МБОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 1»
ПРИНЯТО на заседании школьного методического совета Протокол №1 От_____________
Руководитель ШМО _____________________ Подпись ______________ Ф.И.О. |
СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР
_________________ Подпись ___________________ Ф.И.О. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Агинская СОШ № 1» __________________________ Подпись ________________________ Ф.И.О
Приказ №________________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«География Красноярского края»
Класс 8
Всего часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Автор программы:
Валькова Галина Николаевна,
учитель географии
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Программа по внеурочной деятельности «География Красноярского края» преследует две задачи: одна из них – всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая – использование этого материала в будущем. Они друг с другом неразрывно связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний – главное назначение школьного краеведения.
Краеведение в полном смысле слова, т. е. как всестороннее целостное изучение своего края, возможно в школе или в виде особого курса, или в порядке внеклассной работы, и должно развиваться во взаимодополняющих направлениях.
В данной программе в комплексе изучаются физические явления, процессы и различные сферы общественной жизни. Программа позволит обучающимся использовать полученный материал из их непосредственного жизненного опыта, что обеспечивает наилучшую основу для дальнейшего изучения предмета «География», для использования учителем активных методов обучения и воспитания.
Изучение программы направлено на достижение следующих целей:
· Формирование у школьников целостного представления о субъекте в границах России;
· Подведение обучающихся к самостоятельным оценочным выводам о современном состоянии родного края и перспективах его развития.
Целесообразность. О «родиноведческих» основах преподавании говорил ещё М. В. Ломоносов. А. Геттнер определял задачу краеведения как введение «ученика в понимание той местности, в которой ему пришлось жить, показать ему, каким путём он может её познать, умственно освоиться в ней. Путём изучения Родины ввести ученика в основы географического восприятия и географической теории».
На изучение программы по внеурочной деятельности в 8 классе отводится 34 часа – 1 час в неделю (согласно годовому календарному учебному графику на 2019-2020 учебный год). Занятия по внеурочной деятельности в 8 классе помогут «воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики посредством актуализации содержания курса «География России» (из Концепции развития географического образования).
Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая программы. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах программы представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Форма организации занятий: практикумы, семинарские занятия.
Форма подведения итогов: написание эссе по теме «Мой край – моя родина».
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметные:
Регулятивные УУД –
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД –
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД –
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметные:
Ученик научится -
- составлять характеристику своей местности;
- понимать особенности природных закономерностей на территории края;
- определять местоположение географических объектов на территории края;
- составлять географические описания по карте;
- оценивать место и роль края в экономике страны.
Ученик получит возможность научиться –
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для края и района;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства края в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения края;
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности края, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных районов края.
Основные принципы построения программы:
Содержание программы.
Тема 1. Люди земли Красноярской (3 часа)
Выдающиеся люди Красноярья: писатели, художники, композиторы, певцы и спортсмены.
Тема 2. Освоение и заселение территории края (13 часов)
Первые люди на территории края. Эпоха неолита. Эпоха металлов. Енисейские кыргызы. Средневековье. Начало освоения Приенисейской Сибири. Расселение русских в Сибири. Приенисейский край в XIII-XIX веках. Административно-территориальное деление Енисейской губернии. Революция и Гражданская война в Енисейской губернии. Индустриализация и коллективизация. Ссылки, каторги и лагеря. Красноярский край в годы Великой Отечественной войны. Красноярский край в 1945-1980 годы.
Тема 3. Общая характеристика территории края (10 часов)
Географическое положение. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климатические особенности территории края. Внутренние воды и водные ресурсы края. Почва и почвенные ресурсы, сельскохозяйственные угодья. Природные комплексы края. Особо охраняемые природные территории.
Тема 4. Население края (5 часов)
Численность и размещение населения. Половой и возрастной состав населения. Национальный состав населения и коренные жители. Городское и сельское население края. Влияние природной среды на качество жизни населения.
Тема 5. Хозяйственная деятельность (3 часа)
Типы хозяйствования на территории края. Проблемы, возникающие при использовании земли, ландшафтов и т.д. Риски для населения и возможные пути решения этих проблем. Роль науки в организации разумного использования и преобразования природных ресурсов в условиях Красноярского края. Прогнозы изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности населения на территории края.
Распределение часов по разделам программы
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
1. |
Тема 1. Люди земли Красноярской |
3 |
2. |
Тема 2. Освоение и заселение территории края |
13 |
3. |
Тема 3. Общая характеристика территории края |
10 |
4. |
Тема 4. Население края |
5 |
5. |
Тема 5. Хозяйственная деятельность |
3 |
Итого: |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Дата проведения |
|
Тема 1. Люди земли Красноярской (3 часа) |
|||
1/1 |
Выдающиеся писатели и художники края. |
|
|
2/2 |
Выдающиеся певцы и спортсмены. |
|
|
3/3 |
Выдающиеся альпинисты. |
|
|
Тема 2. Освоение и заселение территории края (13 часов) |
|||
4/1 |
Первые люди на территории края. |
|
|
5/2 |
Эпоха неолита. Эпоха металлов. |
|
|
6/3 |
Енисейские кыргызы. |
|
|
7/4 |
События в Средневековье. |
|
|
8/5 |
Начало освоения Приенисейской Сибири. |
|
|
9/6 |
Расселение русских в Сибири. |
|
|
10/7 |
Приенисейский край в XIII-XIX веках. |
|
|
11/8 |
Административно-территориальное деление Енисейской губернии. |
|
|
12/9 |
Революция и Гражданская война в Енисейской губернии. |
|
|
13/10 |
Индустриализация и коллективизация. |
|
|
14/11 |
Ссылки, каторги и лагеря. |
|
|
15/12 |
Красноярский край в годы Великой Отечественной войны. |
|
|
16/13 |
Красноярский край в 1945-1980 годы. |
|
|
Тема 3. Общая характеристика территории края (10 часов) |
|||
17/1 |
Красноярский край – географический центр России. Пр.раб.№1. |
|
|
18/2 |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. |
|
|
19/3 |
Климатические особенности территории края. Пр.раб.№2. Описание типов погоды в разных районах края. |
|
|
20/4 |
Ледники и многолетняя мерзлота на территории края. |
|
|
21/5 |
Внутренние воды и водные ресурсы края. Пр.раб.№3. Оценка водных ресурсов. |
|
|
22/6 |
Минеральные воды Красноярского края. Пр.раб.№4. |
|
|
23/7 |
Почва и почвенные ресурсы, сельскохозяйственные угодья. Пр.раб.№5. Определение плодородия почв своей местности. |
|
|
24/8 |
Природные комплексы края. |
|
|
25/9 |
Особо охраняемые природные территории. |
|
|
26/10 |
Путешествие по заповедникам края. |
|
|
Тема 4. Население края (5 часов) |
|||
27/1 |
Численность и размещение населения. |
|
|
28/2 |
Половой и возрастной состав населения. |
|
|
29/3 |
Национальный состав населения и коренные жители. |
|
|
30/4 |
Городское и сельское население края. |
|
|
31/5 |
Влияние природной среды на качество жизни населения. |
|
|
Тема 5. Хозяйственная деятельность (3 часа) |
|||
32/1 |
Типы хозяйствования на территории края. |
|
|
33/2 |
Риски для населения и возможные пути решения этих проблем. |
|
|
34/3 |
Прогнозы изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности населения на территории края. |
|
|
Список литературы для учителя:
Интернет-ресурсы:
http://www.krskstate.ru/about
https://wikipedia.org/wiki/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.