муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Направление: социальное
Название: «Я живу в Югре»
Класс: 1
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Актуальность
Только через любовь к природе своего края, уважение к его культуре и людям, благодарность земле, на которой живем, можно вырастить умного, отзывчивого и порядочного человека. Культура ХМАО-Югры является богатейшим материалом не только для знакомства с традициями народов Севера, духовно-нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствует развитию восприятия, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения младших школьников к объектам эстетического содержания. Воспитание чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважения традиций предков – эта проблема актуальна для начального образования образовательного учреждения.
Нормативно-правовая и документальная основа Программы
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФГОС начального общего образования второго поколения.
Государственная программа ХМАО – Югры «Развитие образования в ХМАО – Югре на 2014 – 2020 годы».
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Программа учитывает основные задачи развития образования в ХМАО-Югре:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и традициям;
профилактика асоциального поведения младших школьников;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
развитие взаимодействия школы с семьями обучающихся;
взаимодействие с социальными партнерами
Программа выполняет интегративную функцию: формирует положительное отношение к родному краю путем включения краеведческого регионального компонента в основную образовательную программу НОО, дополняет и расширяет содержание курса «Окружающий мир» в рамках внеурочной деятельности, способствует общему развитию детей и решает целый ряд задач воспитательного характера. Внедрение данной программы в образовательный процесс в целом окажет позитивное влияние на качество образования младших школьников.
Цель программы: духовно-нравственное, развитие и воспитание личности-патриота, социально активного, компетентностного, обладающего чувством любви к природе родного края
Направление деятельности: духовно-нравственное, социальное, общекультурное, экологическое развитие детей средствами игры и познавательной деятельности
Возраст обучающихся - 7-8 лет - учащиеся начальной школы 1 классов
Теоретическое обоснование программы
Ценные мысли, методические советы по вопросам связи обучения с местным материалом содержатся в трудах В. Г. Белинского, К.Д. Ушинского. Интересные идеи и высказывания Б.В. Всесвятского, Б.Е. Райкова, А.А. Бородай, О.С.Тарасовой о наблюдениях учащихся в природе на экскурсиях и при самостоятельной работе. Вопросы краеведения нашли освещение в работах В.Н. Вернадского. Значительно расширили материалы краеведческого характера З.А.Клепинина, А.А.Плешаков. Анализ источников народной педагогики позволяет выделить существовавшие у наших предков представления о единстве национальной и природной среды: фольклор, народные игры, праздники, обряды и т.д. Этнокультурное воспитание, заложенное в создании данной программы, расширит возможности духовно-нравственного, художественно-эстетического совершенствования современных школьников.
Изучение теоретических источников позволило сформировать ценностные ориентиры программы:
- природа своего края во всем многообразии её проявлений;
- патриотизм, выражающийся в любви к своему краю, России;
- труд и творчество как естественные условия человеческого существования и деятельности в окружающей среде.
Цель программы: духовно-нравственное развитие и воспитание личности – патриота, социально активного, компетентностного, обладающего чувством любви к природе родного края.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
- формировать у младших школьников знания о многообразии и уникальности природы ХМАО-Югры;
- способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о Югорской земле.
- научить бережно и с любовью относиться к бесконечно разнообразной природе югорской земли;
- оказывать содействие видению ребенком на материале своего края единства человека и природы;
- развивать познавательную и эмоциональную сферы воспитанников, расширять их кругозор;
- создать условия для успеха и интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.
- раскрыть и развить индивидуальные творческие способности и познавательные интересы каждого ребенка;
- привить навыки социальной деятельности.
- Включить детей в сотрудничество с взрослыми;
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- чувство любви к родному краю;
- развитие личностной ответственности за свои поступки в природном окружении на основе представлений о нравственных нормах, социальной ответственности за состояние окружающей среды;
- формирование эстетических потребностей общения с природой, эмоционально-нравственной отзывчивости на результаты негативной деятельности человека в природе;
- повышение социальной активности детей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- выявлять и формулировать цели изучения природы ХМАО-Югры;
- учиться работать по плану;
- уметь давать оценку деятельности учеников группы на занятии.
Познавательные УУД:
- выполнять поиск краеведческой информации;
- делать выводы на основе полученной информации;
- сравнивать и группировать предметы природы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- связно излагать свои мысли;
- слушать других;
- сотрудничать в ходе познавательной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Предметные результаты:
- представление о неживой и живой природе своего края;
- умение оценивать свое поведение и поведение своих друзей, одноклассников в природе в соответствии с позитивными моральными устоями современного общества.
Практическая значимость
Предлагаемая программа расширит и обогатит практический социальный опыт учащихся путем организации творческой деятельности, будет способствовать духовному, интеллектуальному и физическому развитию младших школьников, поможет им стать самостоятельнее, раскрыть резервы своих способностей, пополнить свои знания о родном крае любопытными и интересными фактами, увлекательно спланировать досуг. Реализация программы предполагается в ходе специально организованной и систематической внеурочной деятельности .
Данная программа рассчитана на обучающихся 1 классов (7-8 лет), посещающих внеурочный курс, разработана с учётом 1 часа в неделю продолжительностью не более 40 минут (всего 17 занятия в год).
Основное содержание Программы
Содержание программы направлено на изучение неповторимого своеобразия природы ХМАО-Югры и связанных с ним этнических, культурных и хозяйственных особенностей региона, ориентирует подготовку учащихся на деятельностное освоение лично значимой окружающей природы своего края.
Экологический характер содержания программы предполагает выявление школьниками на реальном материале взаимосвязей в природе, взаимоотношения между человеком и природой в нашем регионе, формирование умений разумного отношения и регулятивного поведения в окружающей среде.
Интегративный характер занятий предоставляет возможности для показа природы Югры во всем её разнообразии с привлечением естественнонаучных знаний, литературы, музыки, живописи, прикладного искусства. Это будет содействовать решению проблемы развития различных сфер личности школьника – познавательной, деятельностной, познавательной через разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтения, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. В целом содержание программы является средством развития образовательной среды школы.
Эффективное усвоение предполагаемого содержания будет достигнуто при организации активной познавательной деятельности учащихся, т.к. программа включает доступный их непосредственному восприятию и исследованию окружающий мир. Ученик ставится в позицию первооткрывателя, исследователя. Планируется использование таких видов познавательной деятельности: моделирование, наблюдения, дидактические игры, заочные путешествия, инсценировки, викторины, сочинение загадок и сказок, приемы создания проблемных ситуаций, разбор конкретных жизненных ситуаций, изготовление поделок и игрушек, конкурсы чтецов стихотворений поэтов ХМАО-Югры о природе своего края, конкурсы рисунков, творческие проекты, презентации, выставки, коллективные творческие дела. Созданные проблемные ситуации, организованные в доступной для данного возраста форме дискуссии, творческие задания, обучение элементарным приемам пропаганды ответственного отношения к природе – всё это будет способствовать формированию у младших школьников активной жизненной позиции, становлению художественно-эстетического восприятия окружающего мира природы, экологической культуры.
Предусматривается использование:
современных образовательных технологий: метода проектов, игровых, экскурсионных, музейных, выставочных технологий, дискуссионного метода, проблемных ситуаций, здоровьесберегающих технологий, обучение в сотрудничестве (командная, групповая, парная работа);
современных разнообразных учебных материалов: игровых программ, интеллектуальных игр, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, презентаций.
Основными формами организации деятельности являются: занятия, экскурсии, прогулки, посещение музеев, КТД, мастер-классы, встречи, проекты, творческие мастерские. Предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся.
Программа не предусматривает традиционную форму контроля знаний учащихся – оценку. Подведение итогов проводится с использованием современных оценочных средств по результатам практической деятельности школьников. Это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренного населения края, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведении занятия, деловой или имитационной игре, практической работе и т.д. Результаты деятельности детей в рамках данной программы найдут отражение в «Портфолио внеурочных достижений школьников».
Описание программно-методического и материально-технического обеспечения реализации курса
Учебник, учебное пособие |
Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный. Югра – моё наследие: 2 класс. Учебник по экологическому и этнокультурному образованию. – М.: Центр «Образование и экология», 2014. |
Рабочая тетрадь для обучающихся |
Т.А. Гнеушева, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный. Югра – моё наследие: 2 класс. Рабочая тетрадь к учебному пособию для учащихся по экологическому и этнокультурному образованию в двух частях. – М.: Центр «Образование и экология», 2014. |
Дидактический материал |
Югра – моё наследие. Вкладыш для семейного чтения к региональному учебнику по экологическому и этнокультурному образованию для учащихся 2 класса / Авт. – сост.: А.Н. Захлебный. – М.: Центр «Образование и экология», 2014. |
Список используемой литературы |
Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы»: Книга для учителя начальных классов / Авт. – сост.: Т.К. орлова, Л.Г, Демус, Н.Г. Богордаева, Л.Н. Нечаева; Под ред. Т.К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003 |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru Музей природы и человека (г.Ханты-Мансийск). – Режим доступа: http://www.ugramuseum.ru/ Поисковые системы, электронные энциклопедии и словари http://www.megabook.ru,http://www.vedu.ru,http://www.ozhegov.org,http://www.agakids.ru |
Технические средства обучения |
Компьютер, мультимедийный проектор. |
Тематическое планирование
внеурочного курса «Я живу в Югре» на 2017-2018 уч.г.
Учитель: М.В. Русина
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
Формы организации |
|
1 |
Югра – наш общий дом |
1 |
Познакомиться с традициями разных народов ХМАО –Югры. Выяснить, что Югра многонациональная и интернациональная. |
Коллективное обсуждение |
|
2 |
Югра – наш общий дом |
1 |
Познакомиться с традициями разных народов ХМАО –Югры. Выяснить, что Югра многонациональная и интернациональная. |
Коллективное обсуждение |
|
3 |
Югра – наш общий дом |
1 |
Познакомиться с традициями разных народов ХМАО –Югры. Выяснить, что Югра многонациональная и интернациональная. |
Коллективное обсуждение |
|
4 |
Ягоды, лекарственные травы и грибы Югры |
1 |
Познакомиться с лекарственными растениями, ягодами и грибами нашего края. |
Групповая работа |
|
5 |
Ягоды, лекарственные травы и грибы Югры |
1 |
Познакомиться с лекарственными растениями, ягодами и грибами нашего края. |
Групповая работа |
|
6 |
Ягоды, лекарственные травы и грибы Югры |
1 |
Познакомиться с лекарственными растениями, ягодами и грибами нашего края. |
Групповая работа |
|
7 |
Югорским ребятам о наших зверятах |
1 |
Изучить основные виды животных Югры. Особое отношение ханты и манси к медведю. |
Групповая работа, создание буклета |
|
8 |
Югорским ребятам о наших зверятах |
1 |
Изучить основные виды животных Югры. Особое отношение ханты и манси к медведю. |
Групповая работа, создание буклета |
|
9 |
Югорским ребятам о наших зверятах |
1 |
Изучить основные виды животных Югры. Особое отношение ханты и манси к медведю. |
Групповая работа, создание буклета |
|
10 |
Охота и оленеводство народов Севера. Жилище народов Севера |
1 |
Познакомиться с основными занятиями населения Югры, убранством хантыйского жилища. Олени – друзья ханты. Домашняя утварь – искусное мастерство северян. |
Диалог, практическая работа |
|
11 |
Охота и оленеводство народов Севера. Жилище народов Севера |
1 |
Познакомиться с основными занятиями населения Югры, убранством хантыйского жилища. Олени – друзья ханты. Домашняя утварь – искусное мастерство северян. |
Диалог, практическая работа |
|
12 |
Охота и оленеводство народов Севера. Жилище народов Севера |
1 |
Познакомиться с основными занятиями населения Югры, убранством хантыйского жилища. Олени – друзья ханты. Домашняя утварь – искусное мастерство северян. |
Диалог, практическая работа |
|
13 |
Праздники народов ханты |
1 |
Познакомиться с праздниками народов ханты. Культ медведя. Медвежьи игрища. |
Обсуждение, игра |
|
14 |
Праздники народов ханты |
1 |
Познакомиться с праздниками народов ханты. Культ медведя. Медвежьи игрища. |
Обсуждение, игра |
|
15 |
Праздники народов ханты |
1 |
Познакомиться с праздниками народов ханты. Культ медведя. Медвежьи игрища. |
Обсуждение, игра |
|
16 |
Народный календарь. Подведение итогов работы творческой мастерской. Оформление выставки. |
1 |
Работать с хантыйским народным календарем. |
Обобщение знаний и умений в игровой форме |
|
17 |
Народный календарь. Подведение итогов работы творческой мастерской. Оформление выставки. |
1 |
Работать с хантыйским народным календарем. |
Обобщение знаний и умений в игровой форме |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.