Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Оценка 4.6
docx
19.05.2024
Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Занимательная грамматика.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»       

 

 

 

Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»)

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                         Направление: общеинтеллектуальное

                         Название: «Занимательная грамматика»

                                             1-4 классы

 

 

 

 

 

 

 

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)

 

 

 

 

 

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, на основе авторской программы Волиной В.В. «Веселая грамматика».

Цель курса: развитие интереса к родному языку, формирование устойчивой мотивацию к изучению русского языка, направленных на самостоятельное приобретение знаний с использование различных по характеру и знаковым системам источников информации.

Задачи:

  способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; учить пользоваться разнообразными словарями.

  совершенствование общего языкового развития учащихся; способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  развивать познавательный интерес к слову, к тексту, к языку; способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  приобщение школьников к самостоятельной проектно-исследовательской работе; участвовать в презентации своих творческих работах;

  воспитывать культуру употребления слов, читательскую культуру;

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

1 класс

Личностные результаты:

·       осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·       эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

·       понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·       высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·         определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; 

·         учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·         учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·         находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·         слушать и понимать речь других;

·         учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

·         осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·         эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

·         понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·         обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·         определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

·         учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·         учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·         находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·         слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

·         выразительно читать и пересказывать текст;

·         договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

·         учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4- й классы

Личностные результаты

·         эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·         эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·         чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·         любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·         интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·         интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·         интерес к изучению языка;

·         осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·         составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·         работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

·         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·         пользоваться словарями, справочниками;

·         осуществлять анализ и синтез;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·         строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         задавать вопросы.

       Предполагаемым результатом данной программы является формирование младшего школьника, как субъекта учебной деятельности. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Обучающиеся должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. Данная программа вносит свой вклад в достижение предметных и метапредметных результатов, которые представлены в портфолио выпускника 4 класса.

          

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс

Тема занятия

Содержание

Формы организации видов деятельности

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Познавательная беседа. Игра

2

В страну слов. Первые встречи.

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Познавательная беседа. Игра

3-4

К тайнам волшебных слов.

Инсценирование сказок

5

Выбор друзей в Стране Слов

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Ролевые игры, конкурс

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Головоломки . Конкурсы.

7

Чудесные превращения слов.

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Инсценирование сказок

8-9

В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Конкурс на внимание и чистописание

10

К тайнам звуков и букв.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги.

Беседа. Инсценировки

11

Встреча с Радугой.

Ответы на вопросы. Игра

12

В Страну Говорящих Скал.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова

Беседа.Головоломки

13

В  глубь веков на Машине времени.

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Познавательная беседа. Игра

14

В Королевстве ошибок.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Игра (разыгрывание ситуаций)

15

В Страну Слогов.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Ё

16

Неожиданная остановка в пути.

Инсценирование , игры.

17

В удивительном городе Неслове.

Инсценирование. Игра. Конкурсы.

18-19

Чудеса в Стране Слов.

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Инсценирование , головоломки

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка

Работа в группах. Инсценирование , головоломки

21-22

На карнавале слов.

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Рассказ учителя. Игра.

23

В Театре близнецов.

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Инсценирование. Конкурсы

24

Конкурс знающих.

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Кроссворды , головоломки

25

Новое представление.

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы

Познавательная беседа. Игра.

26

Необычный урок.

Игра

27

Следопыты развлекают гостей.

Загадки, игры, пословицы,

28

В Клубе весёлых человечков.

К словам – родственникам. Почему их так назвали?    

Игра, головоломки

29-30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Рассказ учителя. Игра

31

Экскурсия в прошлое.

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Игра, работа со словарем

32

Полёт в будущее.

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Рассказ учителя. Игра

33

Итоговое занятие.

Инсценирование рассказов, сказок. Конкурсы.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимы, антонимы.

 

Итого 33 часа

 

 

2 класс

Тема занятия

Содержание

Формы организации видов деятельности

1

Как обходились без письма?

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее.

Познавательная беседа. Игра

2

Древние письмена.

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Познавательная беседа. Игра

3

Как возникла наша письменность?

     Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Игра. Конкурс. Рисунки

4-5

Меня зовут Фонема.

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Познавательная беседа. Ролевые игры..

6-8

Для всех ли фонем есть буквы?

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. 

Путешествие в сказку. Конкурсы.

9

«Ошибкоопасные» места

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость.

Рассказ. Беседа. Игра

10

Тайны фонемы

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Урок-сюрприз. Игры Конкурс на

11-12

Опасные согласные

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

внимание и чистописание

13

На сцене гласные

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Беседа. Инсценировки

14

«Фонемы повелевают буквами»

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Ответы на вопросы. Игра

15

Когда ь пишется, а когда не пишется?

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ.

Работа с картинками. Сценки- миниатюры

16

Ваши старые знакомые

Тренировочные упражнения

Познавательная беседа. Игра

17-18

Правила о непроизносимых согласных

Песенки - «напоминайки».. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Познавательная беседа. Игра

19-20

Волшебное средство – «самоинструкция»

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Игра «Засели домик». Краткий пересказ.

Познавательная

21

Строительная работа морфем

Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Беседа. Ролевые

22-23

Где же хранятся слова?

       «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Игра. Конкурсы.

24-25

Поговорим о всех приставках сразу

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма

Игра-Парад Добрых слов.

26-27

Слова – «родственники»

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения

Игра.

28-30

Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами.

Познавательная

31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов.

головоломки

33

«Пересаженные» корни

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Игра «Узнай их в лицо»

34

Итоговое занятие

Олимпиада

Познавательная беседа. Игра

 

Итого 34 часа

 

3 класс

Тема занятия

Содержание

Формы организации видов деятельности

1

Сказочное царство слов .

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Познавательная беседа.

2-3

Путешествие в страну Слов.

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Познавательная беседа. Игра

4 - 5

Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Игра. Конкурс. Рисунки

6 -7

В гостях у слов- родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов . Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Работа с текстом-подбор слов- родственников

8- 9

Добрые слова.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?».

Беседа. Игра

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Творческая игра

11- 12

Новые слова в русском языке.

Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Беседа. Игра

13

Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами.  Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев.

Беседа. Инсценировки

14- 15

Синонимы в русском языке.

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Работа с текстом. Игра

16

Слова- антонимы.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».

Работа с текстом. Игра

17

Слова- омонимы.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Работа с текстом. Игра

18

Крылатые слова.

Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык»

Познавательная беседа. Игра

19- 20

В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Инсценировка. Игра.

21-22

В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Познавательная беседа.Конкурс

23-24

Искусство красноречия.

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы.

Чтение, пересказы

25

Праздник творчества и игры.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Игра «Умники и умницы»

26- 27

Трудные слова.

Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Познавательная

28- 29

Анаграммы и метаграммы.

Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

 

Беседа. Работа в группах

30- 31

Шарады и логогрифы.

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Беседа. Работа в группах

32

Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Творческая работа «Нарисуй свое

33

Занимательное слообразование.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

имя)

34

КВН по русскому языку.

КВН

Познавательная беседа. Игра.

 

Итого 34 часа

 

4 класс

Тема занятия

Содержание

Формы организации видов деятельности

1

Что такое орфоэпия?

Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Познавательная беседа.

2

Что такое фонография или звукозапись?

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Рассказ. Игра

3

Звуки не буквы!

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Познавательная беседа. Ролевые игры..

4

Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс».

Путешествие в сказку. Конкурсы.

5

Банты и шарфы.

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы .

Рассказ. Игра

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Урок-сюрприз. Игры

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звуко-

Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи.

Беседа. Инсценировки

8

Имена вещей.

Знакомство с   термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка

Сценки-миниатюры

9

О словарях энциклопедических и

лингвистических

 Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Познавательная беседа в библиотеке

10

В царстве смыслов много дорог.

Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Практическая работа со словарями.

11

Как и почему появляются новые слова?

Продолжение знакомства с лексическим значением слов.

Познавательная беседа. Игра

12

Многозначность слова.

Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. 

Познавательная

13

«Откуда катится каракатица?»

О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря.

Познавательная беседа. Практическое

14

Об одном и том же - разными словами.

Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

занятие .Головоломки

15

Как возникают названия.

Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Познавательная

16

Слова – антиподы.

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы».

Работа в группах ( с текстом )

17

Фразеологические обороты.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты».

Работа в группах.игра

18

Словари «чужих» слов.

Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Практическая работа (со словарем )

19

Капитан и капуста.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники

Познавательная

20

«Он весь свободы торжество».

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь».

Познавательная беседа. Игра

21

Мы говорим его стихами.

Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.

Практическая работа (со словарем)

22

Слова, придуманные писателями.

Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». 

Практическая работа (с текстом)

23

Слова уходящие и слова – новички.

Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи.

Практическая работа (с текстом)

24

Словарь языка Пушкина.

Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».

Практическая работа (с текстом)

25

Смуглая Чернавка.

Рассматривается особенность древнерусских имен

Практическая работа (с текстом)

26

Паронимы,или «ошибкоопасные

слова».

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Работа с пословицами и поговорками в стихах А.С.Пушкина

27

Ошибка Колумба.«Ложныедрузья переводчика».

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Познавательная беседа. Практическое

занятие .Головоломки

28

Какойсловарь поможет избежать

ошибок?

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов.

Практическая работа (с текстом)

29

Словарь- грамотей.

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря.

Игра «Найди ошибку»,

30

Научная этимология.

Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая»

Познавательная

31

Какие бывают имена?

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Практическая работа (со словарем)

32

Древнерусские имена.

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем

Работа со словарем

33

Отчество и фамилия.

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика».

Сочинение «История моей фамилии»

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

Игра

 

Итого 34 часа

 

При реализации программы используются следующие технологии:

            здоровьесберегающие;

            технологии личностно-ориентированного обучения;

            технологии компетентностно-ориентированного обучения;

            информационно-коммуникативные технологии;

            технологии использования ЭОР;

            технологии игрового обучения;

            проектная технология;

            технология ТРИЗ

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы работы:

      дидактические игры;

      конкурсы, викторины, КВНы, творческие задания;

      библиотечные уроки с выходом в городскую библиотеку;

      проекты, городские акции;

      постановка спектаклей и посещение театра кукол «Волшебная  Флейта»;

      встречи с писателями и поэтами города;

      посещение городского музея;

      участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тематическое планирование (1 класс)

Тема занятия

К-во часов

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В страну слов. Первые встречи.

1

3-4

К тайнам волшебных слов.

2

5

Выбор друзей в Стране Слов

1

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

7

Чудесные превращения слов.

1

8-9

 В гости к Алфавиту.

2

10

К тайнам звуков и букв.

1

11

Встреча с Радугой.

1

12

В Страну Говорящих Скал.

1

13

В  глубь веков на Машине времени.

1

14

В Королевстве ошибок.

1

15

В Страну Слогов.

1

16

Неожиданная остановка в пути.

1

17

В удивительном городе Неслове.

1

18-19

Чудеса в Стране Слов.

2

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

21-22

На карнавале слов.

2

23

В Театре близнецов.

1

24

Конкурс знающих.

1

25

Новое представление.

1

26

Необычный урок.

1

27

Следопыты развлекают гостей.

1

28

В Клубе весёлых человечков.

1

29-30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2

31

Экскурсия в прошлое.

1

32

Полёт в будущее.

1

33

Итоговое занятие.

1

Всего 33 ч

Тематическое планирование (2 класс)

 

Тема занятия

К-во часов

1

Как обходились без письма?

1

2

Древние письмена.

1

3

Как возникла наша письменность?

1

4-5

Меня зовут Фонема.

2

6-8

Для всех ли фонем есть буквы?

2

9

«Ошибкоопасные» места

1

10

Тайны фонемы

1

11-12

Опасные согласные

2

13

На сцене гласные

1

14

«Фонемы повелевают буквами»

1

15

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

16

Ваши старые знакомые

1

17-18

Правила о непроизносимых согласных

2

19-20

Волшебное средство – «самоинструкция»

2

21

Строительная работа морфем

1

22-23

Где же хранятся слова?

2

24-25

Поговорим о всех приставках сразу

2

26-27

Слова – «родственники»

2

28-30

Кто командует корнями?

3

31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

2

33

«Пересаженные» корни

1

34

Итоговое занятие

1

Всего 34 ч

 

Тематическое планирование (3 класс)

Тема занятия

Количество часов

1

Сказочное царство слов .  

1

2-3

Путешествие в страну Слов.

2

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

6 -7

В гостях у слов- родственников.

2

8- 9

Добрые слова.

2

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

16

Слова- антонимы.

1

17

Слова- омонимы.

1

18

Крылатые слова.

1

19- 20

В королевстве ошибок.

2

21-22

В стране Сочинителей.

2

23-24

Искусство красноречия.

2

25

Праздник творчества и игры.

1

26- 27

Трудные слова.

2

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

32

Откуда пришли наши имена.

1

33

Занимательное слообразование.

1

34

КВН по русскому языку.

1

Итого 34 часа

 

Тематическое планирование (4 класс)

 

Тема занятия

К-во часов

Фонетика и орфоэпия      (7 часов)

1

Что такое орфоэпия?

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки не буквы!

1

4

Звучащая строка.

1

5

Банты и шарфы.

1

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Лексикология    (27 часов)

8

Имена вещей.

1

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

10

В царстве смыслов много дорог.

1

11

Как и почему появляются новые слова?

1

12

Многозначность слова.

1

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

14

Об одном и том же - разными словами.

1

15

Как возникают названия.

1

16

Слова – антиподы.

1

17

Фразеологические обороты.

1

18

Словари «чужих» слов.

1

19

Капитан и капуста.

1

20

«Он весь свободы торжество».

1

21

Мы говорим его стихами.

1

22

Слова, придуманные писателями.

1

23

Слова уходящие и слова – новички.

1

24

Словарь языка Пушкина.

1

25

Смуглая Чернавка.

1

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

29

Словарь- грамотей.

1

30

Научная этимология.

1

31

Какие бывают имена?

1

32

Древнерусские имена.

1

33

Отчество и фамилия.

1

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Итого 34 часа 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

– магнитная доска;

– персональный компьютер с принтером;

– принтер;

– интерактивная доска;

– мультимедийный проектор

  Экранно-звуковые пособия

– аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в     

    соответствии с программой обучения;

– видеофильмы, соответствующие содержанию обучения;

–мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

 

Используемая литература:

 

1.     Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2.     Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3.     Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4.     Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5.     Воронцов А.Б. Учебная деятельность. – М; 2007 г.

6.     Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

7.     Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

8.     Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9.     Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

Интернет-ресурсы

1.      https://edu.gov.ru/

2.      https://depobr-molod.admhmao.ru/

3.      http://sosh9ugansk.ru/

4.      http://ddtvm.ru/wp-content/uploads/2011/11/Ped-diagnostika-obrazovatelnogo-protsessa-SHarshakova-gotovaya-v-pechat.pdf

5.      https://prosv.ru


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями

Личностные результаты : · осознавать роль языка и речи в жизни людей; · эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; · понимать эмоции других людей, сочувствовать,…

Личностные результаты : · осознавать роль языка и речи в жизни людей; · эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; · понимать эмоции других людей, сочувствовать,…

Метапредметные результаты Регулятивные

Метапредметные результаты Регулятивные

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 1 класс №

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 1 класс №

В глубь веков на Машине времени

В глубь веков на Машине времени

Полёт в будущее. Рассказ учителя о неологизмах

Полёт в будущее. Рассказ учителя о неологизмах

Тайны фонемыЧередование фонем.

Тайны фонемыЧередование фонем.

Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения

Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения

Игра «Умеете ли вы здороваться?»

Игра «Умеете ли вы здороваться?»

Трудные слова.Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества

Трудные слова.Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества

Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах

Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах

Познавательная 20«Он весь свободы торжество»

Познавательная 20«Он весь свободы торжество»

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении

В глубь веков на Машине времени

В глубь веков на Машине времени

Итоговое занятие 1

Итоговое занятие 1

Банты и шарфы. 1 6 «Пигмалион» учит орфоэпии

Банты и шарфы. 1 6 «Пигмалион» учит орфоэпии

Оборудование рабочего места учителя: – магнитная доска; – персональный компьютер с принтером; – принтер; – интерактивная доска; – мультимедийный проектор

Оборудование рабочего места учителя: – магнитная доска; – персональный компьютер с принтером; – принтер; – интерактивная доска; – мультимедийный проектор

Ped-diagnostika-obrazovatelnogo-protsessa-SHarshakova-gotovaya-v-pechat

Ped-diagnostika-obrazovatelnogo-protsessa-SHarshakova-gotovaya-v-pechat
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2024