Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
1 кл—4 кл
20.11.2021
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа «Занимательная математика» рассчитана на учащихся 1-4 классов. Срок реализации 4 года (1-4 класс). Курс нацелен на углубленное изучение математики, формирование конструктивно- геометрических умений и навыков, способность читать и понимать графическую информацию, а также умения доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок.
программа вуд.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ «Школа 70»

                                 О.Б.Жигулевцева Приказ 84/3-од от 31.08.2020 г.

 
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70»

 

 

 

 

ПРИНЯТА

Педагогическим советом МБУ «Школа 70» Протокол 1 от 28.08.2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

 

(Общеинтеллектуальное направление)

 

 

 

 

 

 

Срок реализации 4 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2020


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Программа   «Занимательная   математика»   рассчитана   на   учащихся   1-4 классов.

Срок реализации 4 года (1-4 класс).

Курс нацелен на углубленное изучение математики, формирование конструктивно- геометрических умений и навыков, способность читать и понимать графическую информацию, а также умения доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок.

 

ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

ü расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

ü расширять математические знания в области чисел;

ü содействовать умелому использованию символики;

ü правильно применять математическую терминологию;

ü развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

ü уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

ü развивать краткости речи.

 

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается

достижение следующих результатов:

1 уровень

Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной

реальности в повседневной жизни.

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям

нашего общества и социальной реальности в целом.

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

ü  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

ü  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

ü  воспитание чувства справедливости, ответственности;

ü  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

ü  Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

ü  Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

ü  Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

ü  Анализировать правила игры.

ü  Действовать в соответствии с заданными правилами.

ü  Включаться в групповую работу.

ü  Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.


ü  Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

ü  Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения.

ü  Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

ü  Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

ü  Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

ü  Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

ü  Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

ü  Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

ü  Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

ü  Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

ü  Воспроизводить способ решения задачи.

ü  Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

ü  Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

ü  Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

ü  Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

ü  Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

ü  Конструировать несложные задачи.

ü  Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

ü  Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

ü  Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

ü  Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

ü  Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

ü  Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

ü  Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

ü  Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

ü  Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

ü  Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

ü  Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

ü  Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом.

 

В результате освоения программы курса формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

ü определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

ü учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

ü находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;


ü преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

ü слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

ü выразительно читать и пересказывать текст;

ü договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

ü учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:

 

Раздел

Общие результаты

Числа. Арифметические действия. Величины:

    сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

         моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

    применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

   анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

   включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

   аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

   сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и

исправлять ошибки.

Мир        занимательных задач:

   анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

   искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

   конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

  объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

   сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;


 

   анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

   участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

  конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх»,

«вниз»;

  ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

   составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

   сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

   анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

           осуществлять     развёрнутые     действия     контроля     и

самоконтроля:    сравнивать    построенную    конструкцию    с образцом.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит

возможность для формирования:

Личностные УУД

-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы

своего незнания,

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-   устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-   адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и


 

преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

сопереживания им.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять

-прогнозировать результаты

 

учебную задачу;

своих действий на основе

 

- планировать этапы решения

анализа учебной ситуации;

 

задачи, определять

-проявлять познавательную

 

последовательность учебных

инициативу и

 

действий в соответствии с

самостоятельность;

 

поставленной задачей;

- самостоятельно адекватно

 

-осуществлять пошаговый и

оценивать    правильность    и

 

итоговый контроль по

выполнения        действия       и

 

результату под руководством

вносить                необходимые

 

учителя;

коррективы      и      по      ходу

 

- анализировать ошибки и

решения учебной задачи.

 

определять пути их

 

 

преодоления;

 

 

- различать способы и

 

 

результат действия;

 

 

-адекватно          воспринимать

 

 

оценку сверстников и учителя

 

Познавательные УУД

-анализировать объекты,

-аналогии:

 

выделять их характерные

- выбирать рациональный

 

признаки и свойства, узнавать

способ на основе анализа

 

объекты по заданным

различных вариантов

 

признакам;

решения задачи;

 

- анализировать информацию,

- строить логическое

 

выбирать рациональный

рассуждение, включающее

 

пособ решения задачи;

установление причинно-

 

- находить сходства, различия,

следственных связей;

 

закономерности, основания

- различать обоснованные и

 

для упорядочения объектов;

необоснованные суждения;

 

- классифицировать объекты

- преобразовывать

 

по заданным критериям и

практическую задачу в

 

формулировать названия

познавательную;

 

полученных групп;

-самостоятельно находить

 

-отрабатывать

способы решения проблем

 

вычислительные навыки;

творческого и поискового

 

- осуществлять синтез как

характера.

 

составление целого из частей;

 

 

- выделять в тексте задания

 

 

основную и второстепенную

 

 

информацию;

 

 

-формулировать проблему;

 

 

-строить рассуждения об

 

 

объекте, его форме,

 

 

свойствах;

 

 

-устанавливать причинно-

 

 

следственные отношения

 

 

между изучаемыми

 


 

понятиями и явлениями.

 

Коммуникативные

-принимать участие в

- критически относиться к

УУД

совместной работе

своему и чужому мнению;

 

коллектива;

- уметь самостоятельно и

 

- вести диалог, работая в

совместно планировать

 

парах, группах;

деятельность и

 

- допускать существование

сотрудничество;

 

различных точек зрения,

-принимать самостоятельно

 

уважать чужое мнение;

решения;

 

- координировать свои

-содействовать разрешению

 

действия с действиями

конфликтов, учитывая

 

партнеров;

позиции участников

 

-корректно высказывать свое

 

 

мнение, обосновывать свою

 

 

позицию;

 

 

- задавать вопросы для

 

 

организации собственной и

 

 

совместной деятельности;

 

 

-осуществлять взаимный

 

 

контроль совместных

 

 

действий;

 

 

- совершенствовать

 

 

математическую речь;

 

 

- высказывать суждения,

 

 

используя различные аналоги

 

 

понятия; слова,

 

 

словосочетания, уточняющие

 

 

смысл высказывания.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ««ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»»

 

1                                                                                                                             год обучения - 1 класс

 

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

2

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность

«шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и

вопроса, данных и искомых чисел (величин).

3

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево»,

«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓,

указывающие направление движения. Проведение


 

 

линии по заданному маршруту (алгоритму)

«путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

 

2                                                                                                                               год обучения -2 класс

 

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение

чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.

2

Мир занимательных задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на

переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.

3

Геометрическая мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных

вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

 

3                                                                                                                              год обучения - 3 класс

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в

пределах 1000.

2

Мир занимательных задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые»

задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

3

Геометрическая мозаика.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение

задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение)


 

 

окружности на орнаменте. Составление

вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

 

4                                                                                                                              год обучения - 4 класс

Наименование раздела

Содержание

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания

с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2

Мир занимательных задач.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных

способов решения.

3

Геометрическая мозаика.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр

(по выбору учащихся).

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

1                                                                                                                             год обучения - 1 класс

 

Тема

Содержание занятий

Кол-

во часов

1

Математика это интересно.

Математика - царица

наук.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх,

«вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3

клетки).

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка

выполненной работы.

1

3

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью

«шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.

Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

1


4

Игры с кубиками.

"Спичечный" конструктор.

Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль.

1

5

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном

масштабе. Проверка выполненной работы.

1

6

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

возникновения линейки.

1

7

Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай

задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка

выполненной работы.

1

9

Игра-соревнование

«Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

1

10

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков каждого два кубика).

Взаимный контроль.

1

11-

12

Конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение

постройки по собственно- му замыслу.

2

13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих

геометрическую наблюдательность.

1

14

Математические игры

Построение «математических» пирамид:

«Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».

1

15-

16

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Проверка выполненной

работы.

2

17

Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение

способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

1

18

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

1

19

Математические игры

Построение «математических» пирамид:

«Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»;

1


 

 

«Вычитание в пределах 20». Моделирование

действий сложения и вычитания с помощью предметов.

 

20

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

(судоку).

1

21-

22

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности:

«Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

2

23

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по

образцу, по собственному замыслу.

1

24

Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах

20.

1

25

Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

1

26

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6,

7, а на гранях второго числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Выполнение заданий по образцу, использование метода от обратного. Взаимный контроль.

1

27

Математическое

путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20.

Вычисления в группах.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый

прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 3 = 7 7 + 2 = 9 9 3 = 6 6 + 5

= 11

2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.

1

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,

«Гонки с зонтиками». Решение простые задач, представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с

применением знаний в измененных условиях.

1

29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение

нестандартных задач.

1

30

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности:

Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

1

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих

числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

32

Математические игры

Построение «математических» пирамид:

«Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

1


33

КВН

Проведение математического КВНа.

Подведение итогов. Награждение участников.

1

Итого:

 

33 ч

 

 

2                                                                                                                             год обучения 2 класс

 

 

Тема

Содержание занятий

Кол

-во часо

в

1

«Удивительная снежинка»

Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой.

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей

«Геометрические узоры. Симметрия»

1

2

Крестики-нолики

Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

1

3

Математические игры

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид:

«Сложение и вычитание в пределах 20 переходом через разряд)».

1

4

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление

заданной фигуры на равные части.

1

5

Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных

задач. Задачи в стихах.

1

6-7

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями.

Проверка выполненной работы.

2

8

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и

представленной в уменьшенном масштабе.

1

9

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

(судоку).

1

10

«Шаг в будущее»

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший

лодочник», «Чья сумма больше?».

1

11

Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих

геометрическую наблюдательность.

1

12

Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

1

13

«Шаг в будущее»

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с

зонтиками» и др.

1


14

Тайны окружности

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание)

орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

1

15

Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий вычитает 16, а четвёртый прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 14 = 20 20 +

18 = 38        38 16 = 22  22 + 15 = 37

1

16-

17

«Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные

задачи.

2

18

Математические игры

Построение математических пирамид:

«Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до

100».

1

19

«Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными

стрелками.

1

20

Геометрический

калейдоскоп

Задания на разрезание и составление фигур.

1

21

Головоломки

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув

карточку.

1

22

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо

некорректными данными. Нестандартные задачи.

1

23

«Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а,

3буна, и100рия и др.

1

24

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),

математические головоломки, занимательные задачи.

1

25

Дважды два четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра

«Говорящая таблица умножения»1. Игра

«Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

Математический набор «Карточки- счи- талочки» (сорбонки): карточки двусторонние:

на одной стороне задание, на другой ответ.

1

26

Дважды два четыре

Игры с кубиками каждого два кубика).

Запись результатов умножения чисел (числа

1


 

 

точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь».

Задания по теме «Табличное умножение и

деление чисел» .

 

27

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической

газеты (работа в группах).

1

28

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),

математические головоломки, занимательные задачи.

1

29

Составь квадрат

Прямоугольник. Квадрат. Задания на

составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

1

30-

31

Мир занимательных задач

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения.

Обратные задачи и задания. Задача «О волке,

козе и капусте».

2

32

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел. Чтение

слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

1

33-

34

Математическая

эстафета

Решение олимпиадных задач (подготовка к

международному конкурсу «Кенгуру»).

2

Итого:

 

34 ч

 

3                                                                                                                             год обучения 3 класс

 

Тема

Содержание занятий

Кол-

во часов

1

Интеллектуальная

разминка

Решение олимпиадных задач

международного конкурса «Кенгуру».

1

2

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, , 90; 3) 100, 200, 300, 400,

, 900.

1

3

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

1

4

Волшебные

переливания

Задачи на переливание.

1

5-6

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на

«отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

2

7

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы

«Монтажник», «Строитель», «Полимино»,

«Паркеты и мозаики» и др. из электронного

учебного пособия «Математика и конструи- рование».

1

8-9

«Спичечный»

Построение конструкции по заданному

2


 

конструктор

образцу. Перекладывание нескольких спичек

в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

 

10

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

(судоку).

1

11-

12

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),

математические головоломки, занимательные задачи.

2

13

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками).

Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками

действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, , 15.

1

14

Математические игры

Построение математических пирамид:

«Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки

с зонтиками» (по выбору учащихся).

1

15

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа

налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

1

16

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы),

для составления задач.

1

17

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 140 = 500 500 + 180 = 680

680 160 = 520  520 + 150= 670

1

18

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-

герои и др.

1

19

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих

числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

20-

21

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической

газеты (работа в группах).

2

22

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение

букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

1


 

 

 

 

23

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в

уменьшенном масштабе.

1

24

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),

математические головоломки, занимательные задачи.

1

25

Разверни листок

Задачи и задания на развитие

пространственных представлений.

1

26-

27

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных

задач, используя данные о возрасте своих родственников.

2

28

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

(какуро).

1

29

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи- смекалки.

1

30

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Работа с таблицей «Старинные русские меры

длины»

1

31

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи

решения.

1

32-

33

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные

журналы, книги и др.).

2

34

Математический лабиринт

Итоговое занятие открытый

интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

1

Итого:

 

34 ч

 

4                                                                                                                             год обучения 4 класс

Тема

Содержание занятий

Кол-- во

часов

1

Интеллектуальная

разминка

Решение олимпиадных задач международного

конкурса «Кенгуру».

1


2

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

1

3

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не-

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство:

найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

1

4

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие

пространственных представлений.

1

5

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

1

6

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

(судоку, какуро).

1

7

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности:

«Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

1

8

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической

газеты (работа в группах)

1

9

Математический марафон

Решение задач международного конкурса

«Кенгуру».

1

10-

11

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка

выполненной работы.

2

12

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту.

Определяем расстояния между городами и сёлами.

1

13

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),

математические головоломки, занимательные задачи.

1

14

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 +

8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

1

15-

17

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки.

Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида,

пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

3

18

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы),

для составления задач.

1


19

Какие слова спрятаны

в таблице?

Поиск в таблице (9        9) слов, связанных с

математикой.

1

20

«Математика наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них).

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

1

21

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80,

100. Две рядом стоящие цифры можно

считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

1

22-

23

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической

газеты (работа в группах)

2

24

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих

числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

1

25-

26

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной

записи.

2

27

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц

рождения» и др.

1

28-

29

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),

математические головоломки, занимательные задачи.

2

30

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько

решений.

1

31

Математическая

копилка

Математика в спорте. Создание сборника

числового материала для составления задач

1

32

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 2       5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит зарисует)

геометрическую фигуру?

1

33

Математический

лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к

международному конкурсу «Кенгуру».

1

34

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра

«Задумай число».

1

Итого:

 

34 ч

 



 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии

Коммуникативные УУД: ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ü слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами…

Коммуникативные УУД: ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ü слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами…

Геометрическая мозаика —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др

Геометрическая мозаика —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др

Регулятивные УУД - принимать и сохранять -прогнозировать результаты учебную задачу; своих действий на основе - планировать этапы решения анализа учебной ситуации; задачи, определять - проявлять…

Регулятивные УУД - принимать и сохранять -прогнозировать результаты учебную задачу; своих действий на основе - планировать этапы решения анализа учебной ситуации; задачи, определять - проявлять…

Коммуникативные -принимать участие в - критически относиться к

Коммуникативные -принимать участие в - критически относиться к

Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание

Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание

Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу)

Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу)

Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор

Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор

Вычитание в пределах 20»

Вычитание в пределах 20»

КВН Проведение математического

КВН Проведение математического

Тайны окружности Окружность

Тайны окружности Окружность

Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь»

Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь»

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием

Геометрический калейдоскоп

Геометрический калейдоскоп

Числа-великаны Как велик миллион?

Числа-великаны Как велик миллион?

Какие слова спрятаны в таблице?

Какие слова спрятаны в таблице?
Скачать файл