь реализовать себя
в определенных социальных ролях.
4. Решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему
обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
5. Приобрести знания о родном крае, его исторических и культурных ценностях.
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные УДД
-формирование у обучающихся мотивации к обучению, развитие познавательных навыков;
-формирование осознанного, доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению;
-освоение социальных норм, правил поведения;
-развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
-развитие коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
-формирование основ экологического сознания;
развитие эстетического сознания;
-развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие.
Метапредметные УДД: регулятивные
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей; -учитывать выделенные педагогом ориентиры действия. познавательные
-осознанное владение логическими действиями (определение, обобщение, установление аналогии, классификация);
-умение устанавливать причинно-следственные связи;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; коммуникативные - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); -формулировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы;
Предметные УДД:
-использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности;
Формы работы: наблюдение, изучение объектов, исследование объектов. Методы работы:словесные((рассказ, беседа , сообщение), наглядные( посещение объектов,рассматривание рисунков, макетов, карт,схем при обследовании объектов ), аудиовизуальные(слайды, видеофильмы,фильмы на цифровых носителях) практические(рисунки, памятки) Виды деятельности: учебная(литературно-краеведческие викторины,,витруальные путешествия по стране),практические занятия-экскурсии.
По итогам экскурсионной деятельности обучающиеся должны знать: - название региона, родного села, города, и села в котором живут и учатся - символику региона, района, школы., - традиции народов, проживающих в регионе, -правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе . – правила и нормы поведения в общественных местах. - условия жизни животных в естественных условиях., - окружающий растительный мир своего региона, роль растений в жизни людей. – понятия: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей.
Содержание курса :
1.Пешеходные экскурсии по окрестностям с.Шафраново. 2 .Экскурсии с посещением музеев. 3.Экскурсии в районную детскую и сельскую библиотеки. 4.Экскурсии на производство. 5.Экскурсии по военно-патриотической тематике. 6.Экскурсии по природоведческой тематике.
Экскурсии планируются заранее и имеют логический результат- итог(беседа, рисунки , фотоотчет).
4. Тематическое планирование экскурсий
Сентябрь
№ |
Содержание |
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
Классы |
ДАТА |
Ответственное лицо |
|||
ПЛАН |
ФАКТ |
|||||||
1 |
Пешеходная экскурсия по улице, на которой мы живем |
1час |
1класс |
09.09 |
|
Нуриева Н.Д. |
||
2 |
Ознакомительная экскурсия по с.Шафраново (достопримечательности, инфраструктура) |
2 час |
Вновь поступившие дети
|
О5. 09 |
|
Хайруллина Е.И. |
||
3 |
Экскурсия в осенний лес |
2 часа |
Нач.кл. |
.22. 09 |
|
Хайруллина Е.И. Нуриева Н.Д. |
||
Октябрь
Содержание |
Кол-во часов |
Классы |
Сроки |
Ответственное лицо |
|||
план |
факт |
||||||
4 |
Виртуальная экскурсия «7 чудес Башкортостана» |
0,5 часа |
1-6 |
10. 10 |
|
Хайруллина Е.И. |
|
5 |
Поездка в с. Раевский В хлебопекарню «Зариф» |
4 часа |
2-6(выборочно) |
28. 10 |
|
НуриеваА.Д. |
|
6 |
Виртуальная экскурсия в художественную галерею «Белая лошадь»г .Геленджик. |
0,5 часа |
3 |
02. 10 |
|
Хайруллина Е.И |
|
Ноябрь
Содержание |
|
Классы |
Сроки |
|
Ответственное лицо |
|
7 |
«Давлекановский историко-краеведческий музей» в городе Давлеканово |
4 |
4 кл (выб)
|
|
Нуриева Н.Д |
|
8 |
Виртуальная экскурсия в Вотчину Деда Мороза –Великий Устюг |
0,5 часа |
1-4кл |
18.11. |
|
Хайруллина Е.И. |
Декабрь
Содержание |
|
Классы |
Сроки |
Ответственное лицо |
||
ПЛАН |
ФАКТ |
|||||
9 |
Экскурсия к заснеженым елям .(у администрации сельск .поселения) |
1 час |
3 |
25 дек |
|
Хайруллина Е.И. |
10 |
Экскурсия в «Районный Дом Культуры» в селе Раевский |
3 часа |
5-6 |
20. 12 |
|
Нуриева Н.Д. |
Январь
Содержание |
|
Классы |
Сроки |
Ответственное лицо |
|||
|
|||||||
11 |
Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю |
0,5 часа |
3 |
22. 01. |
|
Хайруллина Е.И |
|
12 |
Музей семьи Аксаковых в селе Надеждено |
6 часов |
5- 6 |
10. 01 |
|
Нуриева Н.Д. |
|
|
|
||||||
Февраль
Содержание |
|
Классы |
Сроки |
Ответственное лицо |
||
|
||||||
13 |
Экскурсия в зимний лес |
2
|
02. 02. |
|
Хайруллина Е.И. Нуриева Н.Д. |
|
14 |
Экскурсия в дворец спорта «Ыласын» в с. Раевский |
4 |
Вос.кружка «Борьба» |
21. 02 |
|
Нуриева Н .Д. |
15 |
Виртуальная экскурсия на Север |
0,5 ч |
3-4 кл |
29. 02 |
|
Хайруллина Е.И. |
Март
Содержание |
|
Классы |
Сроки |
Ответственное лицо |
||
|
||||||
16 |
Историко-краеведческий музей в городе Белебее |
5 |
2-6 (выб) |
15 . 03 |
|
Хайруллина Е.И. |
17 |
Неделя детской книги. Посещение сельской библиотеки |
1 |
1 |
25 . 03 |
|
Нуриева Н.Д. |
18 |
Экскурсия в театр Кукол в город Уфу |
7 |
5- 6 |
20. 03 |
|
Хайруллина Е.И. |
Апрель
Содержание |
|
Классы |
Сроки |
Ответственное лицо |
||
|
||||||
19 |
Экскурсия на Братское кладбище |
2 |
1-6 |
30. 04 |
|
Нуриева Н.Д. |
20 |
Экскурсия в весенний лес. |
2 |
1-4 |
25 . |
|
Хайруллина Е.И. Нуриева Н.Д. |
21 |
Экскурсия в цех по изготовлению кумыса с.Чайкино |
2 |
3 |
30. 04 |
|
Хайруллина Е.И. |
Май
Содержание |
|
Классы |
Сроки |
Ответственное лицо |
||
|
||||||
22 |
Экскурсия в районную детскую библиотеку Круглый стол «День Победы» |
3
|
4-6 |
08. 05 |
|
Нуриева Н.Д. |
23 |
Экскурсия в г. Уфу к памятнику С.Юлаева (лучших учеников)
|
7 часов |
4-6 |
21. 05. |
|
Хайруллина Е.И. |
24 |
Экскурсия к«Вечному огню» в с.Раевкий с прогулкой по прилегающему парку. |
3 часа |
1-6 (выб) |
07. 05 |
|
Хайруллина Е.И. |
5.Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. ФЗ «Об образовании в РФ»;№237 ОТ 29.12.2012г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ.- М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения.); 3.Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.);
4. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"; 5. Послания президента РФ к Федеральному собранию от 12.12.2017г.- 6.Концепция духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Концепция развития дополнительного образования детей»РП РФ от 24.04.2015№729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2020г по реализации концепции развития дополнительного образования детей, утв .РП РФ ОТ 04.09.2014№1726р». 7. Учебный план ГКОУ Шафрановская санаторная школа –интернат на 2019-2020 учебный год.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.