Рабочая программа внеурочной деятельности
«Природа и мы» для учащихся 3-4 классов
(общекультурное направление)
Разработчик
Грачёва Оксана Николаевна,
учителя начальных классов,
высшей квалификационной категории.
г. Новосибирск, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом основных направлений программ, включённых в структуру образовательной программы , разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 3-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей. «Природа и мы» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:
· любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
· овладение основами умения учиться;
· способность к организации собственной деятельности;
· готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
· доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.
Задачи программы:
· формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы;
· формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
· воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
· развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
· развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
· развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентировано занятия 7-12 лет.
3 класс – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа).
4 класс - «Познавательная экология» (34 часа).
Занятия проходят во второй половине дня, продолжительность одного занятия 30 минут.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
· развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
· формирование представлений о природе как универсальной ценности;
· изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
· развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
· развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
· развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
· формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
· вовлечение
учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
· принцип наглядности;
· принцип личностной ориентации;
· принцип экологического гуманизма;
· принцип практической направленности.
Отличительные особенности данной программы. Принципы деятельности.
Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
· Земля - единая экосистема.
· Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
· Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, конкурсы.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Природа и мы» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, музыка
Предмет |
Содержание учебной дисциплины |
Содержание программы «Природа и мы» |
литературное чтение |
Чтение произведений В. Зотова, К.Паустовского, В.Бианки, русские народных сказок, устное народное творчество |
Просмотр кукольных спектаклей, подбор пословиц и поговорок,театрализованные представления. |
окружающий мир |
Сезонные изменения в природе. Организм человека. Растения. Животные. |
Экскурсии и прогулки в природу |
технология |
От замысла к результату. Технологические операции. |
Изготовление оригами, аппликаций, кормушек,изготовление поделок из природных материалов,моделирование, разработка и создание экознаков |
изобразительное искусство |
Мир фантазии. |
Выставки рисунков |
музыка |
Выразительность музыкальной интонации. |
Прослушивание музыкальных произведений |
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток.
Формы и методы достижения результатов на занятиях:
Приобретение социальных знаний |
|
3 класс |
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, интеллектуальный марафон |
4 класс |
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета. |
Формы подведения итогов реализации программы: (выставка, выставка-ярмарка, зашита проектов, круглый стол-по выбору)
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 1 класса:
Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации, находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.
Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.
Личностные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 3 класса:
Познавательные: умение практическим способом находить связи, закономерности в теоретическом материале, использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения.
Регулятивные: умение организовывать рабочее место, выстраивать алгоритм своей деятельности, анализировать проделанную работу, делать выводы и самооценку.
Личные : умение ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, выражать собственное видение мира, находить подходы в творческой деятельности.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между материалами разной предметной направленности.
Коммуникативные: умение выражать собственное мнение, проявлять чувство уважения к партнёрам и сотрудничать в трудовом процессе.
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 4 класса:
Познавательные: умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.
Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.
Личные: пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками.
Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу, выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, доводы, примеры. Решать возникающие вопросы в диалоге.
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
· знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
· усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;
· социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.
· Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
· развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
· Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
· опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
· опыт взаимоотношения с разными людьми;
· опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
· опыт самоорганизации.
Календарно-тематическое планирование
3 класс. «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов».
№занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
Введение (2ч) |
2 |
||
1 |
Вводное занятие. Мы жители планеты Земля |
1 |
|
2. |
Мир вокруг. |
1 |
|
Тема 1. Человек и природа (5ч) |
2 |
3 |
|
3 |
Экология и мы. |
1 |
|
4 |
Природа и её обитатели |
1 |
|
5 |
Практическое занятие «Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни» |
1 |
|
6 |
Практическое занятие «Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и т.п.) |
1 |
|
7 |
Практическое занятие «Место человека в мире природы» |
1 |
|
Тема 2. Неживое в природе (12ч) |
5,5 |
6,5 |
|
8 |
Неживая природа |
1 |
|
9 |
Практическое занятие «Неживая природа» |
1 |
|
10 |
Солнце – источник тепла и света |
1 |
|
11 |
Вода, её признаки и свойства |
0,5 |
0,5 |
12 |
Практическое занятие «Берегите воду!» |
1 |
|
13 |
Почва – святыня наша. |
1 |
|
14 |
Практическое занятие «Состав и свойства почвы» |
1 |
|
15 |
Погода. Климат. |
1 |
|
16 |
Практическое занятие «Погода. Климат» |
1 |
|
17 |
Предсказание погоды по народным приметам |
1 |
|
18 |
Практическое занятие «Почему нельзя…?» |
1 |
|
19 |
Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» |
1 |
|
Тема 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9ч) |
4 |
5 |
|
20 |
Практическое занятие «Хлебные крошки» |
1 |
|
21 |
Кто улетает, а кто остаётся |
1 |
|
22 |
Экологические связи неживой и живой природы |
1 |
|
23 |
Практическое занятие «Вода и жизнь» |
1 |
|
24 |
Практическое занятие «Растения рядом» |
1 |
|
25 |
Комнатные растения |
1 |
|
26 |
Практическое занятие «Размножение комнатных растений» |
1 |
|
27 |
Дикорастущие растения луга, водоема и леса |
1 |
|
28 |
Практическое занятие «Растения луга и леса» |
1 |
|
Тема 4. Геометрия живой природы (3ч) |
3 |
||
29 |
Живые организмы и симметрия |
1 |
|
30 |
Спираль в движении, росте и развитии растений и животных |
1 |
|
31 |
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников |
1 |
|
Тема 5. Царство грибов (3ч) |
3 |
||
32 |
Съедобные грибы |
1 |
|
33 |
Несъедобные грибы |
1 |
|
34 |
Микроскопические грибы |
1 |
|
18 |
16 |
||
Итого: |
34 часа |
Содержание деятельности
Введение (2ч).
Занятие 1: Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1ч). Правила поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Занятие 2: Мир вокруг (1ч). Представление об основных понятиях начального природоведения (живая и неживая природа), умение сравнивать предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Тема 1. «Человек и природа» (5ч).
Занятие 1: Экология и мы (1 час).Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Занятие 2: Природа и её обитатели (1ч). Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений). Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: «Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни».
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: «Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм)».
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Составление моделей, показывающих место человека в природе (проекты) - «Место человека в мире природы», «Человек – верный сын природы», «Положительное и отрицательное влияние человека на природу».
Тема 2. «Неживое и живое в природе» (12ч).
Занятие 1: Неживая природа (1ч). Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии.
Занятие 2 (1ч):
Практическое занятие: Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня».
Занятие 3:Солнце – источник тепла и света (1ч). Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье
Занятие 4: Вода, её признаки и свойства (1ч). Вода, ее признаки и свойства.
Практическое занятие: Выявление признаков и свойств воды (цвет, запах, форма, вода - растворитель, текучесть, прозрачность), переходные состояния, круговорот воды.
Занятие 5: Берегите воду! (1ч). Сообщения учащихся об охране и значении воды. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»
Занятие 6: Почва – святыня наша (1ч). Почва – необходимая среда для растений Состав почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».
Занятие 7 (1ч):
Практическое занятие: Почва – состав и свойства почвы. Значение почвы и меры по ее охране.
Занятие 8: Погода. Климат (2ч). Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе.
Занятие 9 (1ч):
Практическое занятие: Наблюдение за погодой. Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».
Занятие 10: Предсказание погоды по народным приметам (1ч). Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.
Занятие 11 (1ч):
Практическое занятие: Почему нельзя…? Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения».
Занятие 12 (1ч):
Практическое занятие: Диалоги с неживой природой. Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!».
Тема 3. «Живое в природе… Экологические связи между неживой и живой природой (9ч).
Занятие 1 (1ч):
Практическое занятие: «Хлебные крошки». Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.
Занятие 2: Кто улетает, а кто остаётся (1ч). Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализфенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц округа.
Занятие 3: Экологические связи неживой и живой природы (1ч). Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: Вода и жизнь. Формирование представления о загрязнении воды и её очистке. Воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Очистка воды с помощью активированного угля. Изготовление простых фильтров.
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Растения рядом - изучение растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия «Выявление причин поврежденных деревьев».
Занятие 6: Комнатные растения (1ч). Комнатные растения разных экологических групп. Комплексный уход за комнатными растениями(протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).
Занятие 7 (1ч):
Практическое занятие: Размножение комнатных растений. Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.
Занятие 8: Дикорастущие растения луга, водоёма, ласа (1ч). Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Занятие 9 (1ч):
Практическое занятие: Растения луга и леса. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Тема 4. Геометрия живой природы (3ч).
Занятие 1: Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений.
Занятие 2: Спираль в движении, росте и развитии растений и животных. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Занятие 3: Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Тема 5. Царство грибов (3ч).
Занятие 1: Съедобные грибы. Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки
Занятие 2: Несъедобные грибы. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным).
Занятие 3: Микроскопические организмы. Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения микроскопических грибов в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Учебно-тематический план 4 класс. «Познавательная экология».
№занят |
Тема занятия |
Количество часов |
|||
теория |
практика |
|
|||
Введение (1ч). |
1 |
|
|||
1 |
Вводное занятие. Жизнь на Земле. |
1 |
|
||
Тема 1. Среда обитания (4ч). |
2 |
2 |
|
||
2 |
Времена года на Земле. |
1 |
|
||
3 |
Практическое занятие: «Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе» |
1 |
|
||
4 |
Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. |
1 |
|
||
5 |
Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке» |
1 |
|
||
Тема 2. Жизнь животных (4ч). |
3 |
1 |
|
||
6 |
Динозавры – вымерший вид животных |
1 |
|
||
7 |
Первобытные «коллекционеры» |
1 |
|
||
8 |
Практическое занятие: «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» |
1 |
|
||
9 |
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений |
1 |
|
||
Тема 3. Лесные ремёсла (4ч). |
5 |
3 |
|
||
10 |
Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. |
1 |
1 |
|
|
11 |
Практическое занятие «Лесная палитра: растения-красители» |
1 |
|
||
12 |
Лес — кормилец и врачеватель |
1 |
|
||
13 |
Практическое занятие: «Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе (салон «Культура»)». |
1 |
|
||
Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5ч). |
4 |
1 |
|
||
14 |
Появление городов. Города-государства. |
1 |
|
||
15 |
Зависимость города от окружающей его среды. |
1 |
|
||
16 |
Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем. |
1 |
|
||
17 |
Практическое занятие: Разные города — разные люди |
1 |
|
||
18 |
Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего» |
1 |
|
||
Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6ч). |
5 |
1 |
|
||
19 |
Разнообразие систем. Биологические системы. |
1 |
|
||
20 |
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. |
1 |
|
||
21 |
Практическое занятие: Моделирование экосистем. |
1 |
|
||
22-23 |
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. |
2 |
|
||
24 |
Влияние человека на природные экосистемы. |
1 |
|
||
Тема 6.Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (10ч). |
3 |
7 |
|
||
25 |
Глобальные экологические проблемы |
1 |
|
||
26 |
Пути решения экологических проблем |
1 |
|
||
27 |
Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых отходов. |
1 |
|
||
28 |
Охраняемые природные территории и объекты |
1 |
|
||
29 |
Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. |
1 |
|
||
30 |
Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе» |
1 |
|
||
31-34 |
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!» |
4 |
|
||
19 |
15 |
|
|||
Итого: |
34 часа |
|
|||
Содержание деятельности
Введение. Жизнь на Земле (1ч). Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Тема 1. Среда обитания (4ч).
Занятие 1:Времена года на Земле (1ч). Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
Занятие 2(1ч):
Практическое занятие: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Занятие 3: Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).
Занятие 4(1ч):
Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке».
Тема 2. Жизнь животных (4ч).
Занятие 1: Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.
Занятие 2: Первобытные «коллекционеры». Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Занятие 4: Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам Красной книги». Тема 3. Лесные ремёсла (4ч).
Занятие 1: Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве.Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным(отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Занятие 2 (1ч):
Практическое занятие: Лесная палитра: растения-красители. Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваемткани. Рисуем природными красками.
Занятие 3: Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса. Лесная аптека ХМАО-Югры.
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе (салон «Культура»)». Знакомство с творчеством художников югорских художников и народных умельцев.
Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5ч).
Занятие 1: Появление городов. Города-государства. Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
Занятие 2: Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Занятие 3: Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов.
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: Разные города — разные люди. Влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6ч).
Занятие 1: Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.
Занятие 2: Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные-падалыцики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.
Занятие 4-5: Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес - один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Занятие 6: Влияние человека на природные экосистемы. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Тема 6.Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.
Занятие 1: Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Занятие 2: Пути решения экологических проблем. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.
Занятие 4: Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.
Занятие 6 (1ч):
Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе».
Занятие 7-10 (4ч):
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Учебно — методическое обеспечение программы
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
· простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
· аудио- и видеозаписи;
· тексты художественных произведений;
· видеофильмы ;
· разработки занятий;
Литература для учителя
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.
2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
6. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагоговСША). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.
7. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
1. Мф://\у\у\у.8с1.аЬа.ги/А1Ъ/га21с.Ь1;т — биологическое разнообразие России.
2. Ь^р://\у\улу.\у\\^.ги — Всемирный фонд дикой природы (\У\УТ).
3. ЪМр://ес!и.8еи.ги/те1ос11яие8/8ат1шуа.Ы;т ~- интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.Практические задания для учащихся.
4. Ь1<;р://лулу\у.1:оге8<;.ги — интернет-портал Рогез1;.ги — всё о российскихлесах.
5. Ь<;ф://\у\у\у.1шп2т.ги — кружок юных натуралистов зоологическогомузея МГУ.
6. Ь1;1;р://\у\у\у.есо8у84;ета.ги -- экологическое образование детейи изучение природы России.
7. Ь11р://е1по.епУ1гоптеп1;.ги — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.