При разработке программы использовались следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009г. № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования")
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») с учетом Распоряжения руководителя ФНС М.В. Мишустина от 07.10.2011 № 150 «О создании рабочей группы по повышению налоговой грамотности населения» и Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 №08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования».
- Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011г. №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. №03-2960.
- Общеобразовательная программа начального общего образования МОУ «Крымская школа»;
1. Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Налоговая грамотность» являются:
· умение грамотно распоряжаться деньгами.
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых,налоговых отношений: сопоставление доходов и расходов;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Налоговая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2. Содержание курса
5 класс (17 часов)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать налоговую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое налоговая грамотность
Конференция по курсу «Налоговая грамотность».
6 класс (17 часов)
Раздел 1. Основная проблема экономики
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок
Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса
Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель
Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения
Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг
Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность
Деловая игра. Конференция по курсу «Налоговая грамотность».
7 класс (17 часов)
Раздел 1. Личное финансовое планирование
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».
Раздел 5. Страхование
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6. Пенсии
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Налоговая грамотность»
3. Тематический план
5 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран. |
1 |
|
2 |
Семья как потребитель. |
1 |
|
3 |
Хозяйственная деятельность семьи. |
1 |
|
4 |
Потребности человека и семьи. |
1 |
|
5 |
Элементы семейного хозяйства. |
1 |
|
6 |
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. |
1 |
|
7 |
Что такое бюджет семьи. |
1 |
|
8 |
Что кладут в потребительскую корзину. |
1 |
|
9 |
Доходы и расходы семьи. |
1 |
|
10 |
Бюджет семьи. |
1 |
|
11 |
Ресурсосбережение основа финансового благополучия. |
1 |
|
12 |
Банковская карта Виды банковских карт. |
1 |
|
13 |
Как умно управлять своими деньгами. |
1 |
|
14 |
Как сделать сбережения. |
1 |
|
15 |
Кредиты. Виды кредитов. |
1 |
|
16 |
Налоги. |
1 |
|
17 |
Социальные пособия. |
1 |
|
6 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России |
1 |
|
2 |
Ресурсосбережение основа финансового благополучия. |
1 |
|
3 |
Финансовое благополучие семьи. |
1 |
|
4 |
Бюджет семьи. |
1 |
|
5 |
Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность? |
1 |
|
6 |
Потребительская корзина. Прожиточный минимум. |
1 |
|
7 |
Купля – продажа. Товары и услуги. |
1 |
|
8 |
Виды торговли. Типы магазинов. |
1 |
|
9 |
Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик? |
1 |
|
10 |
Виды торговли. |
1 |
|
11 |
Дисконтные карты. Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги. |
1 |
|
12 |
Пластиковые карты. Правила пользования. |
1 |
|
13 |
Банковский вклад. Виды банковских вкладов. |
1 |
|
14 |
Что такое пенсия. |
1 |
|
15 |
Услуги службы занятости населению. |
1 |
|
16 |
Налоговая система РФ |
1 |
|
17 |
Что такое финансовое мошенничество. Страховой рынок России. |
1 |
|
7 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Роль денег в нашей жизни. |
1 |
|
2 |
Структура доходов семьи. |
1 |
|
3 |
Зарплата как источник дохода. |
1 |
|
4 |
Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов. |
1 |
|
5-6 |
Составление, анализ семейного бюджета. |
2 |
|
7 |
Что такое финансовое мошеничество. |
1 |
|
8 |
Фальшивые деньги. Тест. |
1 |
|
9 |
Кредиты. Виды кредитов. |
1 |
|
10 |
Микрофинансированнные кооперативы. |
1 |
|
11 |
Банковска карта. |
1 |
|
12 |
Кредитная карта. |
1 |
|
13 |
Возможности банковской карты. |
1 |
|
14 |
Социальные службы. |
1 |
|
15 |
Пенсионная система РФ. |
1 |
|
16 |
Налоговая система РФ. |
1 |
|
17 |
Итоговая работа по курсу Налоговая грамотность. |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.