Рабочая программа воскресной школы
Оценка 5

Рабочая программа воскресной школы

Оценка 5
docx
11.01.2021
Рабочая программа воскресной школы
доп. ИЗО (1).docx

Согласовано                                                 Утверждаю

_________________                                       ________________________

Настоятель храма                                         Директор воскресной

Рождества Христова                                     учебно-воспитательной группы

с.Иловай - Рождественское                           храма Рождества Христова

протоиерей  Сергий  Баев                              с. Иловай - Рождественское

«__»__________2015 года                                 Мещерякова Екатерина Юрьевна

                                                             «__»__________2015 года

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

дополнительного образования

«Изобразительное искусство»

(начальная ступень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Первомайский

                               Пояснительная записка

Искусство – Божий дар людям. Оно соединяет нас с Богом тогда, когда мы стремимся постигать его духовным взором: в Боге, истине и красоте. Красота и гармония мира, переданная художником в произведении, заостряет внимание человека, заставляет задуматься о Творце мироздания в его целостности и многообразии.

Программа «Изобразительное искусство»  составлена на основе программы общеобразовательной  школы, с учетом особенностей и традиций христианской православной веры.

Художественное образование – один из важнейших способов  развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Изучение программы по изобразительному искусству направлено на овладение элементарными навыками художественного письма, получение знаний о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира, что способствует не только художественно-эстетическому образованию, но и духовно-нравственному развитию ребенка. Хочется отметить  духовно-нравственную направленность, так как помогает формированию личности ребенка средствами духовного искусства.

Рассчитана программа на один года обучения в объѐме 28 часов.

Программа «Изобразительное искусство» направлена на достижение следующих целей и задач.

Цель: развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно-творческого решения общей учебной задачи.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

1.        Закрепление материала, изученного на вероучительных предметах.

2.         Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.

3.        Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.

4.        Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т.д.

5.        Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).

6.        Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок.

7.        Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).

8.        Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.

Занятия изобразительным искусством помогают формированию нравственности и познания христианской культуры, укреплению веры в Бога, умению увидеть и познать красоту окружающего мира как творения Божия, приобщить к миру искусства, познакомить с произведениями живописи и иконописи, художниками и иконописцами.  Занятия  тесно связаны с уроками Закона Божия и церковным календарем.

 

При организации учебно-познавательной деятельности по изобразительному искусству уместно использовать различные методы работы: словесные; наглядные; практические; проблемно-поисковые.

 

Занятия по изобразительному искусству сопровождаются беседами о любви, сострадании, уважении и милосердии к людям, помощи больным, слабым, заботы о ближнем, о добре и зле.

Наряду с учебными занятиями программой предусмотрены выставки, праздники (Рождество, Пасха и др.), конкурсы, в ходе которых дети имеют возможность получить дополнительные знания о народных традициях.

 

При освоении программы  «Изобразительное искусство» должны быть достигнуты следующие результаты обучения и воспитания.

 

Предметные результаты.

Воспитанники должны  знать:

×          основы цветоведения, композиции;

×          ведущие элементы изобразительной грамоты: линия, штрих, тон в рисунке и в живописи;

×          понятия: линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

×          отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства.

Воспитанники должны  уметь:

×          передавать настроение в работе;

×          передавать на бумаге форму и объем предметов, соотносить их в пространстве и в соответствии с этим – изменять размеры;

×          выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

×          владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал.

 

Личностные результаты:

×          проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

×          проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

×          проявлять способность к эстетической и нравственной  оценке произведений искусства,

×          оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

×          творчески откликаться на события окружающей жизни;

×          умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название темы

Количество часов, отведенное на изучение темы

Теоретических 

 Практических

1

Введение. «Наш удивительный мир»

Рисунок мира по представлению.

1

 

1

2

Создание человека. Рисунок «Бабочка».  

1

0,5

0,5

3

Рождество Богородицы. Рисунок осеннего пейзажа акварелью.

1

0,5

0,5

4

Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами  платок.

1

0,5

0,5

5

Закон Божий и дела людей. Рисунок «Добрые дела людей».

1

0,5

0,5

6

Библейские персонажи. Рисование положительных персонажей.

2

1

1

7

Слово – дар Божий человеку. Оформление краткой молитвы орнаментом по древнерусским мотивам.

2

1

1

8

Вводится Дева во храм. Рисунок зимнего пейзажа акварелью.

1

0,5

0,5

9

Ангел и ангельский мир. Изготовление ёлочной игрушки «Ангел».

2

0,5

1,5

10

Пост - заповедь Божия. Рисование натюрморта.

2

1

1

11

Рождество Христово. Рисунок- пейзаж «Рождественская ночь»

2

1

1

12

От Рождества до Крещения Господня. Зимний пейзаж «У реки».    

2

1

1

13

Сретение Господне. Рисунок маленького птенчика.

1

0,5

0,5

14

Прощеное воскресение. Рисование натюрморта «Блинная трапеза»

1

0,5

0,5

15

Евангельские притчи. Рисунок на тему одной из притч.

2

1

1

16

Благовещение Пресвятой Владычицы. Рисунок «Первые весенние цветы»

1

0,5

0,5

17

Вход Господень в Иерусалим. Рисование веточки вербы

1

0,5

0,5

18

 Пасха – великий праздник. Пасхальные узоры. Роспись яиц.

2

1

1

19

Храмы. Фрески. Графическое решение архитектурного облика храма.

 

1

0,5

0,5

20

«День славянской культуры и письменности». Рисунок буквы.

1

0,5

0,5

 

 

28

13

15

 

Основное содержание программы

 

1.     «Наш удивительный мир» (1 час)

Теория. Бог в природе. Что сделал непостижимый Бог, чтобы явить Себя людям

Практическая часть.  Рисунок мира по представлению.

 

2.     Создание человека (1 час) 

Теория. Человек – венец творения. Душа человека. Жизнь первых людей в Раю. Забота людей о живой природе и всем мире.

Практическая часть. Рисунок «Бабочка». Райский сад на крыльях бабочки с одной стороны, осень – с другой.

 

3.     Рождество Богородицы  (1 час)

Теория. Предание о рождении Девы Марии. Богородичные иконы. Разнообразие цветовых оттенков.

Практическая часть. Рисунок осеннего пейзажа акварелью.

 

4.     Покров Пресвятой Богородицы (1 час)

Теория. История праздника Покров Пресвятой Богородицы.

Практическая часть. Декоративное рисование. Украшаем узорами  платок.

 

5.     Закон Божий и дела людей (1 час)

Теория. Дарование Закона. Как жить по заповедям Божиим?

Практическая часть. Рисунок «Добрые дела людей»

6.     Библейские персонажи (2 часа)

Теория. Жизнь людей после грехопадения. Положительные и отрицательные персонажи Библии.

Практическая часть. Рисование положительных персонажей.

 

7.     Слово – дар Божий человеку  (2 часа)

Теория. О молитве. Слово Божие и слово человеческое.

Практическая часть. Оформление краткой молитвы орнаментом по древнерусским мотивам.

 

8.     Вводится Дева во храм (1 час)

Теория. Пресвятая Богородица как предначалие Нового Завета. Рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Практическая часть.  Рисунок зимнего пейзажа акварелью.

 

9.     Ангел и ангельский мир (2 часа)

Теория. Кто такие Ангелы-хранители? Значение цвета в православии.

Практическая часть.  Изготовление ёлочной игрушки «Ангел».

 

10.   Пост - заповедь Божия (2 часа)

Теория. Пост - это труд, но труд радостный. Виды поста. Предметный ряд в натюрморте как выражение смыслового начала.

Практическая часть.  Рисование натюрморта.

 

11.  Рождество Христово (2 часа)

Теория. Рождество как живописный сюжет. Рождество Христово в русской живописи.

Практическая часть. Рисунок- пейзаж «Рождественская ночь»

 

12.  От Рождества до Крещения Господня (2 часа) 

Теория. Святки. История празднования Святок на Руси. Крещение Господа в Иордане. Крещенская вода и ее чудесные свойства.

Практическая часть. Зимний пейзаж «У реки»

 

13.  Сретение Господне (1 час)

Теория. История праздника. Народные обычаи и приметы на Сретенье. Цветовая гамма.

Практическая часть.  Рисунок маленького птенчика.

 

14.  Прощеное воскресение (1 час)

Теория. Прощеное воскресение – как мост, ведущий к Великому посту. Масленица. Предметный ряд в натюрморте как выражение смыслового начала.

Практическая часть.  Рисование натюрморта «Блинная трапеза»

 

15.  Евангельские притчи (2 часа)

Теория. Что такое притча. Композиционные приёмы в выделение главного и второстепенного.

Практическая часть.  Рисунок на тему одной из притч.

 

16.  Благовещение Пресвятой  Богородицы(1 час)

Теория. Благовещение — один из самых распространенных сюжетов русского иконописания. Декоративность цветового решения в композиции.

Практическая часть.  Рисунок «Первые весенние цветы»

 

17.  Вход Господень в Иерусалим (1 час)

Теория.  Вербное воскресенье. Смысл праздника. Разнообразие оттенков в окружающей действительности.

Практическая часть. Рисование веточки вербы

 

18.  Пасха – великий праздник (2 часа)

Теория. Праздников праздник и торжество из торжеств. История праздника. Разнообразие форм предметов окружающей действительности. Зависимость размещения узора от формы предмета.

Практическая часть. Пасхальные узоры. Роспись яиц.

 

19.  Храмы. Фрески (1 час)

Теория. Понятие храма. Значение храма в православии. Архитектура и символика храма.

Практическая часть.  Графическое решение архитектурного облика храма.

 

20.  День славянской культуры и письменности (1 час)

Теория. Учителя словенские Кирилл и Мефодий. Славянский язык – богослужебный  язык Церкви. Декоративность цветового решения в композиции.

Практическая часть.  Рисунок буквы.

 

В работе  используются различные нетрадиционные техники рисования.

 

Тычок  жесткой  полусухой  кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,  заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

Рисование  пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Рисование  ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Скатывание  бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 

Оттиск  поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 

Оттиск  пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск  смятой  бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

 

Восковые  мелки  +  акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

 

Свеча  +  акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

Информационное и материально-техническое

обеспечение  учебно-воспитательного процесса

Для успешного преподавания  необходимы определенные условия:

×          наличие учебного кабинета, учебной доски;

×          наличие необходимых технических средств: компьютер, медиапроектор;

×          наличие учебных пособий: иллюстрированный материал, репродукции икон и картин художников;

×          видеозаписи, диски;

×          инструменты и материалы: цветные и простые карандаши, кисти, ножницы, клей, акварельные краски, пастель, гуашевые краски, восковые мелки, бумага акварельная, цветная бумага, картон.

 

Учебная литература для педагога

×          Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 – 4 кл. /Скребцова М. А.. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

×          Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

×          Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. – 1991. - № 6. – с. 45.

×          Виноградова Г. Уроки рисования с натуры: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1980.

Учебная литература для воспитанников и родителей

×          Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. – СПб.,  2005.

×          Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

×          Барило О.С. Православие для детей. – Кострома, 2002.

×          Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1977.

 

Форма контроля и оценки достижений воспитанников

Приоритетную роль в оценке результатов по программе «Изобразительное искусство» выполняют такие формы контроля и оценки, как представление  творческих работ на выставках к праздникам, а также участие в различных конкурсах.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Согласовано

Согласовано

Пояснительная записка Искусство –

Пояснительная записка Искусство –

Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок

Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок

Личностные результаты: × проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; × проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; × проявлять способность к эстетической и нравственной оценке…

Личностные результаты: × проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; × проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; × проявлять способность к эстетической и нравственной оценке…

Вводится Дева во храм. Рисунок зимнего пейзажа акварелью

Вводится Дева во храм. Рисунок зимнего пейзажа акварелью

Вход Господень в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим.

Теория. Жизнь людей после грехопадения

Теория. Жизнь людей после грехопадения

Теория. Что такое притча. Композиционные приёмы в выделение главного и второстепенного

Теория. Что такое притча. Композиционные приёмы в выделение главного и второстепенного

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет

Учебная литература для воспитанников и родителей ×

Учебная литература для воспитанников и родителей ×
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2021