МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНАШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ Анашенской СОШ №1 Протокол от ____2023 г. №___ |
|
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ Анашенской СОШ №1 ____ В.Н. Горинова Приказ от _____2023 г. №___ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волейбол»
Физкультурно-спортивной направленности
Базовый уровень
Возраст учащихся - 11 – 17 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель:
педагог дополнительного
образования
Хохлова Елена Александровна
Анаш
2023
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик Программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
· Федеральный Закон от 29.12.2012 №2 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
· Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным Программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным Программам»;
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих Программ (включая разноуровневые Программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
· Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих Программ, разработанные региональным модельным центром дополнительного образования детей Красноярского края, 2021 год;
· устав МБОУ Анашенской СОШ №1.
Направленность Программы – физкультурно-спортивная. Программа предполагает развитие и совершенствование у учащихся основных физических качеств: быстрота, ловкость, сила, координация, укрепление здоровья, формирование интереса, устойчивой мотивации к игре волейбол.
Новизна и актуальность
Новизна Программы. Программа реализуется на базе МБОУ Анашенская СОШ №1 ежегодно. Новизна, заключается в том, что добавлен раздел «Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма», изучив который учащиеся смогут самостоятельно проводить наблюдение за состоянием своего здоровья и его изменениями в процессе занятий волейболом.
Актуальность определяется запросом со стороны детей и родителей на занятия учащихся по программе физкультурно-спортивной направленности.
Занятия волейболом способствуют положительному оздоровительному эффекту детей. Благодаря спортивным занятиям учащиеся приобретают правильные двигательные навыки, развивают ловкость, быстроту, силу и выносливость.
На занятиях ребята закрепляют и отрабатывают уже имеющиеся навыки игры волейбол, полученные на уроках физической культуры. Учащиеся Программы смогут принять участие в соревнованиях школьного и районного уровней.
Отличительные особенности.
Программа базового уровня, в которой для более качественной отработки технических приемов и тактических действий игры в волейбол используется система тренировочных упражнений, специальных заданий и развивающих игр, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре волейбол.
Адресат программы
Категория детей: данная программа рассчитана для учащихся среднего и старшего школьного возраста. В Программе могут заниматься, как мальчики, так и девочки.
Возраст детей: 11-17 лет
Наполняемость групп: 2 группы по 14 человек, минимальное 12, максимальное 14.
Предполагаемый состав групп: разновозрастной.
Условия приема детей: система набора детей на обучение по Программе и на вакантные места осуществляется по результатам собеседования при отсутствии противопоказаний к занятиям соответствующим видом спорта (медицинская справка).
Срок реализации программы и объем учебных часов: 1 год обучения, 70 часов - 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятия 45 минут, перемена 15 минут.
1.2. Цели и задачи
Цель: совершенствование технических приемов и тактических действий в игре волейбол.
Задачи
Предметные:
- обучить техническим и тактическим приёмам игры волейбол;
- обучить основам индивидуальной, групповой и командной тактики игры волейбол;
- обучить умениям выполнения двигательных действий и физических тренировочных упражнений, специальных заданий и развивающих игр;
- познакомить с правилами проведения соревнований.
Метапредметные:
- развивать стойкий интерес к волейболу;
- сформировать потребность в систематических занятиях спортом, участию в спортивных соревнованиях, стремлению к достижению высоких результатов;
- развивать умение работать в команде.
Личностные:
- воспитывать волевые качества, дисциплинированность;
- научить наблюдению за состоянием своего здоровья и его изменениями.
1.3. Содержание Программы
Учебный план
№ п/п
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего часов |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Введение. ТБ. |
2 |
2 |
|
Устный опрос |
2 |
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. |
2 |
1
|
1 |
Устный опрос |
3. |
Общая физическая подготовка. |
8 |
1 |
7 |
Практическое задание. анализ собственной деятельности |
4 |
Специальная физическая подготовка. |
4 |
- |
4 |
Практические задания |
5. |
Техническая подготовка:
|
24
|
2
|
22
|
Практическое задание, тестирование |
6. |
Тактическая подготовка:
|
20 |
1 |
19 |
Практическое задание, наблюдение, тестирование, решение задач |
7. |
Контрольные игры и соревнования.
|
8 |
- |
8 |
Соревнования, анализ деятельности |
8. |
Итоговое тестирование. |
2 |
- |
2 |
Сдача нормативов, тестирование
|
|
Итого: |
70 |
9 |
61 |
|
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. ТБ. (2 ч.)
Теория (2 ч.): Развитие волейбола в России. Значение и место волейбола в системе физического воспитания.
Правила игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Начало игры и подача. Удары по мячу. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Замена игроков. Упрошенные правила игры. Судейская терминология. Места занятий и инвентарь. Площадка в зале, на открытом воздухе, их оборудование и инвентарь. Сетка и мяч. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.
Формы контроля: Устный опрос.
Тема 2. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма.
Теория (1 ч.): Гигиенические требования к занимающимся, местам занятий, инвентарю, спортивной одежде и обуви. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь. Общий режим дня.
Практика (1 ч.): ведение дневника самоконтроля: (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, отношение к занятиям волейболом (с удовольствием - без удовольствия). Данные об изменениях частоты пульса, дыхания, массы тела.
Формы контроля: Устный опрос.
Тема 3. Общая физическая подготовка. (8 ч.)
Теория (1 ч.): Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Практика. (7 ч.): Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса. Преодоление веса и сопротивление партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с высокой амплитудой движений. Упражнения с помощью партнера. Упражнения с гимнастической палкой. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках, лопатках. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий». С перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно, ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис малый (настольный), в волейбол.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов. Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч.
Тема 4. Специальная физическая подготовка. (4 ч.)
Практика. (4 ч.): Бег с остановками и изменениями направления. «Челночный» бег. Бег приставными шагами. Упражнения для развития прыгучести. Упражнения с отягощениями. Специальные прыжковые упражнения. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Формы контроля: практические задания
Тема 5. Техническая подготовка. (24 ч.)
Теория (2 ч.): знакомство со специальными техническими приемами перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирования.
Практика (22 ч.): Техника нападения: Перемещения и стойки, передачи, отбивание мяча кулаком, подачи, нападающие удары.
Техника защиты: перемещения и стойки, прием сверху двумя руками, прием снизу двумя руками, блокирование.
Формы контроля: практические задания, тестирование.
Тема 6. Тактическая подготовка (20 ч.)
Теория (1ч.): научить принимать правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.
Практика (19 ч.): обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как действовать в данной ситуации.
Тактика нападения: индивидуальные действия, групповые действия, командные действия.
Тактика защиты: индивидуальные действия, групповые действия, командные действия.
Формы контроля: практические задания, наблюдение, тестирование, решение задач.
Тема 7. Контрольные игры и соревнования. (8 ч.)
Практика (10 ч.). Двусторонняя игра. Товарищеские игры с командами соседних школ. Итоговые контрольные игры.
Формы контроля: соревнования, анализ деятельности.
Тема 8. Итоговое тестирование (2 ч.)
Практика (2 ч.): Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся предусматривается два раза в год в феврале и апреле учебного года. Обучающихся аттестуют по дисциплинам:
- общая физическая и специальная физическая подготовка;
- техническая подготовка.
Формы контроля: сдача нормативов, тестирование.
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
- овладеют техническими и тактическими приёмами игры волейбол;
- научатся основам индивидуальной, групповой и командной тактики игры волейбол;
- познакомятся с правилами проведения соревнований школьного и районного уровней.
Метапредметные:
- развивается стойкий интерес к волейболу;
- формируется потребность в систематических занятиях спортом, участия в спортивных соревнованиях, стремление к достижению высоких результатов;
- умеют работать в команде;
-умеют выполнять двигательные действия и физические упражнения тренировочных упражнений, специальных заданий и развивающих игр.
Личностные:
- проявление волевых качеств, дисциплинированность.
- научатся самоконтролю.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
№ п/п |
Год обучения |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации |
1 |
1 |
15.09.2023 |
31.05.2024 |
35 |
70 |
70 ч |
2 раза в неделю по 1 часу |
Итоговая 10.05.2024-30.05.2024 |
2.2. Условия реализации Программы
Материально-технические условия:
Спортивный зал (баскетбольная площадка), баскетбольные мяч №5, №6, №7, большие баскетбольные щиты, малые баскетбольные щиты, мячи теннисные, мячи набивные, тренировочные манишки с номерами. Скакали, стойки для прыжков в высоту, планка для прыжков в высоту, маты гимнастические, гимнастический турник, шведская стенка, беговая дорожка, гантели, подкидной мостик.
Информационное обеспечение: Интернет ресурсы, раздаточные материалы, учебно-методическая литература, инструкции по технике безопасности.
Кадровое обеспечение Программы: Программу реализует педагог дополнительного образования Хохлова Елена Александровна, педагогический стаж работы – 12 лет, образование - высшее, 1 квалификационной категории
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
тест, карточки с заданиями, протокол соревнований, протокол промежуточной и итоговой аттестации, карта отслеживания результатов, журнал учета работы педагога дополнительного образования в объединении, журнал по технике безопасности.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: соревнования.
Оценочные материалы:
- входной контроль – проводится в начале года для оценки уровня физических возможностей детей в форме: тестирование, практическое задание;
- текущий контроль проводится в течение года в форме: наблюдение, практическая работа, тестирование;
- итоговый контроль проводится в конце года в форме: контрольное тестирование.
Уровни освоения содержания программы
Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью педагога все предложенные задания
Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания, только с помощью педагога выполняет некоторые предложенные задания.
2.4. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очно.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный; и воспитания: метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, анализ результатов.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Формы организации учебного занятия: ознакомительное занятие, практическое занятие, комбинированное занятие.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативная технология, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия: вводная часть, основная часть, заключительная часть.
Дидактические материалы: шаблоны, инструкции, книги, схемы,
карточки с вопросами и заданиями, демонстрационный материал.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованный педагогам
1. Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М-«Физкультура и
спорт»1979г.
2. А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М- «Физкультура и
спорт»1982 г.
2. Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 1989 г.
3. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов
физ. культуры. – Москва, «Физкультура и спорт» 1991 г.
4. Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений.
5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. –М.: «Просвещение», 2012 г.
6. Матвеев А. П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории. М; Просвещение, 1991 г.
7. Матвеев Е. М. Волейбол. Школа движений. Физическая культура в школе. №4, 2001 г.
8. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 2001 г.
Список литературы, рекомендованный родителям
1. Информационно-рекламная презентация на тему «Волейбол и его влияние на приобщение детей к здоровому образу жизни».
Список литературы, рекомендованный учащимся
1.Брошюра «Правила безопасного поведения на секции волейбол».
2. Буклет «Первая медицинская помощь в спорте».
Приложение 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Анашенская средняя общеобразовательная школа №1
|
|
|
Рабочая программа на 2023-2024 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Волейбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: базовый
Форма реализации программы – очная
|
|
Педагог дополнительного образования: Хохлова Елена Александовна
|
Анаш 2023
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
Номер группы – 1
Возраст учащихся –11-17лет
|
Дата проведения |
Время проведения занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма занятия |
Место проведения |
Планируемые результаты |
Форма контроля/ аттестации |
|
Введение. ТБ. (2 ч.) |
|||||||||
1 |
|
|
1 |
Вводное занятие. ТБ. Развитие волейбола в России; Значение и место волейбола в системе физического воспитания. |
Ознакомительное занятие |
Спортивный зал |
Познакомятся с техникой безопасности в спортивном зале и игровой площадке
|
Устный опрос. |
|
2 |
|
|
1 |
Правила игры в волейбол. |
Ознакомительное занятие |
Спортивный зал |
Познакомятся с основными правилами игры
|
Устный опрос. |
|
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. (2ч.) |
|||||||||
3 |
|
|
1 |
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. |
Теоретическое |
Спортивный зал |
Научаться наблюдать за состоянием организма |
Устный опрос. |
|
4 |
|
|
1 |
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма |
Комбинированное занятие |
Спортивный зал |
Научатся вести дневник наблюдений |
Устный опрос. |
|
Общая физическая подготовка. (8 ч.) |
|||||||||
5 |
|
|
1 |
Влияние физических упражнений на организм человека. |
Комбинированное занятие |
Спортивный зал |
Узнают какое влияние оказывают физические упражнения на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов |
Устный опрос. |
|
6 |
|
|
1 |
Упражнения для развития силы. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся выполнять силовые упражнения |
практические задания, наблюдение, |
|
7 |
|
|
1 |
Упражнения для развития быстроты. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят упражнения необходимые для развития быстроты
|
практические задания, наблюдение, |
|
8 |
|
|
1 |
Упражнения для развития гибкости. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят упражнения на гибкость |
практические задания, наблюдение, |
|
9 |
|
|
1 |
Упражнения для развития ловкости. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят упражнения ждя развития ловкости |
практические задания, наблюдение, |
|
10 |
|
|
1 |
Упражнения типа «полоса препятствий». |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся преодолевать «Полосу препятствий» |
практические задания, наблюдение, |
|
11 |
|
|
1 |
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят упражнения необходимые для развития скоростно-силовые качества |
практические задания, наблюдение, |
|
12 |
|
|
1 |
Упражнения для развития общей выносливости. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Познакомятся со способами развития выносливости |
практические задания, наблюдение, |
|
Специальная физическая подготовка. (4ч.) |
|||||||||
13 |
|
|
1 |
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Ознакомятся со специальными упражнениями |
практические задания, наблюдение, |
|
14 |
|
|
1 |
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Ознакомятся со специальными упражнениями |
практические задания, наблюдение, |
|
15 |
|
|
1 |
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Ознакомятся со специальными упражнениями |
практические задания, наблюдение, |
|
16 |
|
|
1 |
«Челночный» бег. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Овладеют техникой бега 3х10м. |
тестирование |
|
Техническая подготовка. (24 ч.) |
|||||||||
17 |
|
|
1 |
техника подачи мяча. |
Комбинированное занятие |
Спортивный зал |
Научатся передаче мяча сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении) |
практические задания, наблюдение, |
|
18 |
|
|
1
|
техника подачи мяча. |
Комбинированное занятие |
Спортивный зал |
Научаться передаче сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку) |
практические задания, наблюдение, |
|
19 |
|
|
1 |
Техника защиты: Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. |
Комбинированное занятие |
Спортивный зал |
Научатся перемещению в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. |
практические задания, наблюдение, |
|
20 |
|
|
1 1 |
Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Самостоятельно выполнят упражнения |
практические задания, наблюдение, |
|
21 |
|
|
1 |
Прием и передача мяча снизу двумя руками |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Самостоятельно выполнят упражнения |
практические задания, наблюдение, |
|
22 |
|
|
1
|
Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. |
Комбинированное занятие |
Спортивный зал |
Научатся передачи в четверках с перемещением |
практические задания, наблюдение, |
|
23 |
|
|
|
Нижняя прямая (боковая) подача. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся выполнять командные действия |
практические задания, наблюдение, |
|
24 |
|
|
|
Нижняя прямая (боковая) подача. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся выполнять командные действия |
практические задания, наблюдение, |
|
25 |
|
|
|
Подача из-за лицевой линии в пределы площадки. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся выполнению подач |
практические задания, наблюдение |
|
26 |
|
|
|
Приём подачи. Перемещение игроков при подаче и приёме мяча. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Самостоятельно выполнят упражнения в группах, парах |
практические задания, наблюдение |
|
27 |
|
|
|
Верхняя прямая подача с вращением. Учебная игра. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят подачу с вращением |
Игровая практика |
|
28 |
|
|
|
Верхняя прямая подача в прыжке. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Выполнят упражнения в движении |
практические задания, наблюдение |
|
29 |
|
|
|
Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят усложненные передачи |
практические задания, наблюдение |
|
30 |
|
|
|
Атакующие удары. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят атакующие удары в линию |
Игровая практика |
|
31 |
|
|
1 |
Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят нападающий удар с переводом рукой |
практические задания, наблюдение |
|
32 |
|
|
1
|
Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят нападающий удар с переводом рукой |
практические задания, наблюдение |
|
33 |
|
|
1
|
Прямой, нападающий удар. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят прямойнападающийудар. |
Игровая практика |
|
34 |
|
|
1 |
Прямой, нападающий удар. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят прямойнападающийудар. |
Игровая практика |
|
35 |
|
|
1
|
Учебно – тренировочная игра волеёбол. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Самостоятельно выполнят игровые действия |
Игровая практика |
|
36 |
|
|
1 |
Нападающий удар в линию. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят нападающий удар в линию |
Игровая практика |
|
37 |
|
|
1 |
Нападающий удар в линию. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят нападающий удар в линию |
Игровая практика |
|
38 |
|
|
1 |
Нападающий удар по диагонали. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят силовую подачу |
Игровая практика |
|
39 |
|
|
1 |
Нападающий удар по диагонали. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят силовую подачу |
Игровая практика |
|
40 |
|
|
1
|
Учебно – тренировочная игра волеёбол. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Самостоятельно выполнят игровые действия
|
Игровая практика |
|
Тактическая подготовка (20 ч.) |
|||||||||
41 |
|
|
|
Индивидуальные тактические действия: выбор и способ отбивания мяча через сетку. Учебная игра. |
Комбинированное занятие |
Спортивный зал |
Освоят индивидуальные тактические действия |
практические задания, наблюдение |
|
42 |
|
|
1
|
Командные действия игроков в игровых ситуациях |
Комбинированное занятие |
Спортивный зал |
Узнают о технических возможностях нападения и защиты |
Решение задач |
|
43 |
|
|
1 |
Действия игроков в разных игровых зонах площадки |
Теоретическое занятие |
Спортивный зал |
Познакомятся с быстрыми атаками и обманными движениями |
Решение задач |
|
44 |
|
|
1
|
Групповые тактические действия в нападении. Подвижные игры. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят действие в нападении |
Игровая практика |
|
45 |
|
|
1
|
Взаимодействие игрока зоны 6 с игроком зоны 3. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят пошаговые действия |
Игровая практика |
|
46 |
|
|
1 |
Учебно – тренировочная игра |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Отработают действия в нападении на практике |
Игровая практика |
|
47 |
|
|
1
|
Подачи по определенным зонам. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Передача мяча через сетку по определенным зонам. |
Игровая практика |
|
48 |
|
|
1
|
Неожиданные передачи мяча через сетку. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
ознакомятся с неожиданными передачами мяча через сетку |
Игровая практика |
|
49 |
|
|
1 |
Система игры в защите «углом вперед». |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Ознакомятся с системой защиты « углом вперед» |
Игровая практика |
|
50 |
|
|
1 |
Система игры в защите «углом вперед». |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Ознакомятся с системой защиты « углом вперед» |
Игровая практика |
|
51 |
|
|
1 |
Система нападения через связующего игрока передней линии. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят систему нападения |
практические задания, наблюдение |
|
52 |
|
|
|
Система нападения через связующего игрока передней линии |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят систему нападения |
практические задания, наблюдение |
|
53 |
|
|
1
|
Система нападения через связующего игрока задней линии. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят систему нападения |
практические задания, наблюдение |
|
54 |
|
|
1 |
Индивидуальные тактические действия связующего игрока. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят индивидуальные тактические действия связующего игрока. |
практические задания, наблюдение |
|
55 |
|
|
1
|
Индивидуальные тактические действия связующего игрока. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят индивидуальные тактические действия связующего игрока |
практические задания, наблюдение |
|
56 |
|
|
1
|
Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся Применению навыков в игре, выполняя задания |
Игровая практика |
|
57 |
|
|
1 |
Групповое блокирование.
|
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят групповые приемы блокирования |
Игровая практика |
|
58 |
|
|
1
|
Групповое блокирование.
|
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят групповые приемы блокирования |
Игровая практика |
|
59 |
|
|
1
|
Командные действия в защите. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят приемы командной защиты в игре |
Тестирование |
|
60 |
|
|
1 |
Командные действия в защите. |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Освоят приемы командной защиты |
Тестирование |
|
Контрольные игры и соревнования. (8 ч.) |
|||||||||
61 |
|
|
1
|
Двусторонняя игра волейбол |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся применению навыков в игре, |
Игровая практика |
|
62 |
|
|
1
|
Двусторонняя игра волейбол |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся применению навыков в игре, |
Игровая практика |
|
63 |
|
|
1 |
Двусторонняя игра волейбол |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся применению навыков в игре, |
Игровая практика |
|
64 |
|
|
1
|
Двусторонняя игра волейбол |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся применению навыков в игре, |
Игровая практика |
|
65 |
|
|
1
|
Двусторонняя игра волейбол |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся применению навыков в игре, |
Игровая практика |
|
66 |
|
|
1 |
Двусторонняя игра волейбол |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Научатся применению навыков в игре, |
Игровая практика |
|
67 |
|
|
1
|
Итоговая аттестация |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
|
сдача нормативов |
|
68 |
|
|
1 |
Итоговая аттестация |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
|
Тестирование |
|
69 |
|
|
1
|
Контрольные игры и соревнования |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Продемонстрируют работу в команде |
анализ деятельности |
|
70 |
|
|
1
|
Контрольные игры и соревнования |
Практическое занятие |
Спортивный зал |
Продемонстрируют работу в команде |
анализ деятельности |
|
Приложение 2
Средства контроля
По разделу программы «Волейбол»:
1. Верхняя и нижняя передача мяча. Высота взлета мяча не менее метра, стоя в кругу диаметром 2м.
2. Передача мяча в парах через сетку (кол-во раз). Техника.
Оценка верхней и нижней передачи мяча. Передача мяча через сетку (юноши)
Группа |
Оценка |
|||
Отлично (5 баллов) |
Хорошо (4 балла) |
Удовлет. (3 балла) |
Неудовлет. (2 балла) |
|
1 группа |
15 и более |
14-12 |
11-9 |
8 и менее |
2 группа |
20 и более |
19-16 |
15-12 |
11 и менее |
Оценка верхней и нижней передачи мяча. Передача мяча через сетку (девушки)
Группа |
Оценка |
|||
Отлично (5 баллов) |
Хорошо (4 балла) |
Удовлет. (3 балла) |
Неудовлет. (2 балла) |
|
1 группа |
12 и более |
11-9 |
8-6 |
5 и менее |
2 группа |
14 и более |
13-10 |
9-8 |
7 и менее |
1. Подача мяча в пределах площадки из 5 подач (количество раз).
Оценка подачи мяча (юноши)
Группа |
Оценка |
|||
Отлично (5 баллов) |
Хорошо (4 балла) |
Удовлет. (3 балла) |
Неудовлет. (2 балла) |
|
1 группа |
4 и более |
3 |
2 |
1 и менее |
2 группа |
4 и более |
3 |
2 |
1 и менее |
Оценка подачи мяча (девушки)
Группа |
Оценка |
|||
Отлично (5 баллов) |
Хорошо (4 балла) |
Удовлет. (3 балла) |
Неудовлет. (2 балла) |
|
1 группа |
3 и более |
2 |
1 |
и менее |
2 группа |
3 и более |
2 |
1 |
и менее |
2. Нападающий удар в заданную часть площадки (количество раз).
Оценка подачи мяча (юноши)
Группа |
Оценка |
|||
Отлично (5 баллов) |
Хорошо (4 балла) |
Удовлет. (3 балла) |
Неудовлет. (2 балла) |
|
1 группа |
1 и менее |
- |
- |
- |
2 группа |
2 и более |
1 и менее |
- |
- |
Оценка подачи мяча (девушки)
Группа |
Оценка |
|||
Отлично (5 баллов) |
Хорошо (4 балла) |
Удовлет. (3 балла) |
Неудовлет. (2 балла) |
|
1 группа |
1 и менее |
- |
- |
- |
2 группа |
2 и более |
1 и менее |
- |
- |
3. Физическая подготовка
№ |
Физические способности |
Контрольные упражнения (тесты) |
Юноши |
Девушки |
||||
Отлично
|
Хорошо
|
Удовлет.
|
Отлично
|
Хорошо
|
Удовлет.
|
|||
1. |
Координационные способности |
Челночный бег 4х9 м. |
8,6 |
9,0 |
9,3 |
9,0 |
9,5 |
10,0 |
Челночный бег 10х10 м. |
23 |
25 |
27 |
28 |
30 |
32 |
||
5 м за 15 минут (количество метров) |
60 |
50 |
55 |
55 |
50 |
45 |
||
4 кубика |
38 |
40 |
43 |
44 |
46 |
48 |
||
2. |
Скоростно-силовые |
Прыжки со скакалкой за 1 минуту. |
100 |
90 |
85 |
85 |
70 |
65 |
Выпрыгивание из полного приседа (количество раз за 1 мин). |
30 |
25 |
20 |
18 |
15 |
12 |
||
3. |
Силовые |
Подтягивания на перекладине (отжимания от пола). |
10 |
8 |
6 |
7 |
6 |
5 |
20 |
18 |
15 |
12 |
10 |
8 |
Приложение 3
Протокол результатов итоговой аттестации учащихся
Форма оценки результатов: 5 бальная
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
Дата проведения аттестации |
Форма аттестации |
Итоговая оценка (балл) |
Полнота освоения программы (%) |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
Приложение 4
Методические материалы
№ |
Тема программы |
Форма организации и проведения занятия |
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1 |
Теоретические сведения: Общие основы волейбола ПП и ТБ. |
Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная. |
Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. |
Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства. |
Вводный, положение о соревнованиях по волейболу. |
2 |
Техническая и тактическая подготовка волейболиста. |
Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах. |
Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в группах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. |
Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция. |
Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование. |
3 |
Общефизическая подготовка волейболиста. |
Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная. |
Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки. |
Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего. |
Тестирование, карточкисудьи, протоколы. |
4 |
Специальная подготовка волейболиста. |
Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах. |
Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в группах, тренировки, наглядный показ педагогом. |
Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего. |
Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест.
|
5 |
Игровая подготовка волейболиста, соревнования. |
Групповая, подгрупповая, коллективно-групповая. |
Практические занятия, упражнения в группах, тренировки, учебная игра. |
Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи. |
Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.