Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района
«Основная общеобразовательная школа п. Пырьях»
Приложение к ООП ООО
Приказ от 30.08.2019 г. № 187-О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «МОЙ МИР»
1 класс
Составитель: Загребельная О.Н., учитель начальных классов, первая кв. категория.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования, авторской программы «Мой мир» учителя начальных классов Зуевой Ирины Михайловны.
2019 – 2020 учебный год
І. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мой мир»
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностными результатами изучения курса ««Мой мир» формирование следующих умений:
¾ воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
¾ понимать и принимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей.
¾ проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
¾ принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
¾ внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
¾ ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
¾ внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
¾ различать этические чувства – стыд, вину, совесть как регуляторы морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
¾ компетенции в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
¾ способности в решении моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
Научится:
¾ ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
¾ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
¾ осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью средств ИКТ.
¾ строить сообщения в устной письменной форме.
¾ понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
¾ сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
¾ группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
¾ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
¾ записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью средств ИКТ.
Регулятивные УУД:
Научится:
¾ Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
¾ осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
¾ вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Обучающийся получит возможность научиться:
¾ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
¾ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные УУД:
Научится:
¾ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
¾ строить монологические высказывания. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
¾ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.
¾ сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
¾ участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
¾ формулировать собственное мнение и позицию.
¾ сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
¾ учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
¾ понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
¾ продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Ожидаемые предметные результаты:
1. обогащение личного опыта общения детей; иметь представление о качествах личности и нравственных нормах поведения;
2. Иметь представление о своих желаниях. потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
3. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения в разных ситуациях;
4. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
5. соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других;
6. адекватно отвечать на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и т. д.
Формы проведения занятий:
· познавательная, этическая, профилактическая беседа;
· сюжетно-ролевые игры;
· игры-спор;
· подвижные игры;
· учебные игры;
· конкурсы;
· тестирование;
· тренинги.
II. Содержание программы внеурочной деятельности «Мой мир»
МОДУЛЬ I. «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»
Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций
Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Особые трудности испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.
МОДУЛЬ II. «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали становится наиболее актуальным в период реформирования общества, смены ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей.
Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. У детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Все это позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др.
В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые.
Однако у наших детей это получается не всегда, и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями, поэтому появляются негативные нравственные образования.
Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать значение труда для будущей самостоятельно жизни.
В содержание занятий включен теоретический материал и перечень практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний, формирование значимых поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля предусматривается использовать такие методы и приемы, как:
-беседы на нравственную тему;
-чтение художественных произведений с последующим анализом;
-анализ смыслового содержания пословиц, поговорок;
-продолжение тематического рассказа;
-учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного
характера);
-разыгрывание и анализ ситуации;
-игры;
-мини-конкурсы;
-совместная разработка правил поведения.
Методика работы с детьми строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия, при проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.
Реализация данной программы рассчитана на обучающихся 1класса. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. На изучение программы отводятся 33 часа (33 учебные недели).
III. Календарно-тематическое планирование «Мой мир»
1 класс (33 часа)
№ |
Дата по плану |
Дата факт |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности обучающихся |
I четверть 8 ч |
|||||
Искусство общения (16 часов) |
|||||
1. |
04.09. |
|
Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! |
1 ч. |
Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве. Знать: правила знакомства. Уметь: определять структуру речевой ситуации (кто – кому – где – когда – что – с какой целью). |
2. |
11.09. |
|
Дом, в котором я живу. |
1 ч. |
Экскурсия по школе. Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра «Кто, где живёт?», с правилами речевого этикета. Уметь: соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости; использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. |
3. |
18.09. |
|
Каждой вещи - свое место. |
1 ч. |
|
4. |
25.09. |
|
Умение ценить свое и чужое время. |
1 ч. |
|
5. |
02.10. |
|
Самое удивительное чудо на свете. |
1 ч. |
Показать роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку. Знать: роль книги в жизни человека. Уметь: соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости. |
6. |
09.10. |
|
Моё любимое имя. |
1 ч. |
Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок. Уметь: уметь строить диалог; использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. |
7. |
16.10. |
|
Что я могу сказать о себе. |
1 ч. |
|
8. |
23.10. |
|
Вежливая азбука. |
1 ч. |
Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. |
II четверть 8 ч |
|||||
9. |
06.11. |
|
«Если вы вежливы…» |
1 ч. |
Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения). Знать: правила речевого общения. Уметь: уметь строить диалог, участвовать в споре; использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. |
10. |
11.11. |
|
Как хорошо быть вместе! |
1 ч. |
Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке». Уметь: соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости; использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. |
11. |
18.11. |
|
Внимательный ли ты слушатель. |
1 ч. |
Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи». Знать: диалогическую и монологическую речи. Уметь: использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. |
12. |
25.11. |
|
Внимательный ли ты слушатель. |
1 ч. |
|
13. |
02.12. |
|
Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.
|
1 ч. |
Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так». Уметь: соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости; использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. |
14. |
09.12. |
|
Мы так похожи и мы такие разные. |
1 ч. |
|
15. |
16.12. |
|
Винтики – конфеточки – мальчики и девочки. |
1 ч. |
Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация. Знать: правила социального поведения. Уметь: соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости; использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. |
16. |
23.12. |
|
Ссоры и споры. Почему люди ссорятся. |
|
Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд. Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра. Знать: формула согласия, отказа. Уметь: соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости; использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. |
III четверть 9 ч |
|||||
Познай себя (17 часов). |
|||||
17. |
13.01. |
|
Я – неповторимый человек. |
1 ч. |
Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение « Горка». Задание «Кленовые листочки» (сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках». Уметь: сравнивать предметы по разным признакам. |
18. |
20.01. |
|
Оцени других и себя. |
1 ч. |
Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра «Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», «На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов). Уметь: оценивать себя и других. |
19. |
27.01. |
|
Что в имени моём? |
1 ч. |
Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ воспитателя «Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие «Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение «Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка». Знать: что обозначают имена. Уметь: обратиться к незнакомому человеку, к взрослому. |
20. |
03.02. |
|
Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? |
1 ч. |
Игра «Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята». Уметь: соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости; использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. |
21. |
10.02. |
|
Порадовать близких. Как это просто! |
1 ч. |
|
22. |
17.02. |
|
Посеешь характер – пожнёшь судьбу. |
1 ч. |
Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение «Каким я себе нравлюсь». Знать: определение характера. Уметь: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. |
23. |
02.03. |
|
Посеешь характер – пожнёшь судьбу. |
1 ч. |
|
24. |
09.03. |
|
Как стать прилежным и старательным. |
1 ч. |
Знакомство с новыми понятиями «прилежный», «старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С. Баруздин «О человеке и его часах» Знакомство с новыми понятиями «прилежный», «старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С. Баруздин «О человеке и его часах». Знать: понятия «прилежный», «старательный». Уметь: соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости; применять все усвоенные знания и умения в практической жизни. |
25. |
16.03. |
|
Жадность и жадины. |
1 ч. |
Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети представляют себе «жадность». Выставка рисунков. Знать: понятие «жадность». |
IV четверть 8 ч |
|||||
26. |
30.03. |
|
Моя внимательность и внимание. |
1 ч. |
Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые – задания: «Найди одинаковые предметы», «Найди игрушку», «Что это?», «Что появилось?», «Найди отличия», «Что потерялось?». Знать: значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе; применять все усвоенные знания и умения в практической жизни. |
27. |
06.04. |
|
Мой труд каждый день. |
1 ч. |
|
28. |
13.04. |
|
Ответственность и я.
|
1 ч. |
Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Игра «Сказочное путешествие»(вопросы по сказкам).Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям? Знать: понятие ответственности. Уметь: находить примеры из жизни поправимых и непоправимых ошибок. |
29. |
20.04. |
|
Как быть прилежным и старательным.
|
1 ч. |
|
30. |
27.04. |
|
Зависть.
|
1 ч. |
Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть» на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Л. Анализ и чтение пословиц о зависти. Знать: понятие зависти. Уметь: соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости. |
31. |
04.05. |
|
А ты поступи по другому.
|
1 ч. |
|
32. |
11.05. |
|
В дружбе сила. |
1 ч. |
Чтение стихотворения «Совершите чудо». Психогимнастика «Я желаю тебе…» Игра «Закончи предложение» (друг - это тот, кто…) Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах). Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение стихотворения «Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра «Найди друга». Знать: понятие «дружба». Уметь: работать в группах; применять все усвоенные знания и умения в практической жизни. |
33. |
18.05. |
|
На чём основано взаимопонимание. |
1 ч. |
Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный портрет», «О чем говорят глаза». Игры-ситуации (проигрывание). Знать: что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание. Уметь: соотносить умение трудиться с возможностью получать удовлетворение от результатов своего труда. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.