Рабочая программа платного курса «Пишем без ошибок» для 6 класса разработана на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
Данная программа составлена на базе учебного комплекса под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. Тростенцовой Л.А.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и звития обучающихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных занятий.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Платный курс является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинныхпознавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Содержание и методы обучения программы содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития обучающихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.
Работа основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:
- принцип научности;
- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;
- принцип добровольного участия школьников в занятиях;
- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
- принцип занимательности.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- опыт личного творчества обучающихся;
- наблюдения над живой речью и над литературным материалом.
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Данная программа рассчитана на 34 часа. Количество учебных недель – 34. Количество часов в неделю -1.
Срок ее реализации - 1 год.
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Ученик научится
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
· соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
· извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
· проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
· группировать слова по видам орфограмм;
соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- выделять художественные изобразительные средства в тексте; пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим,
этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.
Формы аттестации: практикум, тест по итогам курса
1. Морфемы (2 ч)
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корнях слов.
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения .
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных.
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса
А.
слов.
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных.
Ассимиляция согласных.
Чередование согласных в корнях слов.
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
Приставки с традиционным написанием.
Правописание приставок. Классификация приставок. Приставки с позиционным написанием.
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. Практикум.
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. Правописание суффиксов существительных.
Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов.
Самостоятельная работа.
Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание окончаний глаголов.
7Синтаксис и пунктуация. (2Ч)Простое и сложное предложение. 9.Итоговый контроль (1 ч)
Перечень тем |
Кол-во часов |
Морфемы в словах. |
2 |
Правописание корней слова |
|
Правописание приставок. |
|
Разделительные Ъ и Ь знаки. Буква Ы после приставок |
|
Правописание суффиксов |
|
Правописание окончаний. |
|
Синтаксис и пунктуация. |
|
Всего часов |
34 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
|
план |
факт |
||
1 |
Морфемы. Орфограммы в приставках. |
04.09 |
|
2 |
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корнях слов. |
11.09 |
|
3 |
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем |
18.09 |
|
4 |
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. |
25.09 |
|
5 |
Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. |
02.10 |
|
6 |
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. |
09.10 |
|
7 |
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения . |
16.10 |
|
8 |
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных . |
23.10 |
|
9 |
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А . |
06.11 |
|
10 |
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). |
13.11 |
|
11 |
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. |
20.11 |
|
12 |
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов. |
27.11 |
|
13 |
Практикум по теме: «Правописание корней». |
04.12 |
|
14 |
Приставки с традиционным написанием. |
11.12 |
|
15 |
Правописание приставок. Классификация приставок. |
18.12 |
|
16 |
Правописание приставок . |
25.12 |
|
17 |
Правописание . |
08.01 |
|
18 |
Практикум по теме «Правописание приставок» |
15.01 |
|
19 |
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок. |
22.01 |
|
20 |
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок. |
29.01 |
|
21 |
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи). |
05.02 |
|
22 |
Правописание суффиксов существительных. |
12.02 |
|
23 |
Правописание суффиксов прилагательных. |
19.02 |
|
24 |
Правописание суффиксов глаголов. |
26.02 |
|
25 |
Тестовый контроль «Правописание суффиксов» |
05.03 |
|
26 |
Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. |
12.03 |
|
27 |
Правописание окончаний имен прилагательных . |
19.03 |
|
28 |
Правописание окончаний глаголов. |
02.04 |
|
29 |
Правописание окончаний глаголов. |
09.04 |
|
30 |
Контрольная работа по теме «Правописание окончаний» |
16.04 |
|
31 |
Простое предложение. Знаки препинания. |
23.04 |
|
32 |
Сложное предложение. |
30.04 |
|
33 |
Практикум по теме: «Простые и сложные предложения. « |
07.05 |
|
34 |
Итоговая контрольная работа. |
14.05 |
|
§ Мультимедийный проектор
§ Компьютер
§ Презентации к занятиям
§ Рабочая тетрадь
Учитель русского языка и литературы
1. «Русский язык. 6 класс» (авторы., Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова, Ладыженская Н.В., Л.Т. Григорян, Кулибаба И.И. Научный редактор – академик, доктор филологических наук Н. М. Шанский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов.
3. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. и др. «Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс».
4. Плакаты по русскому языку для 5-9 классов по разделам русского языка.
5. Учебные словари.
1. В.В. Белова. Дополнительное образование: вопросы программирования... - М., 2002г.
2. Р.И. Аванесов русское литературное произношение. - М., 2000г.
3. Б. Ю. Лотман. Язык - знакомый незнакомец. - М., 1987г.
4. Словари
6. Раздаточный материал, подготовленный учителем.
· www.catalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
· www.lexed.ru - Федеральный центр образовательного законодательства
· collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
· www.window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
· www.rusedu.ru- Архив учебных программ и презентаций
· www.riash.ru - Русский язык в школе
· www.openclass.ru - Открытый класс
· www.proshkolu.ru - Все школы России
· www.ict.edu.ru - ИКТ в образовании
· www.vsekonkursy.ru - Все конкурсы, гранты, стипендии и конференции
· www.rm.kirov.ru - Международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех"
· www.svetozar.ru - Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку "Светозар"
· www.gramota.ru - Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех
· www.gramma.ru - Культура письменной речи
· www.alleng.ru - Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам.
· www.mirslovarei.com - Словари и энциклопедии
· www.vslovar.ru - Визуальный словарь
· rusmir.philarts.spbu.ru - Звуковая энциклопедия русской культуры
· interneturok.ru - Видеоуроки по основным предметам школьной программы (1-11 классы)
· infourok.ru - Конспекты уроков, презентации, тесты, видеоуроки и другие материалы по предметам школьной программы.
· didaktor.ru - Дидактика, мультимедийные уроки и педагогическая техника
· https://rosuchebnik.ru–Корпорация «Российский учебник»
· русское-слово.рф- Издательство "Русское слово"
· www.prosv.ru - Издательство "Просвещение"
· www.drevoslov.ru – Русский древослов. Историко-словообразовательный словарь русского языка
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.