Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» для учащихся 3-4 классов
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» для учащихся 3-4 классов

Оценка 4.7
Документация
docx
экология
3 кл—4 кл
27.09.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» для учащихся 3-4 классов
программа Природа и мы.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Природа и мы» для учащихся 3-4 классов

(общекультурное направление)

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    Разработчик

Грачёва Оксана Николаевна,

учителя начальных классов,

высшей квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск,  2017

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом основных направлений программ, включённых в структуру образовательной программы  , разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 3-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей. «Природа и мы» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:

·       любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

·       овладение основами умения учиться;

·       способность к организации собственной деятельности;

·       готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

·       доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности).  Цели и задачи экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику,  развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.

Задачи программы:

·         формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы;

·         формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

·         воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;

·         развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

·         развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

·         развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентировано занятия 7-12 лет.

3 класс – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа).

4 класс - «Познавательная экология» (34 часа).

 Занятия проходят во второй половине дня, продолжительность одного занятия 30 минут.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

·       развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

·       формирование представлений о природе как универсальной ценности;

·       изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

·       развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

·       развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

·       развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

·       формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

·       вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

·       принцип наглядности;

·       принцип личностной ориентации;

·       принцип экологического гуманизма;

·       принцип практической направленности.

Отличительные особенности данной программы. Принципы деятельности.

Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:

·       Земля - единая экосистема.

·       Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

·       Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, конкурсы.

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Природа и мы» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, музыка

Предмет

Содержание учебной дисциплины

Содержание программы «Природа и мы»

литературное чтение

Чтение произведений В. Зотова, К.Паустовского, В.Бианки, русские народных сказок, устное народное творчество

Просмотр кукольных спектаклей, подбор пословиц и поговорок,театрализованные представления.

окружающий мир

Сезонные изменения в природе. Организм человека. Растения. Животные.

Экскурсии и прогулки в природу

технология

От замысла к результату. Технологические операции.

Изготовление оригами, аппликаций, кормушек,изготовление поделок из природных материалов,моделирование, разработка и создание экознаков

изобразительное искусство

Мир фантазии.

Выставки рисунков

музыка

Выразительность музыкальной интонации.

Прослушивание музыкальных произведений

Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.  Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток.

Формы и методы достижения результатов на занятиях:

Приобретение социальных знаний

3 класс

Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, интеллектуальный марафон

4 класс

Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета.

Формы подведения итогов реализации программы: (выставка, выставка-ярмарка, зашита проектов, круглый стол-по выбору)

 

Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 1 класса:

Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации, находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.

Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.

Личностные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.

Межпредметныеумение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.

Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.

Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 3 класса:

Познавательные: умение практическим способом находить связи, закономерности в теоретическом материале, использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения.

Регулятивные: умение организовывать рабочее место, выстраивать алгоритм своей деятельности, анализировать проделанную работу, делать выводы и самооценку.

Личные : умение ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, выражать собственное видение мира, находить подходы в творческой деятельности.

Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между материалами разной предметной направленности.

Коммуникативные: умение выражать собственное мнение, проявлять чувство уважения к партнёрам и сотрудничать в трудовом процессе.

Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 4 класса:

Познавательные: умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.

Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.

Личные: пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.

Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками.

Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу, выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, доводы, примеры. Решать возникающие вопросы в диалоге.

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

·           знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;

·           усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;

·           социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.

·           Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

·           развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

·           Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

·           опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;

·           опыт взаимоотношения с разными людьми;

·           опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

·           опыт самоорганизации.

Календарно-тематическое планирование

3 класс. «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов».

 

№занятия

 

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Введение (2ч)

2

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

2.

Мир вокруг.

1

Тема 1. Человек и природа (5ч)

2

3

3

Экология и мы.

1

4

Природа и её обитатели

1

5

Практическое занятие «Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни»

1

6

Практическое занятие «Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и т.п.)

1

7

Практическое занятие «Место человека в мире природы»

1

Тема 2. Неживое в природе (12ч)

5,5

6,5

8

Неживая природа

1

9

Практическое занятие «Неживая природа»

1

10

Солнце – источник тепла и света

1

11

Вода, её признаки и свойства

0,5

0,5

12

Практическое занятие «Берегите воду!»

1

13

Почва – святыня наша.

1

14

Практическое занятие «Состав и свойства почвы»

1

15

Погода. Климат.

1

16

Практическое занятие «Погода. Климат»

1

17

Предсказание погоды по народным приметам

1

18

Практическое занятие «Почему нельзя…?»

1

19

Практическое занятие «Диалоги с неживой природой»

1

Тема 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9ч)

 

4

 

5

20

Практическое занятие «Хлебные крошки»

1

21

Кто улетает, а кто остаётся

1

22

Экологические связи неживой и живой природы

1

23

Практическое занятие «Вода и жизнь»

1

24

Практическое занятие «Растения рядом»

1

25

Комнатные растения

1

26

Практическое занятие «Размножение комнатных растений»

1

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1

28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

Тема 4. Геометрия живой природы (3ч)

3

29

Живые организмы и симметрия

1

30

Спираль в движении, росте и развитии растений и животных

1

31

Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников

1

Тема 5. Царство грибов (3ч)

3

32

Съедобные грибы

1

33

Несъедобные грибы

1

34

Микроскопические грибы

1

18

16

Итого:

34 часа

Содержание деятельности

Введение (2ч).

Занятие 1: Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1ч). Правила поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Занятие 2: Мир вокруг (1ч). Представление об основных понятиях начального природоведения (живая и неживая природа), умение сравнивать предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Тема 1. «Человек и природа» (5ч).

Занятие 1: Экология и мы (1 час).Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Занятие 2: Природа и её обитатели (1ч). Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений). Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Занятие 3 (1ч):

Практическое занятие: «Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни».

Занятие 4 (1ч):

Практическое занятие: «Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм)».

Занятие 5 (1ч):

Практическое занятие: Составление моделей, показывающих место человека в природе (проекты) - «Место человека в мире природы», «Человек – верный сын природы», «Положительное и отрицательное влияние человека на природу».

Тема 2. «Неживое и живое в природе» (12ч).

Занятие 1: Неживая природа (1ч). Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии.

Занятие 2 (1ч):

Практическое занятие: Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня».

Занятие 3:Солнце – источник тепла и света (1ч). Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Занятие 4: Вода, её признаки и свойства (1ч). Вода, ее признаки и свойства.

Практическое занятие: Выявление признаков и свойств воды (цвет, запах, форма, вода - растворитель, текучесть, прозрачность), переходные состояния, круговорот воды.

Занятие 5: Берегите воду! (1ч). Сообщения учащихся об охране и значении воды. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

Занятие 6: Почва – святыня наша (1ч). Почва – необходимая среда для растений Состав почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Занятие 7 (1ч):

Практическое занятиеПочва – состав и свойства почвы. Значение почвы и меры по ее охране.

Занятие 8: Погода. Климат (2ч). Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе.

Занятие 9 (1ч):

Практическое занятиеНаблюдение за погодой. Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».

Занятие 10: Предсказание погоды по народным приметам (1ч). Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Занятие 11 (1ч):

Практическое занятие: Почему нельзя…? Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения».

Занятие 12 (1ч):

Практическое занятие: Диалоги с неживой природойРолевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!».

Тема 3. «Живое в природе… Экологические связи между неживой и живой природой (9ч).

Занятие 1 (1ч):

Практическое занятие«Хлебные крошки». Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Занятие 2: Кто улетает, а кто остаётся (1ч). Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализфенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц округа.

Занятие 3: Экологические связи неживой и живой природы (1ч). Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Занятие 4 (1ч):

Практическое занятиеВода и жизньФормирование представления о загрязнении воды и её очистке. Воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Очистка воды с помощью активированного угля. Изготовление простых фильтров.

Занятие 5 (1ч):

Практическое занятиеРастения рядом изучение растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия «Выявление причин поврежденных деревьев».

Занятие 6: Комнатные растения (1ч). Комнатные растения разных экологических групп. Комплексный уход за комнатными растениями(протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).

Занятие 7 (1ч):

Практическое занятиеРазмножение комнатных растений. Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.

Занятие 8: Дикорастущие растения луга, водоёма, ласа (1ч). Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Занятие 9 (1ч):

Практическое занятиеРастения луга и леса. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Тема 4. Геометрия живой природы (3ч).

Занятие 1: Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений.

Занятие 2: Спираль в движении, росте и развитии растений и животных. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.

Занятие 3: Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Тема 5. Царство грибов (3ч).

Занятие 1: Съедобные грибы. Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Занятие 2: Несъедобные грибы. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным).

Занятие 3: Микроскопические организмы. Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения микроскопических грибов в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Учебно-тематический план 4 класс. «Познавательная экология».

№занят

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

 

Введение (1ч).

1

 

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле.

1

 

Тема 1. Среда обитания (4ч).

2

2

 

2

Времена года на Земле.

1

 

3

Практическое занятие: «Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе»

1

 

4

Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни.

1

 

5

Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке»

1

 

Тема 2. Жизнь животных (4ч).

3

1

 

6

Динозавры – вымерший вид животных

1

 

7

Первобытные «коллекционеры»

1

 

8

Практическое занятие: «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

 

9

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

 

Тема 3. Лесные ремёсла (4ч).

5

3

 

10

Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве.

1

1

 

11

Практическое занятие «Лесная палитра: растения-красители»

1

 

12

Лес — кормилец и врачеватель

1

 

13

Практическое занятие: «Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе (салон «Культура»)».

1

 

Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5ч).

4

1

 

14

Появление городов. Города-государства.

1

 

15

Зависимость города от окружающей его среды.

1

 

16

Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем.

1

 

17

Практическое занятиеРазные города — разные люди

1

 

18

Практическое занятиеПроект «Экологический город будущего»

1

 

Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6ч).

5

1

 

19

Разнообразие систем. Биологические системы.

1

 

20

Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

1

 

21

Практическое занятиеМоделирование экосистем.

1

 

22-23

Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы.

2

 

24

Влияние человека на природные экосистемы.

1

 

Тема 6.Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (10ч).

3

7

 

25

Глобальные экологические проблемы

1

 

26

Пути решения экологических проблем

1

 

27

Практическое занятиеПереработка и повторное использование бытовых отходов.

1

 

28

Охраняемые природные территории и объекты

1

 

29

Практическое занятиеДесять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

1

 

30

Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе»

1

 

31-34

Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»

4

 

19

15

 

Итого:

34 часа

 

Содержание деятельности

Введение. Жизнь на Земле (1ч). Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Тема 1. Среда обитания (4ч).

Занятие 1:Времена года на Земле (1ч). Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Занятие 2(1ч):

Практическое занятие: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Занятие 3: Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).

Занятие 4(1ч):

Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке».

Тема 2. Жизнь животных (4ч).

Занятие 1: Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.

Занятие 2: Первобытные «коллекционеры». Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.

Занятие 3 (1ч):

Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Занятие 4: Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам Красной книги». Тема 3. Лесные ремёсла (4ч).

Занятие 1: Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве.Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным(отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).

Занятие 2 (1ч):

Практическое занятиеЛесная палитра: растения-красители. Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваемткани. Рисуем природными красками.

Занятие 3: Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса. Лесная аптека ХМАО-Югры.

Занятие 4 (1ч):

Практическое занятие: Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе (салон «Культура»)». Знакомство с творчеством художников югорских художников и народных умельцев.

Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5ч).

Занятие 1: Появление городов. Города-государства. Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.

Занятие 2: Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.

Занятие 3: Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов.

Занятие 4 (1ч):

Практическое занятиеРазные города — разные люди. Влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.

Занятие 5 (1ч):

Практическое занятиеПроект «Экологический город будущего». Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.

Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6ч).

Занятие 1: Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.

Занятие 2: Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные-падалыцики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.

Занятие 3 (1ч):

Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.

Занятие 4-5: Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес - один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).

Занятие 6: Влияние человека на природные экосистемы. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

Тема 6.Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.

Занятие 1: Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

Занятие 2: Пути решения экологических проблем. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

Занятие 3 (1ч):

Практическое занятиеПереработка и повторное использование бытовых отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.

Занятие 4: Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Занятие 5 (1ч):

Практическое занятиеДесять основных правил разумного отношения к окружающей среде «Будь достойным жителем Земли»В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.

Занятие 6 (1ч):

Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе».

Занятие 7-10 (4ч):

Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»

 

Учебно — методическое обеспечение программы

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

·         простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;

·         аудио- и видеозаписи;

·         тексты художественных произведений;

·         видеофильмы ;

·         разработки занятий;


Литература для учителя

1.     Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.

2.     Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.

3.     Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.

4.     Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.

5.     Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.

6.     Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагоговСША). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.

7.     Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

1.     Мф://\у\у\у.8с1.аЬа.ги/А1Ъ/га21с.Ь1;т — биологическое разнообразие России.

2.     Ь^р://\у\улу.\у\\^.ги — Всемирный фонд дикой природы (\У\УТ).

3.     ЪМр://ес!и.8еи.ги/те1ос11яие8/8ат1шуа.Ы;т ~- интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.Практические задания для учащихся.

4.     Ь1<;р://лулу\у.1:оге8<;.ги — интернет-портал Рогез1;.ги — всё о российскихлесах.

5.     Ь<;ф://\у\у\у.1шп2т.ги — кружок юных натуралистов зоологическогомузея МГУ.

6.     Ь1;1;р://\у\у\у.есо8у84;ета.ги -- экологическое образование детейи изучение природы России.

7.     Ь11р://е1по.епУ1гоптеп1;.ги — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги.

 


 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» для учащихся 3-4 классов (общекультурное направление)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» для учащихся 3-4 классов (общекультурное направление)

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность

Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность

Основные принципы содержания программы: · принцип наглядности; · принцип личностной ориентации; · принцип экологического гуманизма; · принцип практической направленности

Основные принципы содержания программы: · принцип наглядности; · принцип личностной ориентации; · принцип экологического гуманизма; · принцип практической направленности

От замысла к результату. Технологические операции

От замысла к результату. Технологические операции

Коммуникативные : умение работать в парах, в группах, в коллективе

Коммуникативные : умение работать в парах, в группах, в коллективе

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) : · знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного…

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) : · знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного…

Практическое занятие «Место человека в мире природы» 1

Практическое занятие «Место человека в мире природы» 1

Дикорастущие растения луга, водоема и леса 1 28

Дикорастущие растения луга, водоема и леса 1 28

Занятие 4 (1ч): Практическое занятие: «Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм)»

Занятие 4 (1ч): Практическое занятие: «Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм)»

Практическое занятие : Диалоги с неживой природой

Практическое занятие : Диалоги с неживой природой

Занятие 3: Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников

Занятие 3: Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников

Практическое занятие: «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» 1 9

Практическое занятие: «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» 1 9

Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы

Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы

Местообитание животных в экосистеме

Местообитание животных в экосистеме

Занятие 1: Появление городов.

Занятие 1: Появление городов.

Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося)

Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося)

Литература для учителя 1.

Литература для учителя 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2020