Рабочая программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой
/Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы /
под ред. Н.Ф. Виноградовой. —
М.: Вентана - Граф, 2015.
Кол-во часов в год: 34 часа
В неделю: 1 час
Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности………………
2. Содержание курса внеурочной деятельности…………………………
3. Тематическое планирование……………………………………………
1.Планируемые результаты
Личностными результатамиизучения данного факультативного курса
являются:
Ø развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Ø развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельностилюбого человека;
Ø воспитание чувства справедливости, ответственности;
Ø развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.
Универсальные учебные действия:
Ø сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы
Ø применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
Ø анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
Ø включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
Ø выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
Ø аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
Ø сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
Ø контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
ü определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
ü учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ü находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
ü преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
ü слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
ü выразительно читать и пересказывать текст;
ü договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
ü учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№ |
Разделы |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения
|
1. |
Числа. Арифметические действия. Величины |
14 |
12 |
14 |
10 |
2. |
Мир занимательных задач |
6 |
10 |
14 |
18 |
3. |
Геометрическая мозаика |
13 |
12 |
8 |
6 |
|
Итого |
33 |
34 |
34 |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
4 КЛАСС
№ |
Наименование раздела |
Содержание |
1 |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. |
2 |
Мир занимательных задач. |
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. |
3 |
Геометрическая мозаика. |
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС - 34 часа
№ |
Тема |
Кол--во часов |
1 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
2 |
Числа-великаны |
1 |
3 |
Мир занимательных задач |
1 |
4 |
Кто что увидит? |
1 |
5 |
Римские цифры |
1 |
6 |
Числовые головоломки |
1 |
7 |
Секреты задач |
1 |
8 |
В царстве смекалки |
1 |
9 |
Математический марафон |
1 |
10-11 |
«Спичечный» конструктор |
2 |
12 |
Выбери маршрут |
1 |
13 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
14 |
Математические фокусы |
1 |
15-17 |
Занимательное моделирование |
3 |
18 |
Математическая копилка |
1 |
19 |
Какие слова спрятаны в таблице? |
1 |
20 |
«Математика — наш друг!» |
1 |
21 |
Решай, отгадывай, считай |
1 |
22-23 |
В царстве смекалки |
2 |
24 |
Числовые головоломки |
1 |
25-26 |
Мир занимательных задач |
2 |
27 |
Математические фокусы |
1 |
28-29 |
Интеллектуальная разминка |
2 |
30 |
Блиц-турнир по решению задач |
1 |
31 |
Математическая копилка |
1 |
32 |
Геометрические фигуры вокруг нас |
1 |
33 |
Математический лабиринт |
1 |
34 |
Математический праздник |
1 |
Итого: 34 ч |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 КЛАСС
№ |
Тема |
Кол-час |
Содержание занятий
|
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
||
ПЛАН |
ФАКТ. |
|||||
1 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
07.09 |
|
|
2 |
Числа-великаны
|
1 |
Как велик миллион? Что такое гугол? |
14.09 |
|
|
3 |
Мир занимательных задач |
1 |
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не- достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
21.09 |
|
|
4 |
Кто что увидит? |
1
|
Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
28.09 |
|
|
5 |
Римские цифры |
1
|
Занимательные задания с римскими цифрами. |
05.10 |
|
|
6 |
Числовые головоломки |
1 |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
12.10 |
|
|
7 |
Секреты задач |
1 |
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). |
19.10 |
|
|
8 |
В царстве смекалки |
1 |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах) |
26.10 |
|
|
9 |
Математический марафон |
1 |
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
|
09.11 |
|
|
10- |
«Спичечный» конструктор |
1 |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
16.11 |
|
|
11 |
Спичечный» конструктор |
1 |
23.11 |
|
||
12 |
Выбери маршрут |
1 |
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. |
30.11 |
|
|
13 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
07.12 |
|
|
14 |
Математические фокусы |
1 |
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
|
14.12 |
|
|
15- |
Занимательное моделирование |
1 |
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
|
21.12 |
|
|
16 |
Занимательное моделирование |
1 |
28.12 |
|
||
17 |
Занимательное моделирование |
1 |
11.01 |
|
||
18 |
Математическая копилка |
1 |
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
18.01 |
|
|
19 |
Какие слова спрятаны в таблице? |
1 |
Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой. |
25.01 |
|
|
20 |
«Математика — наш друг!» |
1 |
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
|
01.02 |
|
|
21 |
Решай, отгадывай, считай |
1 |
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
|
08.02 |
|
|
22- |
В царстве смекалки |
1 |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
|
15.02 |
|
|
23 |
В царстве смекалки |
1 |
22.02 |
|
||
24 |
Числовые головоломки |
1 |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
|
01.03 |
|
|
25- |
Мир занимательных задач |
1 |
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.
|
08.03 |
|
|
26 |
Мир занимательных задач |
1 |
15.03 |
|
||
27 |
Математические фокусы |
1 |
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. |
05.04 |
|
|
28- |
Интеллектуальная разминка |
1 |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
12.04 |
|
|
29 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
19.04 |
|
||
30 |
Блиц-турнир по решению задач |
1 |
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. |
26.04 |
|
|
31 |
Математическая копилка |
1 |
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач |
03.05 |
|
|
32 |
Геометрические фигуры вокруг нас |
1 |
Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? |
10.05 |
|
|
33 |
Математический лабиринт |
1 |
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
17.05 |
|
|
34 |
Математический праздник |
1 |
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
24.05 |
|
|
|
ИТОГО |
34 |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.