УТВЕРЖДЕНО
Приказом №59 от «20» августа 2019г.
Директор МОУ Рогачевской средней
общеобразовательной школы
________________М.А.Курачева
Рабочая программа
внеурочной деятельности учащихся 3 класса
«Мой родной край»
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Швецова Лариса Валентиновна,
учитель начальных
высшей квалификационной категории.
с.Рогачево
2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по духовно-нравственному направлению
«Мой родной край» 3 класс
Пояснительная записка
1.Нормативные документы
Рабочая программа кружка по краеведению «Мой родной край» составлена в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., Основной образовательной программой начального общего образования МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы (для 1-4 классов), календарного учебного графика, примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010).
2. Общая характеристика программы
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Занятия нацелены на формирование у школьников интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовывать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
3. Учебно-методический комплект
Для учителя: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010г.
Для учеников: Н.Г.Скегина, Г.И.Дробот, Г.И.Колпакова и др. «Подмосковье. На север от Москвы», учебное пособие для учащихся 2-4 классов, Издательский центр АЗ МСК, Москва, 1999г.
4. Цель и задачи кружка
Цель курса: способствовать воспитанию у детей нравственности, гражданственности и духовности посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
- побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через историю своей семьи;
- приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;
- познакомить ребят с историей села, в котором они проживают;
- организовать познавательную деятельность младших школьников.
5. Ценностные ориентиры содержания обучения
Содержание программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мой родной край» способствует личностному росту каждого ребенка:
- познакомить учащихся со школой как элементом малой Родины, местом, где человек усваивает социальные нормы жизни, родной язык, традиции и обычаи;
- формирование умений выполнять все традиционные нормы школьной жизни;
- формирование привычки быть доброжелательным и приветливым.
- обойти территорию школы и познакомиться со всеми ее сооружениями и прилегающими территориями;
- познакомиться с жизнью школы и правилами школьной жизни;
- посетить ближайшие к школе учреждения культуры;
- изучить историю тех улиц, по которым учащиеся класса ежедневно ходят в школу.
6. Место развивающего курса в учебном плане
Кружок по краеведению «Мой родной край» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Программа данного курса представляет систему занятий по краеведению для учащихся 3 классов в размере 34 часов и рассчитан на один год обучения (1 час в неделю).
Согласно учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год на кружок по краеведению «Мой родной край» в 3 классе выделен 1 час в неделю, что составляет, согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год: в 3а классе – 34часа .
7. Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы воспитанниками могут быть достигнуты результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях, об ответственном отношении к судьбе своей Малой Родине.
Личностные универсальные учебные действия:
- понимание смысла собственной действительности;
- освоить основы теории, необходимые понятия, терминологию;
- познакомиться с особенностями работы музеев;
- познакомиться с разделами экспозиции школьного историко-краеведческого музея;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы кружка «Мой родной край» ориентированы на достижение воспитательных результатов второго уровня.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ориентирования на местности;
- для учёта фенологических изменений в природе своей местности;
- для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
- для проведения самостоятельного поиск информации о своей местности из разных источников.
8. Технологии преподавания и формы организации занятий
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты.
В программах для каждого класса прослеживается:
- преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне;
- теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий;
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Продолжительность занятий в 1 классе – 35 минут (1-я четверть), 45 минут – (2-4-я четверти) 1 раз в неделю.
9. Содержание программы
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ |
Наименование разделов |
Количество часов в 3а классе |
1. |
Сквозь столетия |
7 |
2. |
Рукотворная река |
3 |
3. |
Дмитров в годы Великой Отечественной войны |
5 |
4. |
Экология животных |
10 |
5. |
Природа Дмитровского края |
9 |
Итого: |
34ч |
Содержание занятий 3 год обучения, 34ч.
Раздел 1. «Сквозь столетия» (7 часов)
Начало истории. Дмитровский кремль и его обитатели. Ранний Дмитров. Отечественная война 1812 года. Дмитровские декабристы. П.А Кропоткин в Дмитрове. Дмитров сегодня. Дмитров православный.
Раздел 2. «Рукотворная река» (3 часа)
Канал Москва – Волга.
Раздел 3.«Дмитров в годы Великой Отечественной войны» (5 часов)
Крах операции «Тайфун». На полях Подмосковья. Ни шагу назад. Девичий окоп.
Раздел 4. «Экология животных» (10 часов)
История развития животного мира: начало жизни на Земле. Первые обитатели суши. «Век рыб», «век рептилий» и «век теплокровных» в истории животного мира. Чему учит нас история развития жизни на Земле. История взаимоотношения человека и диких животных. Одомашнивание животных. Взаимопомощь животных. Как животные защищаются. Зависимость жизни диких животных от человека. Животные Красной книги. Зоопарки. Заповедники, заказники.
Раздел5. «Природа Дмитровского края» (9часов)
Видовой состав растительного и животного мира. Животный мир рек, водоёмов. Промысловые животные. Растения и животные, занесённые в Красную книгу. Климат. Почвы.
10. Календарно - тематическое планирование занятий кружка «Мой родной край»
в 3 классе на 34 часа (1 недельный час по учебному плану)
на 2019-2020 учебный год
№ урока п/п |
№ урока по разделу |
Наименование разделов и тем |
Дата |
|||
план |
факт |
план |
факт |
|||
3-а |
3-а |
|
|
|||
Раздел 1. Сквозь столетия (7 часов) |
||||||
1 |
1 |
Начало истории. |
06.09 |
1ч |
|
|
2 |
2 |
Дмитровский кремль и его обитатели. |
13.09 |
|
|
|
3 |
3 |
Ранний Дмитров. |
20.09 |
|
|
|
4 |
4 |
Отечественная война 1812года. |
27.09 |
|
|
|
5 |
5 |
Дмитровские декабристы. |
04.10 |
|
|
|
6 |
6 |
Дмитров православный. |
11.10 |
|
|
|
7 |
7 |
Дмитров сегодня. |
18.10 |
|
|
|
Раздел 2. Рукотворная река (3 часа) |
||||||
8 |
1 |
Канал имени Москвы. |
25.10 |
|
|
|
9 |
2 |
Главная задача будущего канала. |
15.11 |
2ч |
|
|
10 |
3 |
Как строился канал. |
22.11 |
|
|
|
Раздел 3. Дмитров в годы Великой Отечественной войны (5 часов) |
||||||
11 |
1 |
Декабрь 1941года. |
29.11 |
|
|
|
12 |
2 |
Крах операции «Тайфун». |
06.12 |
|
|
|
13 |
3 |
Откуда начиналась победа. |
13.12 |
|
|
|
14 |
4 |
Ни шагу назад. |
20.12 |
|
|
|
15 |
5 |
Девичий окоп. |
27.12 |
|
|
|
Раздел 4. Экология животных (10 часов) |
||||||
16 |
1 |
История развития животного мира. |
10.01 |
3ч. |
|
|
17 |
2 |
Первые обитатели суши. |
17.01 |
|
|
|
18 |
3 |
«Век рыб», «век рептилий», «век теплокровных» в истории животного мира. |
24.01 |
|
|
|
19 |
4 |
Чему учит нас история жизни на Земле |
31.01 |
|
|
|
20 |
5 |
История взаимоотношения человека и диких животных. |
07.02 |
|
|
|
21 |
6 |
Одомашнивание животных. |
14.02 |
|
|
|
22 |
7 |
Как животные защищаются |
21.02 |
|
|
|
23 |
8 |
Зависимость диких животных от человека. |
28.02 |
|
|
|
24 |
9 |
Животные Красной книги. |
06.03 |
|
|
|
25 |
10 |
Зоопарки, заповедники, заказники. |
13.03 |
|
|
|
Раздел 5. Природа Дмитровского края ( 9 часов) |
||||||
26 |
1 |
Видовой состав растительного мира. |
20.03 |
|
|
|
27 |
2 |
Видовой состав животного мира. |
03.04 |
4ч |
|
|
28 |
3 |
Животный мир рек, водоемов. Промысловые животные. |
10.04 |
|
|
|
29 |
4 |
Растения , занесенные в Красную книгу |
17.04 |
|
|
|
30 |
5 |
Животные, занесенные в Красную книгу |
24.04 |
|
|
|
31 |
6 |
Сроки сбора лекарственных трав и правила их заготовки |
08.05 |
|
|
|
32 |
7 |
Климат нашего края |
15.05 |
|
|
|
33 |
8 |
Почвы нашего края. |
22.05 |
|
|
|
34 |
9 |
Природные зоны Дмитровского края. |
29.05 |
|
|
|
11. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:
1 |
УМК и дополнительная литература: |
Краева И.И., Чернышев М. А. Наше Подмосковье. Книга для чтения. М.:ООО «Группа компаний «Школьный ПРОект». 2013 Юрий Чернов «Мой Дмитров» Москва РИФ «РОЙ» 2010 Иванов Ю Г. Памятные места Подмосковья. – Смоленск: Русич,2010 Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдуллаев Э.Н., Жигирева Е.Г., Федоров И. Н. История. Московская область. Дмитровский район: Методическое пособие для учителя.М.: Финансовый контроль; Магистр-Пресс Реки и озера Подмосковья, /Б.Б. Вагнер – М.: Вече,2010 А.Ф. Захаров дороги к храму Никольский храм и село Рогачево Фонд «Христианская жизнь» Клин,2010 Дмитров. 1154 – 2010. Учебное пособие /Составитель И.Н. Кишкин. Редактор И.Н. Курышев. – ГУП «Кимрская типография», 2010. Из истории промыслов в селе Рогачево и его окрестностях: Краеведческий очерк /С,В. Иванова. – Дмитров,2013 Дмитровский хронограф автор-составитель И.В. Кишкин. Издательство ТОО «Встреча» Кишкин И.В. Записки дмитровчанина. – Дмитров: СПАС, 2010 И.В.Кишкиин Дмитровский край в лицах Издательство Север Подмосковья» Дмитров 2010 Краева И.И., Чернышев М. А. Наше Подмосковье. Книга для чтения. М.:ООО «Группа компаний «Школьный ПРОект». 2013
|
|
Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦОР ЭОР) |
|
2 |
Библиотека наглядных пособий. Республиканский мультимедиа центр, 2010 Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс. Кирилл и Мефодий, 2010
|
3 |
Учебное и лабораторное оборудование: коллекция гербариев; физическая карта России; карта Московской области |
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов от 28.08.2019г. № 01
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ОВВВР _________________ Т.М.Климова
29.08. 2019г.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол педагогического совета от 30.08.2019г. № 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.