Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» для обучающихся 2-4 классов

  • docx
  • 11.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Основы исследовательской деятельности.docx

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности»  

для  обучающихся 2-4 классов

 

“Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”

Бернард Шоу

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» предназначена для обучающихся 2-4 класса и составлена на основе следующих нормативных документов:

-       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.09.2009 г. №373;

-       авторская программа «Я – исследователь» А.И. Савенков. –2012;

 

Общая характеристика курса

 

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества образовательного процесса. К обучающимся начального общего образования предъявляется требование обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в среднем звене и адаптации в нём.

Одной из проблем является вопрос о развитии у ребёнка устойчивого интереса к учёбе, к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребёнка.

Исследовательская деятельность является надёжным фактором мотивации, потому что она наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании, которое по душе.

Для решения этой проблемы необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения.

Следовательно, исследовательская деятельность школьников — это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления и созданию стойкой мотивации для обучения.

Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Знания человечества имеют способность устаревать, изменяться, обновляться, совершенствоваться, а умения, навыки и способы исследовательской деятельности остаются с человеком навсегда. Поэтому система занятий по данной программе сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Направление данного курса внеурочной деятельности – интеллектуальное, целью которого является создание условий для развития личностного потенциала школьника, мотивация к познанию окружающего мира, приобщение к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.

Программа курса предназначена для обучающихся, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у них умения ставить цель и организовывать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

 

Цель программы: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ

Задачи программы:

1.     Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

2.     Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

3.     Обучить основам оформления работ.

4.     Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

5.     Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Программа рассчитана на обучающихся 9-11 лет (2-4 класс), желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, а также овладеть теоретическим и практическим материалом по выбранной тематике.

Продолжительность: 1 год.

Количество часов на год: 34 часа.

Количество часов в неделю: 1час.

 

 

Формы и режим занятий:

Программа курса включает в себя 34 занятия, которые проводятся один раз в неделю первое или второе полугодие учебного года или один раз в две недели в течение учебного года.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы: игры; работа в библиотеке с каталогами; интеллектуальные головоломки; практические занятия; работа в компьютерном классе; дискуссии; беседы.

Продолжительность занятий – 40 мин.

Форма занятий – групповая.

 

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

 

2 класс

-         слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

-         осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

-         вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

-         вести рассказ от начала до конца;

-         творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

-         работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

 

3 класс

-         наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

-         пересказывать подробно и выборочно;

-         выделять главную мысль на основе анализа текста;

-         делать выводы из фактов, совокупности фактов;

-         выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

-         выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

-         делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

 

4 класс

-         переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

-         отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

-         конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

-         систематизировать учебный план;

-         пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

-         высказывать содержательно свою мысль, идею;

-         формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;

-         решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

-         свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

-         переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

 

Исследовательская деятельность способствует формированию:

личностных УУД:

-       адекватная самооценка;

-       испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

-       формируется мотивационная основа учебной деятельности;

-       вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

 

регулятивных УУД:

-       дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

 

познавательных УУД:

-       осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-       строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;

-       осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-       фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.

 

коммуникативных УУД:

-       строить понятные для партнёра высказывания;

-       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-       учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;

-       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

Содержание программы

Что такое исследование

1. Понятия: исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).

2. Вопросы для рассмотрения: Знакомство с понятиями.

-       Что такое научное исследование?  

-       Тема исследования  

-       Актуальность исследования

-       Объект и предмет исследования

-       Гипотеза

-       Цель и задачи исследования

-       Где и как используют люди результаты научных исследований?

3. Практическая работа: составить текст «Введения»

 

Методы исследования

1.     Понятия: метод исследования.

2.     Вопросы для рассмотрения: Метод исследования как путь решения задач исследователя: компаративный анализ, системный подход, анкетирование, метод фокус-группа.

3.     Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

 

Библиография

1. Понятия: библиография.

2. Вопросы для рассмотрения: список, библиография, аннотация, оглавление.

3. Практические задания: составить и оформить библиографию.

 

Социология как предмет исследования, исследовательская практика.

1. Понятия: социология.

2. Вопросы для рассмотрения: формы и методы социологических исследований

3. Практические задания. Отработать формы и методы социологических исследований.

 

Что такое анкетирование.

1. Понятия: анкетирование, социологическое исследование.

2. Вопросы для рассмотрения: виды анкет, составление анкеты.

3. Практические задания: составить анкеты для фокус-группы

 

Структура исследования

1.     Понятия: тема исследования, структура исследования, цель, задача, гипотеза.

2.     Вопросы для рассмотрения: Что такое тема исследования. Группы тем исследования (фантастические, экспериментальные, теоретические). Правила выбора темы исследования. Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования. Зачем нужны цель и задачи исследования? Слова, с которых начинаются цели исследования (разработать, обосновать, охарактеризовать, выявить, определить, экспериментально проверить, проанализировать, раскрыть, изучить, обеспечить и др.). Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы.

3.     Практические задания: разбить рабочий материал на главы.

 

Фокус-группа

1.     Понятия: фокус-группа

2.     Вопросы для рассмотрения индивидуальны для каждой группы обучающихся.

3.     Практические задания: Работа с фокус- группой. Сообщение о проведенном анкетировании.

 

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите

1.     Понятия: сообщение, доклад, презентация, защита.

2.     Вопросы для рассмотрения: Что такое доклад. Составление плана выступление, редактирование, подготовка презентации работы.

3.     Практические задания: самопрезентация, способы защиты.

 

Участие в школьной научно – практической конференции

Участие предполагает присутствие на школьной НПК, выступление учащихся с лучшими докладами, ответы на вопросы, высказывание собственных суждений.

 

Подведение итогов работы

Выставка исследовательских работ, презентация о работе, мнения обучающихся, родителей, педагогов о работе по программе, их пожелания.

 

Тематическое планирование. 2 класс

 

№ п/п

Название тем, разделов

Кол-во часов

1.

Что можно исследовать? Формулирование темы.

2

2.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

3.

Планирование работы.

2

4.

Подбор необходимой литературы. Ознакомление с литературой по теме исследования.

2

5.

Знакомство с методами и предметами исследования.

3

6.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

4

7.

Анализ прочитанной литературы.

2

8.

Исследование объектов.

4

9.

Оформление работы.

2

10.

Защита исследовательской работы.

2

11.

Анализ исследовательской деятельности.

2

34 часа

 

 

Тематическое планирование. 3 класс

 

№п/п

Название тем, разделов

Кол-во часов

1.

Обсуждение и выбор тем исследования.

2

2.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

2

3.

Предмет и объект исследования.

2

4.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

5.

Выбор методов исследования.

3

6.

Опытно-экспериментальная работа.

4

7.

Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

2

8.

Применение информационных технологий в исследовании.

4

9.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

2

10.

Подготовка публичного выступления.

2

11.

Защита исследования перед одноклассниками.

2

12.

Выступление на школьной НПК.

2

13.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

2

34 часа

 

 

 

Тематическое планирование. 4 класс

 

№ п/п

Название тем, разделов

Кол-во часов

1.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2

2.

Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования.

2

3.

Планирование работы. Выбор методов исследования.

2

4.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

2

5.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

3

6.

Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

4

7.

Обработка и анализ всех полученных данных.

2

8.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

4

9.

Подготовка публичного выступления.

2

10.

Защита исследования перед одноклассниками.

2

11.

Выступление на школьной НПК.

2

12.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

2

34 часа

 

 

 

Заключение

       Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой и желания углубленно работать с обучающимися.

      Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности школьника к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие обучающимся собственных способностей и возможностей.

 

 

Литература

 

1.            Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2.            Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа. 2006. №10.

3.            Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. / М.В. Дубова.– М. Баллас, 2011.

4.            Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты / Автор-составитель В.Ф. Феоктистова. Волгоград: Издательство «Учитель» 2010.

5.            Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. / А.И.Савенков– Самара: Учебная литература, 2011.