Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика",4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика",4 класс

Оценка 4.7
docx
математика
12.02.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика",4 класс
Занимательная математика.docx

Рабочая программа 

по внеурочной деятельности

"Занимательная математика"

 

Направление: общеинтеллектуальное

4 класс

 

 

 

Рабочая программа разработана на основе  примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой

 /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы /

под ред. Н.Ф. Виноградовой. —

М.: Вентана - Граф, 2015.

 

 

 

Кол-во часов в год: 34 часа

В неделю: 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.     Результаты освоения курса внеурочной деятельности………………                   

 

2.     Содержание курса внеурочной деятельности…………………………

 

3.     Тематическое планирование……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Планируемые результаты

 

Личностными результатамиизучения данного факультативного курса

являются:

Ø  развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Ø  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельностилюбого человека;

Ø  воспитание чувства справедливости, ответственности;

Ø  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.

Универсальные учебные действия:

Ø сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше­ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы

 

Ø  применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

 

Ø  анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;

Ø  включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;

Ø  выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;

Ø  аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Ø сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

Ø  контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

 

Метапредметные результаты   представлены в содержании программы в

разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

    Регулятивные УУД:

ü определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

ü учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

ü находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

ü преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

ü слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

ü выразительно читать и пересказывать текст;

ü договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

ü учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

                             2.  СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

 Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

  Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

   В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.          

   Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

    Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

 

            РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Разделы

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

 

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

14

12

14

10

2.

Мир занимательных задач

6

10

14

18

3.

Геометрическая мозаика

13

12

8

6

 

Итого

33

34

34

34

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

4  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2

Мир занимательных задач.

  Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3

Геометрическая мозаика.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

 

 

                             3.   ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 

4 КЛАСС - 34 часа

Тема

Кол--во часов

1

Интеллектуальная разминка

1

2

Числа-великаны

1

3

Мир занимательных задач

1

4

Кто что увидит?

1

5

Римские цифры

1

6

Числовые головоломки

1

7

Секреты задач

1

8

В царстве смекалки

1

9

Математический марафон

1

10-11

«Спичечный» конструктор

2

12

Выбери маршрут

1

13

Интеллектуальная разминка

1

14

Математические фокусы

1

15-17

Занимательное моделирование

3

18

Математическая копилка

1

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

20

«Математика — наш друг!»

1

21

Решай, отгадывай, считай

1

22-23

В царстве смекалки

2

24

Числовые головоломки

1

25-26

Мир занимательных задач

2

27

Математические фокусы

1

28-29

Интеллектуальная разминка

2

30

Блиц-турнир по решению задач

1

31

Математическая копилка

1

32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

33

Математический лабиринт

1

34

Математический праздник

1

Итого: 34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

4  КЛАСС

Тема

Кол-час

                         Содержание занятий

 

 

    ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ПЛАН

ФАКТ.

1

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

07.09

 

2

Числа-великаны

 

1

Как велик миллион? Что такое гугол?

14.09

 

3

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не-

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

21.09

 

4

Кто что увидит?

1

 

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

28.09

 

5

Римские цифры

1

 

Занимательные задания с римскими цифрами.

05.10

 

6

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

12.10

 

7

Секреты задач

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

19.10

 

8

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)

26.10

 

9

Математический марафон

1

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

 

09.11

 

10-

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

16.11

 

11

Спичечный» конструктор

1

23.11

 

12

Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

30.11

 

13

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

07.12

 

14

Математические фокусы

1

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

 

14.12

 

15-

Занимательное моделирование

1

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

 

21.12

 

16

Занимательное моделирование

1

28.12

 

17

Занимательное моделирование

1

11.01

 

18

Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

18.01

 

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.

25.01

 

20

«Математика — наш друг!»

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

 

01.02

 

21

Решай, отгадывай, считай

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

 

08.02

 

22-

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

 

15.02

 

23

В царстве смекалки

1

22.02

 

24

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

 

01.03

 

25-

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

 

08.03

 

26

Мир занимательных задач

1

15.03

 

27

Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

05.04

 

28-

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

12.04

 

29

Интеллектуальная разминка

1

19.04

 

30

Блиц-турнир по решению задач

1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

26.04

 

31

Математическая копилка

1

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач

03.05

 

32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

10.05

 

33

Математический лабиринт

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

17.05

 

34

Математический праздник

1

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

24.05

 

 

                                ИТОГО

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности……………… 2

Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности……………… 2

Планируемые результаты Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: Ø развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; Ø развитие внимательности, настойчивости,…

Планируемые результаты Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: Ø развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; Ø развитие внимательности, настойчивости,…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

Математические фокусы 1 28-29

Математические фокусы 1 28-29

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

Интеллектуальная разминка 1

Интеллектуальная разминка 1

Мир занимательных задач 1

Мир занимательных задач 1

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика",4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика",4 класс
Скачать файл