Программа внеурочной деятельности отражает содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет максимальный набор практических работ и опытов, выполняемых обучающимися.
Новизна данной авторской комбинированной разработки заключается в отборе и новом структурировании содержания, использовании новых методов обучения, а также в сочетании различных форм работы с опорой на практическую деятельность.
Актуальность. Отличительной чертой современной жизни является активное внедрение достижений химии в теорию и практику исследования различных природных явлений. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс актуальным. Учащиеся совершенствуют умения в исследовательской деятельности, осознают практическую ценность химических знаний и их общекультурное значение.
Перспективность курса. Предлагаемая программа носит обучающий, развивающий характер, способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научного исследования и формирования опыта выполнения исследовательского проекта (умение ставить проблему, работать с источниками, прогнозировать результат, делать аргументированные выводы). Программа расширяет кругозор школьников, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в естественно-образовательной области “химия”.
Цель программы: формирование познавательного интереса к химии, дисциплинам естественнонаучного цикла; подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии;
Задачи:
· совершенствовать навыки химического эксперимента;
· подготовить учащихся к практической деятельности;
· создать условия для совершенствования работы с компьютером, поиска необходимой информации, подготовки презентаций, защиты своих работ.
· развить творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся;
· сформировать позитивный осознанный выбор профессии;
· развивать познавательные интересы и творческие способности;
· формировать научную картину мира.
Особенности реализации программы
Содержание курса имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы основного общего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Виды деятельности:
- познавательная деятельность
- проблемно-ценностное общение
- проектная деятельность
- игровая деятельность
Формы организации познавательной деятельности обучающихся подбираются в соответствии с учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей обучающихся. Предпочтение отдается следующим формам работы: самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах при выполнении лабораторных и практических работ, экспериментальных и проектных заданий; публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.
На каждом этапе обучения выбирается тема работы, которая позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе. Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении работ с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, соблюдение правил безопасности при работе с приборами.
Методы и средства обучения направлены на овладение обучающимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят им осуществлять поиск информации и ее анализ, осуществлять эксперимент, проводить учебные исследования, разрабатывать проекты.
Срок реализации дополнительной образовательной программы
Программа курса внеурочной деятельности « Практическая химия» рассчитана на 1 год. Курс состоит из 34 учебных часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются:
в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
в познавательной сфере:
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; классифицировать изученные объекты и явления;
давать определения изученных понятий;
описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
делать выводы и умозаключения из наблюдений; безопасно обращаться веществами.
в трудовой сфере:
планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части,
планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами.
в ценностно-ориентационной сфере:
Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека.
в сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Метапредметными результатами являются:
умение определять средства, генерировать идеи, необходимые для их реализации;
владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: измерение, наблюдение, эксперимент, учебное исследование;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
Когнитивного компонента будут сформированы:
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
Деятельностного компонента будут сформированы:
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность выбора профильного образования.
Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Обучающийся получит возможность для формирования:
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
планировать пути достижения целей.
Получит возможность научиться:
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.
Получит возможность научиться:
самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
организовать исследование с целью проверки гипотезы;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
строить монологическое контекстное высказывание;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Получить возможность научиться:
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Химические реакции (6ч)
Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.
Практическая работа № 1 «Электролитическая диссоциация»
Практическая работа № 2 «Сильные и слабые электролиты»
Практическая работа №3 «Влияние температуры на диссоциацию»
Практическая работа №4 «Влияние концентрации раствора на диссоциацию»
2. Металлы (12 ч)
Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений.
Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных. Характеристика переходных элементов - меди, железа, алюминия по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов. Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы. Реакции ОВР с участием металлов и их соединений.
Практическая работа №5 «Изучение физических свойств металлов»
Практическая работа №6 «Изучение физических и химических свойств металлов»
Практическая работа №7 «Экзотермические и эндотермические реакции»
Практическая работа № 8 «Качественные реакции на ионы металлов»
3. Неметаллы (9ч)
Неметаллы в природе. Использование природных ресурсов.
Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства неметаллов. Состав и свойства простых веществ - неметаллов.
Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов.
Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы - окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществам. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Решение заданий на составление уравнений химических реакций.
Практическая работа №9 «Плавление и кристаллизация серы»
Практическая работа №10 «Дегидратация солей»
Практическая работа № 11 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»
4.Химия и экология (7ч)
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Вода. Вода в масштабах планеты. Очистка питьевой воды. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Защита атмосферы от загрязнения.
Нефть и нефтепродукты. Нефть как топливо. Загрязнения мировых водоемов. Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.
Практическая работа №12 «Оценка общей жесткости воды»
Практическая работа № 13 «Определение pH растворов»
Практическая работа №14 «Пересыщенные растворы»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п |
Раздел, тема |
Количество часов |
1 |
Химические реакции |
6 |
2 |
Металлы |
12 |
3 |
Неметаллы |
9 |
4 |
Химия и экология |
7 |
ИТОГО |
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.