РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению «Мой родной край» 3 класс
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению «Мой родной край» 3 класс

Оценка 4.8
docx
3 кл
11.05.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному  направлению «Мой родной край» 3 класс
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Мой родной край 3 класс 2019г.docx

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №59 от «20» августа 2019г.

Директор МОУ Рогачевской средней

общеобразовательной школы

________________М.А.Курачева

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности учащихся 3 класса

«Мой родной край»

на 2019-2020 учебный год

 

Составитель:

Швецова Лариса Валентиновна,

учитель начальных

высшей квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Рогачево

2019г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по духовно-нравственному  направлению

«Мой родной край» 3 класс

           

Пояснительная записка

 

1.Нормативные документы

             Рабочая программа  кружка по краеведению «Мой родной край» составлена  в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.,  Основной образовательной программой начального общего образования МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы (для 1-4 классов), календарного учебного графика, примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010).

 

2Общая характеристика программы

            Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

              Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

                Занятия нацелены на формирование у школьников интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовывать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.

                Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

           

3. Учебно-методический комплект

            Для учителя: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010г.

            Для учеников: Н.Г.Скегина, Г.И.Дробот, Г.И.Колпакова и др. «Подмосковье. На север от Москвы», учебное пособие для учащихся 2-4 классов, Издательский центр АЗ МСК, Москва, 1999г.

 

 

4. Цель и задачи кружка

Цель курса:     способствовать воспитанию у детей нравственности,  гражданственности  и духовности посредством изучения родного края,  бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.

 

Задачи:    

  - побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через историю своей семьи;

- приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;

- познакомить ребят с историей села, в котором они проживают;

- организовать познавательную деятельность младших школьников.

 

5. Ценностные ориентиры содержания обучения

              Содержание программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мой родной край» способствует личностному росту каждого ребенка:

- познакомить учащихся со школой как элементом малой Родины, местом, где человек усваивает социальные нормы жизни, родной язык, традиции и обычаи;

- формирование умений выполнять все традиционные нормы школьной жизни;

- формирование привычки быть доброжелательным и приветливым.

- обойти территорию школы и познакомиться со всеми ее сооружениями и прилегающими территориями;

- познакомиться с жизнью школы и правилами школьной жизни;

- посетить ближайшие к школе учреждения культуры;

- изучить историю тех улиц, по которым учащиеся класса ежедневно ходят в школу.

 

6. Место развивающего курса в учебном плане

 Кружок по краеведению  «Мой родной край» введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках  духовно-нравственного направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности.

Программа данного курса представляет систему  занятий по краеведению для учащихся 3 классов в размере 34 часов и рассчитан на один год обучения (1 час в неделю).

Согласно учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год на кружок по краеведению  «Мой родной край» в 3 классе выделен 1 час в неделю, что составляет, согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной  школы на 2019-2020 учебный год: в 3а классе – 34часа .

7. Планируемые результаты освоения программы

В результате реализации программы воспитанниками могут быть достигнуты результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях, об ответственном отношении к судьбе своей Малой Родине.

Личностные универсальные учебные действия:

-  понимание смысла собственной действительности;

 -  освоить осно­вы теории, необходимые понятия, терминологию;

-  познакомиться с особенностями работы  музеев;

-  познакомиться с разделами экспозиции школьного историко-краеведческого музея;

 - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства  сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем;

-  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Планируемые результаты реализации программы кружка «Мой родной край»  ориентированы на достижение  воспитательных результатов второго уровня.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для ориентирования на местности;

- для учёта фенологических изменений в природе своей местности;

- для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;

- для проведения самостоятельного поиск  информации о своей местности из разных источников.

 

8. Технологии преподавания и формы организации занятий

            Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

            Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты.

              В программах для каждого класса прослеживается:

 - преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне;

- теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий;

               Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.

            Продолжительность занятий в 1 классе – 35 минут (1-я четверть), 45 минут – (2-4-я четверти) 1 раз в неделю.

 

9. Содержание программы

 

Учебно-тематический план  3 года обучения

 

Наименование разделов

Количество часов

 в 3а классе

1.       

Сквозь столетия

7

2.       

Рукотворная река

3

3.       

Дмитров в годы Великой Отечественной войны

5

4.       

Экология животных

10

5.       

Природа Дмитровского края

9

Итого:

34ч

 

Содержание занятий 3 год обучения, 34ч.

 

Раздел 1. «Сквозь столетия» (7 часов)

Начало истории. Дмитровский кремль и его обитатели. Ранний Дмитров. Отечественная война 1812 года. Дмитровские  декабристы. П.А Кропоткин в Дмитрове. Дмитров сегодня. Дмитров православный.

Раздел 2. «Рукотворная  река» (3 часа)

Канал Москва – Волга.

Раздел 3.«Дмитров в годы Великой Отечественной войны» (5 часов)

Крах операции «Тайфун». На полях Подмосковья. Ни шагу назад. Девичий окоп.

Раздел 4. «Экология животных» (10 часов)

История развития животного мира: начало жизни на Земле. Первые обитатели суши. «Век рыб», «век рептилий» и «век теплокровных» в истории животного мира. Чему учит нас история развития жизни на Земле. История взаимоотношения человека и диких животных. Одомашнивание животных. Взаимопомощь животных. Как животные защищаются. Зависимость жизни диких животных от человека. Животные Красной книги. Зоопарки. Заповедники, заказники.

Раздел5. «Природа Дмитровского края» (9часов)

Видовой состав растительного и животного мира. Животный мир рек, водоёмов. Промысловые животные. Растения и животные, занесённые в Красную книгу. Климат. Почвы.

 

10. Календарно - тематическое планирование занятий кружка «Мой родной край»

в 3 классе на 34 часа (1 недельный час по учебному плану)

на 2019-2020 учебный год

 

№ урока п/п

№ урока по разделу

Наименование

 разделов и тем

Дата

план

факт

план

факт

3-а

3-а

 

 

Раздел 1.  Сквозь столетия (7 часов)

1

1

Начало истории.

06.09

 

 

2

2

Дмитровский кремль и его обитатели.

13.09

 

 

 

3

3

Ранний Дмитров.

20.09

 

 

 

4

4

Отечественная война 1812года.

27.09

 

 

 

5

5

Дмитровские декабристы.

04.10

 

 

 

6

6

Дмитров православный.

11.10

 

 

 

7

7

Дмитров сегодня.

18.10

 

 

 

Раздел 2. Рукотворная река (3 часа)

8

1

Канал имени Москвы.

25.10

 

 

 

9

2

Главная задача будущего канала.

15.11

 

 

10

3

Как строился канал.

22.11

 

 

 

Раздел 3. Дмитров в годы Великой Отечественной войны (5 часов)

11

1

Декабрь 1941года.

29.11

 

 

 

12

2

Крах операции «Тайфун».

06.12

 

 

 

13

3

Откуда начиналась победа.

13.12

 

 

 

14

4

Ни шагу назад.

20.12

 

 

 

15

5

Девичий окоп.

27.12

 

 

 

Раздел 4. Экология животных (10 часов)

16

1

История развития животного мира.

10.01

3ч.

 

 

17

2

Первые обитатели суши.

17.01

 

 

 

18

3

«Век рыб», «век рептилий», «век теплокровных» в истории животного мира.

24.01

 

 

 

19

4

Чему учит нас история жизни на Земле

31.01

 

 

 

20

5

История взаимоотношения человека и диких животных.

07.02

 

 

 

21

6

Одомашнивание животных.

14.02

 

 

 

22

7

Как животные защищаются

21.02

 

 

 

23

8

Зависимость диких животных от человека.

28.02

 

 

 

24

9

Животные Красной книги.

06.03

 

 

 

25

10

Зоопарки, заповедники, заказники.

13.03

 

 

 

 

Раздел 5. Природа Дмитровского края ( 9 часов)

26

1

Видовой состав растительного  мира.

20.03

 

 

 

27

2

Видовой состав животного мира.

03.04

 

 

28

3

Животный мир рек, водоемов. Промысловые животные.

10.04

 

 

 

29

4

Растения  , занесенные в Красную книгу

17.04

 

 

 

30

5

  Животные, занесенные в Красную книгу

24.04

 

 

 

31

6

Сроки сбора лекарственных трав и правила их заготовки

08.05

 

 

 

32

7

Климат нашего края

15.05

 

 

 

33

8

Почвы нашего края.

22.05

 

 

 

34

9

Природные зоны Дмитровского края.

29.05

 

 

 

 

 

 

11. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

 

1

УМК и дополнительная литература:

Краева И.И., Чернышев М. А.  Наше Подмосковье. Книга для чтения. М.:ООО «Группа компаний «Школьный ПРОект». 2013

Юрий Чернов «Мой Дмитров» Москва РИФ «РОЙ» 2010

Иванов Ю Г. Памятные места Подмосковья. – Смоленск: Русич,2010

Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдуллаев Э.Н., Жигирева Е.Г., Федоров И. Н. История. Московская область. Дмитровский район: Методическое пособие для учителя.М.: Финансовый контроль; Магистр-Пресс

 Реки и озера Подмосковья, /Б.Б. Вагнер – М.: Вече,2010

А.Ф. Захаров дороги к храму Никольский храм и село Рогачево Фонд «Христианская жизнь» Клин,2010

Дмитров. 1154 – 2010. Учебное пособие /Составитель И.Н. Кишкин. Редактор И.Н. Курышев. – ГУП «Кимрская типография», 2010.

Из истории промыслов в селе Рогачево и его окрестностях: Краеведческий очерк /С,В. Иванова. – Дмитров,2013

 Дмитровский хронограф автор-составитель И.В. Кишкин. Издательство ТОО «Встреча»

Кишкин И.В. Записки дмитровчанина. – Дмитров: СПАС, 2010

 И.В.Кишкиин Дмитровский край в лицах Издательство Север Подмосковья» Дмитров 2010

Краева И.И., Чернышев М. А.  Наше Подмосковье. Книга для чтения. М.:ООО «Группа компаний «Школьный ПРОект». 2013

 

Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦОР ЭОР)

2

    Библиотека наглядных пособий. Республиканский мультимедиа центр, 2010

Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс.  Кирилл и Мефодий, 2010

 

 

3

Учебное и лабораторное оборудование:

коллекция гербариев;

физическая карта России;

карта Московской области

 

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов   от 28.08.2019г. № 01

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ОВВВР  _________________ Т.М.Климова

29.08. 2019г.

 

СОГЛАСОВАНО:

Протокол педагогического совета от 30.08.2019г. № 1

           

 

           

 

 

 


 

УТВЕРЖДЕНО Приказом №59 от «20» августа 2019г

УТВЕРЖДЕНО Приказом №59 от «20» августа 2019г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ

Цель и задачи кружка Цель курса: способствовать воспитанию у детей нравственности, гражданственности и духовности посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории…

Цель и задачи кружка Цель курса: способствовать воспитанию у детей нравственности, гражданственности и духовности посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории…

Познавательные универсальные учебные действия: - строить речевое высказывание в устной форме; - осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; - устанавливать причинно-следственные связи…

Познавательные универсальные учебные действия: - строить речевое высказывание в устной форме; - осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; - устанавливать причинно-следственные связи…

Рукотворная река 3 2

Рукотворная река 3 2

Декабрь 1941года. 29.11 12 2

Декабрь 1941года. 29.11 12 2

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения: 1

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020