Рабочая программа внеурочной деятельности "Знаю, мыслю, действую"
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знаю, мыслю, действую"

Оценка 4.6
docx
19.05.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знаю, мыслю, действую"
МЗД Рабочая программа внеурочной деятельности..docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

ВНЕУРОЧНОЙ деятельности

 

Направление: общеинтеллектуальная

Название: «Знаю, мыслю, действую»

 

 

 

 

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

 

 

 

 

 

 

 

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочного курса для 1-4 классов «Знаю, мыслю, действую» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы пособий для учителей:  Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 1,2,3,4 класс. – М.: Росткнига, 2004. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Ведение курса «Мыслю, знаю, действую» направлено на формирование способностей к эффективному и нестандартному мышлению, которые дети быстро переносят на другие предметы и используют при решении любых жизненных проблем. Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития образования задачу формирования у обучающихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Таким образом обучающиеся прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом. Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения действия и т.п. самоконтроля и самооценки, составляющих главный приоритет ФГОС НОО. Курс «Мыслю, знаю, действую» направлен на формирование тех знаний и умений детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимых для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Цель программы:

- научить ребенка мыслить,

-сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности,

-дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач,

-развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.

 Задачи программы:

 формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, слова;

-обобщать;

-классифицировать предметы, слова, числа;

-устанавливать логические закономерности;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения понятиям и явлениям;

-определять отношения между предметами типа «род – вид»;

-определять отношения между предметами типа «часть – целое»;

-определять функциональные отношения между предметами;

-развивать речь;

-объяснять и подбирать значения слов (омонимы);

-использовать операции логического мышления для решения задач.

- формирование положительного эмоционального фона, учебно--познавательной мотивации обучения.

-повышение уровеня самосознания учащихся, самооценку;

 

Общая характеристика курса

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает. Методы и приёмы организации деятельности ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Программа имеет практико- ориентированный характер.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс: программа курса с методическими рекомендациями к проведению занятий курса и сборник заданий для работы с учащимися. 

   Место курса в учебном плане

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках общеинтеллектуального направления. 

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1-4 классов и рассчитана в 1 классе на  33 часа, во 2-4 классе на 34 часа. Всего 135 часов.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Курс, с позиции культурологического подхода даёт описание сферы природной и социальной жизни в их единстве и тесной взаимной связи:

- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

- научное познание, как реальное отражение окружающей действительности, в тесной связи природы и человеческой деятельности;

- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию,  к самому себе и окружающим людям.

 

Личностные, метапредметные, предметные результаты  освоения курса.  В результате изучения данного курса в 1-4-ых классах обучающиеся получат возможность   формирования:

личностных результатов: 

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

метапредметных результататов:  

регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя; 

- проговаривать последовательность действий;

-учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с заданием;

 - учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

познавательные УУД: 

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-сравнивать и группировать

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (предметных, рисунков, схематических рисунков); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, схематических рисунков,);

коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

предметных результатов:  

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.   

Планируемые результаты

  Выпускник научится:

- сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, выявлять закономерности;

 - представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом);

- владеть монологической и диалогической речью

-понимать структуру текста, определять важные детали, объясняющие позицию автора, описывать рисунки, задавать прямые вопросы  и отвечать на них;

Средствами урочных и внеурочных курсов будет продолжена работа по формированию и развитию способности различения.

-использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.

Содержание курса

«Мыслю, знаю, действую» 1-4  классы.

1 класс. Раздел: Подготовительный (9 часов)

Понятие классификации.

Классификация на основе различных оснований.

Классификация. Деление на группы на основе различий.

Предмет повествования текста. Понимание логики текста. Понимание авторской позиции.  Способность: различение.

Способность: воображение в ситуации парадокса.

Раздел: Развивающий(12 часов)

Турнир «Знаю, мыслю, действую»

Анализ выполнения заданий турнира по пониманию

Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению

Анализ выполнения заданий турнира ОД и различения

Классификация на основе грамматических категорий русского языка.

Классификация на основе математических единиц.

Выход из ситуации непонимания. Способность организации действия «Афиша». Мероприятие и план подготовки. Способность воображения.

Раздел: Итоговый(12 часов)

Турнир «Знаю, мыслю, действую».Анализ выполнения заданий турнира по пониманию.Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению.Анализ выполнения заданий турнира ОД и различения

Выход из ситуации непонимания «Решение задач с недостающими данными»

Способность понимания текста (пословицы, фразеологизмы)

Способность воображения «Домик для белки». Способность понимания. Интегрированная игра. Понимание логики текста. Итоговое занятие.

2 класс

Раздел программы: Подготовительный(4 часа)

Понятие классификация. Классификация на основе визуальных образов.

Входная диагностика Классификация на основе лексического значения слов.

Раздел: Развивающий(22 часов)

Способность  понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу.  Способность воображение  на сказке. "Колосок".

Способность различения. Построение различения "длина-ширина"

Способность различения. Построение различения "Винни-Пух и Пятачок".

Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 1 тур.Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание.Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию  и воображение. Анализ результатов турнира. Выполнение задания на различение и рефлексию. Способность различения. Построение различения на тексте "Яблоко". Способность различения. Построение различения « Спор. Основание спора».Способность  понимания: понимание авторской позиции по рассказу Н. Носова "Фантазеры"

Способность  понимания. Периметр-площадь. Способность  понимания. Символическое понимание "Пословицы"Орг. деятельностная игра

Способность понимания текста. Понимание басен.

Способность организации действия.  Макет боевого листка

Способность организации действия. Способ умножения на 9

Классификация на основе грамматических категорий русского языка

Классификация на основе математических единиц.

Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 2 тур

Раздел программы: Аналитический(3 часа)

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание.

Выполнение задания на классификацию  и воображение. Выполнение задания на различение и рефлексию.

 Раздел программы: Итоговый(5 часов)

Орг. деятельностная игра. Способность  понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу.  . Способность  понимания: понимание предмета конфликтной ситуации. Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 3 тур.

3 класс

 Раздел программы: Подготовительный( 3 часа)

Понятие классификации. Входная диагностика.  Анализ выполнения входной диагностики.

Развитие способностей: понимания и классификации(11часов)

Классификация на основе математических единиц. Классификация на основе визуальных образов. Классификация на основе лексического значения слова и на основе грамматических категорий русского языка

Предмет повествования текста. Понимание логики текста. Работа над художественным произведением  с точки зрения авторской позиции.  Работа над художественным произведением  с точки зрения авторской позиции.   Способность  понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу.  Символы понимания. Турнир «Знаю, Мыслю, Действую»

Раздел программы: Аналитический (3 часа)

Анализ выполнения заданий турнира по пониманию.Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению. Анализ выполнения заданий турнира по организации действия, различения.

Развитие способностей: воображения, различения и организации действия (8 часов)

Способность различения. Коммуникативный конфликт.

Способность различения «Лес – природное сообщество»

Способность различения. «Луг – природное сообщество»

Организационно - деятельностная игра. Способность воображения в ситуации парадокса. Выход из ситуации непонимания. "Надо иметь чувство юмора" В.Ю. Драгунский.

Раздел программы: Аналитический (9 часов)

Турнир «Знаю, мыслю, действую» городской уровень.

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание.

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию  и воображение. Анализ результатов турнира. Выполнение задания на различение и рефлексию. Орг. деятельностная игра

Способность  понимания: понимание предмета конфликтной ситуации по рассказу В Драгунского "Тайное становится явным"

Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 3 тур

Способность  понимания: понимание фразеологизмов.

4 класс

Раздел программы. Развитие способностей: классификации (3 часа)

Понятие классификации. Правила классификации.

Классификация на основе визуальных образов  Н.Носов «Затейники»

Классификация на основе лексического значения слова.

Раздел программы. Развитие способностей: понимания, воображения(6 часов ).

 Предмет повествования текста. Н.Носов "Огурцы".Понимание логики текста. Е. Пермяк "Самое страшное".Работа над художественным произведением  с точки зрения авторской позиции.  В. Осеева «Три товарища».Работа над художественным произведением  с точки зрения авторской позиции.   Л. Толстой  «Осёл в львиной шкуре». Работа над художественным произведением  с точки зрения авторской позиции.   Л. Толстой "Муравей и Голубка". Способность воображения в ситуации парадокса.

Раздел программы. Аналитический(4 часа).

Турнир «Знаю, Мыслю, Действую». Анализ выполнения заданий турнира по пониманию. Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению. Анализ выполнения заданий турнира по организации действия, различения

Раздел программы. Развитие способностей: воображения, различения, организации действия(13 часов)

Классификация на основе грамматических категорий русского языка.

Классификация на основе математических единиц.Символическое значение образов животных в сказках.Выход из ситуации непонимания. "Англичанин Павля" В.Ю. Драгунский. Организационно - деятельностная игра

Способность различения. Коммуникативный конфликт. Способность различения «Лес – природное сообщество». Способность различения. «Болото  – природное сообщество». Способность различения. «Пустыня – природное сообщество». Выход из ситуации непонимания В. Драгунский  «Заколдованная буква». Способность организации действия. Мероприятие и план подготовки.

Раздел программы. Итоговый(8 часов)

Турнир «Знаю, мыслю, действую», городской турнир.

Анализ выполнения заданий турнира по организации действия  различения

Выход из ситуации непонимания

Способность организация действия. Мероприятие и план подготовки.

Организационно деятельностная игра

Организационно-  деятельностная игра

Способность понимания текста (пословицы, поговорки фразеологизмы)

Понимание логики текста С.Михалков «Десятилетний человек»

Структура занятий курса «Мыслю, знаю, действую» -это система развивающих занятий по формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, построенных на понятийном аппарате учебных предметов естественно – научного и гуманитарного циклов. Занятия направлены на развитие приѐмов и способов мыслительной деятельности, рассчитаны на работу со всем классом. Теоретические вопросы практически не изучаются. Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемых в основной школе предметов.  Содержание занятий способствует формированию таких способов и приѐмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.             Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные. Дифференциация учащихся происходит и по желанию учащихся выполнять задания разного уровня сложности, и по усмотрению учителя в зависимости от реальных возможностей учащихся. Для обеспечения целостности и непрерывности формирования приѐмов мыследеятельности, занятия включают следующие этапы: мотивацию, целепологание, планирование, действие по реализации плана, самоконтроль, самоанализ, самооценку, оценку эксперта (диагностику), коррекцию.        Курс развивающих занятий во внеурочной деятельности создаѐт условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает  у него чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развития форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.      К преимуществам специально организованных занятий по формированию надпредметных умений и способов деятельности относятся прежде всего достаточный объѐм, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. На каждое занятие отводится 1 час в неделю.

Система оценки результата обучения- безотметочная. Вывод об усвоении программы внеурочного курса делается на основе результатов успешного выполнения заданий, выявляющих познавательные способности детей ( турнир «Знаю, мыслю, действую»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

1класс

№ п/п

Тема

 Основные виды учебной деятельности

Раздел: Подготовительный

  1.  

Понятие классификации.

Личностные УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. 

Регулятивные УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия. 

Познавательные УУД – учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. 

Коммуникативные УУД – учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли

  1.  

Классификация на основе различных оснований.

  1.  

Классификация. Деление на группы на основе различий.

  1.  

Предмет повествования текста В.Осеевой «Синие листья»

  1.  

Понимание логики текста В.Осеевой «Синие листья»

  1.  

Понимание авторской позиции «Про вежливость»

  1.  

Способность различение «Ударение в словах»

  1.  

Способность различение «Домик для Гены и Чебурашки»

  1.  

Способность воображение в ситуации парадокса.

Раздел: Развивающий

  1.  

Турнир «Знаю, мыслю, действую»

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

  1.  

Турнир «Знаю, мыслю, действую»

  1.  

Анализ выполнения заданий турнира по пониманию

  1.  

Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению

  1.  

Анализ выполнения заданий турнира ОД и различения

  1.  

Классификация на основе грамматических категорий русского языка.

  1.  

Классификация на основе математических единиц.

  1.  

Выход из ситуации непонимания «Решение задач с недостающими данными»

  1.  

Способность организации действия «Афиша»

  1.  

Способность организации действия. Мероприятие и план подготовки.

  1.  

Способность воображения «Аквариум»

  1.  

Способность воображения. Сказка «Журавль и цапля»

Раздел: Итоговый

  1.  

Турнир «Знаю, мыслю, действую»

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

  1.  

Турнир «Знаю, мыслю, действую»

  1.  

Анализ выполнения заданий турнира по пониманию

  1.  

Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению

  1.  

Анализ выполнения заданий турнира ОД и различения

  1.  

Выход из ситуации непонимания «Решение задач с недостающими данными»

  1.  

Способность понимания текста (пословицы, фразеологизмы)

  1.  

Способность воображения «Домик для белки»

  1.  

Способность понимания. Интегрированная игра.

  1.  

Понимание логики текста. А.Гайдар «Совесть»

  1.  

Понимание логики текста. Е. Пермяк Первая работа»

  1.  

Итоговое занятие.

 

2 класс

№ п/п

№ п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

1 триместр

Раздел программы: Подготовительный

1

Понятие классификация.

Личностные УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. 

Регулятивные УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия. 

 

2

Классификация на основе визуальных образов.

3

Входная диагностика

4

Классификация на основе лексического значения слов.

Раздел программы: Развитие способностей: понимания, различения и классификации

5

Способность  понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу  В. Осеевой «Синие листья»

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

 Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать

6

Способность  понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу  "Спор про вежливость".

7

Способность воображение  на сказке "Колосок".

8

Способность различения. Построение различения "длина-ширина"

9

Способность различения. Построение различения "Винни-Пух и Пятачок"

10

Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 1 тур

11

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание.

12

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию  и воображение

13

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на различение и рефлексию

14

Способность различения. Построение различения на тексте "Яблоко"

15

Способность различения. Построение различения « Спор. Основание спора».

16

Способность  понимания: понимание авторской позиции по рассказу Н. Носова "Фантазеры"

17

Способность  понимания. Периметр-площадь.

18

18

Способность  понимания. Символическое понимание "Пословицы"

19

19

Орг. деятельностная игра

20

20

Орг. деятельностная игра

21

21

Способность понимания текста. Понимание басен.

22

22

Способность организации действия.  Макет боевого листка

23

23

Способность организации действия. Способ умножения на 9

24

24

Классификация на основе грамматических категорий русского языка

25

25

Классификация на основе математических единиц.

26

26

Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 2 тур

 Раздел программы: Аналитический

27

27

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание.

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

 Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать

28

28

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию  и воображение

29

29

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на различение и рефлексию

Раздел программы: Итоговый

30

30

Орг. деятельностная игра

Личностные УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. 

Регулятивные УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия. 

 

31

31

Орг. деятельностная игра

32

32

Способность  понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу  А.Гайдара "Совесть"

33

33

Способность  понимания: понимание предмета конфликтной ситуации по рассказу В Драгунского "Тайное становится явным"

34

34

Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 3 тур

 

3 класс

 

Общ.№п/п

Разд.№ п/п

Тема урока

 

Основные виды учебной деятельности

1  триместр - 14 часов

Раздел программы

Подготовительный

1

1

Понятие классификации

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

2

2

Входная диагностика

3

3

Анализ выполнения входной диагностики

Раздел программы

Развитие способностей: понимания и классификации.

4

1

Классификация на основе математических единиц

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

5

2

Классификация на основе визуальных образов Н.Носов «Фантазеры»

6

3

Классификация на основе лексического значения слова и на основе грамматических категорий русского языка

7

4

Предмет повествования текста. М.Москвина «Что случилось с Крокодилом»

8

5

Понимание логики текста. М.Москвина «Что случилось с Крокодилом»

9

6

Работа над художественным произведением  с точки зрения авторской позиции.  Н. Артюхова «Трусиха».

10

7

Работа над художественным произведением  с точки зрения авторской позиции.   Л. Толстой  «Камень».

11

8

Работа над художественным произведением  с точки зрения авторской позиции.   В. Осеева «Почему».

12

9

Способность  понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу  А.Гайдара "Совесть"

13

10

Символы понимания. Гаршин В. М. «Жаба и роза»

14

11

Турнир «Знаю, Мыслю, Действую»

 

2 триместр - 11 часов

Раздел программы

Аналитический

15

1

Анализ выполнения заданий турнира по пониманию

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

16

2

Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению

17

3

Анализ выполнения заданий турнира по организации действия, различения

Раздел программы

Развитие способностей: воображения, различения и организации действия.

18

1

Способность различения. Коммуникативный конфликт.

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

19

2

Способность различения. Коммуникативный конфликт.

20

3

Способность различения «Лес – природное сообщество»

21

4

Способность различения. «Луг – природное сообщество»

22

5

Организационно - деятельностная игра

23

6

Организационно -  деятельностная игра

24

7

Способность воображения в ситуации парадокса.

25

8

Выход из ситуации непонимания. "Надо иметь чувство юмора" В.Ю. Драгунский

3 триместр - 9 часов

Раздел программы

Аналитический

26

1

Турнир «Знаю, мыслю, действую» городской уровень

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

27

2

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание.

28

3

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию  и воображение

29

4

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на различение и рефлексию

30

5

Орг. деятельностная игра

31

6

Орг. деятельностная игра

32

7

Способность  понимания: понимание предмета конфликтной ситуации по рассказу В Драгунского "Тайное становится явным"

33

8

Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 3 тур

34

9

Способность  понимания: понимание фразеологизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

№ п/п

№ п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

1 триместр

Раздел программы. Развитие способностей: классификации.

1

Понятие классификации. Правила классификации.

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

2

Классификация на основе визуальных образов  Н.Носов «Затейники»

3

Классификация на основе лексического значения слова

Раздел программы. Развитие способностей: понимания, воображения.

4

Предмет повествования текста. Н.Носов "Огурцы"

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

5

Понимание логики текста. Е. Пермяк "Самое страшное"

6

Работа над художественным произведением  с точки зрения авторской позиции.  В. Осеева «Три товарища».

7

Работа над художественным произведением  с точки зрения авторской позиции.   Л. Толстой  «Осёл в львиной шкуре».

8

Работа над художественным произведением  с точки зрения авторской позиции.   Л. Толстой "Муравей и Голубка".

9

Способность воображения в ситуации парадокса.

Раздел программы. Аналитический.

10

Турнир «Знаю, Мыслю, Действую»

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

11

Анализ выполнения заданий турнира по пониманию

12

Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению

13

Анализ выполнения заданий турнира по организации действия, различения

Раздел программы. Развитие способностей: воображения, различения, организации действия.

14

Классификация на основе грамматических категорий русского языка

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

15

Классификация на основе математических единиц

16

Символическое значение образов животных в сказках.

17

Выход из ситуации непонимания. "Англичанин Павля" В.Ю. Драгунский

18

18

Организационно - деятельностная игра

19

19

Организационно -  деятельностная игра

20

20

Способность различения. Коммуникативный конфликт.

21

21

Способность различения. Коммуникативный конфликт.

22

22

Способность различения «Лес – природное сообщество»

23

23

Способность различения. «Болото  – природное сообщество»

24

24

Способность различения. «Пустыня – природное сообщество»

25

25

Выход из ситуации непонимания В. Драгунский  «Заколдованная буква»

26

26

Способность организации действия. Мероприятие и план подготовки

Раздел программы. Итоговый.

27

27

Турнир «Знаю, мыслю, действую», городской турнир.

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. 

 

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. 

 

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

28

28

Анализ выполнения заданий турнира по организации действия  различения

29

29

Выход из ситуации непонимания

30

30

Способность организация действия. Мероприятие и план подготовки.

31

31

Организационно деятельностная игра

32

32

Организационно-  деятельностная игра

33

33

Способность понимания текста (пословицы, поговорки фразеологизмы)

34

34

Понимание логики текста С.Михалков «Десятилетний человек»

 

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

 

Ø Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

Ø К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ø Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

Ø П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).

 

 

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

 

Основная школа

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

1

Федеральный Закон «Об образовании»

Д

 

2

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Д

 

3

 Программа Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 1,2,3,4 класс. – М.: Росткнига, 2004.

 

Д

2.информационно-коммуникционные средства

4

Акопова Э.С., Глазунова О.И. Сценарии занятий для детского сада и средней школы. М.: Пушкинский институт, 2010.-256с, табл., ил.

Д

5

Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.

 

Д

 

6

Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.

 

 

7

Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.

Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.

Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.

 

Д

8

Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

 

Д

 

9

Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.

Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.

 

Д

10

Миркес М., Медведчиков С., Фатеев А. Учёба с азартом. Хрестоматия внеурочных форматов образования( из опыта группы Нооген)- СПб.: Школьная лига, 2014..

 

Д

11

Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000

Д

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

12

Электронный учебник по курсу « Развитие познавательных способностей школьников»

http://schools.keldysh.ru/labmro

http://www.zavuch.info,

http://www.nachalka.com,

http://festival.1september, 

 

Д

4.Технические средства обучения (ТСО)

13

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

 

14

Мультимедийный компьютер

Д

 

15

Мультимедийный проектор

Д

16

Интерактивная доска

Д

 

17

Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети,  выход в Интернет.

Д

 

5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

18

Жалюзи

Д

 

19

Компьютерный стол

Д

 

20

Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок.

Д

21

Стол учителя

Д

22

Комплект парт ученических

К

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Средняя общеобразовательная школа № 9»

Средняя общеобразовательная школа № 9»

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочного курса для 1-4 классов «Знаю, мыслю, действую» составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочного курса для 1-4 классов «Знаю, мыслю, действую» составлена в соответствии с требованиями

Общая характеристика курса Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и…

Общая характеристика курса Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и…

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Планируемые результаты Выпускник научится: - сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, выявлять закономерности; - представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом);…

Планируемые результаты Выпускник научится: - сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, выявлять закономерности; - представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом);…

Турнир «Знаю, мыслю, действую»

Турнир «Знаю, мыслю, действую»

Классификация на основе математических единиц

Классификация на основе математических единиц

Раздел программы. Аналитический(4 часа)

Раздел программы. Аналитический(4 часа)

Курс развивающих занятий во внеурочной деятельности создаѐт условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувства…

Курс развивающих занятий во внеурочной деятельности создаѐт условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувства…

Тематическое планирование 1класс № п/п

Тематическое планирование 1класс № п/п

Турнир «Знаю, мыслю, действую»

Турнир «Знаю, мыслю, действую»

Классификация на основе визуальных образов

Классификация на основе визуальных образов

Пословицы" 1919 Орг. деятельностная игра 2020

Пословицы" 1919 Орг. деятельностная игра 2020

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию и воображение 2929

Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию и воображение 2929

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им

Анализ выполнения заданий турнира по пониманию

Анализ выполнения заданий турнира по пониманию

Раздел программы Аналитический 26 1

Раздел программы Аналитический 26 1

Тема Основные виды учебной деятельности 1 триместр

Тема Основные виды учебной деятельности 1 триместр

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им

Классификация на основе грамматических категорий русского языка

Классификация на основе грамматических категорий русского языка

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Миркес М., Медведчиков С., Фатеев

Миркес М., Медведчиков С., Фатеев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2024