Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Большелуг
Утверждено
Приказ № 38 от 01.06.2020 г
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Школа юного экскурсовода»
Направленность: туристско-краеведческая
Возраст обучающихся – 12-14 лет
Срок реализации программы –2 года обучения
Автор-составитель – Старцева Эльвира Александровна,
учитель коми языка и литературы
Большелуг
2020
Содержание.
Раздел 1. Основные характеристики программы дополнительного образования………...3
1.1. Пояснительная записка………..………………………………………………………3
1.2. Цели и задачи программы……….…………………………………………………….4
1.3. Содержание программы……………………………………………………………….7
1.3.1. Учебно-тематический план……………………………………………………......7
1.3.2. Содержание курса внеурочной деятельности……………………………………9
1.4. Планируемые результаты освоения программы ……………………………………10
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы воспитательной деятельности..………………………………………………………………..13
2.1. Календарно тематическое планирование……………..………………………………13
2.2. Условия реализации программы……………………………………………………...15
2.2.1. Материально-техническое обеспечение…………………………………….........15
2.2.2. Информационное обеспечение обучения………………………………………..15
2.3. Форма аттестации………………………………………………………...……………16
2.4. Список литературы…………………………………………………………………….18
1. Основные характеристики программы дополнительного образования
1.1 Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Школа юного экскурсовода» разработана для занятий с обучающимися 5-7 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, составлена с учётом нормативных документов:
1.Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом МОИ РФ от 6.10.2009». 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009». 3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС 000.
В качестве методических пособий при составлении программы были использованы пособия:
1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011
2. Смирнов А.В. Программа научно-познавательного направления «Юные музееведы», Издательство «Просвещение», 2010
3. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011
Программа рассчитана для обучающихся 12-14 лет на два года обучения из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий – 40 минут. Наполняемость группы не более 8 человек. Отдельные темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением членов семьи, экскурсионная и поисково-исследовательская деятельность. Место проведения: школьный музей «История села». При проведении встреч, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него. Впоследствии эти же школьники смогут углубленно изучать музейное дело в объединении «Активисты школьного музея».
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного, общекультурного и интеллектуального становления подрастающего поколения, знакомство подростков с музейным пространством, привитие любви к малой Родине, родному краю, к школе. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. В ходе обучения ведется также работа по развитию мышления, познавательных способностей и творческих сил, формированию мировоззрения и нравственных качеств. Эстетическое воспитание ставит целью научить молодое поколение понимать и ценить прекрасное в природе, обществе, труде и взаимоотношениях людей, в произведениях литературы и искусства, а также сформировать умение создавать прекрасное в процессе своей деятельности. В деле нравственного воспитания большое значение имеет знакомство с окружающим миром. На замечательных примерах жизни и деятельности людей мы имеем возможность воспитывать лучшие моральные чувства, первые этические понятия и навыки общественного поведения детей. Постепенно воспитываются бережное отношение к вещам, дружелюбное отношение к товарищам, уважение к старшим, любовь к Родине, малой Родине, школе.
Углубленное знакомство учащихся с историей своего края, страны, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу (на войне ли, в мирные ли дни) вызывает чувство любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания оставляют след на всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они не выбрали.
Новизной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетентностей, видов и способов деятельности (УУД). Актуальность представленной программы видится в том, что экскурсоведение рассматривается как одно из эффективных средств изучения истории школы, города, района, края и как одна из форм общественно-полезной деятельности учащихся.
1.2 Цели и задачи программы
Цель - создание условий для формирования теоретической, методической и практической компетентности обучающихся в области экскурсионной деятельности.
Поставленная цель обеспечивается решением следующих задач:
• Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее.
• Научить приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода. Освоить методику проведения экскурсии.
• Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.
• Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую
инициативу.
• Подготовка экскурсий для школьников и гостей музея.
• Формирование правил общения между людьми
• Формирование коммуникативных компетенций,
• Воспитание информационной грамотности, умение анализировать и синтезировать информацию
• Укреплять интерес к профессии экскурсовода
Задачи 1 года обучения:
Образовательные:
– способствовать формированию знаний о краеведении, музейном деле;
– формировать умение комплектовать фонды школьного музея, обеспечивать учет и хранение их;
– способствовать формированию навыков поисковой работы, самостоятельной работы с литературой, краеведческими источниками.
Воспитательные:
– пробудить интерес и уважение к малой родине, к изучению истории и культуры родного села;
– приобщить учащихся к духовным ценностям своего народа;
– способствовать формированию культуры совместной работы, общения в коллективе, взаимопомощи и поддержки.
Развивающие:
– пробудить творческую активность ребенка;
– расширить кругозор;
– раскрыть индивидуальные способности;
– развить патриотические чувства.
Задачи 2-ого года обучения
Образовательные:
– расширить знания о краеведении, музейном деле;
– формировать навыки исследовательской деятельности, подготовки и представления экскурсии, доклада;
– формировать умение проведения экскурсии или тематической беседы;
Воспитательные:
– способствовать поддерживанию интереса и уважения к малой родине, к изучению, сохранению и популяризации истории и культуры родного села;
– способствовать формированию духовной культуры и потребности постоянно совершенствовать свой духовный мир;
– формировать культуру речи, культуру делового и дружеского общения со сверстниками, взрослыми, гостями.
Развивающие:
– развивать познавательную и творческую активность;
– развить индивидуальные способности;
– развивать практические умения и навыки исследовательской работы: умение ставить задачи, находить решения, анализировать полученные результаты, доводить начатое дело до конца.
Особенности построения занятий:
1. Теоретическая часть даёт возможность создания правильной позиции деятельности экскурсовода. Создаёт платформу для научной организации труда и основных направлений исследовательской деятельности.
2. Организация занятий в форме исследования - это одна из главных особенностей краеведческой работы. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания, которые необходимы для проведения грамотной экскурсии.
3.
Экскурсия - основная цель обучения. Экскурсионная
деятельность является
важной составляющей в
воспитательной деятельности и развитии у детей чувства патриотизма, заинтересованности к
познанию своего города, своей страны,
ее истории и культуры, способствует решению задач социальной адаптации
учащихся. Изучение прошлого, настоящего и будущего в целом открывает возможности установления
непосредственной связи времен, межпредметных
и внутрипредметных курсов по истории, литературе, истории Коми края и мировой художественной культуре.
Методы и формы познавательной деятельности:
Экскурсоводом может быть ученик, заинтересованный работой в музее, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям. Изучение истории родного края, музееведение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками. Основными методами следует считать:
· словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
· метод демонстраций (использование схем, карт);
· частично- поисковый ( метод работы с дополнительной литературой);
· метод упражнения ( вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсий).
· наглядный – посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий из фонда музея;
· исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея, семейных архивов для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Формы работы: групповые, индивидуальные, парные. Это – беседы, обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музея. Особое внимание уделяется работе над речью экскурсовода. Учащиеся должны овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
· вести устный диалог на заданную тему;
· участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
· участвовать в работе конференций, чтений
· работать с классическими источниками информации
· умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
· умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
· навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
· навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование;
· навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
· умения оформлять доклад, исследовательскую работу, презентацию.
Межпредметные связи:
* с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов;
* с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, использование рисунков при защите проектов;
* с географией: начальные умения и навыки работы с топонимическим материалом своего региона, работа с картами, умение составлять туристско-краеведческий маршрут;
* с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ, составление презентации.
1.3 Содержание программы
Жизнь современного подростка качественно отличается от той, которой жили люди старших поколений. Сегодняшний ученик имеет доступ к большому числу источников информации, пользуется интернетом. Подрастающее поколение живет в быстроизменяющемся, сложном, противоречивом мире, развитие которого порой непредсказуемо. Прямо или через средства связи и информации школьники общаются с огромным количеством людей, имеющих разные взгляды и подходы к жизни, нередко принадлежащих к разным культурным средам. Сегодня на них оказывают мощное влияние культурные и исторические традиции, сформировавшиеся как в нашей стране, так и за ее пределами. Как помочь ребенку найти свое место в этом многоликом мире? Как пробудить в нем интерес к активному жизнетворчеству? Как научить его бесконфликтно сосуществовать в социуме с иными людьми, уметь общаться, понимать и ценить традиции своего народа и одновременно обладать достаточно гибким мышлением, быть открытым к историческому опыту иных народов, отстаивая свои взгляды, свою точку зрения? В какой-то мере эти вопросы решает школа экскурсоводов, существующая при Музее истории школы. Экскурсионная работа является важной составляющей в воспитательной деятельности и развитии у детей чувства патриотизма, заинтересованности к познанию своего города, своей школы, своей страны, ее истории и культуры, способствует решению задач социальной адаптации учащихся.
Всякая экскурсия предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, поэтому экскурсанты получают на ней определенные знания, навыки, умения. Иногда на хорошей экскурсии человек получает ответы на вопросы, которые мучают его давно, когда ни книги, ни телевидение, ни кино - никто и ничто не помогли их разрешить. Занимаясь в школе экскурсоводов, школьник расширяет свой кругозор, оказывает помощь другим в освоении действительности. Воспитательная цель будет достигнута, если школьник станет чуточку добрее, милосерднее, терпимее к ближнему, к природе, к той среде, в которой он живет.
1.3.1 Учебно-тематический план программы
№ п/п |
Содержание программы |
Учебные часы |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
|
Раздел 1. Введение. |
2 |
1 |
3 |
1. |
Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические, биологические, биографические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. |
1 |
|
1 |
2. |
Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. |
1 |
|
1 |
3. |
О чем рассказывает наш школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. |
|
1 |
1 |
|
Раздел 2. Экскурсия – одна из основных форм работы музея. |
3 |
2 |
5 |
4. |
Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др. |
1 |
1 |
2 |
5. |
Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой экскурсоводов. |
2 |
1 |
3 |
|
Раздел 3. История экспонатов, представленных в экспозиции. |
3 |
2 |
5 |
6. |
Экспонаты, подаренные музею ветеранами войны и труда. |
1 |
1 |
2 |
7. |
Фотоэкспонаты. |
1 |
|
1 |
8. |
Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы. |
1 |
1 |
2 |
|
Раздел 4. Фонды музея. |
3 |
9 |
12 |
9. |
Основной фонд: вещественные, письменные источники. |
1 |
3 |
4 |
10. |
Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека музея. |
1 |
1 |
2 |
11. |
Учет фондов. Инвентарная книга. |
1 |
5 |
6 |
|
Раздел 5. Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии. |
3 |
6 |
9 |
12. |
Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Библиография. |
1 |
1 |
2 |
13. |
Как работать с газетами, журналами, книгами. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии |
1 |
1 |
2 |
14. |
Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий. |
1 |
4 |
5 |
|
Всего за 1-ый год обучения |
14 |
20 |
34 |
|
Раздел 6. Требования к экскурсоводу |
2 |
2 |
4 |
15. |
Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода. |
1 |
|
1 |
16. |
Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Рассказ экскурсовода. |
1 |
1 |
2 |
17. |
Что такое ораторское искусство. Практикум (упражнения на дыхание, скороговорки) |
|
1 |
1 |
|
Раздел 7. Основные требования к экскурсии. |
5 |
21 |
26 |
18. |
Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы. |
1 |
2 |
3 |
19. |
Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии |
1 |
3 |
4 |
20. |
Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты. Содержание экскурсии. |
1 |
1 |
2 |
21. |
Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. |
|
2 |
2 |
22. |
Отработка и сдача тематической экскурсии. |
|
3 |
3 |
23. |
Отработка и сдача обзорной экскурсии. |
|
3 |
3 |
24. |
Обсуждение, анализ проведенных экскурсий. |
|
2 |
2 |
25. |
Как подготовить доклад, выступление, презентацию |
2 |
5 |
7 |
26. |
Экскурсии в музеи Корткеросского района и РК. |
|
4 |
4 |
|
Всего за 2-ой год обучения |
6 |
28 |
34 |
|
Всего за 2 года обучения |
21 |
47 |
68 |
1.3.2 Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Введение (3 часа)
Цели и задачи кружка. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. О чем рассказывает школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.
Практическая часть: расписать основные разделы экспозиции школьного музея «Истрия села».
Раздел 2. Экскурсия – одна из основных форм работы музея (5 часов)
Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «профиль», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др. Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Экскурсия. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии. «Портфель» экскурсовода. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой экскурсоводов. Знакомство с архивом, экспозициями, экспонатами школьного музея. Экскурсия в школьном музее.
Практическая часть: 1) поделиться впечатлениями о посещении музея в своей семье; 2) обсудить «плюсы» и «минусы» экскурсии, проведенной старшеклассниками-экскурсоводами.
Раздел 3. История экспонатов, представленных в экспозиции (5 часов)
Экспонаты, подаренные музею ветеранами войны и труда. Фотоэкспонаты. Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы. Атрибуция музейных предметов.
Практическая часть: 1) оформить «словарик» из музейных понятий; 2) описать музейный предмет – экспонат.
Раздел 4. Фонды музея (12 часов)
Основной фонд: вещественные, письменные источники. Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека музея. Учет фондов. Инвентарная книга.
Практическая часть: оформление инвентарной книги – учет фондов.
Раздел 5. Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии (9 часов)
Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: газеты и журналы, книги, дневники, письма, воспоминания, фотографии, вещественные памятники (символы, атрибуты, личные вещи и т. д.). Библиография. Справочно-библиографические материалы.
Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Изучение отдельных событий, их описание (факты, цифры, выдержки из документов и воспоминаний, цитаты). Рассказы о людях – участниках знаменательных событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
Практическая часть: 1) найти из газет, книг материал о родственниках- участниках Великой Отечественной войны или тружениках тыла; 2) взять интервью у тех, чья судьба связана с историей школы (учителя-ветераны, работающие педагоги, труженики тыла Великой Отечественной войны и т.д.).
Раздел 6. Требования к экскурсоводу (4 часа)
Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода. Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Что такое ораторское искусство.
Практическая часть: 1) прочитать прозу, стихотворения; 2) выполнить упражнения на дыхание, произнести скороговорки.
Раздел 7. Основные требования к экскурсии (26 часов)
Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы. Показ и анализ определенных экспонатов. Рассказ экскурсовода. Технические средства сопровождения экскурсии: мультмедийные презентации, компьютер. Экранно-звуковые средства в музее: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, грампластинки, магнитные записи. Использование техники в работе школьного музея. Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты. Содержание экскурсии. Отработка и сдача экскурсии. Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. Отработка и сдача тематической экскурсии. Отработка и сдача обзорной экскурсии. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.
Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.).
Проведение виртуальной экскурсии в музее.
Практическая часть: 1) составить текст экскурсии определенной тематики; 2) подготовить презентацию экскурсии; 3) провести экскурсию для младших школьников.
Несколько часов используются также для посещения школьных музеев района, проведения экскурсий в музее школы (4 часа).
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
1) понимание роли личности в истории России;
2) изучение истории Коми края, Корткеросского района, родного села, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры;
3) изучение жизнедеятельности знаменитых людей Коми края, района, села;
4) представление о произведениях художественного и литературного творчества;
5) владение информацией о героическом прошлом района;
6) освоение основ экскурсионной грамотности;
7) использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
8) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
9) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
12) овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4) овладение элементарными правилами нравственного поведения, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
· Приобретение учащимися знаний об истории, культуре Коми края, Корткеросского района, родного села, знать историю своей семьи.
· Использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии).
· Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
· Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться |
Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
|
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: · Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); · Целеполагать (ставить и удерживать цели); · Планировать (составлять план своей деятельности); · Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); · Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; · Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
|
Ожидаемые результаты:
– знакомство и усвоение таких понятий, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд;
– развитие внимания, восприятия, наблюдательности, разных форм мышления, речи;
– формирование широкого кругозора;
– овладение практическими навыками экскурсовода.
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
|
||
Количество часов |
Дата проведения |
Дата проведения (по факту) |
||
|
Раздел 1. Введение. |
3 |
|
|
1. |
Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические, биологические, биографические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. |
1 |
|
|
2. |
Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. |
1 |
|
|
3. |
О чем рассказывает наш школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. |
1 |
|
|
|
Раздел 2. Экскурсия – одна из основных форм работы музея. |
5 |
|
|
4. |
Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др. |
2 |
|
|
5. |
Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой экскурсоводов. |
3 |
|
|
|
Раздел 3. История экспонатов, представленных в экспозиции. |
5 |
|
|
6. |
Экспонаты, подаренные музею ветеранами войны и труда. |
2 |
|
|
7. |
Фотоэкспонаты. |
1 |
|
|
8. |
Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы. |
2 |
|
|
|
Раздел 4. Фонды музея. |
12 |
|
|
9. |
Основной фонд: вещественные, письменные источники. |
4 |
|
|
10. |
Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека музея. |
2 |
|
|
11. |
Учет фондов. Инвентарная книга. |
6 |
|
|
|
Раздел 5. Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии. |
9 |
|
|
12. |
Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Библиография. |
2 |
|
|
13. |
Как работать с газетами, журналами, книгами. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии |
2 |
|
|
14. |
Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий. |
5 |
|
|
|
Всего за 1-ый год обучения |
34 |
|
|
|
Раздел 6. Требования к экскурсоводу |
4 |
|
|
15. |
Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода. |
1 |
|
|
16. |
Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Рассказ экскурсовода. |
2 |
|
|
17. |
Что такое ораторское искусство. Практикум (упражнения на дыхание, скороговорки) |
1 |
|
|
|
Раздел 7. Основные требования к экскурсии. |
26 |
|
|
18. |
Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы. |
3 |
|
|
19. |
Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии |
4 |
|
|
20. |
Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты. Содержание экскурсии. |
2 |
|
|
21. |
Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. |
2 |
|
|
22. |
Отработка и сдача тематической экскурсии. |
3 |
|
|
23. |
Отработка и сдача обзорной экскурсии. |
3 |
|
|
24. |
Обсуждение, анализ проведенных экскурсий. |
2 |
|
|
25. |
Как подготовить доклад, выступление, презентацию |
7 |
|
|
26. |
Экскурсии в музеи Корткеросского района и РК. |
4 |
|
|
|
Всего за 2-ой год обучения |
34 |
|
|
|
Всего за 2 года обучения |
68 |
|
|
2.1. Условия реализации программы
2.1.1. Материально-техническое обеспечение
мо
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов: коми кабинет № 31, кабинет школьного музея «История села».
Оборудование класса:
· рабочие места по количеству обучающихся;
· рабочее место преподавателя, оснащенное персональным компьютером;
· магнитная доска;
· комплект учебно-методической документации: рабочая программа кружка, раздаточный материал, задания, цифровые компоненты учебно-методических комплексов (презентации);
Технические средства обучения:
· демонстрационный комплекс, включающий в себя: экран, мультимедиапроектор, персональный компьютер, принтер, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, учебные видеокассеты.
· Обязательно наличие локальной сети и доступа к сети Интернет.
2.2.2 Информационное обеспечение обучения
Методические пособия для учителя:
1. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.
2. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.
3. Кружковая работа по истории и обществоведению. Сборник статей. Составитель Простов М.П. М., 1984.
4. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982.
5. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2000.
6. Школьное краеведение. Информационно-методический бюллетень экспериментального краеведения, этнографии, экскурсий Министерства образования России. М., 1993
7. Щеглова Т.К. Школьное краеведение. Методика сбора устных исторических источников. М., 1993.
8. Шкурко А.И. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. – М., 1973.
9. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». –М., 1997.
10. Музейная педагогика. Под ред. Н.М. Ланковой. Работа со школьниками в краеведческом музее. – М., 2001.
11. http://www.eduhmao.ru/info/ – Информационно-просветительский портал. Музейная педагогика в школе.
2.3. Форма аттестации
Музей обогащает детей впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог бы встретить в окружающей его действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, углубляет его представления о мире. Главное во всем этом то, что ребята начинают понимать, почему музейные предметы называют источником наших знаний, почему ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные. Потому что каждый из этих предметов может стать волшебной дверцей в такой притягательный мир прошлого. О важности того, чтобы ребенок постигал историю своего народа и его культуру написано много, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за ту землю, на которой живёшь. Академик Д. Лихачев, говоря, о значении краеведения в воспитании граждан страны отметил, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», ведь если не будет корней в родной местности - будет много людей, похожих на искушенное растение «перекати поле». Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Данная программа развивает познавательный интерес к событиям прошлого и настоящего родного края, окружающему миру.
1-ый год обучения
Вид контроля |
Задачи |
Содержание |
Форма |
Уровни |
Входящий |
Выявить начальный уровень знаний о музее, о видах деятельности в школьном музее. Проверить уровень знаний о разделах экспозиции школьного музея «История села». |
Ответить на вопросы. Найти «плюсы» и «минусы» в экскурсиях старшеклассников-экскурсоводов. Дать описание разделов экспозиции школьного музея «Истории села». |
Беседа Экскурсия Анализ
|
Высокий, средний, низкий |
Текущий |
Выявить умения -по описанию музейных материалов и шифровке, записи в инвентарную книгу; -по определению основного и вспомогательного фондов. |
Описание музейного предмета – экспоната. Оформление инвентарной книги – учет фондов. |
Практикум
|
Высокий, средний, низкий |
Текущий |
Проверить уровень умений работать с дополнительной литературой; брать интервью, записывать воспоминания |
Нахождение необходимых сведений из различных источников. Составление вопросов для интервью. Проведение интервью и самоанализ его. |
Практическая итоговая работа |
Высокий, средний, низкий |
Итоговый |
Выявить знания, умения обучающихся, полученные за год |
Ответы на вопросы и выполнение практических заданий. |
Игра в форме экзамена |
Высокий, средний, низкий |
2-ой год обучения
Вид контроля |
Задачи |
Содержание |
Форма |
Уровни |
Входящий |
Восстановить уровень знаний о музееведении и краеведении. Проверить уровень знаний о селе Большелуг. |
Ответить на вопросы. Войти в роль экскурсовода и рассказать обучающимся о селе Большелуг. |
Беседа Экскурсия Творческое сочинение на тему «Наследие в школьном музее» |
Высокий, средний, низкий |
Текущий |
Выявить умения держаться перед публикой, выразительно читать, рассказывать
|
Чтение прозаических и поэтических текстов. Выполнение упражнений на дыхание. |
Практическая работа.
Групповая работа. |
Высокий, средний, низкий |
Текущий |
Проверить умение составить текст экскурсии (тематической, обзорной) и провести его. |
Разработка текстов экскурсий. |
Тематическая и обзорная экскурсии.
|
Высокий, средний, низкий |
Итоговый
|
Выявить знания, умения обучающихся, полученные за год |
Ответы на вопросы и выполнение практических заданий. |
Игра в форме экзамена. |
Высокий, средний, низкий |
Рубежный |
Выявить знания, умения обучающихся, полученные за 2 года обучения |
Ответы на вопросы и выполнение практических заданий; написание текстов экскурсий и проведение экскурсий |
Исследовательская работа по теме экскурсии. Доклад. Экскурсия. |
Высокий, средний, низкий |
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:
· альбом;
· газета;
· плакат;
· презентация;
· экскурсия-презентация;
· стенгазета;
· сценарий праздника;
· фотоальбом;
· исследовательская работа.
2.4. Список литературы
1. Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.
2. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.
3. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.
4. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.
5. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮиК, 2005.
6. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006г
7. http://www.eduhmao.ru/info/ – Информационно-просветительский портал. Музейная педагогика в школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.