Разработка конспекта урока по окружающему миру земля-кормилица
Оценка 4.8

Разработка конспекта урока по окружающему миру земля-кормилица

Оценка 4.8
Документация
docx
окружающий мир
4 кл
08.12.2021
Разработка конспекта урока по окружающему миру земля-кормилица
Тема. Земля-кормилица Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов. Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно нахо¬дить необходимую информацию в материалах учебников, выпол¬нять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выво¬ды; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познава¬тельных задач; регулятивные — действовать по плану, контроли¬ровать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — применять правила делового сотрудничества. Оборудование: электронное приложение к учебнику, распеча¬танные задания для кроссвордов, образцы полезных ископаемых, физическая карта, карточки с условными обозначениями полез¬ных ископаемых у каждого ученика, образцы почвы, карточки с индивидуальным заданием, схема «Состав почвы», краеведче¬ская литература для работы в группах, карточки с ответами. Тип урока. Усвоение нового материала.
Земля-кормилица 4 класс.docx

Тема.  Земля-кормилица

Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно нахо­дить необходимую информацию в материалах учебников, выпол­нять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выво­ды; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познава­тельных задач; регулятивные — действовать по плану, контроли­ровать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — применять правила делового сотрудничества.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, распеча­танные задания для кроссвордов, образцы полезных ископаемых, физическая карта, карточки с условными обозначениями полез­ных ископаемых у каждого ученика, образцы почвы, карточки с индивидуальным заданием, схема «Состав почвы», краеведче­ская литература для работы в группах, карточки с ответами.

Тип урока. Усвоение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой

—  Найдите и покажите на карте месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа.

—  Где на территории нашего края добывают полезные иско­паемые? (Ответы детей.)

2. Словарный диктант

Подготовьте карточки с условными обозначениями полез­ных ископаемых. Узнайте полезное ископаемое, покажите нужную карточку.

•   Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, на фермах служит под­стилкой для скота, удобрением. (Торф.)

•   Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мел­ких, плотно соединенных зерен. (Железная руда.)

•   Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Ка­менный уголь.)

•   Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит.)

•   Обычно белый или серый камень, образовался из остатков мор­ских организмов. (Известняк.)

•   Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть.)

•   Образовался при разрушении гранита, используется в строитель­стве и при производстве стекла. (Песок.)

•   Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончар­ном деле. (Глина.)

•   На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ.)

3. Индивидуальное задание на карточке

Опишите полезное ископаемое по плану.

План

 1. Название.

2. Свойства.

3. Способ добычи.

4. Значение, применение.

(Учащиеся получают образцы полезных ископаемых.)

- Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства.

нефть                                                 жидкое

                                                             горючее

газ                                                       газообразное

                                                              маслянистое

железная руда                                    с резким запахом

                                                            легче воды

глина                                                 тяжелее воды

                                                            пластичное

                                                          плавкое   

4. Тест

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

а)археологи

б)геологи

 в)строители

2. К полезным ископаемым относятся:

а) кирпич, бетон, бензин

б) станки, вазы, ножницы

в) нефть, газ, глина

3. В строительстве используются:

а) торф, железная руда, самоцветы

б) песок, глина, гранит

в) мрамор, каменный уголь, малахит

4. Металлы получают из:

а) каменного угля, янтаря, мела

б) жемчуга, известняка, торфа

в) железной руды, медной руды

5. При помощи буровых установок добывают:

а) нефть, природный газ

б) калийную соль, алмазы

в) мрамор, гранит

6. В шахтах добывают:

а) известняк, ракушечник, гранит

б) каменный уголь, антрацит, железную руду

в) поваренную соль, жемчуг, графит

7. В карьерах добывают:

а) известняк, песок, глину

б) золото, малахит, мрамор

в) нефть, торф, бурый уголь

8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, — это:

а) алмаз, известняк, графит

б) железная руда, поваренная соль, мел

в) каменный уголь, нефть, торф

5. Сообщения учащихся

—  Кто побывал в краеведческом музее и узнал что-то новое о полезных ископаемых?

(Выслушать детей с сообщениями.)

—  Кто узнал, какие полезные ископаемые или продукты их переработки использует ваша семья? (Высказывания уча­щихся.)

III. Самоопределение к деятельности

—  В названии темы урока «...-кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу. (Земля.)

—  Прочитаем тему урока: «Земля-кормилица». Какой вопрос возникает? (Почему землю называют кормилицей?)

—  Как бы вы ответили на этот вопрос? (Высказывания уча­щихся.)

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели? (Рабо­тать в группах, парах, читать учебник, дополнительную литературу, работать в тетради, рассуждать, делать вы­воды.)

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

—  Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей. Вспомните, как называется верхний слой зем­ли. (Почва.)

—  Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы види­те? (Остатки сухих листьев. Остатки старой травы. Ма­ленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)

—  Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

—  Вспомним, что входит в состав почвы. (Воздух, вода, песок, глина, перегной — гумус, минеральные соли.)

(Учитель показывает схему «Состав почвы».)

—  От чего зависит плодородие почвы? (От количества пере­гноя.)

В природе существует большое число типов почв. Тип почвы зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы.

2. Работа по учебнику С. 160

(Ученики рассматривают изображения образцов почв, отве­чают на вопросы. Проверяют себя по тексту учебника на с. 171.)

—  Что нового узнали? (Ответы детей.)

3. Сообщения учащихся

(Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Чернозем — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Черноземная почва рых­лая, темная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Черноземные почвы преоб­ладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозем в Германию, так как там почва не такая пло­дородная.

Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в под­золистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем черно­земные. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Под­золистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солн­цем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая ино­гда даже застаивается на ее поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слиш­ком твердая и плотная, ее трудно обрабатывать.

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грун­товыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями.

Болотная почва формируется в условиях длительного или постоян­ного избыточного увлажнения под влаголюбивой болотной растительно­стью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.

Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Это верхняя часть торфяных за­лежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

—  Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не от­ветили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?». Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.

Положишь в волшебную кладовую горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она — земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удоб­ряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшеб­ной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

—  Что называют волшебной кладовой и почему? (Землю. По­сеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т. д.)

—  Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

—  И не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

V. Первичное закрепление Работа в группах

—  Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

(Ученики высказывают предположения.)

—  А как проверить, кто прав? (Изучить литературу, ресурсы сети Интернет.)

—  Предлагаю поработать в группах с краеведческой литерату­рой и найти информацию о почвах нашего края.

(Ученики работают в группах, узнают все о почвах своего края и записывают информацию, выполняя задание 2 на с. 75 рабочей тетради.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме 1. Кроссворд

1. Слой земли, на котором растут растения. (Почва.) 2. Одна из составных частей почвы. (Лесок.) 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.) 4. Основное свойство почвы. (Пло­дородие.)

—  Как вы думаете, что произойдет, если почвы вдруг не ста­нет? (Высказывания детей.)

—  Какой из этого можно сделать вывод?

2. Работа по учебнику С. 162-163

—  Прочитаем текст «Охрана почвы». Найдите ответы на во­просы: что разрушает почву? Что необходимо делать для защиты почвы?

(Ученики работают в парах. Коллективная проверка.)

—  Что разрушает почву? (Вода и ветер (на открытых про­странствах), вырубка леса, неправильная вспашка поля, вы­жигание трав, строительство дорог, домов.)

—  Что необходимо делать для защиты почвы?

(Дети приводят примеры, учитель прикрепляет на доску по их ответам карточки.)

•   Сажать лесополосы.

•   Правильно пахать.

•   Проводить снегозадержание.

•   Правильно поливать.

•   Беречь растения.

•   Правильно удобрять.

•   Бороться с оврагами.

•   Не засорять.

Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обра­боткой. Почву восстановить может сама природа, причем очень медленно. Охрана почвы — это задача всего человечества. Загряз­нение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы.

—  Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев.)

4. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

—  Какова была цель урока? (Найти ответ на вопрос «Почему землю называют кормилицей?».)

—  Удалось достичь поставленной цели?

—  Что называют почвой? (Почва — верхний рыхлый, плодород­ный слой земли.)

—  Почему почвы нуждаются в защите?

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

 (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

—  Какой материал урока вызвал наибольший интерес?

—  Где могут пригодиться в жизни новые знания?

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

—  Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.) Закончим наш урок поэтическими строками.

Любите родную природу — Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней родились мы с тобою, Живем мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей!

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 160—163 учебника.

 

 

 

 

 

 


 

Тема. Земля-кормилица Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов

Тема. Земля-кормилица Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов

Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства

Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства

Прочитаем тему урока: «Земля-кормилица»

Прочитаем тему урока: «Земля-кормилица»

Содержит толстый слой торфа.

Содержит толстый слой торфа.

Правильно удобрять. • Бороться с оврагами

Правильно удобрять. • Бороться с оврагами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021