Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности»
для обучающихся 2-4 классов
“Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”
Бернард Шоу
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» предназначена для обучающихся 2-4 класса и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.09.2009 г. №373;
- авторская программа «Я – исследователь» А.И. Савенков. –2012;
Общая характеристика курса
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества образовательного процесса. К обучающимся начального общего образования предъявляется требование обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в среднем звене и адаптации в нём.
Одной из проблем является вопрос о развитии у ребёнка устойчивого интереса к учёбе, к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребёнка.
Исследовательская деятельность является надёжным фактором мотивации, потому что она наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании, которое по душе.
Для решения этой проблемы необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Следовательно, исследовательская деятельность школьников — это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления и созданию стойкой мотивации для обучения.
Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Знания человечества имеют способность устаревать, изменяться, обновляться, совершенствоваться, а умения, навыки и способы исследовательской деятельности остаются с человеком навсегда. Поэтому система занятий по данной программе сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Направление данного курса внеурочной деятельности – интеллектуальное, целью которого является создание условий для развития личностного потенциала школьника, мотивация к познанию окружающего мира, приобщение к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Программа курса предназначена для обучающихся, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у них умения ставить цель и организовывать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Цель программы: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ
Задачи программы:
1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
2. Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
3. Обучить основам оформления работ.
4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Программа рассчитана на обучающихся 9-11 лет (2-4 класс), желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, а также овладеть теоретическим и практическим материалом по выбранной тематике.
Продолжительность: 1 год.
Количество часов на год: 34 часа.
Количество часов в неделю: 1час.
Формы и режим занятий:
Программа курса включает в себя 34 занятия, которые проводятся один раз в неделю первое или второе полугодие учебного года или один раз в две недели в течение учебного года.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы: игры; работа в библиотеке с каталогами; интеллектуальные головоломки; практические занятия; работа в компьютерном классе; дискуссии; беседы.
Продолжительность занятий – 40 мин.
Форма занятий – групповая.
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
2 класс
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
- вести рассказ от начала до конца;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
3 класс
- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
- пересказывать подробно и выборочно;
- выделять главную мысль на основе анализа текста;
- делать выводы из фактов, совокупности фактов;
- выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
4 класс
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
- систематизировать учебный план;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Исследовательская деятельность способствует формированию:
личностных УУД:
- адекватная самооценка;
- испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
- формируется мотивационная основа учебной деятельности;
- вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
регулятивных УУД:
- дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
познавательных УУД:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
коммуникативных УУД:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание программы
Что такое исследование
1. Понятия: исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).
2. Вопросы для рассмотрения: Знакомство с понятиями.
- Что такое научное исследование?
- Тема исследования
- Актуальность исследования
- Объект и предмет исследования
- Гипотеза
- Цель и задачи исследования
- Где и как используют люди результаты научных исследований?
3. Практическая работа: составить текст «Введения»
Методы исследования
1. Понятия: метод исследования.
2. Вопросы для рассмотрения: Метод исследования как путь решения задач исследователя: компаративный анализ, системный подход, анкетирование, метод фокус-группа.
3. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.
Библиография
1. Понятия: библиография.
2. Вопросы для рассмотрения: список, библиография, аннотация, оглавление.
3. Практические задания: составить и оформить библиографию.
Социология как предмет исследования, исследовательская практика.
1. Понятия: социология.
2. Вопросы для рассмотрения: формы и методы социологических исследований
3. Практические задания. Отработать формы и методы социологических исследований.
Что такое анкетирование.
1. Понятия: анкетирование, социологическое исследование.
2. Вопросы для рассмотрения: виды анкет, составление анкеты.
3. Практические задания: составить анкеты для фокус-группы
Структура исследования
1. Понятия: тема исследования, структура исследования, цель, задача, гипотеза.
2. Вопросы для рассмотрения: Что такое тема исследования. Группы тем исследования (фантастические, экспериментальные, теоретические). Правила выбора темы исследования. Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования. Зачем нужны цель и задачи исследования? Слова, с которых начинаются цели исследования (разработать, обосновать, охарактеризовать, выявить, определить, экспериментально проверить, проанализировать, раскрыть, изучить, обеспечить и др.). Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы.
3. Практические задания: разбить рабочий материал на главы.
Фокус-группа
1. Понятия: фокус-группа
2. Вопросы для рассмотрения индивидуальны для каждой группы обучающихся.
3. Практические задания: Работа с фокус- группой. Сообщение о проведенном анкетировании.
Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите
1. Понятия: сообщение, доклад, презентация, защита.
2. Вопросы для рассмотрения: Что такое доклад. Составление плана выступление, редактирование, подготовка презентации работы.
3. Практические задания: самопрезентация, способы защиты.
Участие в школьной научно – практической конференции
Участие предполагает присутствие на школьной НПК, выступление учащихся с лучшими докладами, ответы на вопросы, высказывание собственных суждений.
Подведение итогов работы
Выставка исследовательских работ, презентация о работе, мнения обучающихся, родителей, педагогов о работе по программе, их пожелания.
Тематическое планирование. 2 класс
№ п/п |
Название тем, разделов |
Кол-во часов |
1. |
Что можно исследовать? Формулирование темы. |
2 |
2. |
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. |
2 |
3. |
Планирование работы. |
2 |
4. |
Подбор необходимой литературы. Ознакомление с литературой по теме исследования. |
2 |
5. |
Знакомство с методами и предметами исследования. |
3 |
6. |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
4 |
7. |
Анализ прочитанной литературы. |
2 |
8. |
Исследование объектов. |
4 |
9. |
Оформление работы. |
2 |
10. |
Защита исследовательской работы. |
2 |
11. |
Анализ исследовательской деятельности. |
2 |
34 часа |
Тематическое планирование. 3 класс
№п/п |
Название тем, разделов |
Кол-во часов |
1. |
Обсуждение и выбор тем исследования. |
2 |
2. |
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. |
2 |
3. |
Предмет и объект исследования. |
2 |
4. |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
2 |
5. |
Выбор методов исследования. |
3 |
6. |
Опытно-экспериментальная работа. |
4 |
7. |
Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. |
2 |
8. |
Применение информационных технологий в исследовании. |
4 |
9. |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
2 |
10. |
Подготовка публичного выступления. |
2 |
11. |
Защита исследования перед одноклассниками. |
2 |
12. |
Выступление на школьной НПК. |
2 |
13. |
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. |
2 |
34 часа |
Тематическое планирование. 4 класс
№ п/п |
Название тем, разделов |
Кол-во часов |
1. |
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. |
2 |
2. |
Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования. |
2 |
3. |
Планирование работы. Выбор методов исследования. |
2 |
4. |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. |
2 |
5. |
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. |
3 |
6. |
Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы. |
4 |
7. |
Обработка и анализ всех полученных данных. |
2 |
8. |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
4 |
9. |
Подготовка публичного выступления. |
2 |
10. |
Защита исследования перед одноклассниками. |
2 |
11. |
Выступление на школьной НПК. |
2 |
12. |
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. |
2 |
34 часа |
Заключение
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой и желания углубленно работать с обучающимися.
Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности школьника к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие обучающимся собственных способностей и возможностей.
Литература
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа. 2006. №10.
3. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. / М.В. Дубова.– М. Баллас, 2011.
4. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты / Автор-составитель В.Ф. Феоктистова. Волгоград: Издательство «Учитель» 2010.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. / А.И.Савенков– Самара: Учебная литература, 2011.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.