Рабочая программа внеурочной деятельности "Православие - культурообразующая религия России"(4 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности "Православие - культурообразующая религия России"(4 класс)

Оценка 4.9
docx
19.04.2020
Рабочая  программа  внеурочной  деятельности "Православие - культурообразующая религия России"(4 класс)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы А.В. Бородиной История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.
опк 4класс.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

     Рассмотрено на заседании                Принято                                                  Утверждаю                                                                                                  

     МО учителей начальных                 на заседании педагоги-                         Директор школы                              

классов                                                ческого совета школы                          _____________             

     Протокол № 1                                     Протокол №1

     от «  » августа  2019 г.                     от «  » августа 2019г.                 Приказ № ___ от «__» _____ 2019 г

    Рук. МО_______ И.А. Дергачёва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

                  

Согласовано

Зам.директора по учебно-

воспитательной работе

_____________________

«___»_______  2019 г

 

 

 

 

 

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

«ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ»

для 4  класса

на 2019-20уч. год

 

                    

                                     Программа   составлена   учителями    

                                          начальных классов МКОУ «СОШ №2»:

                                                                     Борисовой Л.Г. (высшая квалификационная категория)

                                                                  

 

 

 

           

 

 

 2019г.

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы А. В. Бородиной  История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. (Изд. 7-е, испр. – М., 2009)

4 раздел программы носит название «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» и предназначен для начальной  школы в 4 классе.

              Данный курс является одним из  модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается  федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.

Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.

Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.

Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.

Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.

Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.

Цель курса:

Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении православия, как культурообразующей религии России.

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

Задачи курса:

  1. Сформировать знания обучающихся о православии, как культурообразующей религии России.
  2. Дать понятие о почитаемых святых Русской земли.
  3. Познакомить с православным церковным искусством.
  4. Воспитание патриотизма;

    5.   Формирование представления о культурном и историческом     единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны.

    6.  Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.

    7.   Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.

 

 

                    Результаты  освоения    курса   внеурочной   деятельности,  4 класс

В результате изучения программного материала обучающиеся  должны узнать (в рамках   курса):

Основные  историко-культурологические понятия. Правила православной этики. Познакомиться с иконописью, агиографией, православной архитектурой.

Имеют возможность научиться:

Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. Вести себя достойно в общественных местах. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.. Быть доброжелательными. Воспитательные результаты программы распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни в результате участия в различных выставках, играх, экскурсиях. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими  учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и

повседневного опыта.

Программа «История религиозной культуры» способствует формированию у младших шольников следующих качеств личности:  патриотизм; терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей; ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие; настойчивость, усидчивость; дисциплинированность; любовь к  малой родине.

 

                         СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•        приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

        единства образовательного и воспитательного процессов;

        рефлексивного обучения;

        принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

Используемые  технологии, приёмы обучения и воспитания

Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

Формы обучения

Классно-урочные занятия.

Групповая   и     парная  форма обучения.

   В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.

Экскурсии.

 

 

 

 

Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч.

Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.

Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире. Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.

Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 8 ч.

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.

Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест. Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.

Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.

Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.  День памяти святого князя Владимира.

Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч.

Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.

Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход. Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».

Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.

Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 4 ч.

Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Происхождение церковного богослужения. Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви. Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.

Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 4 ч.

Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство.

Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» — 2 ч.

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность. Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.

Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» — 3 ч.

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» — 2 ч.

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.Легенда о граде Китеже. Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери. Образы Святой Руси в русской художественной культуре

 

                                                                    Тематическое   планирование

 

Наименование  разделов

Количество часов

 

1

Культура – всеобщее достояние

3 ч

2

Как Русь стала православной

3

Православие и Российское госудврство

4

Православный храм

5

О православном богослужении

6

О церковных колоколах

7

За монастырскими стенами

8

Дом и семья

9

Святая Русь

10

Итоговое  повторение

 

Список  используемой  литературы

 

 

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.

 

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

Справочная литература

 

5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.

 

Демонстрационные пособия для работы в классе

 

5.      Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 14 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

 

 

1.      Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.

3.      Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.

4.      Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990.

5.      Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.

6.      Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.

17.   Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.

18.   Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.

21.   Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994.

22.   Колокола России. / Авт.- сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.

23.   Краткое объяснение всенощной, Литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991.

24.   Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

25.   Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.

26.   Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.

28.   Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.

29.   Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и требах. — М.: Отчий Дом, 1994.

30.   Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.

31.      Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.:

 


                                                         Календарно-тематическое планирование  (4 класс)

                                                        Количество  часов  в  неделю-1ч(34ч в  год)

 

№ урока

Дата

4а       4б

Тема урока

Характеристика  деятельности  ученика

1

5.09

 

Тема 1. Культура - всеобщее достояние

Драгоценное и неделимое наследство

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Выяснять: Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции.  Объяснять, что такое духовный мир человека, религия, религиозная культура .Осмысливать понятия: духовный  мир, внутренний  мир, материальный , физический 

2

12.09

 

Религия- неотъемлемая часть культуры и жизни людей

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Выяснять: Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции.  Объяснять, что такое духовный мир человека, религия, религиозная культура .Осмысливать понятия: духовный  мир, внутренний  мир, материальный , физический 

3

19.09

 

Величайшее сокровище – русский язык

Осмысливать понятия:  русский  язык, закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

4

26.09

 

Тема 2. Как Русь стала православной

Посещение русских земель первым апостолом

Осмысливать  новые понятиярассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Находить необходимую информацию в книге.  закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

5

3.10

 

Почитание на Руси Андрея Первозванного

Осмысливать  новые понятиярассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Находить необходимую информацию в книге.  закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

6

10.10

 

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Объяснять  незнакомые  слова. Находить необходимую информацию в книге.  закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

7

17.10

 

Восточные славяне до принятия христианства

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Участвовать  в  творческой  работе

8

24.10

 

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Находить необходимую информацию в книге.  закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

9

7.11

 

Святой равноапостольный князь Владимир

Находить необходимую информацию в книге.  закреплять  основные  понятия

10

14.11

 

Святой равноапостольный князь Владимир

Находить необходимую информацию в книге.  закреплять  основные  понятия

11

21.11

 

Крещение Руси

Формулировать выводы, отвечать на  вопросы. Оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа

12

28.11.

 

Тема 3. Православие и Российское государство

Русская православная церковь

Формулировать выводы, отвечать на  вопросы. Оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. Участвовать в работе группы Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси. 

13

5.12

 

Что такое церковь

Находить необходимую информацию в книге.  закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

14

12.12

 

Государственная  и  культурообразующая религия России

 Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Участвовать  в  творческой  работе Комментировать  текст , отвечать  на  вопросы

15

19.12

 

Государственный герб России

Работать  с  презентацией, работать  в  паре

16

26.12.

 

Флаг России

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Участвовать  в  творческой  работе

17

16.01.

 

Тема 4 . Православный храм

Как устроен храм

Объяснять  понятия: «Православный храм  и другие святыни. Устройство православного храма. Правила поведения  в православном храме и во время службы

18

23.01.

 

Икона и иконостас

Работать  в  группе, находить необходимую информацию в книге.  закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

19

30.01.

 

Тема 5. О православном богослужении

Таинства Православной церкви

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

20

6.02.

 

Как возникло богослужение

Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

21

13.02

 

Богослужение  в православной церкви

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Участвовать  в  творческой  работе

22

20.02

 

Молитва в русской культуре

Анализировать  поэтический  текст, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

23

27.02

 

Тема 6. О церковных колоколах

Какие бывают колокола?

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Участвовать  в  творческой  работе.

24

6.03

 

Откуда пришли колокола?

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Участвовать  в  творческой  работе

25

13.03

 

О колокололитейном искусстве

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Участвовать  в  творческой  работе

26

20.03

 

О чем поют колокола

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Участвовать  в  творческой  работе

27

3.04

 

Тема 7. За монастырскими стенами

О монашеском подвиге

Находить примеры правдивого поведения человека в окружающей жизни, в истории, в классической литературе.Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о правде и лжи.Участвовать в дискуссии на тему «Выгодна ли правда?»

28

10.04

 

Монастыри-стражи духовности и земли Русской

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Участвовать  в  творческой  работе

29

17.04

 

Тема 8. Дом и семья в Русской культуре

Дом и семья в православной традиции

Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие».

Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия.Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности.

 

30

24.04

 

Святые образы семейного благочестия

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о   семье Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.

31

8.05.

 

О семейной святости святой Императорской семьи

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации)

32

15.05

 

Тема 9. Русь Святая

Дом Богородицы

Отвечать на вопросы, находящиеся в конце урока.Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации)

33

22.05

 

Защитница земли Русской

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Участвовать  в  творческой  работе

34

25.05

 

Повторение пройденного за год

Рассматривать  презентацию  по  теме. Участвовать  в  творческой  работе


 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы

Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры

Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры

Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч

Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч

Происхождение церковного богослужения

Происхождение церковного богослужения

Бородина А. В. История религиозной культуры и

Бородина А. В. История религиозной культуры и

Календарно-тематическое планирование (4 класс)

Календарно-тематическое планирование (4 класс)

Святой равноапостольный князь

Святой равноапостольный князь

Молитва в русской культуре

Молитва в русской культуре

Рабочая программа внеурочной деятельности "Православие - культурообразующая религия России"(4 класс)

Рабочая  программа  внеурочной  деятельности "Православие - культурообразующая религия России"(4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020