муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ деятельности
Направление: общеинтеллектуальная
Название: «Знаю, мыслю, действую»
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного курса для 1-4 классов «Знаю, мыслю, действую» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы пособий для учителей: Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 1,2,3,4 класс. – М.: Росткнига, 2004. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Ведение курса «Мыслю, знаю, действую» направлено на формирование способностей к эффективному и нестандартному мышлению, которые дети быстро переносят на другие предметы и используют при решении любых жизненных проблем. Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития образования задачу формирования у обучающихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Таким образом обучающиеся прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом. Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения действия и т.п. самоконтроля и самооценки, составляющих главный приоритет ФГОС НОО. Курс «Мыслю, знаю, действую» направлен на формирование тех знаний и умений детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимых для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Цель программы:
- научить ребенка мыслить,
-сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности,
-дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач,
-развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, слова;
-обобщать;
-классифицировать предметы, слова, числа;
-устанавливать логические закономерности;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения понятиям и явлениям;
-определять отношения между предметами типа «род – вид»;
-определять отношения между предметами типа «часть – целое»;
-определять функциональные отношения между предметами;
-развивать речь;
-объяснять и подбирать значения слов (омонимы);
-использовать операции логического мышления для решения задач.
- формирование положительного эмоционального фона, учебно--познавательной мотивации обучения.
-повышение уровеня самосознания учащихся, самооценку;
Общая характеристика курса
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает. Методы и приёмы организации деятельности ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Программа имеет практико- ориентированный характер.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс: программа курса с методическими рекомендациями к проведению занятий курса и сборник заданий для работы с учащимися.
Место курса в учебном плане
Курс введен в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1-4 классов и рассчитана в 1 классе на 33 часа, во 2-4 классе на 34 часа. Всего 135 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Курс, с позиции культурологического подхода даёт описание сферы природной и социальной жизни в их единстве и тесной взаимной связи:
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- научное познание, как реальное отражение окружающей действительности, в тесной связи природы и человеческой деятельности;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса. В результате изучения данного курса в 1-4-ых классах обучающиеся получат возможность формирования:
личностных результатов:
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
метапредметных результататов:
регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
-учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с заданием;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-сравнивать и группировать
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (предметных, рисунков, схематических рисунков); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, схематических рисунков,);
коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
- сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, выявлять закономерности;
- представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом);
- владеть монологической и диалогической речью
-понимать структуру текста, определять важные детали, объясняющие позицию автора, описывать рисунки, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
Средствами урочных и внеурочных курсов будет продолжена работа по формированию и развитию способности различения.
-использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.
Содержание курса
«Мыслю, знаю, действую» 1-4 классы.
1 класс. Раздел: Подготовительный (9 часов)
Понятие классификации.
Классификация на основе различных оснований.
Классификация. Деление на группы на основе различий.
Предмет повествования текста. Понимание логики текста. Понимание авторской позиции. Способность: различение.
Способность: воображение в ситуации парадокса.
Раздел: Развивающий(12 часов)
Турнир «Знаю, мыслю, действую»
Анализ выполнения заданий турнира по пониманию
Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению
Анализ выполнения заданий турнира ОД и различения
Классификация на основе грамматических категорий русского языка.
Классификация на основе математических единиц.
Выход из ситуации непонимания. Способность организации действия «Афиша». Мероприятие и план подготовки. Способность воображения.
Раздел: Итоговый(12 часов)
Турнир «Знаю, мыслю, действую».Анализ выполнения заданий турнира по пониманию.Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению.Анализ выполнения заданий турнира ОД и различения
Выход из ситуации непонимания «Решение задач с недостающими данными»
Способность понимания текста (пословицы, фразеологизмы)
Способность воображения «Домик для белки». Способность понимания. Интегрированная игра. Понимание логики текста. Итоговое занятие.
2 класс
Раздел программы: Подготовительный(4 часа)
Понятие классификация. Классификация на основе визуальных образов.
Входная диагностика Классификация на основе лексического значения слов.
Раздел: Развивающий(22 часов)
Способность понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу. Способность воображение на сказке. "Колосок".
Способность различения. Построение различения "длина-ширина"
Способность различения. Построение различения "Винни-Пух и Пятачок".
Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 1 тур.Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание.Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию и воображение. Анализ результатов турнира. Выполнение задания на различение и рефлексию. Способность различения. Построение различения на тексте "Яблоко". Способность различения. Построение различения « Спор. Основание спора».Способность понимания: понимание авторской позиции по рассказу Н. Носова "Фантазеры"
Способность понимания. Периметр-площадь. Способность понимания. Символическое понимание "Пословицы"Орг. деятельностная игра
Способность понимания текста. Понимание басен.
Способность организации действия. Макет боевого листка
Способность организации действия. Способ умножения на 9
Классификация на основе грамматических категорий русского языка
Классификация на основе математических единиц.
Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 2 тур
Раздел программы: Аналитический(3 часа)
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание.
Выполнение задания на классификацию и воображение. Выполнение задания на различение и рефлексию.
Раздел программы: Итоговый(5 часов)
Орг. деятельностная игра. Способность понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу. . Способность понимания: понимание предмета конфликтной ситуации. Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 3 тур.
3 класс
Раздел программы: Подготовительный( 3 часа)
Понятие классификации. Входная диагностика. Анализ выполнения входной диагностики.
Развитие способностей: понимания и классификации(11часов)
Классификация на основе математических единиц. Классификация на основе визуальных образов. Классификация на основе лексического значения слова и на основе грамматических категорий русского языка
Предмет повествования текста. Понимание логики текста. Работа над художественным произведением с точки зрения авторской позиции. Работа над художественным произведением с точки зрения авторской позиции. Способность понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу. Символы понимания. Турнир «Знаю, Мыслю, Действую»
Раздел программы: Аналитический (3 часа)
Анализ выполнения заданий турнира по пониманию.Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению. Анализ выполнения заданий турнира по организации действия, различения.
Развитие способностей: воображения, различения и организации действия (8 часов)
Способность различения. Коммуникативный конфликт.
Способность различения «Лес – природное сообщество»
Способность различения. «Луг – природное сообщество»
Организационно - деятельностная игра. Способность воображения в ситуации парадокса. Выход из ситуации непонимания. "Надо иметь чувство юмора" В.Ю. Драгунский.
Раздел программы: Аналитический (9 часов)
Турнир «Знаю, мыслю, действую» городской уровень.
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание.
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию и воображение. Анализ результатов турнира. Выполнение задания на различение и рефлексию. Орг. деятельностная игра
Способность понимания: понимание предмета конфликтной ситуации по рассказу В Драгунского "Тайное становится явным"
Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 3 тур
Способность понимания: понимание фразеологизмов.
4 класс
Раздел программы. Развитие способностей: классификации (3 часа)
Понятие классификации. Правила классификации.
Классификация на основе визуальных образов Н.Носов «Затейники»
Классификация на основе лексического значения слова.
Раздел программы. Развитие способностей: понимания, воображения(6 часов ).
Предмет повествования текста. Н.Носов "Огурцы".Понимание логики текста. Е. Пермяк "Самое страшное".Работа над художественным произведением с точки зрения авторской позиции. В. Осеева «Три товарища».Работа над художественным произведением с точки зрения авторской позиции. Л. Толстой «Осёл в львиной шкуре». Работа над художественным произведением с точки зрения авторской позиции. Л. Толстой "Муравей и Голубка". Способность воображения в ситуации парадокса.
Раздел программы. Аналитический(4 часа).
Турнир «Знаю, Мыслю, Действую». Анализ выполнения заданий турнира по пониманию. Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению. Анализ выполнения заданий турнира по организации действия, различения
Раздел программы. Развитие способностей: воображения, различения, организации действия(13 часов)
Классификация на основе грамматических категорий русского языка.
Классификация на основе математических единиц.Символическое значение образов животных в сказках.Выход из ситуации непонимания. "Англичанин Павля" В.Ю. Драгунский. Организационно - деятельностная игра
Способность различения. Коммуникативный конфликт. Способность различения «Лес – природное сообщество». Способность различения. «Болото – природное сообщество». Способность различения. «Пустыня – природное сообщество». Выход из ситуации непонимания В. Драгунский «Заколдованная буква». Способность организации действия. Мероприятие и план подготовки.
Раздел программы. Итоговый(8 часов)
Турнир «Знаю, мыслю, действую», городской турнир.
Анализ выполнения заданий турнира по организации действия различения
Выход из ситуации непонимания
Способность организация действия. Мероприятие и план подготовки.
Организационно деятельностная игра
Организационно- деятельностная игра
Способность понимания текста (пословицы, поговорки фразеологизмы)
Понимание логики текста С.Михалков «Десятилетний человек»
Структура занятий курса «Мыслю, знаю, действую» -это система развивающих занятий по формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, построенных на понятийном аппарате учебных предметов естественно – научного и гуманитарного циклов. Занятия направлены на развитие приѐмов и способов мыслительной деятельности, рассчитаны на работу со всем классом. Теоретические вопросы практически не изучаются. Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемых в основной школе предметов. Содержание занятий способствует формированию таких способов и приѐмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности. Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные. Дифференциация учащихся происходит и по желанию учащихся выполнять задания разного уровня сложности, и по усмотрению учителя в зависимости от реальных возможностей учащихся. Для обеспечения целостности и непрерывности формирования приѐмов мыследеятельности, занятия включают следующие этапы: мотивацию, целепологание, планирование, действие по реализации плана, самоконтроль, самоанализ, самооценку, оценку эксперта (диагностику), коррекцию. Курс развивающих занятий во внеурочной деятельности создаѐт условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развития форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. К преимуществам специально организованных занятий по формированию надпредметных умений и способов деятельности относятся прежде всего достаточный объѐм, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. На каждое занятие отводится 1 час в неделю.
Система оценки результата обучения- безотметочная. Вывод об усвоении программы внеурочного курса делается на основе результатов успешного выполнения заданий, выявляющих познавательные способности детей ( турнир «Знаю, мыслю, действую»)
Тематическое планирование
1класс
№ п/п |
Тема |
Основные виды учебной деятельности |
Раздел: Подготовительный |
||
|
Понятие классификации. |
Личностные УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Познавательные УУД – учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. Коммуникативные УУД – учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли |
|
Классификация на основе различных оснований. |
|
|
Классификация. Деление на группы на основе различий. |
|
|
Предмет повествования текста В.Осеевой «Синие листья» |
|
|
Понимание логики текста В.Осеевой «Синие листья» |
|
|
Понимание авторской позиции «Про вежливость» |
|
|
Способность различение «Ударение в словах» |
|
|
Способность различение «Домик для Гены и Чебурашки» |
|
|
Способность воображение в ситуации парадокса. |
|
Раздел: Развивающий |
||
|
Турнир «Знаю, мыслю, действую» |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. |
|
Турнир «Знаю, мыслю, действую» |
|
|
Анализ выполнения заданий турнира по пониманию |
|
|
Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению |
|
|
Анализ выполнения заданий турнира ОД и различения |
|
|
Классификация на основе грамматических категорий русского языка. |
|
|
Классификация на основе математических единиц. |
|
|
Выход из ситуации непонимания «Решение задач с недостающими данными» |
|
|
Способность организации действия «Афиша» |
|
|
Способность организации действия. Мероприятие и план подготовки. |
|
|
Способность воображения «Аквариум» |
|
|
Способность воображения. Сказка «Журавль и цапля» |
|
Раздел: Итоговый |
||
|
Турнир «Знаю, мыслю, действую» |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия. Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. |
|
Турнир «Знаю, мыслю, действую» |
|
|
Анализ выполнения заданий турнира по пониманию |
|
|
Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению |
|
|
Анализ выполнения заданий турнира ОД и различения |
|
|
Выход из ситуации непонимания «Решение задач с недостающими данными» |
|
|
Способность понимания текста (пословицы, фразеологизмы) |
|
|
Способность воображения «Домик для белки» |
|
|
Способность понимания. Интегрированная игра. |
|
|
Понимание логики текста. А.Гайдар «Совесть» |
|
|
Понимание логики текста. Е. Пермяк Первая работа» |
|
|
Итоговое занятие. |
2 класс
№ п/п |
№ п/п |
Тема |
Основные виды учебной деятельности |
1 триместр |
|||
Раздел программы: Подготовительный |
|||
1 |
Понятие классификация. |
Личностные УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
|
|
2 |
Классификация на основе визуальных образов. |
||
3 |
Входная диагностика |
||
4 |
Классификация на основе лексического значения слов. |
||
Раздел программы: Развитие способностей: понимания, различения и классификации |
|||
5 |
Способность понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу В. Осеевой «Синие листья» |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать |
|
6 |
Способность понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу "Спор про вежливость". |
||
7 |
Способность воображение на сказке "Колосок". |
||
8 |
Способность различения. Построение различения "длина-ширина" |
||
9 |
Способность различения. Построение различения "Винни-Пух и Пятачок" |
||
10 |
Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 1 тур |
||
11 |
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание. |
||
12 |
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию и воображение |
||
13 |
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на различение и рефлексию |
||
14 |
Способность различения. Построение различения на тексте "Яблоко" |
||
15 |
Способность различения. Построение различения « Спор. Основание спора». |
||
16 |
Способность понимания: понимание авторской позиции по рассказу Н. Носова "Фантазеры" |
||
17 |
Способность понимания. Периметр-площадь. |
||
18 |
18 |
Способность понимания. Символическое понимание "Пословицы" |
|
19 |
19 |
Орг. деятельностная игра |
|
20 |
20 |
Орг. деятельностная игра |
|
21 |
21 |
Способность понимания текста. Понимание басен. |
|
22 |
22 |
Способность организации действия. Макет боевого листка |
|
23 |
23 |
Способность организации действия. Способ умножения на 9 |
|
24 |
24 |
Классификация на основе грамматических категорий русского языка |
|
25 |
25 |
Классификация на основе математических единиц. |
|
26 |
26 |
Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 2 тур |
|
Раздел программы: Аналитический |
|||
27 |
27 |
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание. |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать |
28 |
28 |
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию и воображение |
|
29 |
29 |
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на различение и рефлексию |
|
Раздел программы: Итоговый |
|||
30 |
30 |
Орг. деятельностная игра |
Личностные УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
|
31 |
31 |
Орг. деятельностная игра |
|
32 |
32 |
Способность понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу А.Гайдара "Совесть" |
|
33 |
33 |
Способность понимания: понимание предмета конфликтной ситуации по рассказу В Драгунского "Тайное становится явным" |
|
34 |
34 |
Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 3 тур |
3 класс
Общ.№п/п |
Разд.№ п/п |
Тема урока
|
Основные виды учебной деятельности |
1 триместр - 14 часов |
|||
Раздел программы |
Подготовительный |
||
1 |
1 |
Понятие классификации |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. |
2 |
2 |
Входная диагностика |
|
3 |
3 |
Анализ выполнения входной диагностики |
|
Раздел программы |
Развитие способностей: понимания и классификации. |
||
4 |
1 |
Классификация на основе математических единиц |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. |
5 |
2 |
Классификация на основе визуальных образов Н.Носов «Фантазеры» |
|
6 |
3 |
Классификация на основе лексического значения слова и на основе грамматических категорий русского языка |
|
7 |
4 |
Предмет повествования текста. М.Москвина «Что случилось с Крокодилом» |
|
8 |
5 |
Понимание логики текста. М.Москвина «Что случилось с Крокодилом» |
|
9 |
6 |
Работа над художественным произведением с точки зрения авторской позиции. Н. Артюхова «Трусиха». |
|
10 |
7 |
Работа над художественным произведением с точки зрения авторской позиции. Л. Толстой «Камень». |
|
11 |
8 |
Работа над художественным произведением с точки зрения авторской позиции. В. Осеева «Почему». |
|
12 |
9 |
Способность понимания: выделение предмета повествования текста по рассказу А.Гайдара "Совесть" |
|
13 |
10 |
Символы понимания. Гаршин В. М. «Жаба и роза» |
|
14 |
11 |
Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» |
|
|
2 триместр - 11 часов |
||
Раздел программы |
Аналитический |
||
15 |
1 |
Анализ выполнения заданий турнира по пониманию |
Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
|
16 |
2 |
Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению |
|
17 |
3 |
Анализ выполнения заданий турнира по организации действия, различения |
|
Раздел программы |
Развитие способностей: воображения, различения и организации действия. |
||
18 |
1 |
Способность различения. Коммуникативный конфликт. |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. |
19 |
2 |
Способность различения. Коммуникативный конфликт. |
|
20 |
3 |
Способность различения «Лес – природное сообщество» |
|
21 |
4 |
Способность различения. «Луг – природное сообщество» |
|
22 |
5 |
Организационно - деятельностная игра |
|
23 |
6 |
Организационно - деятельностная игра |
|
24 |
7 |
Способность воображения в ситуации парадокса. |
|
25 |
8 |
Выход из ситуации непонимания. "Надо иметь чувство юмора" В.Ю. Драгунский |
|
3 триместр - 9 часов |
|||
Раздел программы |
Аналитический |
||
26 |
1 |
Турнир «Знаю, мыслю, действую» городской уровень |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. |
27 |
2 |
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на понимание. |
|
28 |
3 |
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на классификацию и воображение |
|
29 |
4 |
Анализ результатов турнира. Выполнение задания на различение и рефлексию |
|
30 |
5 |
Орг. деятельностная игра |
|
31 |
6 |
Орг. деятельностная игра |
|
32 |
7 |
Способность понимания: понимание предмета конфликтной ситуации по рассказу В Драгунского "Тайное становится явным" |
|
33 |
8 |
Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» 3 тур |
|
34 |
9 |
Способность понимания: понимание фразеологизмов. |
4 класс
№ п/п |
№ п/п |
Тема |
Основные виды учебной деятельности |
|
1 триместр |
||||
Раздел программы. Развитие способностей: классификации. |
||||
1 |
Понятие классификации. Правила классификации. |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
|
||
2 |
Классификация на основе визуальных образов Н.Носов «Затейники» |
|||
3 |
Классификация на основе лексического значения слова |
|||
Раздел программы. Развитие способностей: понимания, воображения. |
||||
4 |
Предмет повествования текста. Н.Носов "Огурцы" |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. |
||
5 |
Понимание логики текста. Е. Пермяк "Самое страшное" |
|||
6 |
Работа над художественным произведением с точки зрения авторской позиции. В. Осеева «Три товарища». |
|||
7 |
Работа над художественным произведением с точки зрения авторской позиции. Л. Толстой «Осёл в львиной шкуре». |
|||
8 |
Работа над художественным произведением с точки зрения авторской позиции. Л. Толстой "Муравей и Голубка". |
|||
9 |
Способность воображения в ситуации парадокса. |
|||
Раздел программы. Аналитический. |
||||
10 |
Турнир «Знаю, Мыслю, Действую» |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. |
||
11 |
Анализ выполнения заданий турнира по пониманию |
|||
12 |
Анализ выполнения заданий турнира по классификации и воображению |
|||
13 |
Анализ выполнения заданий турнира по организации действия, различения |
|||
Раздел программы. Развитие способностей: воображения, различения, организации действия. |
||||
14 |
Классификация на основе грамматических категорий русского языка |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. |
||
15 |
Классификация на основе математических единиц |
|||
16 |
Символическое значение образов животных в сказках. |
|||
17 |
Выход из ситуации непонимания. "Англичанин Павля" В.Ю. Драгунский |
|||
18 |
18 |
Организационно - деятельностная игра |
||
19 |
19 |
Организационно - деятельностная игра |
||
20 |
20 |
Способность различения. Коммуникативный конфликт. |
||
21 |
21 |
Способность различения. Коммуникативный конфликт. |
||
22 |
22 |
Способность различения «Лес – природное сообщество» |
||
23 |
23 |
Способность различения. «Болото – природное сообщество» |
||
24 |
24 |
Способность различения. «Пустыня – природное сообщество» |
||
25 |
25 |
Выход из ситуации непонимания В. Драгунский «Заколдованная буква» |
||
26 |
26 |
Способность организации действия. Мероприятие и план подготовки |
||
Раздел программы. Итоговый. |
||||
27 |
27 |
Турнир «Знаю, мыслю, действую», городской турнир. |
Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.
Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. |
|
28 |
28 |
Анализ выполнения заданий турнира по организации действия различения |
||
29 |
29 |
Выход из ситуации непонимания |
||
30 |
30 |
Способность организация действия. Мероприятие и план подготовки. |
||
31 |
31 |
Организационно деятельностная игра |
||
32 |
32 |
Организационно- деятельностная игра |
||
33 |
33 |
Способность понимания текста (пословицы, поговорки фразеологизмы) |
||
34 |
34 |
Понимание логики текста С.Михалков «Десятилетний человек» |
||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Ø Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
Ø К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ø Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
Ø П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Основная школа |
|
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|
||
1 |
Федеральный Закон «Об образовании» |
Д |
|
2 |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» |
Д |
|
3 |
Программа Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 1,2,3,4 класс. – М.: Росткнига, 2004.
|
Д |
|
2.информационно-коммуникционные средства |
|||
4 |
Акопова Э.С., Глазунова О.И. Сценарии занятий для детского сада и средней школы. М.: Пушкинский институт, 2010.-256с, табл., ил. |
Д |
|
5 |
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
|
Д
|
|
6 |
Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.
|
|
|
7 |
Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
|
Д |
|
8 |
Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
|
Д
|
|
9 |
Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
|
Д |
|
10 |
Миркес М., Медведчиков С., Фатеев А. Учёба с азартом. Хрестоматия внеурочных форматов образования( из опыта группы Нооген)- СПб.: Школьная лига, 2014..
|
Д |
|
11 |
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000 |
Д |
|
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ |
|||
12 |
Электронный учебник по курсу « Развитие познавательных способностей школьников» http://schools.keldysh.ru/labmro http://www.zavuch.info, http://www.nachalka.com, http://festival.1september,
|
Д |
|
4.Технические средства обучения (ТСО) |
|||
13 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью |
Д |
|
14 |
Мультимедийный компьютер |
Д |
|
15 |
Мультимедийный проектор |
Д |
|
16 |
Интерактивная доска |
Д |
|
17 |
Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети, выход в Интернет. |
Д |
|
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
|
||
18 |
Жалюзи |
Д |
|
19 |
Компьютерный стол |
Д |
|
20 |
Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок. |
Д |
|
21 |
Стол учителя |
Д |
|
22 |
Комплект парт ученических |
К |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.