1. Пояснительная записка.
Развитие личности школьника – целостный процесс. Период детства и ранней юности – это пора осознания эмоциональных, интеллектуальных, морально-нравственных и волевых ценностей и пора изменений, обусловленных появлением множества важных новообразований в сфере индивидуального развития. В частности, у старшеклассников формируется способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей (к примеру, участников своей команды и команды соперников).
Культура поведения, уважительность, отзывчивость, трудолюбие, осознание коллективизма, патриотизма, уважения к представителям других народов и национальностей – таким оказался список черт и качеств, которые необходимо воспитать в наших учениках.
Как показывают исследования, учащиеся, которые занимаются русской лаптой, имеют положительную динамику состояния здоровья и развития двигательных качеств. Также улучшается микроклимат в классных коллективах. Таким образом, игра в лапту является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся. Результатом освоения программы будет являться формирование таких качеств личности как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
Целью программы является формирование физической культуры личности воспитанников, с учётом возрастных особенностей и оздоровление учащихся посредством игры «Лапта» Содержание занятий позволяют решать задачи физического воспитания:
Ø приобретение физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий при игре в «Лапту», освоение правил, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных игр
Ø формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
Ø взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
Ø содействие становлению и развитию потребности в отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности; положительных черт характера, таких как дисциплинированное поведение, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели;
Ø воспитание координационных способностей; становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
Ø духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Ø содействие укреплению здоровья учащихся, формирование и поддержание правильной осанки, профилактика плоскостопия;
Ø профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами «Русской лапты»
Ø повышение умственной работоспособности;
Ø освоение навыков формирования здорового образа жизни средствами народных игр;
Ø укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русская лапта» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
расстановки игроков. Согласованность действий в игре. Двусторонняя игра в лапту
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во Часов |
1. |
Техника безопасности на занятиях. Приемы страховки и самостраховки. ОРУ. Спец. беговые упр. |
4 |
2. |
Требования к спортивной одежде и обуви. Стойка игрока. Упражнения с малыми мячами. Подвижные игры. |
4 |
3. |
Развитие игры «Русская лапта» в России. Разучивание техники перемещений. Стойка игрока. Эстафеты с мячами. |
4 |
4. |
Российские соревнования по русской лапте. Передачи мяча. Техника перемещений. Подвижные игры. |
4 |
5. |
Передачи и ловля мяча. Техника перемещений. Эстафеты с бегом. |
4 |
6. |
Закрепление передачи и ловли мяча. Круговая лапта. |
4 |
7. |
Совершенствование передачи и ловли мяча. Разновидности бега. Перемещения. Учебная игра. |
5 |
8. |
Режим и питание спортсмена. Техника осаливания. Передача и ловля мяча. Развитие ловкости. Учебная игра. |
5 |
9. |
Оказание первой помощи. Верхний прямой удар. Закрепление техники осаливания. Передача и ловля мяча. Подвижные игры. |
5 |
10. |
Совершенствование техники осаливания. Техника перемещений. Пионербол. |
5 |
11. |
Совершенствование перебежек в лапте. Передача и ловля мяча в двойках. Эстафеты с мячами. |
5 |
12. |
Техника перемещений. Учебная игра. |
5 |
13. |
Групповые действия в лапте. Техника ловли низко летящего мяча. Учебная игра. |
5 |
14. |
Передача и ловля мяча в тройках. Техника перемещений. Развитие координационных способностей. Подвижные игры. |
5 |
15. |
Передача и ловля мяча в двойках, тройках, четверках. Учебная игра. |
5 |
16. |
Передача и ловля мяча в движении. Техника перемещений. Игра «База» |
5 |
17. |
Удар сбоку. Метание в цель. Метание мяча на дальность. Учебная игра. |
5 |
18. |
Совершенствование техники осаливания и переосаливания. Метание в цель. Развитие скоростных качеств. Учебная игра. |
5 |
19. |
Передача и ловля мяча в движении. Метание мяча на дальность. Развитие выносливости. Учебная игра. |
5 |
20. |
Обучение финтам в лапте. Передача и ловля мяча в движении. Подвижные игры и эстафеты. |
5 |
21. |
Подача мяча. Круговая лапта. Учебная игра. |
5 |
22. |
Закрепление техники подачи мяча в лапте. Развитие координационных способностей. Игра «Метко в цель.» |
5 |
23. |
Упражнения с набивными мячами на развитие силовых качеств. Передача и ловля мяча в четверках. Учебная игра. |
5 |
24. |
Совершенствование техники осаливания и переосаливания. Развитие силовых качеств в круговой тренировке. |
5 |
25. |
Совершенствование техники осаливания и переосаливания. Развитие скоростно –силовых качеств. Подвижные игры. |
5 |
26. |
Техника ловли низко летящего мяча. Совершенствование техники ударов сверху и сбоку. Развитие ловкости. Учебная игра. |
5 |
27. |
Удар снизу. Индивидуальные действия в лапте. Учебная игра. |
5 |
28. |
Обучение групповым действиям в лапте Учебная игра. |
5 |
29. |
Развитие двигательных качеств в ОФП. Учебная игра. |
5 |
30. |
Передача и ловля мяча. Учебная игра. |
5 |
31. |
Эстафеты на развитие двигательных качеств. Учебная игра. |
5 |
32. |
Командные действия в защите. Тактические действий в игре. Учебная игра. |
5 |
33. |
Учебная игра. |
5 |
34. |
Учебная игра. |
5 |
ИТОГО |
164 |
1. Аникеева, Н.П.Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 144
2. Афанасьев, С.П.Что делать с детьми в загородном лагере. - Кострома: ИМЦ "Вариант", 1993. - 224 с.
3. Берн, Э.Игры, в которые играют люди. - М.: Прогресс, 1988. - С. 172.
4. Букатов, В.М., Ершова, А.П.Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2000. - 222 с.
5. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника / Под ред. А.В. Мудрика. - М., 1983. - 146 с.
6. Жуковская, Р.И.Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М.: АПН РСФСР, 1963. - С. 166-211.
7. Куприянов, Б.В.Подготовка лидеров к организаторской деятельности средствами ситуационно-ролевой игры // Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1994. - С. 198.
8. Лутошкин, А.Н.Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М.: Просвещение, 1978. - 208 с.
9. Рогачев, В.В.Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность / В.В. Рогачев. - Ярославль, 1994. - 186 с.
10. Фришман, И.И.Выигрывает тот, кто играет! - Н. Новгород: Педагогические технологии, 2001. - 106 с.
11. Шмаков, С.А.Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.