Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Губернаторский лицей №100»
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
Наименование курса: |
Школа юного математика |
Класс: |
6 А3, 6 Э1, 6Э2 |
Уровень общего образования: |
основное общее |
Направление: |
общеинтеллектуальное |
Учитель математики: |
Шуманова Наталья Александровна |
Срок реализации программы: |
2022 – 2023 учебный год |
Количество часов по учебному плану: всего |
34 |
часа в год; в неделю |
1 |
час |
Планирование составлено: В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»; на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочую программу составил/а |
Шуманова Н.А. |
|
подпись расшифровка
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
Метапредметные:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из 4 больших тем:
1. Признаки делимости (7часов)
Рассматриваются методические подходы к решению задач на признаки делимости, вводятся признаки делимости на 11, 19, 25(с доказательством). Особое внимание следует уделить задачам на остатки, так как в программном материале таких задач практически нет.
Формы организации: индивидуальная, групповая, коллективная
Виды деятельности: краткие сообщения, выставка рисунков, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы, моделирование.
2. Решение логических задач (16 часов)
В данной теме предлагаются различные методы решения нестандартных задач: метод “с конца”, задачи на раскраску, метод уравнивания. Много времени отводится задачам на дроби, водится формула сложных процентов. Для привития интереса к предмету разбираются секреты математических фокусов. Решение задач является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств учащихся, имеет большую практическую направленность, вызывает интерес учащихся.
Формы организации: индивидуальная, групповая, коллективная
Виды деятельности: краткие сообщения, выставка рисунков, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы, моделирование.
3. Геометрическая смесь (2 часа)
Геометрия представлена в данном курсе задачами на разрезание и построением фигур одним росчерком пера. Учащиеся впервые встречаются с таким разделом математики, как топология, знакомятся с признаками вычерчивания фигур одним росчерком.
Формы организации: индивидуальная, групповая, коллективная
Виды деятельности: краткие сообщения, выставка моделей, выставка рисунков, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы, построение геометрических фигур, моделирование.
4. Комбинаторные задачи и решение уравнений (8 часов)
Комбинаторные задачи являются новыми для учащихся. Рассматриваются способы решения таких задач (метод перебора, дерево возможных вариантов, графы, способ сложения). Вводится понятие факториала. Уделяется внимание на решение задач с помощью уравнений в целых числах, рассматриваются неопределённые уравнения.
Формы организации: индивидуальная, групповая, коллективная
Виды деятельности: краткие сообщения, выставка рисунков, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы, моделирование.
В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий) обучение детей может осуществляться в дистанционном режиме.
Для организации дистанционного обучения по математике используются следующие платформы: «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», Сервис «Яндекс.Учебник», Сервис «ЯКласс», образовательная платформа «Учи.ру», Google Forms, Электронные версии УМК от издательств «Просвещение» и «Российский учебник».
Допускается сокращение времени проведения уроков с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий до 30 минут. Уроки в дистанционном формате ведутся с учётом обязательной смены деятельности
не более 15 минут за компьютером (2-5 классы),
не более 20 минут за компьютером (6-7 классы),
не более 25 минут за компьютером (8-9 классов),
не более 30 минут за компьютером (10-11 классов) (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).
III. Тематическое планирование
№п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
|
1 |
Признаки делимости |
7 |
|
2 |
Решение логических задач |
16 |
|
3 |
Геометрическая смесь |
2 |
|
4 |
Комбинаторные задачи и решение уравнений |
8 |
|
5 |
Итоговое занятие “Прощай, математика!” |
1 |
|
|
ИТОГО |
34 |
|
Календарно-тематическое планирование. Приложение 1
Класс : 6 А3
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
Электронные образовательные ресурсы и платформы |
|
план |
факт |
|||||
|
Признаки делимости |
7 |
|
|
|
|
1 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
|
2 |
Признаки делимости на 3 и на 9 (с доказательством) |
1 |
|
|
|
|
3 |
Признаки делимости |
1 |
|
|
|
|
4-5 |
Решение задач с использованием признаков делимости |
2 |
|
|
|
|
6 |
Остатки |
1 |
|
|
|
|
7 |
Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное |
1 |
|
|
|
|
|
Решение логических задач |
16 |
|
|
|
|
8 |
Задачи на движение |
1 |
|
|
|
|
9 |
Задачи на части |
1 |
|
|
|
|
10-11 |
Решение задач на все действия с дробями |
2 |
|
|
|
|
12 |
Подсчёт среднего арифметического |
1 |
|
|
|
|
13 |
Задачи на проценты |
1 |
|
|
|
|
14 |
Решение задач методом “с конца” |
1 |
|
|
|
|
15 |
Задачи на раскраску |
1 |
|
|
|
|
16 |
Секреты арифметических фокусов |
1 |
|
|
|
|
17 |
Решение олимпиадных задач |
1 |
|
|
|
|
18-19-20 |
Решение алгебраических задач |
3 |
|
|
|
|
21 |
Десятичная запись натурального числа |
1 |
|
|
|
|
22 |
Задачи на нахождение чисел-великанов |
1 |
|
|
|
|
23 |
Задачи на “бассейн” |
1 |
|
|
|
|
|
Геометрическая смесь |
2 |
|
|
|
|
24 |
Геометрические задачи на разрезание |
1 |
|
|
|
|
25 |
Построение фигур одним росчерком пера |
1 |
|
|
|
|
|
Комбинаторные задачи и решение уравнений |
8 |
|
|
|
|
26 |
Факториалы |
1 |
|
|
|
|
27 |
Решение уравнений в целых числах |
1 |
|
|
|
|
28 |
Неопределённые уравнения |
1 |
|
|
|
|
29-30 |
Решение комбинаторных задач с помощью графов и способом сложения |
2 |
|
|
|
|
31-32-33 |
Решение логических задач |
3 |
|
|
|
|
34 |
Итоговое занятие “Прощай, математика!” |
1 |
|
|
|
|
Приложение 3
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Класс : 6 В
2020-2021 учебный год
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
по факту |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические рекомендации
по использованию задач повышенной трудности
в процессе изучения математики.
Опыт работы показывает, что задачи повышенной сложности целесообразно распределять на весь год по всем изучаемым темам. Процесс обучения решению логических задач должен быть непрерывным. Занятия факультатива, 1 раз в неделю, конечно, недостаточно. Поэтому, необходимо предлагать учащимся решать задачи и дома. Хорошим стимулом для решения задач является проведение районных и школьных математических олимпиад.
Не все ученики в классе сразу справляются с предложенными задачами. Но у них есть желание, они стремятся добиться успеха. С такими учащимися нужна индивидуальная работа, которая позволит выяснить, какие затруднения испытывали учащиеся при решении задач, и наметить пути преодоления этих затруднений, чтобы ребята не потеряли веру в свои силы.
Нельзя задавать для решения дома трудные задачи одним и тем же ученикам хорошо успевающим по математике. В этом случае можно не заметить способных ребят, оттолкнуть от занятий математикой других школьников. Я пришла к выводу, что целесообразно предлагать всем своим ученикам по одной логической задаче каждый день в домашнем задании. На следующем уроке задача должна быть обязательно разобрана, рассмотрены все способы её решения. Необходимо поддерживать все начинания ребят, искать рациональные методы решения. Опыт показывает, что даже при решении несложной логической задачи учащиеся очень много времени тратят на рассуждения о том, с чего начать. Учитель должен в этой ситуации умело направить школьника в нужное русло, но оставить при этом ему разумную долю самостоятельной работы, которая позволит развить математическое чутьё, накопить опыт, который в дальнейшем поможет находить пути к решению новых задач.
Задачи, предложенные в данном факультативе, довольно разнообразны и по содержанию, и по форме, и по учебно-воспитательным функциям. Задач подобрано больше, чем учащиеся смогут решить, поэтому остальные задачи можно предлагать домой для решения в течение недели до следующего факультативного занятия.
Трудность многих задач определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Особенностью многих задач является то, что при решении первым добиться успеха сможет необязательно самый лучший “математик” в классе. Такой успех нередко служит побудительным толчком для серьёзного отношения к математике.
Как уже вышесказано, необходимо рассматривать все способы решения задач. Полезнее одну задачу решить несколькими способами (не жалея времени), чем множество других, более простых. Важно поощрять поиск различных методов решения задач, а не навязывать своё решение. Нужно обязательно рассматривать общие методы решения задач. В основном, придя в 5 класс, ребята знают только один способ – способ подбора и всегда очень удивляются, что кроме этого метода существует ещё множество других. Надо учить школьников находить более простое решение, исходя из условий задачи. Особое внимание следует обращать на решение задач арифметическим способом (особенно после того, как учащиеся научаться решать задачи с помощью уравнений), так как именно решение задач арифметическим способом способствует развитию независимости, оригинальности мышления, изобретательности.
Целесообразно как можно чаще использовать задачи, позволяющие показать тесную взаимосвязь теории и практики: учащимся весьма интересно и полезно видеть, как из практической задачи возникает теоретическая и как “ чисто” теоретической задаче можно придать практическую форму.
Среди задач, разработанных в данной программе, есть задачи на смекалку, исторические, задачи – шутки, задачи в стихах, которые вызывают оживление при работе, пробуждают у ребят “вкус” к умственной работе.
Особое внимание следует обратить на привитие учащимся навыков в решении комбинаторных задач. Полезно разобрать тему “Факториалы”, а вслед за ней заняться решением неопределённых уравнений и уравнений в целых числах.
Успехи ребят в решении логических задач во многом зависят от педагогического мастерства учителя, его личности. Доброжелательность, внимание учителя способствуют развитию интереса к предмету. За неумение решать задачи повышенной сложности оценка учащимся не должна снижаться. Очень важно воспитывать у учеников веру в свои силы на ранней стадии обучения. В результате решения трудных задач у школьников появляется уверенность в своих силах, они стараются учиться лучше, радуют своими знаниями и учителей и родителей.
Дидактический материал для учащихся.
Решение задач.
Шло 11 хвостов.
Насчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шла куда-то
Индюки и жеребята.
А теперь вопрос таков
Сколько было индюков?
Спросим так же у ребят
Сколько было жеребят?
Признаки делимости на 3, 9, 11, 19.
1.Докажите, что число ХАХАХА делится на 7, если в нём буквами Х и А обозначены любые цифры (одинаковые цифры – одинаковыми буквами)
2. Возьмите два любых трёхзначных числа, не делящихся на 37, но таких, чтобы их сумма делилась на 37. приписав одно из таких чисел к другому, получится шестизначное число. Проверьте, делиться ли оно на 37. Докажите.
3. Найдите цифры сотен и единиц числа 72*3*, если число делится на 45 без остатка.
4. Если к любому двузначному числу справа приписать число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке, то получим четырёхзначное число, делящееся на 11 без остатка. Докажите это.
5. Если из задуманного трёхзначного числа вычесть 7, то полученная разность делится на 7, если вычесть 8, то полученная разность делится на 8, если вычесть 9, то полученная разность делится на 9. Какое наименьшее из возможных чисел задумано?
6. Когда за альбом стоимостью 6 рублей, книгу стоимостью 12 рублей, 9 коробок цветных карандашей и 15 линеек кассир выбил чек на 22р 85 к, то покупатель, не зная стоимости карандашей и линеек, сразу заметил, что кассир ошибся. Какое он имел на это основание?
7. Если сумма первой и второй цифр трёхзначного числа, у которого одинаковые цифры сотен и единиц делится на 7, то и само число делится на 7. Докажите это.
8. Жили - были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Курочка несёт каждое второе яичко простое, а каждое третье золотое. Может ли такое быть?
9. Акробат и собачонка
Весят 2 пустых бочонка.
Шустрый пёс без акробата
Весит 2 мотка шпагата.
А с одним мотком ягнёнок
Весит – видите – бочонок.
Сколько весит акробат
В пересчёте на ягнят?
10. Придумайте признак делимости на 25.
Признаки делимости.
Решение задач с использованием признаков делимости.
1. Написали подряд два раза трёхзначное число (например, 548548). Докажите, что полученное число делится на 7, 11, 13.
2. Написали подряд три раза двузначное число (например, 737373).
3. Докажите, что полученное число делится на 3, 7, 13, 37.
4. Докажите, что число записанное шестью одинаковыми цифрами, делится на 3, 7, 11, 13, 37.
5. Найти натуральные числа, дающие при делении на 2, 4, 5, 6 остаток 1, и, кроме того, делящиеся на 7.
6. Найти число, которое при делении на 2 даёт в остатке 1, при делении на 3 даёт в остатке 2, при делении на 4 даёт в остатке 3, при делении на 5 даёт остаток 4.
7. Докажите, что сумма двух последовательных нечётных чисел кратна 4.
8. Докажите, что два натуральных числа а и в обладают следующим свойством: либо а, либо в, либо а + в, либо а – в делятся на 3.
9. Возьмите произвольно 3 различные цифры, кроме 0. Составьте из них всевозможные трёхзначные числа, сложите их и полученную сумму разделите на сумму первоначально взятых цифр. В результате получится 222. Почему?
10. Найти среди чисел вида 3п + 1 три числа, которые кратны пяти.
11. Цифры трёхзначного числа записаны в обратном порядке и из большего вычли меньшее. Докажите, что разность делится на 9.
12. Может ли сумма четырёх последовательных натуральных чисел быть простым числом?
13. Может ли существовать прямоугольный параллелепипед, длины рёбер которого натуральные числа, а площадь поверхности простое число?
14. Найти все числа, при делении которых на 7 в частном получится тоже число, что и в остатке.
15. Сколько делителей у числа 3 · 5?
16. Возьмите трёхзначное число. Запишите цифры в обратном порядке, получится ещё одно трёхзначное число. От большего числа отнимите меньшее. Последнюю цифру разности скажите мне, и я назову разность. Почему так?
Остатки.
1. При делении некоторого числа на 13 и 15 получились одинаковые остатки, но первое деление было с остатком 8, а второе деление без остатка. Найдите это число.
2. Найти все числа, при делении которых на 7 в частном получится то же число, что и в частном.
3. Показать, что среди шести любых целых чисел найдутся два, разность которых делится на 5.
4. При делении на 2 число даёт остаток 1, а при делении на 3 – остаток 2. какой остаток даёт это число при делении на 6?
5. Некто привёз на базар огурцы. Когда он стал считать их десятками, то не хватило двух огурцов до полного числа десятков. Когда он стал считать их дюжинами, то осталось 8 огурцов. Сколько огурцов было привезено, если их было больше 300, но меньше 400?
6. Найти наименьшее натуральное число, если известно, что при делении на 2 оно даёт в остатке 1, при делении на 3 даёт остаток 2, при делении на 4 даёт остаток 3, при делении на 5 даёт остаток 4, при делении на 6 даёт остаток 5, а при делении на 7 делится нацело.
7. Учеников трёх классов повели на экскурсию. Когда захотели построить их парами, то оказалось, что при этом один ученик остался без пары. Когда хотели построить их тройками и четвёрками, то тоже остался один ученик. Только когда построили всех пятёрками, не осталось ни одного ученика, вне строя. Сколько было учеников?
8. Пятеро ребят с помощью считалочки выбирают водящего для игры. По правилам, тот, на кого падает последнее слово, выходит из круга, и счёт возобновляется без него. Какое наименьшее число слов может содержать считалочка, чтобы считающий, начиная в каждом круге от себя, оказался водящим?
НОД. НОК.
1. НОК двух чисел 360, а частные от деления этих чисел на их наибольший делитель соответственно равны 3 и 5. Найдите это числа.
2. Ученики двух классов купили 737 учебников. Каждый купил одинаковое количество книг. Сколько было школьников, и сколько учебников купил каждый из них?
3. Мимо ж/д станции за известный промежуток времени прошли три поезда. В первом поезде было 418 пассажиров, во 2м – 494, в 3м – 456. Узнать сколько вагонов в каждом поезде, если известно, что в каждом вагоне по одинаковому числу пассажиров и число их наибольшее из возможных.
4. На складе имеется больше 300, но меньше 400 ножей и вилок. Если ножи и вилки считать десятками и дюжинами, то в обоих случаях получается целое число десятков и целое число дюжин. Сколько ножей и вилок на складе, если ножей на 160 меньше, чем вилок?
5. Отец и сын решили измерить шагами расстояние между двумя деревьями, решив идти одновременно от одного и того же дерева. Длина шага отца 70 см, сына 56 см. Найти расстояние между деревьями, если известно, что следы их совпали 10 раз.
6. Мальчик и девочка измерили одно и то же расстояние в 143 метра шагами, 20 раз их шаги совпали. Шаг девочки 55 см. Найти длину шага мальчика.
Задачи на “движение”.
Задачи на части.
Решение задач на все действия с дробями.
- Куда девал верёвочку? – спросил сын.- Во-первых, половину ты сама взяла обратно. Половину того, что осталось, взял у меня Том, чтобы удить колюшек в канаве. Осталось совсем немного, да из того ещё папа взял половину для починки подтяжек, которые лопнули у него от смеха, когда случилась беда с автомобилем. А после понадобилось ещё сестре взять 2/5 оставшегося, чтобы завязать свои волосы.
- Что же ты сделал с остальной бечёвкой?
- С остальной? Остальной-то было всего–навсего 30 см. Вот и устраивай телефон из такого обрывка.
Какой же длины была бечёвка?
Продолжение решения задач на дроби.
1. Отец имел 17 верблюдов и завещал 3 своим сыновьям разделить их так: первому – ½ общего количества, второму – 1/3, а третьему – 1/9. Сыновья не смогли разделить верблюдов. Мимо проходил человек с верблюдами, и они попросили его помочь. Тогда он дал им своего верблюда, и получилось: первому – 9 верблюдов, второму – 6, третьему – 2 (всего 17). Владелец верблюда взял своего верблюда обратно. Правильно ли сыновья выполнили завещание отца?
2. Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у того учеников. “Охотно скажу тебе, о, Поликрат”, - ответил Пифагор. – Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним 3 юных юношей. Столько учеников веду я к рождению вечной истины”. Сколько учеников было у Пифагора?
3. Из-под земли бьют 4 источника. Первый заполняет бассейн за день, второй – за 2 дня, третий – за 3 дня, четвёртый – за 4 дня. За сколько времени заполнят бассейн все 4 источника?
4. Наташа нашла голодного котёнка и принесла его домой. У неё всегда жили несколько котят, которых она очень любила, но неохотно отвечала, сколько их, боясь, что над ней будут смеяться. Но соседка по парте очень настаивала, и Наташа сказала: “Три четверти моих котят и ещё ¾ котёнка”. Девочка решила, что Наташа сказала глупость и обиделась. Но Наташа на самом деле ответила, сколько у неё котят – стоит только подумать. Сколько котят у Наташи?
5. Лыжник рассчитал, что если он будет ехать со скоростью 10 км/ч, то прибудет на место назначения часом позже полудня, при скорости же 15 км/ч он прибыл бы часом раньше полудня. С какой скоростью он должен бежать, чтобы прибыть ровно в полдень?
6. На чашку весов положили головку сыра, а на другую ¾ такой же головки сыра и ещё гирю в 1 кг. Весы в равновесии. Какова масса головки сыра?
7. Сколько лет Диофанту?
“Прах Диофанта гробница покоит:
Дивись ей – и камень
Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребёнком
И половину шестой встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая, с подругою он обвенчался.
С нею 5 лет проведя, сына дождался мудрец.
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил.
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды 2 года родитель оплакивал тяжкое горе,
Тут и увидел предел жизни печальной своей.”
Подсчёт среднего арифметического.
Задачи на проценты.
1. Рабочий в феврале увеличил производительность труда по сравнению с январём на 5%, а в марте увеличил её снова по сравнению с предыдущим месяцем на 10%. Сколько деталей изготовил рабочий в марте, если в январе он изготовил 200 деталей?
2. Собрали 100 грибов. Оказалось, что их влажность 99%. Когда грибы подсушили, влажность снизилась на 98%. Какой стала масса этих грибов после подсушивания?
3. Рыночная цена картофеля в связи с ненастной погодой повысилась на 20%. Через некоторое время цена картофеля понизилась на 20%. Когда картофель стоил дешевле: до повышения или после снижения цены и на сколько процентов?
4. Цену на товар уменьшили на 10%, а потом ещё на 10%. Стал бы он дешевле, если бы его цену сразу снизили на 20%?
5. Множимое увеличили на 10%, а множитель уменьшили на 10% . Как изменилось произведение?
6. Цена входного билета на стадион была 1р 80к. После снижнения входной платы число зрителей увеличилось на 50%, а выручка выросла на 25%. Сколько стал стоить билет после снижения?
7. Бригада косцов в первый день скосила половину луга и ещё 2 га, а во второй день – 25% оставшейся части и последние 6 га. Найти площадь луга.
8. В трёх классах выполнялась контрольная работа. Получили “5” – 28 учащихся, “4” – 35, “3” – 29 чел., “2” – 8% учащихся. Сколько человек получили “2”?
9. Из учащихся, выполнявших контрольную работу, 30% получили “5”, 40% - “4”, 8 учеников – “3“, остальные – “2”. Средний балл оказался равным 3,9. Сколько учащихся получили каждую из оценок?
Решение задач “методом с конца”
1. Медведь с базара плюшек нёс,
Но на лесной опушке
Он половину плюшек съел
И плюс ещё полплюшки.
Шёл, шёл, уселся отдохнуть
И под “ку-ку” кукушки
Вновь половину плюшек съел
И плюс ещё полплюшки.
Стемнело, он ускорил шаг,
Но на крыльце избушки
Он снова пол-остатка съел
И плюс ещё полплюшки.
С пустой кошелкою - увы!
Он в дом вошёл уныло…
Хочу, чтоб мне сказали вы,
А сколько плюшек было?
2. 48 спичек разложили на 3 неравные кучки. Сколько было спичек в каждой кучке, не сообщается. Известно: если из первой кучки переложить во 2 столько спичек, сколько в этой второй имелось, затем из второй кучки переложить в третью столько, сколько в этой третьей перед тем будет находиться, и, наконец, из третьей переложить в первую столько спичек, сколько в этой первой кучке будет тогда иметься, то в результате число спичек во всех кучках станет одинаковым. Сколько спичек было в каждой кучке первоначально?
3. Повстречал крестьянин в лесу незнакомого старика. Разговорились. Старик внимательно разглядел крестьянина и сказал: “Известен мне в леску этом пенёчек один удивительный. Очень в нужде помогает – деньги удваивает. Положишь под него кошель, досчитаешь до 100 – и готово: деньги, какие в кошеле были, удвоились. Замечательный пень”. “Вот бы мне попробовать”, - сказал крестьянин.
“Это можно. Заплатить только надо тому, кто дорогу укажет. Мне, значит. А много ли, о том особый разговор”.
Стали торговаться. Узнав, что у крестьянина в кошельке мало денег, старик согласился получать после каждого удвоения по 1 рублю 20 коп.
Старик повёл крестьянина в глубь леса, долго бродил там, и, наконец, разыскал старый, покрытый мхом еловый пень. Взяв у крестьянина кошелёк, старик засунул его между корнями пня. Досчитав до 100, вытащил кошелёк. Заглянул туда крестьянин, а деньги на самом деле удвоились. Отсчитал он старику 1р20к и попросил положить ещё раз. Снова досчитал старик до 100 и вытащил из-под пня кошелёк. Деньги снова удвоились. Старик вторично получил у крестьянина обещанные 1р20к. В третий раз спрятали они кошелёк под пень. Но когда крестьянин уплатил старику обещанное вознаграждение, в кошельке не осталось ни одной копейки. Бедняга потерял все свои деньги и уныло побрёл по лесу. Сколько было у крестьянина денег до злополучных опытов с коварным пнём?
4.Одна женщина отправилась в сад собирать яблоки. Чтобы выйти из сада, её нужно было пройти через 4 двери, у каждой из которых стоял стражник. Стражнику у первой двери женщина отдала половину собранных ею яблок. Дойдя до 2го стражника, женщина ему половину оставшихся яблок. Так же она поступила с третьим стражником. А когда она поделилась яблоками со стражником у 4й двери, у неё осталось лишь 10 яблок. Сколько яблок она собрала в саду?
5. По преданию, основательница чешского государства принцесса Либуша обещала отдать свою руку тому из трёх женихов, кто сумеет решить задачу: ”Если бы я дала своему первому жениху половину слив из этой корзины и ещё одну сливу, второму жениху половину оставшихся слив и ещё одну сливу, а оставшиеся сливы поделила пополам и половину их и ещё три сливы дала бы третьему жениху, то корзина опустела бы. Сколько слив в корзине?”
Задачи на раскраску.
Секреты арифметических фокусов.
Фокус 1.
Пусть каждый задумает какое-нибудь целое число (небольшое). Умножит его на 5, прибавит 4, удвоит, прибавит к результату 99. У вас получится трёхзначное число. Оставьте в этом числе только последнюю цифру, а остальные зачеркните. К тому, что осталось, прибавьте 23 и разделите на 5. каждый получил число 6. Почему?
Фокус 2.
Задумайте число из двух цифр, прибавьте 7, сумму отнимите от 10, к разности прибавьте 15, прибавьте к итогу задуманное число. Полученное число разделите пополам, вычтите 9, умножьте на 3. У вас получилось 150. Отгадайте секрет фокуса.
Фокус 3.
Магическая матрица.
Пронумеруйте клетки матрицы 4 на 4 числами от 1 до 16. Обведите по своему усмотрению кружком любое число. Вычеркните все числа, которые стоят в одном столбце и в одной строке с обведённым числом. Всего это сделайте 3 раза. Оставшееся единственное число обведите. Сложите числа, обведённые кружками. У вас получилось 34. Разгадайте секрет этой матрицы.
Фокус 4. Как отгадать состав семьи.
Надо попросить товарища прибавить к числу братьев число 3, полученное число умножить на 5, прибавить 20, умножить на 2, прибавит число сестёр. По конечному результату можно сказать, сколько в семье сестёр и братьев.
Фокус 5.
Задумайте число меньше 5. Прибавьте к нему 12, сумму отнимите от 130, к разности прибавьте 5, прибавьте задуманное число, вычтите 120, умножьте на 7, вычтите 1, разделите на 2, прибавьте 30. получится число 40. Почему?
Фокус 6 с книжкой.
Напишите любое число из 3 неодинаковых цифр. Переставьте цифры числа в обратном порядке и из большего числа вычтите меньше число. В полученной разности переставьте цифры в обратном порядке и оба числа сложите. После этого предложите товарищу открыть книгу на странице, обозначенной первыми тремя цифрами полученного числа и отсчитать сверху столько строк, сколько обозначено последней цифрой итогового числа. И вы можете назвать эту строку. В чём секрет такой осведомлённости?
Фокус 7.
Задумайте число (кроме 0), умножьте его на 2, прибавьте 1, результат умножьте на 5. Отбросьте все цифры, кроме последней. Оставшуюся цифру умножьте на неё же. Сложите цифры результата. У вас получится 7. Почему?
Домашнее задание. Придумайте свой фокус, используя полученные на занятии знания.
Решение олимпиадных задач.
Алгебраические задачи.
1. Сколько дедушке лет, столько внучке месяцев. Дедушке с внучкой вместе 91 год. Сколько лет дедушке и сколько внучке?
2. Я решил определить расстояние от моего дома до дома моего приятеля. Я шёл равномерным шагом и полпути считал шаги парами, а полпути – тройками, причём пар получилось на 250 больше, чем троек. Сколько шагов до дома моего приятеля?
3. Самолёт летел от А до В. Сначала он летел со скоростью 180 км/ч, но когда ему осталось лететь на 320 км меньше, чем он пролетел, он увеличил скорость до 250 км/ч. Оказалось, что средняя скорость самолёта на всём пути 200 км/ч. Определить расстояние от А до Б.
4. Пассажир, проезжая на трамвае, заметил своего знакомого, который шёл вдоль линии трамвая в противоположную сторону. Через 10 с пассажир вышел из трамвая и пошёл догонять своего знакомого. Через сколько секунд он догонит знакомого, если он идёт в 2 раза быстрее знакомого и в 5 раз медленнее трамвая?
5. Несколько кружков одного и того же радиуса разложено в виде квадрата. При этом 5 кружков оказались лишними. Если каждую сторону квадрата увеличить на 1 кружок, то не хватит 8 кружков. Сколько было кружков?
6. У двух рыбаков спросили: ”Сколько рыбы в ваших корзинах?”. “В моей корзине половина числа рыб, находящихся в корзине у него, да ещё 10 рыб, “- ответил первый. “А у меня в корзине столько рыб, сколько у него, да ещё 20”, - сказал второй. Сколько же рыб у обоих?
7. Вася в два раза старше своей сестры Наташи. У Наташи было в 3 раза больше орехов, чем у Васи. Число орехов у Наташи больше числа лет Васи на 35, а число орехов у Васи больше числа лет Наташи в 3 раза. Сколько лет Наташе и Васе?
8. Моему брату через 2 года будет вдвое больше лет, чем ему было 2 года назад, а моя двоюродная сестра через 3 года будет втрое старше, чем 3 года назад. Кто из них старше?
9. Я иду от школы до дома 30 минут, а мой брат – 40 минут. Через сколько минут я догоню брата, если он вышел из дома на 5 минут раньше меня?
10. Мне сейчас в 4 раза больше лет, чем моей сестре, когда она была моложе меня в 2 раза. Сколько лет сейчас каждому из нас, если через 15 лет нам вместе будет 100 лет?
11. Мне и моей сестре сейчас 26 лет, причём сестре в 3 раза меньше лет, чем будет мне тогда, когда нам вместе будет в 5 раз больше лет, чем мне сейчас. Сколько сейчас лет каждому из нас?
12. В двух сосудах находится по 540 л воды. Из одного сосуда вытекает в минуту 25 л, а из другого – 15л. Через сколько минут в одном из сосудов останется в 6 раз больше, чем в другом?
13. Карандаш в 6 раз дешевле альбома, а ручка в 2 раза дешевле альбома. Альбом стоит на 20 копеек больше, чем ручка и карандаш вместе. Сколько стоят карандаш, ручка и альбом по отдельности?
14. В парке живут воробьи, синицы, голуби и вороны – всего 10 000 птичек. Воробьёв в 10 раз больше, чем ворон, голубей на 400 больше, чем ворон, синиц на 1400 меньше, чем воробьёв. Сколько и каких птичек живёт в парке?
15. Андрюша, Боря, Вадик и Гена разговаривали о своих книгах. Андрюша сказал: ”У Гены книг в 2 раза больше, чем у меня”. Боря сказал: “У меня столько книг, сколько у Андрюши и Вадика вместе”. Вадик сказал: “У меня на 3 книги меньше, чем у Гены”. Гена сказал: “У меня столько книг, сколько у Бори и Вадика вместе”. Сколько книг у каждого мальчика?
16. Таня пошла покупать ручки и карандаши. На деньги, которые у неё были, она могла купить 6 ручек или 12 карандашей. Тогда она решила купить того и другого одинаковое количество. Сколько?
17. Во дворе встретились Андрюша, Боря, Вова, Гена и Дима. Они стали сравнивать свой возраст. Андрюша сказал: “Я на 2 года старше Бори”. Боря сказал: “Дима вдвое старше меня”. Вова сказал: “Я на год младше Гены”. Гена сказал: “Я на 4 года старше Бори”. Дима сказал: “Я на 2 года старше Вовы”. Кому сколько лет?
18. Москва старше Санкт - Петербурга на 556 лет. В 1981 году Москва была втрое старше Санкт – Петербурга. В каком году основана Москва и в каком году основан Санкт – Петербург?
19. Через мост прошло 40 автомобилей и велосипедов, а всего проехало 100 колёс. Нельзя ли подсчитать, сколько прошло за день отдельно автомобилей и велосипедов?
20. Имеется несколько поросят одинакового веса и несколько ягнят так же одинакового веса. 3 поросёнка и 2 ягнёнка весят 22 кг, а 2 поросёнка и 3 ягнёнка весят 23 кг. Узнать, сколько весит 1 поросёнок и сколько весит 1 ягнёнок?
21. У мальчика спросили, сколько у него орехов. Он ответил: “Если мне дадут ещё 4 ореха, то у меня будет столько, сколько у моего брата. Если же мне дадут 28 орехов, то у меня будет втрое больше орехов, чем у брата”. Сколько орехов у мальчика?
22. Весы пришли в равновесие, когда на одну чашу весов поставили гири по 2 кг, а на другую – по 5 кг, всего 14 гирь. Сколько тех и других гирь поставлено на весы?
23. Рыболов нВ вопрос, какова масса пойманной им рыбы, ответил: ”Масса хвоста 1 кг, масса головы составляет, сколько хвост и половина туловища, а масса туловища – столько, сколько голова и хвост вместе”. Найти массу рыбы.
24. Имеющийся в магазине картофель был расфасован в 24 пакета по 5 кг и по 3 кг. Вес всех пакетов по 5 кг оказался равным весу пакетов по 3 кг. Сколько было тех и других пакетов?
25. Имеются ассигнации по 3 рубля и по 5 рублей. Всего 50 купюр. Часть денег была истрачена на покупку книг, после чего трёхрублёвых ассигнаций осталось в 2 раза меньше, а пятирублёвых в 3 раза меньше, чем было раньше. Всего же ассигнаций того и другого достоинства осталось 19. Сколько всего стоили книги?
26. Турист проехал автобусом на 80 км больше, чем прошёл пешком, проехал поездом на 120 км больше, чем автобусом, и в 6 раз больше, чем пешком. Какое расстояние турист прошёл пешком, проехал поездом и автобусом?
27. Пароход от Киева до Херсона идёт трое суток, а от Херсона до Киева -
четверо суток (без остановок). Сколько времени будет плыть плот от Киева до Херсона?
28. В трёх ящиках лежат орехи. В первом ящике на 6 орехов меньше, чем в двух других вместе, а во втором – на 10 ящиков меньше, чем в первом и третьем вместе. Сколько орехов в третьем ящике?
29. В 1964 году мне исполнилось столько лет, какова сумма цифр моего рождения. В каком году я родился и сколько мне лет?
30. Николай с сыном и Пётр с сыном были на рыбалке. Николай поймал столько рыбы, сколько его сын, а Пётр – втрое больше, чем его сын. Всего было поймано 35 рыб. Сына Николая зовут Григорий. Как зовут сына Петра
Десятичная запись натурального числа.
Задачи на нахождение чисел – великанов.
До сих пор сохранились некоторые предания о жизни наших предков, о развитии различных наук. Вот некоторые дошедшие до нас легенды.
Полководец Теренций, по приказу императора, совершил победоносный поход и с трофеями вернулся в Рим. Прибыв в столицу, он попросил допустить его к императору. Император ласково принял полководца, сердечно благодарил его за военные заслуги империи и обещал в награду дать высокое положение в сенате. Но Теренцию нужно было не это. Он возразил:
- Много побед одержал я, чтобы возвысить твоё могущество, государь, и окружить твоё имя славой. Я не страшился смерти, и будь у меня не одна, а много жизней, я все их принёс бы тебе в жертву. Но я устал воевать: настала пора отдохнуть. За долгие годы военной службы я не успел устроить себе денежного благополучия. Я беден, государь.…Дай мне денег для обеспечения остатка моей жизни.
- Какую же сумму, Теренций, считал бы ты для себя достаточной? – спросил император.
- Миллион динариев, государь, - был ответ.
Император, как гласит предание, не отличался широкой щедростью. Просьба полководца заставила его задуматься. Наконец, император заговорил:
- Доблестный Теренций, ты великий воин, и славные твои подвиги заслужили щедрой награды! Я дам тебе богатство. Завтра в полдень ты услышишь моё решение.
Теренций поклонился и вышел. На следующий день в назначенный час полководец явился во дворец императора. Император провозгласил своё решение:
- Не хочу, чтобы такой благородный воин, как ты, получил за свои заслуги жалкую награду. В моём казначействе лежит 5 миллионов медных брассов. (Брасс – мелкая монета, пятая часть динария). Теперь внимай моим словам. Ты войдёшь в казначейство, возьмёшь одну монету в руки, вернёшься сюда и положишь к моим ногам. На другой день снова войдёшь в казначейство, Возьмёшь монету, равную двум брассам, и положишь здесь рядом с первой. В третий день принесёшь монету, равную 4 брассам, в 4 день – стоящую 8 брассам, в 5 день – 16 брассам и т.д., все, удваивая стоимость монеты. Я прикажу каждый день ежедневно изготовлять для тебя монеты надлежащей ценности. И пока у тебя хватит сил поднимать монеты, будешь ты выносить их из моего казначейства. Никто не вправе помогать тебе; ты должен пользоваться только своими силами. И когда заметишь, что не можешь больше поднять монету, - остановись; уговор наш закончился, но все монеты, которые тебе удастся вынести, останутся у тебя и послужат наградой.
- Я доволен твоей милостью, государь, - ответил полководец с радостной улыбкой. – Поистине щедра награда твоя!
Начались ежедневные посещения Теренция государственного казначейства. Но уже 18й день стал последним днём обогащения Теренция. В этот день ему с большим трудом пришлось доставать монету, соответствующую 131072 единичным монетам, имеющую больше метра в поперечнике и массой 655 кг. Пользуясь своим копьём, как рычагом, Теренций с величайшим напряжением сил вкатил её в залу. Он был совершенно измучен.
- Не могу больше…Довольно…
А вам предстоит ответить: какое же вознаграждение получил великий воин?
Шахматная доска была придумана в Индии, и когда индусский царь Ширим познакомился с нею, он был восхищён остроумием и разнообразием возможных положений. Узнав, что она изобретена одним из подданных, приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к повелителю. Это был скромно одетый учёный, получавший средства для жизни от своих учеников.
- Желаю достойно наградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, - сказал царь. Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твоё желание. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь её.
- Велика твоя доброта, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра я сообщу тебе свою просьбу.
Когда на следующий день Сета явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
- Повелитель, сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зёрнышко, за вторую клетку - 2 зерна, за третью – 4 зерна, за четвёртую – 8 зёрен, за пятую – 16, за шестую – 32 и т.д.
- Довольно,- с раздражением прервал его царь. Ты получишь свои зёрна за все 64 клетки, согласно твоему желанию; но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Ступай, слуги вынесут тебе твой мешок с пшеницей.
Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца. За обедом царь вспомнил о нём и послал узнать, унёс ли безрассудный Сета свою жалкую награду.
_ Повелитель, - ответили ему, - математики твои трудятся без устали и надеются ещё до рассвета закончить подсчёт.
- Завтра, прежде, чем я проснусь, всё до единого зерна должно быть выдано Сете.
Утром царю говорят математики:
- Мы подсчитали всё количество зёрен, число это так велико…
- Как бы оно ни было велико, - надменно перебил царь, - житницы мои не оскудеют. Награда обещана, и должна быть выдана…
- Не в твоей власти, повелитель, исполнять такие желания…
Какое число назвал придворный математик? Какова должна быть длина амбара для хранения такова числа зёрен при высоте 4 метра и ширине 10 метров, если 1 кубический метр вмещает около 15 миллионов зёрен?
Богач – миллионер возвращался из отлучки необычайно радостный: у него в дороге произошла счастливая встреча. Один незнакомец предложил ему сделку, которая заключалась в следующем: каждый день он обязуется приносить богачу по 100 тысяч рублей, в замен же ему необходимо уплатить в 1й день 1 копейку, во 2й день – 2 коп, в 3й день – 4 коп, в 4й день – 8 коп и т.д., в каждый последующий день вдвое больше, чем в предыдущий. Насколько данная сделка выгодна богачу?
Скупой человек хотел дёшево сшить хороший костюм. Остроумный портной сказал ему:
- Предлагаю два условия: первое – вы платите за пошив костюма всего 117 рублей; второе – вы платите только за пуговицы, но следующим образом: за 1ю пуговицу – 1 коп, за 2ю пуговицу – 2 коп, за 3ю пуговицу – 4 коп, за 4ю – 8 коп, т.е за каждую следующую пуговицу в 2 раза больше, чем за предыдущую. На костюме 18 пуговиц. Если первое условие вам покажется слишком дорогим, то платите по второму условию.
Скупо очень обрадовался второму условию. Сколько необходимо заплатить по второму условию? Не промахнулся ли скупой?
Задачи на “бассейн”
Задачи на “движение по реке”.
Построение фигур одним росчерком пера.
Топология – раздел математики, изучающий такие свойства фигур, которые не меняются при любых деформациях, производимых без разрывов и склеиваний.
Точки, в которых сходится чётное количество линий, называются чётными, а точки, в которых сходится нечётное число линий – нечётными.
Признаки вычерчивания фигур одним росчерком:
1. Если нечётных точек в фигуре нет, то её можно начертить одним росчерком, начиная вычерчивать с любого места.
2. Если в фигуре две нечётные точки (если фигура имеет одну нечётную точку, то она имеет и другую), то её можно начертить одним росчерком пера, начав вычерчивание в одной из нечётных точек и закончив в другой.
3. Если в фигуре более двух нечётных точек, то её нельзя вычертить одним росчерком.
Упражнения для закрепления.
1. Определите, какие из фигур, изображённых на рисунке, можно начертить, не отрывая карандаш от бумаги (и не проводя по одной линии дважды). Нарисуйте те фигуры, которые можно начертить одним росчерком карандаша.
2. Только что приобретённые вами знания порой имеют любопытное применение. Великий математик Леонор Эйлер в 1736 году занимался решением своеобразной задачи:
В Кенигсберге река, омывающая два острова, делится на два рукава, через которые перекинуто 7 мостов (см. рис). Можно ли обойти все эти мосты, не побывав ни на одном из них более одного раза?
3. Решите задачу с девятью мостами, аналогичную задаче №2 по условию и требованию.
4. Через реку, омывающую 6 островов, перекинуто 17 мостов. Можно ли перейти все эти мосты, не побывав ни на одном из них два раза?
5.Начертите фигуры (если можно) одним росчерком карандаша.
Геометрические задачи на разрезание.
1. Разрезать крест на 4 части и сложить из получившихся частей квадрат.
2. Как мудрецы разделили шахматную доску с алмазами на 4 равные части с одним алмазом в каждой?
3. Фигура состоит из трёх квадратов, расположенных так, как показано на рисунке. Вырезать из этой фигуры такую часть, чтобы, приложив её к оставшейся части, получить квадрат, внутри которого имеется квадратное отверстие.
4. Произвольный треугольник разрезать на 3 такие части, чтобы из них можно было составить прямоугольник.
5. На коврике изображено 7 роз. Требуется тремя прямыми линиями разрезать коврик на 7 частей, каждая из которых содержала бы по 1 розе.
6.Отец, у которого было 4 сына, имел квадратное поле. Четвёртую часть поля он оставил себе (см. рис). Остальное поле он обещал отдать сыновьям, если те сумеют его разделить между собой на равные по площади и одинаковые по форме части. Как сыновьям удалось выполнить это?
7.Разделить трапецию, построенную из спичек (см. рис), на 4 одинаковые трапеции, используя ещё 5 спичек?
8.На рисунке изображён квадрат, на нём линии. Квадрат надо наклеить на картон и разрезать по линиям. Он распадётся на 7 кусочков, из которых вы будете склеивать различные фигурки и картинки, такие, как же, как на рис 2-6. Кажется просто? А вы попробуйте!
Факториалы.
1.Вычислите 1! 2! 5! 7! 10!
2.Вычислите а) 4! + 5! в) 5! – 4!
б) 5! · 4! г) 5 · 4!
2. Докажите, что 8! делится на 5! На 6!
3. Докажите, что 100! Делится на 47 и не делится на 101.
4. Докажите, что 14! Делится на 100 и не делится на 1000.
5. Сократите дробь и найдите её значение
10! 7! 12! 3! 33! 102! 12!
8! 3! · 4! 10! 34! 101! 3! 4! 5!
6. Устно. На какие факториалы делится 10! Для каждого делителя укажите соответствующее частное.
7. Покажите, что а) 11! – 10! = 10 · 10! б) 5! + 6! – 7 · 5!
9. Что больше а) 7! + 8! Или 9! б) 5! + 8! Или 6! + 7!
в) 1! + 2! + 3! + ··· + 9! или 10!
10. Сравните 5! 15! и 2
11.Делится ли 50! на 37, на 53, на 51?
12. Какой наименьший факториал делится на 5? на 7? на 8? на 51?
13. Сколько множителей, равных 2, содержится в числе 5! 7! 10!
14. Сколько нулей в записи числа, равного 5! 10! 15! 20!
15. Какой наименьший факториал делится на 25? на 100? на 1000?
16. Дана последовательность чисел 1!; 1! + 2!; 1! + 2! + 3!; … Какой цифрой оканчивается число, стоящее в этой последовательности под номером 1995?
Решение уравнений в целых числах.
1. Решить уравнение в целых числах 3х + 2у = 7.
2. Найти все натуральные числа в пределах от 1 до 100 000, делящиеся на 73 и которые оканчиваются на 001.
3. Школьник купил несколько тетрадей, простых и цветных карандашей. Тетрадь стоит 1 руб, простой карандаш – 4 руб, цветной карандаш – 6 руб. Всего куплено 20 предметов на 40 рублей. Сколько тетрадей и карандашей по отдельности было куплено?
4. Тринадцать пиратов добыли некоторое количество золотых монет. Они пытались разделить их поровну, но 8 монет оставалось. После того, как 2 пирата упали за борт, осталось 3 монеты. В перестрелке погибли ещё 3 пирата. Стали делить монеты, осталось опять 5 монет. Сколько же было монет?
5. Четыре коровы чёрные и 3 рыжие дали за 5 дней такой же надой молока как 3 чёрные и 5 рыжих за 4 дня. Какие коровы дают больше молока: чёрные или рыжие?
6. Можно ли разменять 25 рублей, если есть монеты по 1 руб., 3 руб., 5 руб. так, чтобы было 10 купюр?
7. Капитан Кук попал в плен к пиратам, и пираты требуют выкуп: 13 монет. Сможет ли Кук откупиться, если сумма выкупа 100 дублонов, а у капитана имеются монеты по 1д, 3д, 5д, 25 дублонов? Сможет ли он откупиться, если сумма выкупа 1000 дублонов, а у него монеты по 25 д, 75 д, 125 дублонов?
8. Двенадцать человек несут 12 хлебов. Каждый мужчина несёт по 2 хлеба, женщина по ½ хлеба, ребёнок по ¼ хлеба. Сколько было мужчин, женщин и детей?
Неопределённые уравнения.
1. Найти натуральные числа, удовлетворяющие уравнению
3х + 2у = 8, где х < 9, у < 9
2. Найти натуральные числа, удовлетворяющие уравнению
9х – 4у = 10, где х < 10, у < 10.
3. Сколько существует способов составления отрезка в 1 метр из отрезков в 7 см и 12 см.
4. Некто покупает вещь стоимостью в 19 рублей. У него имеется 15 трёхрублёвок, а у кассира – 20 пятирублёвок. Можно ли рассчитаться?
5. Можно ли отвесить 28 грамм вещества на чашечных весах, имея 4 гири по 3 грамма и 7 гирь по 5 грамм?
6. Ване в 1979 году исполнилось столько лет, какова сумма цифр года его рождения. В каком году он родился?
7. Для туристов закуплено 100 билетов на поезд на общую сумму 340 рублей. Билеты стоимостью по 3 рубля и по 4 рубля. Сколько закуплено билетов по 3 и по 4 рубля?
8. Кусок проволоки длиной 102 см нужно разрезать на части длиной 15см и 12 см. так, чтобы обрезков не было. Как это сделать?
9. Мальчик купил на 1 рубль почтовых марок, причём двухкопеечных марок он купил в 10 раз меньше, чем однокопеечных. Остальные же марки были пятикопеечные. Сколько марок каждого достоинства купил мальчик?
Решение комбинаторных задач
с помощью графов и способа умножения
А1 несовместим с В2 и С1
А2 несовместим с В3
А3 несовместим с В3 и С2
В2 несовместим с С2
В3 несовместим с С1
Какой может быть команда корабля?
Логические задачи (смесь)
81818181 205205205
- Сколько у тебя было яиц? – спросил один.
- Не знаю, - ответила крестьянка. – Но помню, что когда я раскладывала их по 2, по 3, по 4, по 5, по 6, то каждый раз одно яйцо было лишним, а когда разложила по 7, то остатка не было. Сколько яиц было в корзине, если известно, что их было меньше?
7, 9, 5. Как поставить их по порядку, если можно брать два соседних тома
и ставить их, не меняя порядка, рядом на новое место (в начало, конец или между двумя томами)?
Ответы.
Решение задач.
1) 37 2) нет 3) 317 4) 27 5) 512, 300, 212 6) 11 и 4 7) 130
Признаки делимости на 3, 9, 11, 19
3)72135 или 72630 5) 507 8) нет 9) акробат = 2 ягнёнка
Признаки делимости
5) 42048, 42840 6) 665, 9, 73 7) 10, 25, 40 9) 15 10) 30 или 90 13) 492
14) 31, 62, 93
Решение задач с использованием признаков делимости
4) 301, 721,… 5) 59 10) 10, 25, 40 12) нет 13) нет 14) 0, 8, 16, 24, 32,
40, 48 15) 35
Остатки
1) 60 2) 8, 16, 24, 32, 40, 48 4) 5 5) 308 или 368 6) 119 7) 85 8) 8
Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное
1) 72 и 120 2) 67 или 11 3) 11, 12, 13 4) 100, 260 5) 28 6) 65
Задачи на “движение”
2) 12 час 3) 125 км 4) 7ч 50 мин 5) 2 дня 6) 9/20
Задачи на части
1) в 4 раза 3) 6 км/ч 3) 36 км 4) 1/3 5) в 2,5 р 6) 72 7) 86 и 60 8) поровну 9) 42 10) 1 11) 30 12) 270 13) 7 и 4900
Решение задач на все действия с дробями
1) 4м 3) 10 мин 4) 1ч 12 мин 5) 6 6) 81 8) 28 9) 12/25 10) 3 12) 4 кг 13) 84
Подсчёт среднего арифметического
1) 160 2) 32 3) 1 кг 4) 20, 5, 15
Задачи на проценты
1) 231 2) 50 3) после снижения цены на 4% 4) дешевле 5) уменьшилось 6) 1р 50к 7) 20га 8) 8 9) 12, 16, 8, 4
Решение задач “методом с конца”
1) 7 2) 22, 14, 12 3) 1р 5к 4) 160 5) 30
Задачи на раскраску
1) да 8) Второй 9) Второй 10) 720 11) 120 12) 30 13) Нет 14) 8
15) Нет
Алгебраические задачи
1) 84 2) 3000 3) 1120км 4) 110 5)41 6) 100 7) 5 и 10 8) ровесники,
им по 8 лет 9) 15 мин 10) 40 и 30 11) 14 и 12 12) 20 мин 13) 10, 30, 60 14) 5000 воробьёв, 900 голубей, 500 ворон, 3600 синиц 15) у Андрея – 2, у Бориса – 3, у Вади – 1, у Гены – 4 16) 4 17) Андрею – 7, Вове – 8, Гене – 9, Диме – 10 19) 30 велосипедов и 10 автомобилей 20) поросёнок 4 кг, ягнёнок – 5 кг 21) 8 22) 10 и 4 23) 8 24) 9 и 15 25) 141 26) 40 км пешком, 24 км на поезде, 120 км на автомашине 27) 24 дня 28) 8 29) 19 лет, 1964 30) Николай.
Десятичная запись натурального числа
2) 45 и 450 3) 454 и 45 4) 62 5) 278379 10) а=3, в=9, с=9, d =1 11) 2
12) 12 13) 375 14) 506, 617, 728, 839, 950 15) 714285
Задачи на “бассейн”
1) 12 2) 1/10 3) 6 4) 1/6 5) 6 6) 5/6 7) 5/24 8) 11/60 9) 1/6 10) 7/24
11) 46/165 12) 1/8 13) 2,4 ч 15) 6 16) 6 17) 6 18) 35 19) 11 20) 175 1/5 22) 30 23) 24
Решение уравнений в целых числах
3) тетрадей – 14, простых карандашей – 5, цветных карандашей – 1 4)
333 5) рыжие 6) нет 7) нет 8) 5 мужчин, 1 женщина, 6 детей
Неопределённые уравнения
3)один 5) нет 6) 1957 7) 60 и 40
Решение комбинаторных задач
1) 6 2) 16 3) 100 4) 16 5) 27 6) 2 7) 6 8) 129 9) 6 10) нет 11) да 12) 6720 15) 720 16) 21 17) 376992
Логические задачи (смесь)
1) 2 2) 19 5) первый 6) 1р 11к 9) 2 кг 14) нет 16) 37/81, 609/20
21) 301 24) 78 27) 36
Технологическая карта итогового занятия
“Прощай, математика!”
Информация: МОУ СОШ №2 с УИОП им. А.Жаркова г. Яранска Кировской области
Учитель: Ефремова Людмила Евгеньевна
Класс: 6Г (углублённое изучение математики)
Тема занятия: Решение логических задач.
Дидактическая цель: Создать условия для подведения итогов дополнительных занятий через решение логических задач.
Цели по содержанию:
Общеобразовательные: показать возможность применения математических вычислений и задач в жизненных ситуациях.
Развивающие: расширение кругозора учащихся, противодействие созданию определённых стереотипов, развитию логического мышления, смекалки, любознательности.
Воспитательные: Способствовать формированию навыков умственного труда.
Тип занятия: Развитие творческих способностей (по типологии ЛОО)
Методы: частично – поисковый, поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа.
Средства обучения: карточки с текстами задач.
Дополнительная литература:
1. Шевкин, А.В. Текстовые задачи [Текст] / А.В.Шевкин. - М.: Просвещение, 1997.
2. Костерина Н.П. Задачи повышенной трудности [Текст] / Н.П.Кострикова. - М.: Просвещение, 1986.
3. Поисковые задачи по математике [Текст] / М.: Просвещение, 1976г.
4. А.Я.Каннель – Белов. Как решают нестандартные задачи. / М.: МЦНМО, 1997г.
5. Газеты “Математика в школе”.
6. Журналы “Математика в школе”.
Модель занятия.
№ |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Оргмомент |
Учитель определяет готовность учащихся к занятию |
Учащиеся готовятся к занятию
|
2 |
Мотивация и целеполагание |
Учитель предлагает выяснить, нужна ли человеку в жизни математика и зачем? Отмечает, что для выполнения творческих заданий важно сначала усвоить информацию, знания, требующие осмысления |
Учащиеся высказывают своё мнение о данном вопросе, опираясь на свой субъектный опыт. |
3 |
Актуализация знаний и умений |
1.Учитель “для приведения ума в порядок” предлагает несколько шуточных логических задач, решаемых устно. 2.Проверка домашней задачи на перемешивание.
|
Учащиеся отвечают на вопросы и проверяют домашнее задание. |
4 |
Обобщение и систематизация знаний |
1.Учитель предлагает учащимся решить логические задачи различными способами, помогает в поиске правильных ответов 2.Учитель проводит итоговый тест на решение логических задач |
1. Учащиеся решают задачи самостоятельно или с помощью наводящих вопросов по мере своих возможностей. 2. Учащиеся выполняют тестовую работу, проверяют свои знания. |
5 |
Рефлексия |
Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод о перспективах изучения математики |
Учащиеся намечают перспективы своей работы на будущее |
Приложение №1.
Решение логических задач.
1. Бидон ёмкостью 10 литров наполнен молоком. Требуется перелить из этого бидона 5 литров в семилитровый бидон, используя при этом ещё один бидон, вмещающий 3 литра. Как это сделать?
2. На озере расцвела лилия. Каждый день число цветков удваивалось, и на 20-й день всё озеро покрылось цветами. На какой день покрылась цветами половина озера?
3. Девять одинаковых книг стоят меньше 10 рублей, а 10 таких книг стоят больше 11 рублей. Сколько стоит одна книга?
4. Тома “Детской энциклопедии” стояли в таком порядке: 1,2,6,10,3,8,4,7,9,5. Как поставить их по порядку, если можно брать два соседних тома и ставить их, не меняя порядка, рядом на новое место (в начало, конец или между двумя томами)
5. Двое кладут по очереди пятаки на круглый стол. Проигрывает тот, кто не сможет положить очередной пятак. Кто проигрывает?
6. Разрежьте различными способами квадратную доску на 2 равные части, не имеющие форму прямоугольника. Найдите как можно больше способов.
7. Можно ли покрыть правильный треугольник двумя правильными треугольниками меньшего размера?
8. Можно ли начертить фигуру, не отрывая карандаш от бумаги?
9. “Ученики Пифагора”. Говорят, что на вопрос: “Сколько у него учеников?”, Пифагор ответил так: “Половина моих учеников изучают математику, четвёртая часть изучает природу, седьмая часть проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы”. Сколько учеников у Пифагора?
10. В клетке сидят сазаны и кролики. Всего 18 ног. Узнать, сколько тех и других.
11. Возьмите произвольно 3 различные цифры, кроме 0. Составьте из них всевозможные трёхзначные числа, сложите их и полученную сумму разделите на сумму первоначально взятых цифр. В результате получится 222. Почему?
12. У Лёвы 2 конверта: обычный и авиа и 3 марки: прямоугольная, квадратная и треугольная. Сколькими способами он может выбрать конверт и марку, чтобы отправить письмо?
,8,4,7,9,5.
ов удваивалось, и на 20-й день всё озеро покрылось цветами. ий 3 литра.
Приложение №2
Считай, смекай, отгадывай
(итоговый тест)
1. У Змея Горыныча 2000 голов. Сказочный богатырь отрубил ему одним ударом меча 139 голов. На сколько голов теперь у Змея Горыныча больше, чем у богатыря?
1) 2020 2) 139 3)1860 4) 1850 5) 1859
2. Какой цифрой заканчивается произведение 1· 2· 3· 4· …11· 12?
1) 2 2) 8 3) 0 4) 1 5) 5
3. В течение суток ¼ времени кошка ест, а остальное время она спит. Сколько часов в сутки кошка спит?
1) 16 2) 18 3) 6 4) 12 5) 20
4. Петя старше Коли, который старше Миши, Маша старше Коли, а Даша Младше Пети, но старше Маши. Кто третий по возрасту?
1) Миша 2) Петя 3) Коля 4) Маша 5) Даша
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.