Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти
|
ПРИНЯТА
Педагогическим советом МБУ «Школа № 70» Протокол № 1 от 28.08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
(Общеинтеллектуальное направление)
Срок реализации 4 года
Тольятти 2020
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Программа «Занимательная математика» рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Срок реализации 4 года (1-4 класс).
Курс нацелен на углубленное изучение математики, формирование конструктивно- геометрических умений и навыков, способность читать и понимать графическую информацию, а также умения доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок.
ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ:
ü расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
ü расширять математические знания в области чисел;
ü содействовать умелому использованию символики;
ü правильно применять математическую терминологию;
ü развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
ü уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
ü развивать краткости речи.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достижение следующих результатов: |
|
1 уровень |
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни. |
2 уровень |
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом. |
3 уровень |
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
ü развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
ü развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
ü воспитание чувства справедливости, ответственности;
ü развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
ü Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
ü Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
ü Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
ü Анализировать правила игры.
ü Действовать в соответствии с заданными правилами.
ü Включаться в групповую работу.
ü Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
ü Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
ü Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
ü Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
ü Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
ü Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
ü Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
ü Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
ü Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
ü Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
ü Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
ü Воспроизводить способ решения задачи.
ü Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
ü Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
ü Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
ü Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
ü Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
ü Конструировать несложные задачи.
ü Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
ü Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
ü Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
ü Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
ü Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
ü Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
ü Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
ü Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
ü Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
ü Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
ü Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
ü Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
ü определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
ü учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ü находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
ü преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
ü слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
ü выразительно читать и пересказывать текст;
ü договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
ü учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:
Раздел |
Общие результаты |
Числа. Арифметические действия. Величины: |
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
Мир занимательных задач: |
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; |
|
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. |
Геометрическая мозаика |
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УУД |
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность для формирования: |
Личностные УУД |
-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; -понимание причин успеха в учебной деятельности; - умение определять границы своего незнания, |
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; -осознанного понимания чувств других людей и |
|
преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя; - представление об основных моральных нормах. |
сопереживания им. |
Регулятивные УУД |
- принимать и сохранять |
-прогнозировать результаты |
|
учебную задачу; |
своих действий на основе |
|
- планировать этапы решения |
анализа учебной ситуации; |
|
задачи, определять |
-проявлять познавательную |
|
последовательность учебных |
инициативу и |
|
действий в соответствии с |
самостоятельность; |
|
поставленной задачей; |
- самостоятельно адекватно |
|
-осуществлять пошаговый и |
оценивать правильность и |
|
итоговый контроль по |
выполнения действия и |
|
результату под руководством |
вносить необходимые |
|
учителя; |
коррективы и по ходу |
|
- анализировать ошибки и |
решения учебной задачи. |
|
определять пути их |
|
|
преодоления; |
|
|
- различать способы и |
|
|
результат действия; |
|
|
-адекватно воспринимать |
|
|
оценку сверстников и учителя |
|
Познавательные УУД |
-анализировать объекты, |
-аналогии: |
|
выделять их характерные |
- выбирать рациональный |
|
признаки и свойства, узнавать |
способ на основе анализа |
|
объекты по заданным |
различных вариантов |
|
признакам; |
решения задачи; |
|
- анализировать информацию, |
- строить логическое |
|
выбирать рациональный |
рассуждение, включающее |
|
пособ решения задачи; |
установление причинно- |
|
- находить сходства, различия, |
следственных связей; |
|
закономерности, основания |
- различать обоснованные и |
|
для упорядочения объектов; |
необоснованные суждения; |
|
- классифицировать объекты |
- преобразовывать |
|
по заданным критериям и |
практическую задачу в |
|
формулировать названия |
познавательную; |
|
полученных групп; |
-самостоятельно находить |
|
-отрабатывать |
способы решения проблем |
|
вычислительные навыки; |
творческого и поискового |
|
- осуществлять синтез как |
характера. |
|
составление целого из частей; |
|
|
- выделять в тексте задания |
|
|
основную и второстепенную |
|
|
информацию; |
|
|
-формулировать проблему; |
|
|
-строить рассуждения об |
|
|
объекте, его форме, |
|
|
свойствах; |
|
|
-устанавливать причинно- |
|
|
следственные отношения |
|
|
между изучаемыми |
|
|
понятиями и явлениями. |
|
Коммуникативные |
-принимать участие в |
- критически относиться к |
УУД |
совместной работе |
своему и чужому мнению; |
|
коллектива; |
- уметь самостоятельно и |
|
- вести диалог, работая в |
совместно планировать |
|
парах, группах; |
деятельность и |
|
- допускать существование |
сотрудничество; |
|
различных точек зрения, |
-принимать самостоятельно |
|
уважать чужое мнение; |
решения; |
|
- координировать свои |
-содействовать разрешению |
|
действия с действиями |
конфликтов, учитывая |
|
партнеров; |
позиции участников |
|
-корректно высказывать свое |
|
|
мнение, обосновывать свою |
|
|
позицию; |
|
|
- задавать вопросы для |
|
|
организации собственной и |
|
|
совместной деятельности; |
|
|
-осуществлять взаимный |
|
|
контроль совместных |
|
|
действий; |
|
|
- совершенствовать |
|
|
математическую речь; |
|
|
- высказывать суждения, |
|
|
используя различные аналоги |
|
|
понятия; слова, |
|
|
словосочетания, уточняющие |
|
|
смысл высказывания. |
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ««ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»»
1 год обучения - 1 класс
№ |
Наименование раздела |
Содержание раздела |
1 |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. |
2 |
Мир занимательных задач. |
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). |
3 |
Геометрическая мозаика. |
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение |
|
|
линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. |
2 год обучения -2 класс
№ |
Наименование раздела |
Содержание раздела |
1 |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. |
2 |
Мир занимательных задач. |
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. |
3 |
Геометрическая мозаика. |
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. |
3 год обучения - 3 класс
№ |
Наименование раздела |
Содержание раздела |
1 |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. |
2 |
Мир занимательных задач. |
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
3 |
Геометрическая мозаика. |
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) |
|
|
окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
4 год обучения - 4 класс
№ |
Наименование раздела |
Содержание |
1 |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. |
2 |
Мир занимательных задач. |
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. |
3 |
Геометрическая мозаика. |
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения - 1 класс
№ |
Тема |
Содержание занятий |
Кол- во часов |
1 |
Математика — это интересно. Математика - царица наук. |
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). |
1 |
2 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. |
1 |
3 |
Путешествие точки. |
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». |
1 |
4 |
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. |
Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль. |
1 |
5 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
1 |
6 |
Волшебная линейка |
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. |
1 |
7 |
Праздник числа 10 |
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
1 |
8 |
Конструирование многоугольников из деталей танграма |
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
1 |
9 |
Игра-соревнование «Весёлый счёт» |
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. |
1 |
10 |
Игры с кубиками |
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
1 |
11- 12 |
Конструкторы |
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственно- му замыслу. |
2 |
13 |
Весёлая геометрия |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
1 |
14 |
Математические игры |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10». |
1 |
15- 16 |
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
2 |
17 |
Задачи-смекалки |
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. |
1 |
18 |
Прятки с фигурами |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». |
1 |
19 |
Математические игры |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; |
1 |
|
|
«Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов. |
|
20 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
1 |
21- 22 |
Математическая карусель |
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». |
2 |
23 |
Уголки |
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. |
1 |
24 |
Игра в магазин. Монеты |
Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20. |
1 |
25 |
Конструирование фигур из деталей танграма |
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
1 |
26 |
Игры с кубиками |
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование метода от обратного. Взаимный контроль. |
1 |
27 |
Математическое путешествие |
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. |
1 |
28 |
Математические игры |
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение простые задач, представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с применением знаний в измененных условиях. |
1 |
29 |
Секреты задач |
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. |
1 |
30 |
Математическая карусель |
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. |
1 |
31 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
1 |
32 |
Математические игры |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». |
1 |
33 |
КВН |
Проведение математического КВНа. Подведение итогов. Награждение участников. |
1 |
Итого: |
|
33 ч |
2 год обучения – 2 класс
№ |
Тема |
Содержание занятий |
Кол -во часо в |
1 |
«Удивительная снежинка» |
Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
1 |
2 |
Крестики-нолики |
Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). |
1 |
3 |
Математические игры |
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». |
1 |
4 |
Прятки с фигурами |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
1 |
5 |
Секреты задач |
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
1 |
6-7 |
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
2 |
8 |
Геометрический калейдоскоп |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
1 |
9 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
1 |
10 |
«Шаг в будущее» |
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
1 |
11 |
Геометрия вокруг нас |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
1 |
12 |
Путешествие точки |
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
1 |
13 |
«Шаг в будущее» |
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. |
1 |
14 |
Тайны окружности |
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
1 |
15 |
Математическое путешествие |
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 |
1 |
16- 17 |
«Новогодний серпантин» |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
2 |
18 |
Математические игры |
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». |
1 |
19 |
«Часы нас будят по утрам…» |
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. |
1 |
20 |
Геометрический калейдоскоп |
Задания на разрезание и составление фигур. |
1 |
21 |
Головоломки |
Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. |
1 |
22 |
Секреты задач |
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. |
1 |
23 |
«Что скрывает сорока?» |
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. |
1 |
24 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
1 |
25 |
Дважды два — четыре |
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- счи- талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. |
1 |
26 |
Дважды два — четыре |
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа |
1 |
|
|
точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» . |
|
27 |
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
1 |
28 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
1 |
29 |
Составь квадрат |
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. |
1 |
30- 31 |
Мир занимательных задач |
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте». |
2 |
32 |
Математические фокусы |
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
1 |
33- 34 |
Математическая эстафета |
Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). |
2 |
Итого: |
|
34 ч |
3 год обучения – 3 класс
№ |
Тема |
Содержание занятий |
Кол- во часов |
1 |
Интеллектуальная разминка |
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
1 |
2 |
«Числовой» конструктор |
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. |
1 |
3 |
Геометрия вокруг нас |
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. |
1 |
4 |
Волшебные переливания |
Задачи на переливание. |
1 |
5-6 |
В царстве смекалки |
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
2 |
7 |
«Шаг в будущее» |
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструи- рование». |
1 |
8-9 |
«Спичечный» |
Построение конструкции по заданному |
2 |
|
конструктор |
образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
|
10 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
1 |
11- 12 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
2 |
13 |
Математические фокусы |
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. |
1 |
14 |
Математические игры |
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). |
1 |
15 |
Секреты чисел |
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. |
1 |
16 |
Математическая копилка |
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
1 |
17 |
Математическое путешествие |
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670 |
1 |
18 |
Выбери маршрут |
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города- герои и др. |
1 |
19 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
1 |
20- 21 |
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
2 |
22 |
Мир занимательных задач |
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
1 |
|
|
|
|
23 |
Геометрический калейдоскоп |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. |
1 |
24 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
1 |
25 |
Разверни листок |
Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
1 |
26- 27 |
От секунды до столетия |
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. |
2 |
28 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). |
1 |
29 |
Конкурс смекалки |
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи- смекалки. |
1 |
30 |
Это было в старину |
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» |
1 |
31 |
Математические фокусы |
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. |
1 |
32- 33 |
Энциклопедия математических развлечений |
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). |
2 |
34 |
Математический лабиринт |
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
1 |
Итого: |
|
34 ч |
4 год обучения – 4 класс
№ |
Тема |
Содержание занятий |
Кол-- во часов |
1 |
Интеллектуальная разминка |
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
1 |
2 |
Числа-великаны |
Как велик миллион? Что такое гугол? |
1 |
3 |
Мир занимательных задач |
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не- достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
1 |
4 |
Кто что увидит? |
Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
1 |
5 |
Римские цифры |
Занимательные задания с римскими цифрами. |
1 |
6 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
1 |
7 |
Секреты задач |
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). |
1 |
8 |
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах) |
1 |
9 |
Математический марафон |
Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
1 |
10- 11 |
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
2 |
12 |
Выбери маршрут |
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. |
1 |
13 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
1 |
14 |
Математические фокусы |
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. |
1 |
15- 17 |
Занимательное моделирование |
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
3 |
18 |
Математическая копилка |
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
1 |
19 |
Какие слова спрятаны в таблице? |
Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой. |
1 |
20 |
«Математика — наш друг!» |
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
1 |
21 |
Решай, отгадывай, считай |
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. |
1 |
22- 23 |
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах) |
2 |
24 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
1 |
25- 26 |
Мир занимательных задач |
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. |
2 |
27 |
Математические фокусы |
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. |
1 |
28- 29 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
2 |
30 |
Блиц-турнир по решению задач |
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. |
1 |
31 |
Математическая копилка |
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач |
1 |
32 |
Геометрические фигуры вокруг нас |
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? |
1 |
33 |
Математический лабиринт |
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
1 |
34 |
Математический праздник |
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
1 |
Итого: |
|
34 ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.