МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Черноморского района Республики Крым
Отдел образования, молодёжи и спорта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснополянская средняя школа имени Мещерякова Ивана Егоровича»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________ Назаренко М.С. Протокол № 1 от « » августа 2023 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Швец И.В. «___» _________ 2023 г. |
УТВЕРЖДЕНО И.о. Директора ___________ Врублевская Е.В. Приказ № __ от «__» _________ 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Родник»
Уровень образования начальное общее образование
Класс- 1-4
Рабочая программа разработана учителем
Назаренко Мариной Степановной
с. Красная Поляна
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Пояснительная записка……………………………………………………….3
3. Программа воспитательных мероприятий……………………………….. ..9
4. Программа классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию............................................................................................................18
5. Анализ анкет учащихся……………………………………………………...20
6. Мониторинг формирования гражданских качеств у младших школьников…………………………………………………………………….24
7. Список литературы………………………………………………………….25
8. Приложение к программе…………………………………………………..27
Введение
Данная дополнительная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи, разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2024 г.».
Пояснительная записка
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания МБОУ «Краснополянская средняя школа имени Мещерякова Ивана Егоровича» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности и патриотизма.
Патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности в организации внеурочной деятельности младших школьников. Современное общественное развитие Республики Крым поставило задачу духовного возрождения национальных традиций в духе защиты Отечества и бескорыстного служения делу Родины и ценностного понимания нравственных идей религиозных организаций Исламской Мечети и Русской Православной Церкви.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Трансформация Российского общества в 21 веке привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. В связи с этим возникла необходимость в создании программы, способствующей удовлетворению потребностей современного общества в воспитании полноценного гражданина.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине
Очевидно, что учащиеся
начальной школы открыты к познаниям, доверчивы. Именно этот возраст наиболее
восприимчив для позитивных изменений и преобразований. Дети понимают, что в
основе добрых дел лежит любовь к людям и преданность Родине, бережное отношение
к традициям своего народа. «Если мы выстрелим в прошлое из винтовки, будущее
выстрелит в нас из пушки», писал Расул Гамзатов: «Патриотизм – любовь к своей Родине,
преданность ей, ее лучшим традициям и обычаям, своим делам служить ее
интересам, чувство необходимое, великое и прекрасное.
Прививая это чувство молодому поколению, мы даем, в первую
очередь, им возможность прикоснуться, и почувствовать сердцем самые памятные
станицы прошлой истории Отечества своего края, рода, семьи. Именно с семейного
альбома рассказа отцов и дедов, прививается интерес к истории, прошлому.
Недооценка прошлого, уроков истории как показывает жизнь, оборачивается
большими потерями для общества. Нашим людям свойственна любовь к
родному краю, где они родились и выросли, где познали первые азы
самостоятельной жизни и сумели внести свою лепту во благо Отчизны, родных и
близких. Эта любовь испокон веков проявлялась в их готовности защитить, не
жалея сил, свою землю от врагов, уберечь ее от бед. Но для детей эти ценности
надо донести, передать традиции нашего народа, научить гордиться своей Родиной,
воспитать их гражданские чувства.
Данная программа поможет учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников. Классный руководитель найдёт немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Всё это поможет раскрыть каждому ребенку свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Цель программы.
Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
Задачи программы.
1. Воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям.
2. Формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.
3. Оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия “Школа - семья”.
4. Оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей.
5. Ознакомление учащихся с духовными традициями России и Крыма, её героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
6. Формирование у детей любви к «малой родине»;
7. Воспитание готовности к защите своей Родины;
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Воспитательные цели:
Ожидаемые результаты реализации программы:
- формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, к духовным традициям Отечества;
- уважительное и бережное отношение к памятникам истории;
- любовь и бережное отношение к родной природе, к месту, где ты живешь;
- любовь и уважение к родителям, семье;
-осознанное уважение к школе и педагогам школы;
- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда, ответственности за свои поступки;
- привитие любви и уважения к духовным традициям Православной и Исламской религиям
Идея программы: Воспитание детей - вклад в судьбу Крыма и России
Этапы программы:
Реализация данной программы условно подразделяются на четыре этапа:
1 класс - знакомство первоклассников с духовными традициями страны, её героическим прошлым, государственной символикой, историей «малой родины» ,с основными канонами Православной и Исламской религии.
2 класс – приобщение к боевым и трудовым традициям народов Крыма, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа, с духовными ценностями религиозных организаций.
3 класс – формирование гордости за героев Отечества; изучение архивов, поиск материалов о героях войны, развитие знаний о духовно-нравственных ценностях религиозных организаций.
4 класс – развитие активных форм патриотической деятельности, создание творческих презентаций о героях войны, формирование культуры межнациональных отношений. Формирование понятий о духовно-нравственных ценностях религиозных организаций.
Основные разделы программы:
1. духовно-нравственные ценности;
2. историко-краеведческое;
3. военно-патриотическое;
4. гражданско – патриотическое.
Программа воспитательных мероприятий :
Первый класс
№ |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Конкурс рисунков «Мой Крым». |
Сентябрь |
Классный руководитель
|
2. |
Беседа «Символы государства: Герб, гимн, флаг» |
Сентябрь |
Классный руководитель
|
3. |
Ролевая игра «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама…» |
Октябрь |
Классный руководитель
|
4. |
Беседа «Симферопольская и Крымская епархия». Духовные традиции церковной организации. |
Октябрь |
Классный руководитель
|
5. |
Экскурсия в краеведческий музей «Калос Лимен» |
Ноябрь |
Классный руководитель, родители
|
6. |
Спортивная игра «Выше! Быстрее! Сильнее!» |
Ноябрь |
Классный руководитель, учитель физической культуры |
7. |
Познавтельный час «Мои права и обязанности» |
Декабрь |
Классный руководитель, родители |
8. |
Классный час «Наш защитник и герой - Девлетов Расим» (герой СВО) |
Январь |
Классный руководитель |
9. |
Тематический час «Русская Православная Церковь. Духовные ценности православной религии». |
Январь |
Классный руководитель |
10. |
Мини-проект «Крым - жемчужина России» |
Февраль |
Классный руководитель |
11. |
Конкурс военной песни |
Февраль |
Классный руководитель |
12. |
Конкурс стихотворений «Милой маме!» |
Март |
Классный руководитель |
13 |
Акция «Скворечник для наших пернатых» |
Апрель |
Классный руководитель, родители |
14 |
Встреча с ветераном ВОВ |
Апрель |
Классный руководитель, родители, дедушки и бабушки |
15 |
Участие в Митинге, посвященному празднику 9 Мая |
Май |
Классный руководитель, родители, зам директора по ВР |
16 |
Выставка поделок «Счастливое детство» ко Дню защиты детей.
|
Май |
Классный руководитель, родители. |
Второй класс
№ |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Игра «Мое имя, что оно обозначает» |
Сентябрь |
Классный руководитель
|
2. |
Великие люди Республики Крым |
Сентябрь |
Классный руководитель
|
3. |
Творческая мастерская «Дарю тепло своих рук». Изготовление сувениров ко Дню пожилого человека |
Октябрь |
Классный руководитель
|
4. |
Проект « Моя родословная». Составление родословной своей семьи |
Октябрь |
Классный руководитель, родители
|
5. |
«С чего начинается Родина?» оформление плаката ко Дню народного единства |
Ноябрь |
Классный руководитель, родители
|
6. |
Концерт, посвященный Дню матери |
Ноябрь |
Классный руководитель, педагог-организатор
|
7. |
Беседа «Конвенция о правах ребенка. Что это?» |
Декабрь |
Классный руководитель |
8. |
Коллективный проект «Герои нашего села» |
Январь |
Классный руководитель, учитель истории |
9. |
Беседа «О символах нашего края» |
Январь |
Классный руководитель |
10. |
Устный журнал «Преподобный Сергий Радонежский» |
Февраль |
Классный руководитель |
11. |
Мастер-класс «Изготовление открытки защитникам Отечества» |
Февраль |
Классный руководитель, педагог-организатор |
12. |
Праздник «Самая лучшая в мире - мамочка моя!» |
Март |
Классный руководитель, педагог-организатор |
13 |
Фестиваль костюмов, песен. «Традиции народов Крыма». |
Апрель |
Классный руководитель |
14 |
Акция – милосердия «Помощь пожилым людям» |
Апрель |
Классный руководитель, родители |
15 |
Экскурсия в школьный музей Акция «Письмо ветерану» |
Май |
Классный руководитель, учитель истории |
16 |
Участие в митинге, посвящённому Дню Победы. |
Май |
Классный руководитель, родители. |
17. |
Классный час-диспут «Что я могу сделать для своей страны» |
май |
Классный руководитель,
|
Третий класс
№ |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Исследовательская работа «Как становятся героями?» (Подвиг героев России и Крыма). |
Сентябрь |
Классный руководитель
|
2. |
Экскурсия в краеведческий музей «Калос Лимен». |
Сентябрь |
Классный руководитель, родители
|
3. |
Проект «Мой Крым». « Моё любимое место». Защита рисунков по теме. |
Октябрь |
Классный руководитель
|
4. |
Познавательная игра «Что даёт наш край стране». |
Октябрь |
Классный руководитель
|
5. |
Акция «Зеленая школа». «Творим добро своими руками». |
Ноябрь |
Классный руководитель, родители
|
6. |
Урок доброты «При солнышке тепло, при матери- добро». |
Ноябрь |
Классный руководитель, педагог-организатор
|
7. |
Устный журнал. «Если враг придет...» |
Декабрь |
Классный руководитель |
8. |
Интеллектуальная игра «Край, в котором мы живем!» |
Январь |
Классный руководитель |
9. |
Виртуальная экскурсия. «Русская Православная Церковь. Духовные ценности религии». |
Январь |
Классный руководитель |
10. |
Просмотр и обсуждение художественного фильма военной тематики. |
Февраль |
Классный руководитель |
11. |
Конкурс инсценированной песни |
Февраль |
Классный руководитель, педагог-организатор |
12. |
Проект «Красный галстук в моей семье». (102 года Пионерской организации). |
Март |
Классный руководитель, педагог-организатор, родители |
13 |
Уход за памятником героев ВОВ. |
Апрель |
Классный руководитель |
14 |
Мини – проект «Имена героев на карте Республики Крым». |
Апрель |
Классный руководитель, родители |
15 |
Виртуальная экскурсия в Мечеть. Приобщение к нравственным ценностям исламской религии. |
Май |
Классный руководитель, учитель истории |
16 |
Участие в митинге, посвящённом Дню Победы. |
Май |
Классный руководитель, родители. |
17. |
Праздник «Тепло родного очага» Семейная гостиная» |
май |
Классный руководитель, родители
|
Четвертый класс
№ |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Историческая игра-викторина «Великая Отечественная война» |
Сентябрь |
Классный руководитель, учитель истории
|
2. |
Литературная композиция при свечах «Память о детях Беслана жива». |
Сентябрь |
Классный руководитель
|
3. |
Соревнования «Богатырская наша сила»
|
Октябрь |
Классный руководитель, учитель физической культуры.
|
4. |
Конкурс сочинений «Умелый боец-везде молодец» |
Октябрь |
Классный руководитель
|
5. |
Конкурс плакатов «В единстве наша сила». посвященный Дню народного единства.
|
Ноябрь |
Классный руководитель, педагог-организатор. родители
|
6. |
Мини – проект «Школа – часть малой Родины» |
Ноябрь |
Классный руководитель, педагог-организатор
|
7. |
Виртуальная экскурсия «Малахов курган. г. Севастополь». |
Декабрь |
Классный руководитель |
8. |
Эрудит-игра «История олимпийских игр». |
Январь |
Классный руководитель |
9. |
Конкурс рисунков «Крымские мотивы». Узоры ткачества народов Крыма. |
Январь |
Классный руководитель |
10. |
Акция «Письмо солдату». |
Февраль |
Классный руководитель |
11. |
Экскурсия в краеведческий музей Калос Лимен. |
Февраль |
Классный руководитель, родители |
12. |
Конкурс чтецов «Самая любимая – мамочка моя!» |
Март |
Классный руководитель, педагог-организатор |
13 |
Виртуальная экскурсия «Русская Православная Церковь. Высокие моральные ценности организации». |
Апрель |
Классный руководитель |
14 |
Поисковая работа «Имена великих людей Черноморского района». |
Апрель |
Классный руководитель, учитель истории, родители |
15 |
Урок мужества «Ваш подвиг - бессмертен!» (Встреча с родителями Девлетова Расима, погибшего на СВО) |
Май |
Классный руководитель, учитель истории |
16 |
Участие в митинге, посвящённом Дню Победы. |
Май |
Классный руководитель, заместитель директора по ВР, родители. |
17. |
Конкурс рисунков, посвящённых Дню защиты детей. «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!». |
май |
Классный руководитель
|
Программа классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию
1 класс |
|
2 класс |
|
3 класс |
Герои, живущие рядом.
|
4 класс |
|
Анализ анкет учащихся начальной школы
Основные отношения показатели воспитанности |
Признаки и уровни формирующихся качеств |
Отношение к Родине |
|
Патриотизм |
|
Отношение к родной природе. |
3- любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других; 2- любит и бережёт природу; 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 – природу не ценит и не бережёт. |
Гордость за свою республику. |
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 – интересуется историческим прошлым; 1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 – не интересуется историческим прошлым. |
Забота о своей школе. |
3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других; 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 – в делах класса участвует при побуждении; 0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает. |
Организованность в учении. |
3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно; 1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем; 0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет. |
Какими качествами должен обладать патриот?
Уважительное отношение к старшим. |
3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 – уважает старших; 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 – не уважает старших, допускает грубость. |
Дружелюбное отношение к сверстникам. |
3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 – груб и эгоистичен. |
Милосердие. |
3 -- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 – сочувствует и помогает слабым и больным; 1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения; 0 – неотзывчив, иногда жесток. |
Честность в отношениях с товарищами и взрослыми. |
3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других; 2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 – не всегда честен; 0 – нечестен. |
Отношение к себе
Сила воли. |
3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли; 2 – проявляет добрую волю, стремится развивать её; 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать. |
Соблюдение культуры поведения. |
3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 – нормы и правила поведения не соблюдает. |
Организованность и пунктуальность. |
3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 – своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 – начатые дела не выполняет. |
Мониторинг формирования гражданско-патриотических качеств у младших школьников.
Осознание слов: патриотизм, совесть, порядочность, мужество, доброта, толерантность, милосердие, честность ответственность, бескорыстие…
Первостепенные результаты воспитания учащихся оцениваются следующими методами:
1. Систематические наблюдения классного руководителя, родителей.
2. Анонимные анкеты;
3. Экспертные суждения (родителей, школьного психолога, библиотекаря);
В заключении можно сделать вывод, что изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
- конкретизировать цели и задачи воспитательной работы с учетом диагностики воспитанности;
Задача проведения диагностики воспитанности заключается в том, чтобы выделить группы детей с разным уровнем воспитанности и помочь им подняться на ступеньку выше, обеспечивая дифференцированный подход в выборе методов воспитания.
Список литературы:
1.Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011г.
2.Заикина Л. Конструируем программу воспитательной деятельности.// Воспитательная работа в школе 2009г.
3 Пашкович И.А..Патриотическое воспитание //Учитель2006г.
4.Нечаев М.П. Диагностическая деятельность в управлении воспитательным процессом// Воспитание школьников 2010г.
5.Александрова, Ольга Анатольевна. Россия - родина моя / О. А. Александрова. - Москва: Ч.А.О. и К, 2005.
6.Андрианова, Наталья Аркадьевна. Россия для детей : [для младшего школьного возраста / Андрианова Наталья Аркадьевна ; иллюстрации Марины Ражевой]. - Москва: Эксмо, 2015.
7.Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: АЙРИС-Пресс, 2002.
8.Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012.
9.Конжиев Н.М.: Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Педагогика, 1986.
10.Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. – Издание 6-е.- Симферополь: Бизнес-Информ, 2006.
11.Крым - соцветие национальных культур. Традиции, обычаи, праздники, обряды /Сост. Н.В. Малышева, Н.В. Волощук.- Симферополь: Бизнес - Информ, 2001.
12.Крымские чудеса. Рассказы, стихи и сказки крымских писателей.- Симферополь: «Таврида», 2001.
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/626244/
http://nashaucheba.ru/v60095
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0
http://www.pedagogika-cultura.ru/
http://www.pedagogika-cultura.ru/
svjatoynarym.ru/internet-resursy
http://monm.rk.gov.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Посвящение в Орлята России
День Республики Крым
День народного единства
День России
Неделя народов Крыма
Митинг День Победы
Конкурс «Семейный очаг»
Встреча с казаком
Смотр строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества
Конкурс чтецов «Я говорю с тобой из Ленинграда»
Классный час «Блокадный Ленинград»
Инсценирование военной песни
Акция «Поможем нашим пернатым!»
15 февраля - День вывода советских войск из Афганистана
Акция «Мы вместе!»
Акция «Письмо воинам СВО»
Акция «Теплота наших сердец для наших защитников»
Акция «Свеча памяти»
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснополянская средняя школа
имени Мещерякова Ивана Егоровича»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
представляет на муниципальный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Название работы: «Родник»
Номинация: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»
Информация об авторе работы:
Дата и место рождения 11.08.1972г.р., с. Красная Поляна, Черноморский район, Республика Крым
Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны, e-mail
296430, с.Красная Поляна, Черноморский район, Республика Крым, ул.Космонавтов,д.26
+79797947598, marina_nazarenko_1972@mail.ru
Место работы или род занятий МБОУ «Краснополянская средняя школа имени Мещерякова Ивана Егоровича», учитель начальных классов
Почётные звания (при их наличии)
Наличие премий, призов и иных наград
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.