Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пестрецовская основная школа»
Ярославского муниципального района
Утверждаю
Приказ по школе №_____
от «____»______________2017 года
Директор школы
Н.Б.Матвеева__________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный турист»
Срок реализации 1 год
6 класс
Возраст обучающихся 12-13 лет
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель: учитель Васильева Е.В.
2017-2018 учебный год
Структура рабочей программы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Характеристика учебного предмета
4. Место предмета в учебном плане
5. Содержание учебного предмета
6. Календарно-тематическое планирование
6 класс
7. Результаты усвоения программы
8. Материально-техническое обеспечение
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Внеурочная деятельность школьников» М.: «Просвещение 2010», рабочая программа рассчитана на 34 ч(1 час в неделю)
Программа предусматривает следующие цели:
1. Способность освоению подростками основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы поведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;
2. Способствовать развитию позитивного отношения подростков к базовым ценностям современного российского общества – в первую очередь к таким ценностям как человек, здоровье, природа, труд, семья, Отечество;
3. Способствовать приобретению школьниками ценностно-окрашенного социального опыта, на основе которого они могли бы в будущем выстраивать собственное поведение.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
· Мобилизация необходимых для осуществления спортивно-оздоровительной деятельности школьников кадровых, материально-технических, финансовых, средовых ресурсов;
· Мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
· Формирование и развитие подростковых общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности;
· Обучение подростков способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
· Помощь подросткам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной деятельности.
Основная идея примерной программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности подростков состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом – на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера. Именно поэтому внеурочная деятельность строится вокруг доступных и довольно синтетических видов спортивных занятий.
Учебный план и программа занятий предусматривают обучение школьников азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.
Реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, спортивный зал, спортивная площадка школы.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные, универсальные и учебные действия выражаются формулами: «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я». Это позволяет школьнику выполнять разные социальные роли: гражданин, школьник, ученик, собеседник, одноклассник. И профессиональные роли: путешественник, знаток, дежурный, командир, капитан, штурман.
К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки. Специальные компетенции: опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностного - ролевого, туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Обучающиеся узнают:
- основные этапы истории туризма;
- основные виды туризма;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- основные принципы сохранения здоровья;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;
- способы охраны природы в туристском путешествии.
Обучающиеся научатся:
- общаться с людьми в походе;
- соблюдать правила личной гигиены в походе;
- овладевать элементарными туристско-бытовыми навыками;
- выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;
- владеть техникой перемещения на местности.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Спортивно туристское снаряжение |
10 |
3 |
Спортивное ориентирование |
8 |
4 |
Спортивные походы |
15 |
|
Итого |
34 ч |
Содержание программы
1. Вводное занятие - (1ч).
Теория: Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, отношение к природе.
2. Спортивное туристическое снаряжение (10ч).
Теория: Туристское снаряжение (личное, групповое). Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход. Первая медицинская помощь в природных условиях. Окружающая среда и факторы опасности. Экстремальные природные ситуации. Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды, обуви. Узлы, их назначение и применение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Специальное снаряжение.
3. Спортивное ориентирование - (8ч).
Теория: Краеведение. Ориентирование на маршруте. Разновидности карт: топографические, спортивные. Измерение расстояния на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направления с помощью компаса и карты, по объектам местности. Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки.
4. Спортивные походы (15 ч).
Теория: Пешеходный, лыжный, горный, водный спортивные походы, комбинированные. Протяженность спортивных походов, локальные и протяженные препятствия, категория сложности спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Определение погодных условий до и во время проведения похода. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения. Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Способы добычи огня и обустройство кострового бивака. Установка палатки в различных условиях. Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Аварийный бивак. Правила подачи сигналов бедствия. Использование лекарственных растений при различных заболеваниях. Итоговое занятие.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Дата |
|
Вводное занятие 1ч |
|
1. |
Инструктаж по ТБ. Трудовая этика туриста. |
|
Спортивное туристическое снаряжение 10ч |
||
2. |
Туристское снаряжение (личное, групповое). |
|
3. |
Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход. |
|
4. |
Первая медицинская помощь в природных условиях. |
|
5. |
Окружающая среда и факторы опасности. |
|
6. |
Экстремальные природные ситуации. |
|
7. |
Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды, обуви. |
|
8. |
Узлы, их назначение и применение. |
|
9. |
Страховки и самостраховки. |
|
10. |
Преодоление препятствий. |
|
11. |
Специальное снаряжение. |
|
Спортивное ориентирование 8 ч. |
||
12. |
Краеведение. Ориентирование на маршруте. |
|
13. |
Разновидности карт: топографические, спортивные. |
|
14. |
Измерение расстояния на местности (шагами, по времени, визуально). |
|
15. |
Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. |
|
16. |
Движение по азимуту. Определение и контроль направления с помощью компаса и карты, по объектам местности. |
|
17. |
Ориентирование в сложных погодных условиях. |
|
18. |
Ориентирование по местным приметам. |
|
19. |
Действия в случае потери ориентировки. |
|
Спортивные походы 15 ч |
||
20. |
Пешеходный, лыжный, горный, водный спортивные походы, комбинированные. |
|
21. |
Протяженность спортивных походов, локальные и протяженные препятствия, категория сложности спортивных походов. |
|
22. |
Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. |
|
23. |
Определение погодных условий до и во время проведения похода. |
|
24. |
Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. |
|
25. |
Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения. |
|
26. |
Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода. |
|
27. |
Определение места для бивака и организация бивачных работ. |
|
28. |
Способы добычи огня и обустройство кострового бивака. |
|
29. |
Установка палатки в различных условиях. |
|
30. |
Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. |
|
31. |
Аварийный бивак. |
|
32. |
Правила подачи сигналов бедствия. |
|
33. |
Использование лекарственных растений при различных заболеваниях. |
|
34. |
Итоговое занятие. |
|
В процессе реализации программы у учащихся будут формироваться/совершенствоваться следующие качества:
- инициативность;
- аккуратность;
- коммуникабельность;
- целеустремлённость;
- самокритичность;
- творческая активность;
- способностью к оказанию взаимопомощи;
- самостоятельность;
- исполнительность;
- способностью к взаимодействию в команде;
- физическая активность;
- выносливость;
- упорством в достижении поставленных целей;
- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
- милосердием, заботой о старших и младших;
- экологическая культура;
- любовью к своей малой родине;
- трудолюбие.
Учебно-методический комплект
1. Внеурочная деятельность учащихся (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов)
2. Интернет ресурсы, сайт: «Педсовет», «Прошколу»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.