МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Зав. кафедрой ЗД НМР ЗДУВР
_______/_________ / ______ /____________/ ______/______________ /
Протокол № _____
от «__» _______20… г. «__» _________20… г. «__» ________20… г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу
«Юные краеведы»
1 класс
.
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Юные краеведы» разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта;
- письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
-образовательной программы МБОУ «СШ № 8»,
-учебного плана МБОУ «СШ № 8».
Формы деятельности весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.
В программах для каждого класса прослеживается:
преемственность - происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения, осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
Теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий. Умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
В 1 классе на изучение курса «Юные краеведы»
отводится 66 часов, из расчета 2 час в неделю
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, языка, культур.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием конкретного курса;
- в ходе изучения дополнительной образовательной программы обучающийся должен получить возможность освоения курса на уровне, обеспечивающим успешное обучение на следующих ступенях общего образования.
Ученик научится:
· объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает;
· называть государственные символы Смоленска и Смоленской области;
· ориентироваться на карте Смоленского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
· называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и произведения 3-5 Смоленских писателей;
· рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
· охранять природу родного микрорайона;
· наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Смоленского края;
· соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
· выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
· добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
· ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
· анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
· создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно;
· вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Ученик получит возможность научиться:
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
· проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива;
· исследовательской и проектной деятельности;
· готовить публичные выступления по проблемным вопросам;
· участвовать в исследовательских конференциях;
· основам самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Содержание курса внеурочной деятельности
Весь материал разбит на циклы. Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных особенностей детей. Отбирался материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близок ребенку и личностно значим для него.
Моя школа
· осознание гордости за свою школу;
· освоение школьных традиций;
· знакомство с историей школы.
Мой город
· обогащение понятия "город" историко-культурным и экологическим содержанием;
· наполнение понятия "улица" культурологическим содержанием, способствующим выработке личного отношения к ней, как своеобразному продолжению собственного дома, как к общему достоянию.
Моя семья
· Осознание родственных связей и отношений в семье;
· Игровое освоение традиций общения в семье;
· Знакомство с основами генеалогии
Мой дом
· Наполнение понятия "дом" гуманитарным содержанием; Формирование личного отношения к дому как ценности и части культурного наследия;
Мой край
· пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;
· осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.
· Расширение горизонтов видения мира и своего в нем: Земля - наш дом
Тематическое планирование
№ |
Название раздела |
УУД |
|
1 |
Что изучает краеведение (2) |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «мир». Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию). |
|
2 |
Мой город (10) |
Обогащение понятия "город" историко-культурным и экологическим содержанием; |
|
|
|
Наполнение понятия "улица" культурологическим содержанием, способствующим выработке личного отношения к ней, как своеобразному продолжению собственного дома, как к общему достоянию |
|
3 |
Моя семья (14) |
Осознание родственных связей и отношений в семье; Игровое освоение традиций общения в семье; Знакомство с основами генеалогии |
|
4 |
Моя школа (6) |
Наполнение понятия "школа" гуманитарным содержанием; Формирование личного отношения к школе как ценности и части культурного наследия; Расширение горизонтов видения мира и своего в нем: Земля - наш дом |
|
5 |
Мой дом (6)
|
Наполнение понятия "дом" гуманитарным содержанием; Формирование личного отношения к дому как ценности и части культурного наследия; Расширение горизонтов видения мира и своего в нем: Земля - наш дом |
|
6 |
Мой край (28) |
пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие; осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружковой деятельности
1. Андреев Н. В., Маковский Д. П. Доисторические и исторические памятники города Смоленска и его окрестностей. Смоленск,1948.
2. Васильева Л. П. Старые парки Смоленщины. М., 1981.
3. Смоленск. Краткая энциклопедия/ Под ред. Будаева Д. И. и др. Смоленск, 1994.
4. Косточкин В. В. Гусударев мастер Федор Конь. М, 1964.
5. Пастухова З. И. По Смоленщине. М.,1985.
6. Смирнов И. А. Смоленск – город русской славы. М.,1982.
7. Трофимов И. Т. Писатели Смоленщины. М.,1973.
8. Города России: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
9. Природа Смоленской области. Геология, рельеф, почвы. Сборник статей. Под общ. ред. Маймусова Д. Ф. Смоленск, 1973.
13. Махотин Б. А. К живым истокам: Смоленщина в географических названиях. М., 1989.
14. Музеи Смоленщины. Туристический справочник. Смоленск, 2006.
15. Лапикова А. Прогулки по Смоленску. Смоленск, 2006.
16. Смоляне и смоленский край. М, 1986.
17. Моя Смоленщина. Смоленск, 2004.
Наглядный материал: фотоальбомы, картографические и статистические материалы, аудиокассеты, DVD диски.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юные краеведы»
1 класс
№ п/п |
Тема урока |
Виды деятельности |
Дата |
1-2 |
Что такое краеведение? |
Беседа: что такое краеведение Экскурсия в парк |
|
3-4 |
Вот я, а вот это школа моя |
Беседа о правилах поведения в школе; ознакомительная экскурсия по школе |
|
5-6 |
Экскурсия в школьный музей имени Героя России В. Максакова |
Беседа о герое России В. Максакове Экскурсия в школьный музей |
|
7-8 |
Мой дом, моя улица |
ИКТ презентация: Мой родной Смоленск Экскурсия по ул. Нахимова |
|
9-10 |
По улицам родного города |
Экскурсия по ул. Багратиона, Пржевальского |
|
11-12 |
Парк Блонье |
Экскурсия по парку Блонье |
|
13-14 |
Мой любимый уголок |
Конкурс рисунков «Мой любимый уголок» Экскурсия с родителями в Реадовку |
|
15-16 |
Моя семья |
Проект «Мое генеалогическое древо» |
|
17-18 |
Наш земляк И. Т. Твардовский |
ИКТ презентация: наш земляк И. Т. Твардовский Экскурсия к памятнику В. Теркину |
|
19-20 |
Зодчий Фёдор Конь |
ИКТ презентация: Зодчий Фёдор конь Экскурсия в парк к памятнику Зодчего Фёдора коня |
|
21-22 |
Наш земляк С. Коненков Музей им. С. Коненкова |
Экскурсия в музей им. С. Коненкова |
|
23-24 |
Музей природы. Русские гулянья |
Экскурсия в музей природы |
|
25-26 |
Как встречали Новый год на Руси |
ИКТ презентация: Как встречали Новый год на Руси Экскурсия на площадь Ленина к елке |
|
27-28 |
Русский народный костюм |
ИКТ презентация: создание русского народного костюма Конкурс рисунков на лучший народный костюм |
|
29-30 |
Русские народные избы |
ИКТ презентация: Русские народные избы Интерактивная экскурсия: русские избы |
|
31-32 |
Русские народные игры |
Игры на свежем воздухе |
|
33-34 |
Музей-усадьба «Теремок» |
Экскурсия с родителями в дом-музей Тенишевой |
|
35-36 |
Музей -Нахимова |
Экскурсия в музей Нахимова |
|
37-38 |
Наш земляк - Ю. Гагарин |
Экскурсия в планетарий |
|
39-40 |
Наш земляк-С.А. Лавочкин |
ИКТ презентация: Наш земляк-С.А. Лавочкин Экскурсия |
|
41-42 |
Семейные традиции |
Проект: «Традиции в моей семье» |
|
43-44 |
Наш земляк -Михаил Исаковский |
Экскурсия |
|
45-46 |
Наш земляк - М.И. Глинка
|
Экскурсия в село Новоспасское |
|
47-48 |
Смоленская филармония |
Совместное с родителями посещение филармонии |
|
49-50 |
Прошлое моего города Война 1812 года |
Экскурсия в парк |
|
51-52 |
Памятники, посвященные войне 1812 года |
Экскурсия в п. Красный |
|
53-54 |
Партизаны Смоленщины (Денис Давыдов его отряд «Батя») |
ИКТ презентация: Денис Давыдов Экскурсия в музей ВОв |
|
55-56 |
Посещение музея природы. Знакомство с животными нашей области |
Экскурсия в музей природы |
|
57-58 |
Животные моего края |
Экскурсия в зоопарк |
|
59-60 |
Посещение станции юных натуралистов |
Экскурсия |
|
61-62 |
Птицы моего края |
ИКТ презентация: Птицы моего края Экскурсия в Реадовку |
|
63-64 |
Кто живет в наших водоемах? |
ИКТ презентация: Кто живет в наших водоемах? Интерактивная экскурсия в атомный центр |
|
65-66 |
Посещение Смоленского аквариума |
Беседа: Красная книга Смоленщины. Экскурсия в зоопарк |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.