Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "География Красноярского края" для 8 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "География Красноярского края" для 8 класса

Оценка 4.8
docx
09.06.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "География Красноярского края" для 8 класса
Программа ВД 8 класс.docx

МБОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 1»

 

 

ПРИНЯТО

на заседании школьного методического совета

Протокол №1

От_____________

 

Руководитель ШМО

_____________________

              Подпись

       ______________

               Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

с заместителем

директора по УВР

 

_________________

Подпись

___________________

Ф.И.О.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Агинская СОШ № 1»

__________________________

Подпись

________________________

Ф.И.О

 

Приказ №________________

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«География Красноярского края»

Класс 8

Всего часов: 34

Количество часов в неделю: 1

 

 

 

Автор программы: 

Валькова Галина Николаевна,

учитель географии

 

 

 

 

 

 

2019 – 2020 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  2. Фундаментального ядра содержания общего образования.
  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
  4. Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.
  5. Концепции развития географического образования.

Программа по внеурочной деятельности «География Красноярского края» преследует две задачи: одна из них – всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая использование этого материала в будущем. Они друг с другом неразрывно связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний – главное назначение школьного краеведения.

Краеведение в полном смысле слова, т. е. как всестороннее целостное изучение своего края, возможно в школе или в виде особого курса, или в порядке внеклассной работы, и должно развиваться во взаимодополняющих направлениях.

В данной программе в комплексе изучаются физические явления, процессы и различные сферы общественной жизни. Программа позволит обучающимся использовать полученный материал из их непосредственного жизненного опыта, что обеспечивает наилучшую основу для дальнейшего изучения предмета «География», для использования учителем активных методов обучения и воспитания.

Изучение программы направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие личности обучающегося, его познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
  • Получение и расширение знаний о родном крае, его истории, традициях и культуре;
  • Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание;

·        Формирование у школьников целостного представления о субъекте в границах России;

·        Подведение обучающихся к самостоятельным оценочным выводам о современном состоянии родного края и перспективах его развития.

Целесообразность. О «родиноведческих» основах преподавании говорил ещё М. В. Ломоносов. А. Геттнер определял задачу краеведения как введение «ученика в понимание той местности, в которой ему пришлось жить, показать ему, каким путём он может её познать, умственно освоиться в ней. Путём изучения Родины ввести ученика в основы географического восприятия и географической теории».

На изучение программы по внеурочной деятельности в 8 классе отводится 34 часа – 1 час в неделю (согласно годовому календарному учебному графику на 2019-2020 учебный год). Занятия по внеурочной деятельности в 8 классе помогут «воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики посредством актуализации содержания курса «География России» (из Концепции развития географического образования).

Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая программы. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах программы представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Форма организации занятий: практикумы, семинарские занятия.

Форма подведения итогов: написание эссе по теме «Мой край – моя родина».

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Метапредметные:

Регулятивные УУД –

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД –

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД –

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Предметные:

Ученик научится -

- составлять характеристику своей местности;

- понимать особенности природных закономерностей на территории края;

- определять местоположение географических объектов на территории края;

- составлять географические описания по карте;

- оценивать место и роль края в экономике страны.

Ученик получит возможность научиться –

            - оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для края и района;

- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства края в связи с природными и социально-экономическими факторами;

- оценивать возможные в будущем изменения географического положения края;

- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты; 

- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности края, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

- оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику;

- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных районов края.

Основные принципы построения программы:

  • преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами основного общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;
  • последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
  • сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путём применения современных образовательных технологий;
  • личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Содержание программы.

Тема 1. Люди земли Красноярской (3 часа)

Выдающиеся люди Красноярья: писатели, художники, композиторы, певцы и спортсмены.

Тема 2. Освоение и заселение территории края (13 часов)

Первые люди на территории края. Эпоха неолита. Эпоха металлов. Енисейские кыргызы. Средневековье. Начало освоения Приенисейской Сибири. Расселение русских в Сибири. Приенисейский край в XIII-XIX веках. Административно-территориальное деление Енисейской губернии. Революция и Гражданская война в Енисейской губернии. Индустриализация и коллективизация. Ссылки, каторги и лагеря. Красноярский край в годы Великой Отечественной войны. Красноярский край в 1945-1980 годы.

Тема 3. Общая характеристика территории края (10 часов)

            Географическое положение. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климатические особенности территории края. Внутренние воды и водные ресурсы края. Почва и почвенные ресурсы, сельскохозяйственные угодья. Природные комплексы края. Особо охраняемые природные территории.

Тема 4. Население края (5 часов)

Численность и размещение населения. Половой и возрастной состав населения. Национальный состав населения и коренные жители. Городское и сельское население края. Влияние природной среды на качество жизни населения.

            Тема 5. Хозяйственная деятельность  (3 часа)

Типы хозяйствования на территории края. Проблемы, возникающие при использовании земли, ландшафтов и т.д. Риски для населения  и возможные пути решения этих проблем. Роль науки в организации разумного использования и преобразования природных ресурсов в условиях Красноярского края. Прогнозы изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности населения на территории края.

Распределение часов по разделам программы

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.

Тема 1. Люди земли Красноярской

3

2.

Тема 2. Освоение и заселение территории края

13

3.

Тема 3. Общая характеристика территории края

10

4.

Тема 4. Население края

5

5.

Тема 5. Хозяйственная деятельность  

3

Итого:

34

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата проведения

Тема 1. Люди земли Красноярской (3 часа)

1/1

Выдающиеся писатели и художники края.

 

 

2/2

Выдающиеся певцы и спортсмены.

 

 

3/3

Выдающиеся альпинисты.

 

 

Тема 2. Освоение и заселение территории края (13 часов)

4/1

Первые люди на территории края.

 

 

5/2

Эпоха неолита. Эпоха металлов.

 

 

6/3

Енисейские кыргызы.

 

 

7/4

События в Средневековье.

 

 

8/5

Начало освоения Приенисейской Сибири.

 

 

9/6

Расселение русских в Сибири.

 

 

10/7

Приенисейский край в XIII-XIX веках.

 

 

11/8

Административно-территориальное деление Енисейской губернии.

 

 

12/9

Революция и Гражданская война в Енисейской губернии.

 

 

13/10

Индустриализация и коллективизация.

 

 

14/11

Ссылки, каторги и лагеря.

 

 

15/12

Красноярский край в годы Великой Отечественной войны.

 

 

16/13

Красноярский край в 1945-1980 годы.

 

 

Тема 3. Общая характеристика территории края (10 часов)

17/1

Красноярский край – географический центр России. Пр.раб.№1.

 

 

18/2

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

 

 

19/3

Климатические особенности территории края. Пр.раб.№2. Описание типов погоды в разных районах края.

 

 

20/4

Ледники и многолетняя мерзлота на территории края.

 

 

21/5

Внутренние воды и водные ресурсы края. Пр.раб.№3. Оценка водных ресурсов.

 

 

22/6

Минеральные воды Красноярского края. Пр.раб.№4.

 

 

23/7

Почва и почвенные ресурсы, сельскохозяйственные угодья. Пр.раб.№5. Определение плодородия почв своей местности.

 

 

24/8

Природные комплексы края.

 

 

25/9

Особо охраняемые природные территории.

 

 

26/10

Путешествие по заповедникам края.

 

 

Тема 4. Население края (5 часов)

27/1

Численность и размещение населения.

 

 

28/2

Половой и возрастной состав населения.

 

 

29/3

Национальный состав населения и коренные жители.

 

 

30/4

Городское и сельское население края.

 

 

31/5

Влияние природной среды на качество жизни населения.

 

 

Тема 5. Хозяйственная деятельность  (3 часа)

32/1

Типы хозяйствования на территории края.

 

 

33/2

Риски для населения  и возможные пути решения этих проблем.

 

 

34/3

Прогнозы изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности населения на территории края.

 

 

 

Список литературы для учителя:

 

  1. Безруких В.А, М.В. Кириллов «Физическая география Красноярского края и республики Хакасия»,  Красноярск, 1993г.
  2. Игошина Л.И. Природа и экология Красноярского края, учебник для учащихся 8 класса, Красноярск, 2008г.

Интернет-ресурсы:

http://www.krskstate.ru/about

https://wikipedia.org/wiki/

 


Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 1»

МБОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:

География России» (из Концепции развития географического образования)

География России» (из Концепции развития географического образования)

Коммуникативные УУД – - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и…

Коммуникативные УУД – - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и…

Содержание программы. Тема 1

Содержание программы. Тема 1

Выдающиеся альпинисты.

Выдающиеся альпинисты.

Риски для населения и возможные пути решения этих проблем

Риски для населения и возможные пути решения этих проблем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020