1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся научатся:
коммуникативные умения:
—слушать инструкции учителя, высказывания своих одноклассников,
—ясно говорить, понимать прочитанное,
—задавать вопросы,
—представлять перед классом результаты работы. самоорганизации:
—составлять план своих действий (под руководством учителя),
—делать работу к установленному времени. исследовательские умения:
—включаться в постановку целей и задач, собирать информацию, используя справочную литературу,
—проводить опросы своих родственников,
—планировать (под руководством учителя) ход исследования, оформлять полученные результаты.
социальные:
—принимать решение и нести ответственность за его выполнение,
—уважать других.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
2 класс (70 ч)
Цель программы:
— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;
— для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;
— для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;
—для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.
Задачи программы:
—формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
—развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;
—содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;
— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;
—формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Виды работ:
—экскурсии;
—поисковая и аналитическая работа с информацией;
—дебаты, дискуссии;
—ролевые игры;
—музыкальные концерты;
—театральные постановки;
—наблюдения;
—интервьюирование;
—подготовка и представление презентаций.
Практический характер поисково-исследовательской работы делает её весьма интересной и значимой для самих «открывателей».
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Важной задачей современного образования становится достижение учащимися такого образовательного уровня, который мог бы обеспечить самостоятельное творческое решение ими задач теоретического и прикладного характера.
Известно, что оригинальность мышления, творчество школьников
наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Поэтому так важно включить в проектную деятельность учащихся начальной школы. Ведь именно в этот период учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка. У детей младшего школьного
возраста начинают развиваться формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение научных знаний и развитие теоретического мышления.
Задача учителя — не просто передавать готовые знания, а помогать учащимся учиться и развиваться, создавать ситуации, чтобы они включались в самостоятельный поиск решения проблем, искали способы их решения.
В этом случае начинается подлинно творческая деятельность самих учащихся, возникает исследовательский интерес. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его. В работе с младшими школьниками методы исследовательского обучения сочетаются с проектными методами, соединяются в проектно-исследовательскую деятельность, которую можно характеризовать как деятельность по проектированию собственного исследования, включающую в себя: выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате неё учащиеся не открывают новые знания, а приобретают исследовательские навыки, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируют личностную позицию.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары иконференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.
Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации,
формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности,
определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.
Проектно-исследовательская работа
Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации,формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности,
определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.
Творческая работа
Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности. Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними Расширениеинформационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флешнакопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word
(2 класс).Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу (3класс). Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint
(декорирование).Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр вебстраниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Вебдизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице(4 класс).
Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.
Культурно-образовательная работа
Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.
Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.
Распределение часов по разделам.
Название раздела |
Количество часов |
|
По авторской программе |
По рабочей программе |
|
Введение |
1 |
1 |
Методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности |
11 |
11 |
Поисково-исследовательская работа групп |
17 |
17 |
Творческая работа |
22 |
22 |
Презентация проектно-исследовательской работы |
17 |
17 |
Резерв |
0 |
2 |
Итого |
68 |
70 |
3. Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов
|
дата
|
||
По плану |
фактически |
||||
1
|
Введение. Знакомство с темой. |
1
|
03.09 |
|
|
Раздел 1. Методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности (11 ч.)
|
|
||||
2-4 |
Мы юные исследователи. Научные исследования и наша жизнь.
Что можно исследовать?
Как можно исследовать?
Как задавать вопросы? Банк идей. |
1
1
1 |
04.09
10.09
11.09 |
|
|
5-8 |
Формулирование темы.
Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
|
2
1
1
|
17.09 18.09
24.09
25.09.
|
|
|
9-12 |
Определение предмета и объекта исследования.
Организация исследования. (Практическое занятие)
Составление плана работы |
2
1
1 |
01.10 02.10 08.10
09.10 |
|
|
Раздел 2. Поисково-исследовательская работа групп (17 ч.)
|
|
||||
13-16 |
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)
Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литератур |
2
2
|
15.10 16.10
22.10 23.10 |
|
|
17-22 |
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Исследование объектов.
Коллекционирование. |
2 2
2 |
05.11 06.11 12.11 13.11 19.11 20.11 |
|
|
23-26 |
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Подготовка и проведение анкетирования или интервьюирования. |
2
2 |
26.11 27.11 03.12 04.12 |
|
|
27-28 |
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.
Обоснованный выбор способа выполнения задания |
1
1 |
10.12 11.12 |
|
|
29 |
Итоговое занятие по теме «Поисково-исследовательская работа». |
1 |
17.12 |
|
|
Раздел 3. Творческая работа (22 часов)
|
|
||||
30-35 |
Работа в компьютерном классе. Учимся готовить презентацию. |
6 |
18.12 24.12 25.12 14.01 15.01 21.01 |
|
|
36-43 |
Реализация творческой работы
Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. |
6
2 |
22.01 28.01 29.01 04.02 05.02 11.02 12.02 18.02 |
|
|
44-51 |
Проведение творческих дел.
Анализ исследовательской деятельности. |
5
3 |
19.02 25.02 26.02 03.03 04.03 10.03 11.03 17.03
|
|
|
Раздел 4. Презентация проектно-исследовательской работы(17 часов) |
|
||||
52-60 |
Сбор материала для исследования. |
9 |
18.03 31.03 01.04 07.04 08.04 14.04 15.04 21.04 22.04
|
|
|
61-65 |
Проведение презентационного мероприятия.
|
5 |
28.04 29.04 05.05 06.05 12.05 |
|
|
66-68 |
Подведение итогов проектно-исследовательской работы. |
3 |
13.05 19.05 20.05 |
|
|
69-70 |
Резерв |
2 |
26.05 27.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.