Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено на заседании Принято Утверждаю
МО учителей начальных на заседании педагоги- Директор школы
классов ческого совета школы _____________
Протокол № 1 Протокол №1
от « » августа 2019 г. от « » августа 2019г. Приказ № ___ от «__» _____ 2019 г
Рук. МО_______ И.А. Дергачёва
Согласовано
Зам.директора по учебно-
воспитательной работе
_____________________
«___»_______ 2019 г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ»
для 4 класса
на 2019-20уч. год
Программа составлена учителями
начальных классов МКОУ «СОШ №2»:
Борисовой Л.Г. (высшая квалификационная категория)
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы А. В. Бородиной История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. (Изд. 7-е, испр. – М., 2009)
4 раздел программы носит название «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» и предназначен для начальной школы в 4 классе.
Данный курс является одним из модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.
Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цель курса:
Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении православия, как культурообразующей религии России.
- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
Задачи курса:
5. Формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны.
6. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.
7. Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности, 4 класс
В результате изучения программного материала обучающиеся должны узнать (в рамках курса):
Основные историко-культурологические понятия. Правила православной этики. Познакомиться с иконописью, агиографией, православной архитектурой.
Имеют возможность научиться:
Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. Вести себя достойно в общественных местах. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.. Быть доброжелательными. Воспитательные результаты программы распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни в результате участия в различных выставках, играх, экскурсиях. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Программа «История религиозной культуры» способствует формированию у младших шольников следующих качеств личности: патриотизм; терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей; ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие; настойчивость, усидчивость; дисциплинированность; любовь к малой родине.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
• единства образовательного и воспитательного процессов;
• рефлексивного обучения;
• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Используемые технологии, приёмы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая и парная форма обучения.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
Экскурсии.
Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч.
Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.
Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире. Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.
Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 8 ч.
Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.
Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест. Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.
Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.
Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения. День памяти святого князя Владимира.
Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч.
Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.
Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход. Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.
Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».
Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.
Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.
Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 4 ч.
Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.
Происхождение церковного богослужения. Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви. Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.
Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 4 ч.
Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство.
Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» — 2 ч.
Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность. Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.
Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» — 3 ч.
Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.
Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» — 2 ч.
Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.Легенда о граде Китеже. Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери. Образы Святой Руси в русской художественной культуре
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов |
Количество часов
|
1 |
Культура – всеобщее достояние |
3 ч |
2 |
Как Русь стала православной |
8ч |
3 |
Православие и Российское госудврство |
5ч |
4 |
Православный храм |
2ч |
5 |
О православном богослужении |
4ч |
6 |
О церковных колоколах |
4ч |
7 |
За монастырскими стенами |
2ч |
8 |
Дом и семья |
3ч |
9 |
Святая Русь |
2ч |
10 |
Итоговое повторение |
1ч |
Список используемой литературы
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.
2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
Справочная литература
5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.
Демонстрационные пособия для работы в классе
5. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
1. Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.
3. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.
4. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990.
5. Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.
6. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.
17. Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.
18. Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.
21. Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994.
22. Колокола России. / Авт.- сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.
23. Краткое объяснение всенощной, Литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991.
24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.
25. Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.
26. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.
28. Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.
29. Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и требах. — М.: Отчий Дом, 1994.
30. Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.
31. Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.:
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
Количество часов в неделю-1ч(34ч в год)
№ урока |
Дата 4а 4б |
Тема урока |
Характеристика деятельности ученика |
||||
1 |
5.09 |
|
Тема 1. Культура - всеобщее достояние Драгоценное и неделимое наследство |
Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Выяснять: Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции. Объяснять, что такое духовный мир человека, религия, религиозная культура .Осмысливать понятия: духовный мир, внутренний мир, материальный , физический |
|||
2 |
12.09 |
|
Религия- неотъемлемая часть культуры и жизни людей |
Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Выяснять: Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции. Объяснять, что такое духовный мир человека, религия, религиозная культура .Осмысливать понятия: духовный мир, внутренний мир, материальный , физический |
|||
3 |
19.09 |
|
Величайшее сокровище – русский язык |
Осмысливать понятия: русский язык, закреплять основные понятия, оценивать себя |
|||
4 |
26.09 |
|
Тема 2. Как Русь стала православной Посещение русских земель первым апостолом |
Осмысливать новые понятия, рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Находить необходимую информацию в книге. закреплять основные понятия, оценивать себя |
|||
5 |
3.10 |
|
Почитание на Руси Андрея Первозванного |
Осмысливать новые понятия, рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Находить необходимую информацию в книге. закреплять основные понятия, оценивать себя |
|||
6 |
10.10 |
|
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий |
Объяснять незнакомые слова. Находить необходимую информацию в книге. закреплять основные понятия, оценивать себя |
|||
7 |
17.10 |
|
Восточные славяне до принятия христианства |
Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Участвовать в творческой работе |
|||
8 |
24.10 |
|
Святая равноапостольная княгиня Ольга |
Находить необходимую информацию в книге. закреплять основные понятия, оценивать себя |
|||
9 |
7.11 |
|
Святой равноапостольный князь Владимир |
Находить необходимую информацию в книге. закреплять основные понятия, |
|||
10 |
14.11 |
|
Святой равноапостольный князь Владимир |
Находить необходимую информацию в книге. закреплять основные понятия, |
|||
11 |
21.11 |
|
Крещение Руси |
Формулировать выводы, отвечать на вопросы. Оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа |
|||
12 |
28.11. |
|
Тема 3. Православие и Российское государство Русская православная церковь |
Формулировать выводы, отвечать на вопросы. Оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. Участвовать в работе группы Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси. |
|||
13 |
5.12 |
|
Что такое церковь |
Находить необходимую информацию в книге. закреплять основные понятия, оценивать себя |
|||
14 |
12.12 |
|
Государственная и культурообразующая религия России |
Рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Участвовать в творческой работе Комментировать текст , отвечать на вопросы |
|||
15 |
19.12 |
|
Государственный герб России |
Работать с презентацией, работать в паре |
|||
16 |
26.12. |
|
Флаг России |
Рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Участвовать в творческой работе |
|||
17 |
16.01. |
|
Тема 4 . Православный храм Как устроен храм |
Объяснять понятия: «Православный храм и другие святыни. Устройство православного храма. Правила поведения в православном храме и во время службы |
|||
18 |
23.01. |
|
Икона и иконостас |
Работать в группе, находить необходимую информацию в книге. закреплять основные понятия, оценивать себя |
|||
19 |
30.01. |
|
Тема 5. О православном богослужении Таинства Православной церкви |
Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. |
|||
20 |
6.02. |
|
Как возникло богослужение |
Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|||
21 |
13.02 |
|
Богослужение в православной церкви |
Рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Участвовать в творческой работе |
|||
22 |
20.02 |
|
Молитва в русской культуре |
Анализировать поэтический текст, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|||
23 |
27.02 |
|
Тема 6. О церковных колоколах Какие бывают колокола? |
Рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Участвовать в творческой работе. |
|||
24 |
6.03 |
|
Откуда пришли колокола? |
Рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Участвовать в творческой работе |
|||
25 |
13.03 |
|
О колокололитейном искусстве |
Рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Участвовать в творческой работе |
|||
26 |
20.03 |
|
О чем поют колокола |
Рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Участвовать в творческой работе |
|||
27 |
3.04 |
|
Тема 7. За монастырскими стенами О монашеском подвиге |
Находить примеры правдивого поведения человека в окружающей жизни, в истории, в классической литературе.Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о правде и лжи.Участвовать в дискуссии на тему «Выгодна ли правда?» |
|||
28 |
10.04 |
|
Монастыри-стражи духовности и земли Русской |
Рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Участвовать в творческой работе |
|||
29 |
17.04 |
|
Тема 8. Дом и семья в Русской культуре Дом и семья в православной традиции |
Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие». Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия.Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности.
|
|||
30 |
24.04 |
|
Святые образы семейного благочестия |
Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о семье Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии. |
|||
31 |
8.05. |
|
О семейной святости святой Императорской семьи |
Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации) |
|||
32 |
15.05 |
|
Тема 9. Русь Святая Дом Богородицы |
Отвечать на вопросы, находящиеся в конце урока.Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации) |
|||
33 |
22.05 |
|
Защитница земли Русской |
Рассматривать презентацию по теме, объяснять незнакомые слова. Участвовать в творческой работе |
|||
34 |
25.05 |
|
Повторение пройденного за год |
Рассматривать презентацию по теме. Участвовать в творческой работе |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.