Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в Югре"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в Югре"

Оценка 4.8
docx
19.05.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в Югре"
Программа тв. мастерской «Я живу в Югре».docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

 

Направление:  социальное

Название: «Я живу в Югре»

Класс: 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка

Актуальность

Только через любовь к природе своего края, уважение к его культуре и людям, благодарность земле, на которой живем, можно вырастить умного, отзывчивого и порядочного человека. Культура ХМАО-Югры является богатейшим материалом не только для знакомства с традициями народов Севера, духовно-нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствует развитию восприятия, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения младших школьников к объектам эстетического содержания. Воспитание чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважения традиций предков – эта проблема актуальна для начального образования образовательного учреждения.

 

Нормативно-правовая и документальная основа Программы

 Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 ФГОС начального общего образования второго поколения.

 Государственная программа ХМАО – Югры «Развитие образования в ХМАО – Югре на 2014 – 2020 годы».

 Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

 

Программа учитывает основные задачи развития образования в ХМАО-Югре:

 создание условий для развития личности ребенка;

 развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

 приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и традициям;

 профилактика асоциального поведения младших школьников;

 создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;

 развитие взаимодействия школы с семьями обучающихся;

 взаимодействие с социальными партнерами

 

Программа выполняет интегративную функцию: формирует положительное отношение к родному краю путем включения краеведческого регионального компонента в основную образовательную программу НОО, дополняет и расширяет содержание курса «Окружающий мир» в рамках внеурочной деятельности, способствует общему развитию детей и решает целый ряд задач воспитательного характера. Внедрение данной программы в образовательный процесс в целом окажет позитивное влияние на качество образования младших школьников.

Цель программы: духовно-нравственное, развитие и воспитание личности-патриота, социально активного, компетентностного, обладающего чувством любви к природе родного края

Направление деятельности: духовно-нравственное, социальное, общекультурное, экологическое развитие детей средствами игры и познавательной деятельности

Возраст обучающихся - 7-8 лет - учащиеся начальной школы 1 классов

Теоретическое обоснование программы

Ценные мысли, методические советы по вопросам связи обучения с местным материалом содержатся в трудах В. Г. Белинского, К.Д. Ушинского. Интересные идеи и высказывания Б.В. Всесвятского, Б.Е. Райкова, А.А. Бородай, О.С.Тарасовой о наблюдениях учащихся в природе на экскурсиях и при самостоятельной работе. Вопросы краеведения нашли освещение в работах В.Н. Вернадского. Значительно расширили материалы краеведческого характера З.А.Клепинина, А.А.Плешаков. Анализ источников народной педагогики позволяет выделить существовавшие у наших предков представления о единстве национальной и природной среды: фольклор, народные игры, праздники, обряды и т.д. Этнокультурное воспитание, заложенное в создании данной программы, расширит возможности духовно-нравственного, художественно-эстетического совершенствования современных школьников.

Изучение теоретических источников позволило сформировать ценностные ориентиры программы:

- природа своего края во всем многообразии её проявлений;

- патриотизм, выражающийся в любви к своему краю, России;

- труд и творчество как естественные условия человеческого существования и деятельности в окружающей среде.

Цель программы: духовно-нравственное развитие и воспитание личности – патриота, социально активного, компетентностного, обладающего чувством любви к природе родного края.

Программа ориентирована на решение следующих задач:

- формировать у младших школьников знания о многообразии и уникальности природы ХМАО-Югры;

- способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о Югорской земле.

- научить бережно и с любовью относиться к бесконечно разнообразной природе югорской земли;

- оказывать содействие видению ребенком на материале своего края единства человека и природы;

- развивать познавательную и эмоциональную сферы воспитанников, расширять их кругозор;

- создать условия для успеха и интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.

- раскрыть и развить индивидуальные творческие способности и познавательные интересы каждого ребенка;

- привить навыки социальной деятельности.

- Включить детей в сотрудничество с взрослыми;

 

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

- чувство любви к родному краю;

- развитие личностной ответственности за свои поступки в природном окружении на основе представлений о нравственных нормах, социальной ответственности за состояние окружающей среды;

- формирование эстетических потребностей общения с природой, эмоционально-нравственной отзывчивости на результаты негативной деятельности человека в природе;

- повышение социальной активности детей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- выявлять и формулировать цели изучения природы ХМАО-Югры;

- учиться работать по плану;

- уметь давать оценку деятельности учеников группы на занятии.

 

Познавательные УУД:

- выполнять поиск краеведческой информации;

- делать выводы на основе полученной информации;

- сравнивать и группировать предметы природы и их образы.

 

Коммуникативные УУД:

- связно излагать свои мысли;

- слушать других;

- сотрудничать в ходе познавательной деятельности с взрослыми и сверстниками.

 

Предметные результаты:

- представление о неживой и живой природе своего края;

- умение оценивать свое поведение и поведение своих друзей, одноклассников в природе в соответствии с позитивными моральными устоями современного общества.

 

Практическая значимость

Предлагаемая программа расширит и обогатит практический социальный опыт учащихся путем организации творческой деятельности, будет способствовать духовному, интеллектуальному и физическому развитию младших школьников, поможет им стать самостоятельнее, раскрыть резервы своих способностей, пополнить свои знания о родном крае любопытными и интересными фактами, увлекательно спланировать досуг. Реализация программы предполагается в ходе специально организованной и систематической внеурочной деятельности .

Данная программа рассчитана на обучающихся 1 классов (7-8 лет), посещающих внеурочный курс, разработана с учётом 1 часа в неделю продолжительностью не более 40 минут (всего 17 занятия в год).

Основное содержание Программы

Содержание программы направлено на изучение неповторимого своеобразия природы ХМАО-Югры и связанных с ним этнических, культурных и хозяйственных особенностей региона, ориентирует подготовку учащихся на деятельностное освоение лично значимой окружающей природы своего края.

Экологический характер содержания программы предполагает выявление школьниками на реальном материале взаимосвязей в природе, взаимоотношения между человеком и природой в нашем регионе, формирование умений разумного отношения и регулятивного поведения в окружающей среде.

Интегративный характер занятий предоставляет возможности для показа природы Югры во всем её разнообразии с привлечением естественнонаучных знаний, литературы, музыки, живописи, прикладного искусства. Это будет содействовать решению проблемы развития различных сфер личности школьника – познавательной, деятельностной, познавательной через разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтения, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. В целом содержание программы является средством развития образовательной среды школы.

Эффективное усвоение предполагаемого содержания будет достигнуто при организации активной познавательной деятельности учащихся, т.к. программа включает доступный их непосредственному восприятию и исследованию окружающий мир. Ученик ставится в позицию первооткрывателя, исследователя. Планируется использование таких видов познавательной деятельности: моделирование, наблюдения, дидактические игры, заочные путешествия, инсценировки, викторины, сочинение загадок и сказок, приемы создания проблемных ситуаций, разбор конкретных жизненных ситуаций, изготовление поделок и игрушек, конкурсы чтецов стихотворений поэтов ХМАО-Югры о природе своего края, конкурсы рисунков, творческие проекты, презентации, выставки, коллективные творческие дела. Созданные проблемные ситуации, организованные в доступной для данного возраста форме дискуссии, творческие задания, обучение элементарным приемам пропаганды ответственного отношения к природе – всё это будет способствовать формированию у младших школьников активной жизненной позиции, становлению художественно-эстетического восприятия окружающего мира природы, экологической культуры.

Предусматривается использование:

современных образовательных технологий: метода проектов, игровых, экскурсионных, музейных, выставочных технологий, дискуссионного метода, проблемных ситуаций, здоровьесберегающих технологий, обучение в сотрудничестве (командная, групповая, парная работа);

современных разнообразных учебных материалов: игровых программ, интеллектуальных игр, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, презентаций.

 

Основными формами организации деятельности являются: занятия, экскурсии, прогулки, посещение музеев, КТД, мастер-классы, встречи, проекты, творческие мастерские. Предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся.

Программа не предусматривает традиционную форму контроля знаний учащихся – оценку. Подведение итогов проводится с использованием современных оценочных средств по результатам практической деятельности школьников. Это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренного населения края, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведении занятия, деловой или имитационной игре, практической работе и т.д. Результаты деятельности детей в рамках данной программы найдут отражение в «Портфолио внеурочных достижений школьников».

Описание программно-методического и материально-технического обеспечения реализации курса

 

Учебник, учебное пособие

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный. Югра – моё наследие: 2 класс. Учебник по экологическому и этнокультурному образованию. – М.: Центр «Образование и экология», 2014.

Рабочая тетрадь

для обучающихся

Т.А. Гнеушева, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный. Югра – моё наследие: 2 класс. Рабочая тетрадь к учебному пособию для учащихся по экологическому и этнокультурному образованию в двух частях. – М.: Центр «Образование и экология», 2014.

Дидактический материал

Югра – моё наследие. Вкладыш для семейного чтения к региональному учебнику по экологическому и этнокультурному образованию для учащихся 2 класса / Авт. – сост.: А.Н. Захлебный. – М.: Центр «Образование и экология», 2014.

Список используемой литературы

Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы»: Книга для учителя начальных классов / Авт. – сост.: Т.К. орлова, Л.Г, Демус, Н.Г. Богордаева, Л.Н. Нечаева; Под ред. Т.К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

Музей природы и человека (г.Ханты-Мансийск). – Режим доступа: http://www.ugramuseum.ru/

Поисковые системы, электронные энциклопедии и словари http://www.megabook.ru,http://www.vedu.ru,http://www.ozhegov.org,http://www.agakids.ru

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

внеурочного курса «Я живу в Югре» на 2017-2018 уч.г.

Учитель: М.В. Русина

 

Тема занятия

Кол-во часов

 

Виды деятельности

Формы организации

1

Югра – наш общий дом

1

Познакомиться с традициями разных народов ХМАО –Югры. Выяснить, что Югра многонациональная и интернациональная.

Коллективное

обсуждение

2

Югра – наш общий дом

1

Познакомиться с традициями разных народов ХМАО –Югры. Выяснить, что Югра многонациональная и интернациональная.

Коллективное

обсуждение

3

Югра – наш общий дом

1

Познакомиться с традициями разных народов ХМАО –Югры. Выяснить, что Югра многонациональная и интернациональная.

Коллективное

обсуждение

4

Ягоды, лекарственные травы и грибы Югры

1

Познакомиться с лекарственными растениями, ягодами и грибами нашего края.

Групповая работа

5

Ягоды, лекарственные травы и грибы Югры

1

Познакомиться с лекарственными растениями, ягодами и грибами нашего края.

Групповая работа

6

Ягоды, лекарственные травы и грибы Югры

1

Познакомиться с лекарственными растениями, ягодами и грибами нашего края.

Групповая работа

7

Югорским ребятам о наших зверятах

1

Изучить основные виды животных Югры. Особое отношение ханты и манси к медведю.

Групповая работа, создание буклета

8

Югорским ребятам о наших зверятах

1

Изучить основные виды животных Югры. Особое отношение ханты и манси к медведю.

Групповая работа, создание буклета

9

Югорским ребятам о наших зверятах

1

Изучить основные виды животных Югры. Особое отношение ханты и манси к медведю.

Групповая работа, создание буклета

10

Охота и оленеводство народов Севера. Жилище народов Севера

1

Познакомиться с основными занятиями населения Югры, убранством хантыйского жилища. Олени – друзья ханты. Домашняя утварь – искусное мастерство северян.

Диалог, практическая работа

11

Охота и оленеводство народов Севера. Жилище народов Севера

1

Познакомиться с основными занятиями населения Югры, убранством хантыйского жилища. Олени – друзья ханты. Домашняя утварь – искусное мастерство северян.

Диалог, практическая работа

12

Охота и оленеводство народов Севера. Жилище народов Севера

1

Познакомиться с основными занятиями населения Югры, убранством хантыйского жилища. Олени – друзья ханты. Домашняя утварь – искусное мастерство северян.

Диалог, практическая работа

13

Праздники народов ханты

1

Познакомиться с праздниками народов ханты. Культ медведя. Медвежьи игрища.

Обсуждение, игра

14

Праздники народов ханты

1

Познакомиться с праздниками народов ханты. Культ медведя. Медвежьи игрища.

Обсуждение, игра

15

Праздники народов ханты

1

Познакомиться с праздниками народов ханты. Культ медведя. Медвежьи игрища.

Обсуждение, игра

16

Народный календарь. Подведение итогов работы творческой мастерской. Оформление выставки.

1

Работать с хантыйским народным календарем.

Обобщение знаний и умений в игровой форме

17

Народный календарь. Подведение итогов работы творческой мастерской. Оформление выставки.

1

Работать с хантыйским народным календарем.

Обобщение знаний и умений в игровой форме

 

 


 

Средняя общеобразовательная школа № 9»

Средняя общеобразовательная школа № 9»

Пояснительная записка Актуальность

Пояснительная записка Актуальность

Цель программы: духовно-нравственное, развитие и воспитание личности-патриота, социально активного, компетентностного, обладающего чувством любви к природе родного края

Цель программы: духовно-нравственное, развитие и воспитание личности-патриота, социально активного, компетентностного, обладающего чувством любви к природе родного края

Включить детей в сотрудничество с взрослыми;

Включить детей в сотрудничество с взрослыми;

Реализация программы предполагается в ходе специально организованной и систематической внеурочной деятельности

Реализация программы предполагается в ходе специально организованной и систематической внеурочной деятельности

Предусматривается использование:  современных образовательных технологий: метода проектов, игровых, экскурсионных, музейных, выставочных технологий, дискуссионного метода, проблемных ситуаций, здоровьесберегающих технологий, обучение в сотрудничестве (командная, групповая, парная…

Предусматривается использование:  современных образовательных технологий: метода проектов, игровых, экскурсионных, музейных, выставочных технологий, дискуссионного метода, проблемных ситуаций, здоровьесберегающих технологий, обучение в сотрудничестве (командная, групповая, парная…

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Тематическое планирование внеурочного курса «Я живу в

Тематическое планирование внеурочного курса «Я живу в

Охота и оленеводство народов Севера

Охота и оленеводство народов Севера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2024