Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Оценка 5
docx
19.05.2024
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа Юный исследователь.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»       

 

 

 

Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»)

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                         Направление: общеинтеллектуальное

                         Название: «Юный исследователь»

                                             3-4 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)

 

 

г. Нефтеюганск

 

 

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (3-4 классы).

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

  Целью программы является создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи:

1.   Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

2.    Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

3.   Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.

4.   Развивать познавательные способности и  креативное мышление.

5.   Формировать адекватную самооценку, самоанализ.

      Актуальность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают исследовательскую деятельность.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

1. Формирование у детей мотивации к обучению, в самоорганизации и саморазвитии.

2.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

3. Развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты

1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.

2.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий.

3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.  

4. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального «продукта».

5. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

6. Овладение умением выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

7. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

 Содержание программы «Юный исследователь» имеет интеллектуальную направленность. Оно  обусловлено системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся.

Программа «Юный исследователь»  является современной программой в сфере образования. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Формы внеурочной деятельности

- беседы, дискуссии, лекции, экскурсии.

-практические занятия (упражнения, тренинги) с элементами игр и игровых элементов,

- самостоятельная работа (индивидуальная, парная, групповая).

- выступления с презентацией;

- творческие задания;

- комплекс проблемных ситуаций.

Виды внеурочной деятельности

- научно-исследовательская деятельность;

- частично-поисковая деятельность;

- практическая деятельность;

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

-творческая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

для 3 класса

 

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1

 

 

 

Вводный

 

 

 

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

 

 

2-3

 

 

 

 

 

 

«Как построить исследовательский проект».

 

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

2

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

5-6

Какими могут быть  проекты?

2

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

                            

2

9-10

Планирование работы.

2

11-13

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая реализация проекта

 

Знакомство с методами и предметами исследования.

Эксперимент познания в действии.

3

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

 

2

16-17

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

18-20

Анализ прочитанной литературы.

3

21-22

Исследование объектов.

2

23-24

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

2

25-26

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

2

27

Как сделать сообщение о результатах исследования.

 

1

28-29

Оформление презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований.

Оформление работы.

2

30-32

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

33

Мини конференция по итогам собственных исследований.

1

34

Итоговый

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

 

1

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

для 4 класса

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1

 

 

Вводный

 

 

 

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

2-3

 

 

 

 

«Как построить исследовательский проект».

 

Культура мышления.

2

4-5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

2

6-7

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2

8-9

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

2

10-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая реализация проекта

 

Предмет и объект исследования.

2

12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1

13-14

 

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

2

15-16

Наблюдение и экспериментирование.

 

2

17-18

Техника экспериментирования.

 

2

19-20

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

                                                           

2

21-22

Правильное мышление и логика.

2

23-24

Что такое парадоксы

2

25-27

 

 

 

 

 

Оформление презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований.

Обработка и анализ всех полученных данных.

3

28-30

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

 

2

31

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

 

1

32

Защита исследования перед одноклассниками.

2

33

Выступление на школьной конференции «Шаг в будущее».

1

34

Итоговое занятие.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»

Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального «продукта»

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального «продукта»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 3 класса № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 3 класса № п/п

Оформление работы. 2 30-32

Оформление работы. 2 30-32

Что такое парадоксы 2 25-27

Что такое парадоксы 2 25-27
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2024