Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 г.Белебея
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
ШМО учителейначальныхклассов |
Заместительдиректорапо ВР |
Директор |
______________Антонова С.Е. |
______________Антонова Э.Ю. |
_____О.А. Чумаченко |
Протокол №1 |
Протокол №1 |
Приказ №356 |
от "30" августа2022 г. |
от "31" августа 2022 г. |
от "31" августа2022 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Путешествие в страну родного языка»
для обучающихся 4 класса
Составитель: Рыжова Т.П.,
учитель начальных классов
2022г
Содержание курса «Путешествие в страну родного языка»
Поиграем со звуками, словами и предложениями. Фонетические и графические правила и закономерности.Слово, его значение и лексические нормы.Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Пора действовать!Глагол в языке и речи.Особенности текста- повествования и текста-описания.Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках. Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Числа и слова. Как используются числительные в речи.Обозначение дат и времени с помощью числительных.Числительные во фразеологизмах и пословицах.Нормы употребления имён числительных.Исправление речевых ошибок.
Прочные связи. Как связаны слова в словосочетании.Словосочетания свободные и связанные.Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.Словосочетания с типом связи управление.Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи управление.
Любимые игры со словами. Сканворды, чайнворды, ребусы, анаграммы.
Планируемые результаты освоения курса
«Путешествие в страну родного языка»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметнымирезультатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;умение задавать вопросы.
Предметнымирезультатами изучения русского языка в начальной школе являются следующие:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) Понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Ученик научится:
Различать, сравнивать, кратко характеризовать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- слово, словосочетание и предложение;
Выделять, находить:
- начальную форму глагола;
- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
Решать учебные и практические задачи:
-определять спряжение глагола;
-глаголы в формах 1,2,3-его лица;
-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 80- 100 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
Применять правила правописания:
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
-не с глаголами;
-мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
-мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
-безударные личные окончания глаголов;
Ученик получит возможность научиться:
-проводить по предложенному алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
-проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
-определять вид глагола;
-находить наречие и имя числительное в тексте;
-применять правила правописания суффиксов глаголов –иав/-ыва, -ова/-ева;
-применять правила правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
-применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
- применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
- применять правило слитного и раздельного написания числительных;
-применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее последующих письменных работ;
-применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
-письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников ( в объёме представленного в учебнике материала).
Учебно-тематическое планирование курса
«Путешествие в страну родного языка»
4 класс
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч) |
||
1. |
Турнир Грамотеев. |
1 |
2. |
Смотрю, говорю, слушаю. |
1 |
3. |
Лексические загадки. |
1 |
4. |
Лексические загадки. |
1 |
5. |
Словесный конструктор. |
1 |
6. |
Занимательная грамматика. |
1 |
7. |
Занимательная грамматика. |
1 |
Пора действовать! (14 ч) |
||
8. |
Для чего нужны глаголы? |
1 |
9. |
Для чего нужны глаголы? |
1 |
10. |
Делать и сделать — не одно и то же. |
1 |
11. |
Меняемся ролями. |
1 |
12. |
Вчера, сегодня, завтра. |
1 |
13. |
Одно вместо другого. |
1 |
14. |
Она меня поняла и приняла. |
1 |
15. |
Кто говорит, кто действует? |
1 |
16. |
Сумею победить! |
1 |
17. |
Мечтаем и фантазируем. |
1 |
18. |
Дай-подай… и поезжай! |
1 |
19. |
Дай-подай… и поезжай! |
1 |
20. |
Живые образы. |
1 |
21. |
Орфографический поединок. |
1 |
Числа и слова (4 ч) |
||
22. |
Для чего нужны числительные? |
1 |
23. |
Важные даты истории нашей страны (города, края). |
1 |
24. |
Рекорды в цифрах. |
1 |
25. |
За семью печатями. |
1 |
Прочные связи (7 ч) |
||
26. |
Треугольный шарик. |
1 |
27. |
Как водить машину за нос? |
1 |
28. |
Послушный «подчинённый». |
1 |
29. |
О «земляной» или «земной» красоте. |
1 |
30. |
Строгий «управляющий». |
1 |
31. |
В Сибири и на Урале. |
1 |
32. |
Связаны смыслом. |
1 |
Любимые игры со словами (1 ч) |
||
33. |
Любимые игры со словами |
1 |
34. |
Итоговое занятие |
1 |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Путешествие в страну родного языка»
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Дата |
ЭОР/ЦОР |
Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч) |
|
Русский язык. http://obr.1c.ru/product.. |
||
1 |
Турнир Грамотеев. |
1 |
|
|
2 |
Смотрю, говорю, слушаю. |
1 |
|
Русский язык. http://obr.1c.ru/product.jsp?id=7 2. 1С:Репетитор. Тесты по орфографии. http://obr.1c.ru/product.jsp?id=10 3. 1С:Репетитор. Тесты по пунктуации. http://obr.1c.ru/product.jsp?id=10 4. «Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. Литература». http://www.bukasoft.ru/ 5. Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажер http://www.mediahouse.ru/ 6. Страна Лингвиния. http://www.nd.ru/prod.asp?razd=descr&prod_id={B0684117- E335-4DFF-81CA-232CEFD51ED2} 7. Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru 8. Электронные издания образовательного направления «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru 9. Архив учебных программ http://www.rusedu.ru |
3 |
Лексические загадки. |
1 |
|
|
4 |
Лексические загадки. |
1 |
|
|
5 |
Словесный конструктор. |
1 |
|
|
6 |
Занимательная грамматика. |
1 |
|
|
7 |
Занимательная грамматика. |
1 |
|
|
|
Пора действовать! (14 ч) |
|
||
8 |
Для чего нужны глаголы? |
1 |
|
|
9 |
Для чего нужны глаголы? |
1 |
|
|
10 |
Делать и сделать — не одно и то же. |
1 |
|
|
11 |
Меняемся ролями. |
1 |
|
|
12 |
Вчера, сегодня, завтра. |
1 |
|
|
13 |
Одно вместо другого. |
1 |
|
|
14 |
Она меня поняла и приняла. |
1 |
|
|
15 |
Кто говорит, кто действует? |
1 |
|
|
16 |
Сумею победить! |
1 |
|
|
17 |
Мечтаем и фантазируем. |
1 |
|
|
18 |
Дай-подай… и поезжай! |
1 |
|
|
19 |
Дай-подай… и поезжай! |
1 |
|
|
20 |
Живые образы. |
1 |
|
|
21 |
Орфографический поединок. |
1 |
|
|
|
Числа и слова (4 ч) |
|
||
22 |
Для чего нужны числительные? |
1 |
|
|
23 |
Важные даты истории нашей страны (города, края). |
1 |
|
|
24 |
Рекорды в цифрах. |
1 |
|
|
25 |
За семью печатями. |
1 |
|
|
|
Прочные связи (7 ч) |
|
||
26 |
Треугольный шарик. |
1 |
|
|
27 |
Как водить машину за нос? |
1 |
|
|
28 |
Послушный «подчинённый». |
1 |
|
|
29 |
О «земляной» или «земной» красоте. |
1 |
|
|
30 |
Строгий «управляющий». |
1 |
|
|
31 |
В Сибири и на Урале. |
1 |
|
|
32 |
Связаны смыслом. |
1 |
|
|
|
Любимые игры со словами (1 ч) |
|
||
33 |
Любимые игры со словами |
1 |
|
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
Итого |
34 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.